Предчувствую тебя…» Александр Блок. Анализ стихотворения Александра Блока «Предчувствую Тебя… Мне не слышны ни вздохи, ни речи


Стихотворение А.Блока "Предчувствую тебя..." представляет собой исповедь, в которой лирический герой признается в своих мечтах, чувствах и опасениях возлюбленной. Ее образ, образ Прекрасной Дамы, является идеалом женщины, которого не существует в действительности: "Все в облике одном предчувствую тебя..."

Но созданная гармония нарушается реальностью, которая врывается в нее. Лирического героя охватывают смятение, тоска, страх, что разрушится этот самый идеал женщины, она окажется другой. Герой боится разочароваться в ней, а вместе с тем и в своем мире, который далек от реальности.

Весь горизонт в огне - и ясен нестерпимо.

И молча жду, тоскуя и любя.

Весь горизонт в огне, и близко появление,

Но страшно мне: изменишь облик ты...

Эти строки стихотворения доказывают все выше сказанное и еще раз подчеркивают ощущение неуютности, разлада, негармоничности в душе поэта.

Лирический герой обожествляет возлюбленную, это видно по написанию местоимения "Ты" и по невозможности жизни без нее: "О, как паду - и горестно, и низко, не одолев смертельные мечты!"

В стихотворении А.Блок использует различные литературные тропы, такие, как эпитеты - "смертельная мечта", "дерзкое подозрение", метафоры - "горизонт в огне".

Так же присутствует анафора, то есть повторение слов: "Весь горизонт в огне", "Но страшно мне, изменишь облик ты".

Интересно, что к стихотворению есть эпиграф: "И тяжкий сон житейского сознания ты отряхнешь, тоскуя и любя." Он дает понять, что с приходом любви человек вырывается из повседневности, любовь делает человека лучше, возвышает его, хоть порой и порождает страх и смятение.

Обновлено: 2013-02-23

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Класс: 11

Предчувствую Тебя. Года проходят мимо –
Всё в облике одном предчувствую Тебя.

А. А. Блок.

ЦЕЛИ УРОКА:

1. Дать представление о символизме ранних произведений А. А. Блока. Показать многозначность символов в стихотворениях разных лет.

2. Совершенствовать умение учеников делать самостоятельные выводы после знакомства с несколькими произведениями поэта.

3. Учить чувствовать стихи и видеть созданные в них картины – образы.

4. Совершенствовать выразительное чтение и умение анализировать поэтический текст.

5. Воспитывать внимание к слову, формировать интерес к лирике А. А. Блока.

ОБОРУДОВАНИЕ: портрет А. А. Блока, сборники стихов, рукописная литературная газета.

ХОД УРОКА

Ученики разделены на четыре группы, каждая из которых дома готовила самостоятельный анализ двух предложенных стихотворений по вопросам. Всем предлагалось законспектировать отрывки из статей литературоведов в “Практикуме…” Журавлева (с. 98 –101) “Влияние философской теории Соловьева на мировоззрение и поэтику Блока” ; повторить основные признаки символизма.

Начинается урок с беседы по законспектированному материалу.

У. В чём смысл учения Владимира Соловьёва?

Основными принципами его учения считаются следующие:

Отрицание существования объективной реальности;

Проповедь идеи мира внутреннего, который отражается во внешнем мире;

Идея Мировой Души, Вечной Женственности (всё земное следует рассматривать через его отношения к небесному, вечному, бесконечному);

В индивидуальной любви проявляется любовь мировая, любовь к миру открыта через любовь к женщине.

У. Какое влияние на раннее творчество Блока оказала философия Соловьева и символизм как литературное направление?

В “Автобиографии” Блок записывал: “В связи с острыми мистическими и романтическими переживаниями всем существом моим овладела поэзия Владимира Соловьева. До сих пор мистика, которой был насыщен воздух последних лет старого и первых лет нового века, была мне не понятна; меня тревожили знаки, которые я видел в природе, но всё это я считал субъективным и бережно оберегал от всех…”

У. Повторим основные черты символизма: отношение к реальному миру, отношение к слову, цель творчества.

У. Обратимся к ранней лирике А. Блока и посмотрим, в чём характерные признаки символизма в стихах поэта (первая группа работала со стихотворениями из сборника “Стихи о Прекрасной Даме”: “Вступление”, “Предчувствую Тебя”. Предлагались вопросы для наблюдения).

По стихотворению “Вступление”

1. Какие зримые образы присутствуют в этом стихотворении? Какую картину они создают?

2. Какие символы – предметы вы обнаружили и что, по-вашему, оно могли обозначать?

3. Какие цвета сочетаются в этом стихотворении, в чём их символический смысл? Выберите цветовую доминанту. Что она вносит в стихотворение?

4. Каков лирический герой этого стихотворения, его мысли, настроение, чувства? Как создается образ Прекрасной Дамы?

5. Обратите внимание на графику отдельных слов. Случайно ли такое написание? В чём его смысл?

Ответы – наблюдения учеников. Мы видим высокий терем, необыкновенно красивый, с узорной резьбой. Купол этого терема устремлен ввысь. Терем окружён воротами, к нему ведёт крутая дорога.

В каждом зримом образе заключен символ. Высокий терем, окружённый воротами, - символ недосягаемого и чего – то романтического, сказочного. Купол устремлен в лазурную высь – это мечта лирического героя о необычном, вечном, нетленном.

В стихотворении преобладает цветовая доминанта – огонь. Она выражена и в существительных (заря), и в прилагательных (красная тайна), и в глаголах (поджигал). Здесь и “румянец”, и “зажглись”. Это огненная мечта героя, это огонь в его душе, огонь любви к неземной, таинственной и недосягаемой Царевне.

Лирический герой стремится к этому терему, достигает его и стучится в ворота. Он близок к воплощению своей мечты. Та, к которой он стремится, напоминает сказочную героиню, Царевну Несмеяну. Мы не видим её, но терем, в котором она живет, помогает нам создать образ таинственной, загадочной, неземной женщины.

Вопросы к стихотворению “Предчувствую Тебя”.
  1. Какова роль цветовой доминанты этого стихотворения?
  2. Что можно сказать о лирическом герое, его настроении, отношении к героине?
  3. В чем особенность композиционного повторения отдельных строк?
  4. В чём особенность графики отдельных строк? На какую мысль это наводит?
  5. Как эпиграф связан со смыслом стихотворения?
  6. Попробуй прочитать последние строки каждой строфы. Какая тема прослеживается?

Наблюдения учеников. Как и в предыдущем стихотворении, цветов доминантой здесь является свет, огонь: “горизонт в огне”, “ясен нестерпимо”, “лучезарность близко”. Мечта героя чиста, ясна и прекрасна, она близка. Герой живет ожиданием, предчувствием появления Её.

У неё даже нет имени, нет каких-то определённых черт, лишь поток света окружает Её, льётся над Ней, исходит от Неё, словно от святой, словно нимб над головой Матери Божией. Она соединяется с этим образом в “облике одном”.

Для лирического героя любимая – носительница Вечной Женственности, духовности, красоты. Это идеал. Он ожидает Её пришествия, “тоскуя и любя”. Даже не любя, а боготворя. Тоска, страх охватывают героя, когда он чувствует близкое появление её. Он боится, что Её “привычные черты” вдруг изменятся, он не узнает своего идеала и его мечты окажутся лишь сном. Об этом говорит и эпиграф к стихотворению: “Тяжкий сон ты отряхнешь”. Свою мечту он называет “смертельной”, потому что с её крушением связана смерть героя. С образом Её связан такой семантический ряд, как “огонь”, “лучезарность”. А с символом крушения – “подозрение”, падение горестное и “смертельная мечта”.

Своими наблюдениями над символами, образами лирического героя и Прекрасной Дамы делятся ученики второй группы, которые анализировали стихотворения “Ты горишь над высокой горою”, “Вхожу я в тёмные храмы”.

Вопросы для анализа стихотворения “Ты горишь над высокой горою”.
  1. Какие символы скрываются за зримыми картинами? Было ли повторение таких картин?
  2. Какие цвета помогают создать настроение и нарисовать образ Прекрасной Дамы? Есть ли доминанта? Какая? Что за ней скрывается?
  3. Каков лирический герой, его настроения, чувства? Как создается образ Прекрасной Дамы?
  4. Сравни первую и третью строфы. Как меняется содержание?

Перед нами вновь высокая гора, терем, вечер. Кажется, картина знакомая. И те же самые цвета, среди которых доминирует яркий, цвет огня, горения: “ горишь”, “костер разводишь”, огневая игра”, “Искры”, “огневые круги”.

Лирический герой упоен своей мечтой, верен судьбе, полностью ей подвластен, желает постичь тайну, слиться со своей мечтой и “ настигнуть её в терему”. Он уверен в том, что его мечта воплотится, он сможет слиться с вечностью, стать частицей вечного огня и достичь идеала.

Она, его мечта, недоступна, как Царевна, но всё – таки ждёт его, готовит ему встречу.

Вопросы для анализа стихотворения “Вхожу я в тёмные храмы”.

1. Как меняется место действия в этом стихотворении? Помогает ли место действия создать образ Прекрасной Дамы? Что нового появляется в её изображении?

2. Какой ассоциативный ряд можно подобрать к образу Прекрасной Дамы?

3. Каково отношение лирического героя к Ней? Каково его настроение?

Перед нами – “тёмные храмы” с высокими колоннами и образом Божьей матери.. Этот образ освещен ласковыми свечами. И кругом тишина.

Прекрасная Дама – это “сон”, мечта, идеал, “Величавая Вечная Жена”. Для лирического героя она недосягаема, поэтому

Высоко бегут по карнизам
Улыбки, сказки и сны.

Она для него святая, в ней воплотился его идеал:

Но я верю: Милая - Ты.

Меняется и цвет: “Тёмные храмы”, “тень высокой колонны”, “мерцание красных лампад”. И лишь с образом Прекрасной Дамы связаны свет, яркий луч: “озаренный образ”, “ласковые свечи”.

Герой очарован, в ожидании встречи он дрожит, он рад видеть неземные черты.

В стихотворении реальное растворяется в мистическом, символическом. Церковь, образ Божьей Матери, полумрак, освещенные иконы, тишина, благоговение – и мечта об идеальной Жене, и неземное счастье.

ВЫВОД (делает четвертая группа). Каков образ Прекрасной Дамы в ранних стихах А. Блока?

Вначале это образ сказочной царевны, живущей в высоком тереме. Может быть, он навеян русской песней “Живёт моя отрада в высоком терему”. Дорога к ней трудна. Прекрасная Дама окружена светом, сама излучает его. Затем её образ трансформируется в образ Божьей Матери, воплощающей всё самое лучше, символ совершенства, идеала и гармонии, “чистейшей прелести чистейший образец”.

У. Переходим к третьей группе стихотворений. Изменяется ли образ Прекрасной Дамы? Как? Что нового появилось в нем? Исчезли ли символы или они получили новое наполнение?

Вопросы для анализа стихотворения “Встану я в утро туманное”.
  1. В чём цветовое и звуковое наполнение стихотворения?
  2. Каков лирической герой, его мысли, чувства, настроение?
  3. Как меняется образ Прекрасной Дамы?
  4. Что нового во взаимоотношениях лирического героя и Прекрасной Дамы?

В этом стихотворении нет цветовой доминанты. Сочетаются неяркие краски (“утро туманное”) и солнце. Мы слышим песни и чувствуем ветер, которые несут перемены. Прекрасная Дама перестаёт быть недосягаемой, она становится “подругой желанной”, которая восходит на крыльцо к герою. Мы не слышим таинственных колокольных звонов, вместо них – радостные песни. Недоумение героя в первой строфе сменяется восторгом во второй и третьей. Он словно приветствует произошедшие изменения. Это хорошо показано через синтаксис. Первая строфа заканчивается восклицательным предложением, передающим недоумение героя, не ожидавшего прихода “подруги желанной”. А в третьей – восклицательные предложения звучат гимном этой подруге. Всё стихотворение наполнено радостным чувством, новым мироощущением.

Вопросы для работы над стихотворением “Мы встречались с тобой на закате”.
  1. Как изменился в этом стихотворении образ Прекрасной Дамы? Обрати внимание на цвет, звуки. Какое новое символическое содержание они принимают?
  2. Какие изменения произошли в лирическом герое?

Изменился фон повествования: он снижен, может быть, тривиален: залив, лодка, двое влюбленных, вечер.

Изменилась героиня. Это уже не Величавая Жена, а земная женщина.

Меняется и смысловое наполнение символов, их семантика. Это залив и коса. Это берег, у которого рябь и камыш. И теперь уже не лирический герой думает об идеале, а кто – то, а лирический герой “разлюбил утонченность мечты”. Его прошлые восторги “померкли, прошли, отошли”. В прошлом остались и “белый стан, голоса панихиды и золотое весло”.

Меняется цвет, он становится приглушенным: “закат”, “вечерние свечи”, “бледная краса”, “вечерний туман”. А вот звуки, создающие грустное настроение, передающие печаль героя, его ностальгию по мечте: “безмолвные встречи”, “голоса панихиды”, “лазурная тишь”.

ВЫВОД (ученики четвёртой группы) по вопросам и проанализированным стихотворениям.

Какую эволюцию претерпел образ Прекрасной Дамы в раннем творчестве Блока? Чем это объясняется?

Любовь рисуется блоком как обряд служения чему-то высшему. Вымышленный мир противопоставлен событиям реальной действительности. Вначале Прекрасная Дама является носительницей Божественного Начала, Вечной Женственности. Потом образ этот снижается, становится земным, приобретает реальные черты.

Почему раннее творчество Блока тяготеет к символизму?

Тимофеев объясняет это так: “… уход в мечту, в мистику, в одиночество является своеобразной формой защиты от этого мира социальных противоречий и катастроф”. Анатолий Горелов определяет значимость стихов о Прекрасной Даме в “установлении таких идеальных ценностей жизни, которые в совокупности и выражали бы красоту бытия”.

И тяжкий сон житейского сознанья
Ты отряхнешь, тоскуя и любя.
В. Соловьев

Предчувствую Тебя. Года проходят мимо -
Всё в облике одном предчувствую Тебя.

Весь горизонт в огне - и ясен нестерпимо,
И молча жду,- тоскуя и любя.

Весь горизонт в огне, и близко появленье,
Но страшно мне: изменишь облик Ты,

И дерзкое возбудишь подозренье,
Сменив в конце привычные черты.

О, как паду - и горестно, и низко,
Не одолев смертельные мечты!

Как ясен горизонт! И лучезарность близко.
Но страшно мне: изменишь облик Ты.

Анализ стихотворения «Предчувствую Тебя» Блока

В раннем возрасте А. Блок находился под значительным влиянием философских идей В. Соловьева. Философ повлиял и на творчество молодого поэта. Одна из центральных идей Соловьева, которой придерживался Блок, — победа Вечной Женственности. Юноша стремился отыскать свой женский идеал, которому был готов поклоняться на протяжении всей жизни. Идеалистические представления о любви нашли свое воплощение в Л. Менделеевой. Блок был знаком с дочкой знаменитого химика еще с детства, но сознательные отношения между ними начались в 1898 г. Со стороны девушки это была просто игра, поэт же влюбился не на шутку. Он наконец-то нашел ту единственную, к которой бессознательно стремилась его душа. В 1901 г. он написал стихотворение «Предчувствую Тебя. Года проходят мимо…», которое во многом стало пророческим.

Эпиграфом к стихотворению стали слова «учителя» Блока – В. Соловьева. Они означают, что пришедшая к поэту любовь разбудила его, освободила от оков будничной жизни.

В 1901 г. Блок был поглощен охватившем его чувством. Он, не переставая, писал стихи, посвященные исключительно Менделеевой. Сразу стоит отметить, что любовь юноши была слишком уж идеалистической. Он не допускал даже мысли о плотских отношениях. Возлюбленную он ставил на недосягаемый пьедестал, относился к ней, как к богине, но даже не собирался признаваться в своей любви. Девушке это казалось странным и непонятным.

Блок уже давно близко общался с Менделеевой, вместе они совершали длительные прогулки. Но в стихотворении он еще только «предчувствует» ее. Поэт имеет в виду не живую девушку, а свой идеальный образ. Вечная Женственность должна воплотиться в Менделеевой. Блок так и не уверен до конца, произойдет ли это в реальности. Его охватывает страх: «изменишь облик Ты». Речь идет не о том, что девушка откажет юноше в любви. Поэт боится разочароваться в собственных идеалистических мечтах. Он считает, что это приведет его к «горестному и низкому» падению.

Все приметы («ясен горизонт», «лучезарность близко») указывают на счастливый исход ожидания. Но Блока так и не оставляют сомнения. Стихотворение, начинаясь предчувствием, заканчивается неуверенностью: «изменишь облик Ты».

В реальной жизни сомнения поэта полностью оправдались. Он фактически вынудил Менделееву выйти за него замуж. Придя от этого в восторг, он заявил жене, что считает физическую близость низким и недостойным занятием. Менделеева была поражена таким заявлением. Она не желала жить в иллюзорном мире и тем самым не оправдала идеальных ожиданий Блока. Вечная Женственность изменила свой облик. Впоследствии она ушла от поэта к другому, что стало причиной его «горестного и низкого» падения. Блок все же продолжал считать Менделееву образцом добродетели, и их странные отношения продолжались до самой его смерти.

Одной из жемчужин в коллекции стихов о Прекрасной Даме (1898-1904) считается стихотворение с мистическим подсмыслом «Предчувствую Тебя. Года проходят мимо», которое Александр Блок написал осенью 1901 года. В строках один из кадров видения поэтом идеальной, своей женщины, где просматривается оригинальные подход к подаче мысли и глубина передачи эмоций. Стихи пишутся от имени лирического героя, всю жизни ищущего, ждущего и восхваляющего образ Дамы.

Глубина блоковских чувств

Небольшой размер стихотворения компенсируется его глубиной, в водах которой можно увидеть больше, чем в ином рассказе. Достигается глубина многолетним желанием создать и передать другим своё понимание и видение женщины – Дамы с большой буквы, Незнакомки, ради которой можно пожертвовать всем. Символично, что Блок не рисует образ женщины с какого-то конкретного человека, так как всякий индивидуум имеет недостатки, а Дама не имеет.

Автор пишет, что чувства к женщине не могут иметь рамок времени и расстояния, он обожествляет Даму, поднимая её над мирской суетой. Таким женщинам клянутся на коленях, ради таких идут в огонь и не останавливаются перед ликом смерти. С небольшой натяжкой стихотворение можно назвать исповедью, которую изливает на читателей лирический герой Блока в надежде на понимание.

Тема стихотворения

Главная тема стихотворения «Предчувствую тебя» - это ожидание героем Дамы. Мимо бегут года – это не имеет веса перед таинством встречи, горизонт горит огнями – они не в силах вспугнуть надежду ожидающего.


И молча жду,- тоскуя и любя.

Герой одновременно ждёт и боится встречи с девушкой, ведь он заранее придумал себе образ, который может не соответствовать действительности. Он опасается, что Дама изменит свой облик или сменит привычные, но надуманные черты.

Обращение к Даме

Символично обращение на Ты с большой буквы – так обращаются к Богам, так Блок в лице лирического героя обращается к Женщине. Некоторые строчки повторяются по нескольку раз, это помогает автору сделать акцент в нужных местах и придать стихотворение блоковский шарм. Строчка «Но страшно мне…» повторяется дважды. Этим автор показывает, что радость от встречи равняется страху ожидания , но и по такой формуле герой готов не отступиться от образа.

Также идёт повтор фразы из заголовка «предчувствую Тебя…». Предчувствовать – это больше, чем ждать – это быть уверенным в неизбежности прихода! Повторение акцентирует читателя на этом моменте.

В конце стихотворения приближение Дамы чувствуется – уже близка лучезарность, уже горизонт освобождается от огня, но страх не проходит. Чувство страха перед изменением созданного облика и радостью встречи перемешиваются в душе героя. Не этот ли коктейль считается счастьем, не ради этих ли мгновений хочется не существовать, а жить? Не каждый ли из нас придумывал себе образ Незнакомки, которая должна, обязана рано или поздно прийти?


Не одолев смертельные мечты!

Эти смертельные мечты и являются одной из основных жизненных ценностей, ведь они отличают человека от создания неразумного, через них в душу проникает искра Божья, а в лёгкие глоток свежего воздуха, разносящего по крови ощущение счастья.

И тяжкий сон житейского сознанья
Ты отряхнешь, тоскуя и любя.

Вл. Соловьев

Предчувствую Тебя. Года проходят мимо -
Всё в облике одном предчувствую Тебя.
Весь горизонт в огне - и ясен нестерпимо,
И молча жду,- тоскуя и любя.

Весь горизонт в огне, и близко появленье,
Но страшно мне: изменишь облик Ты,
И дерзкое возбудишь подозренье,
Сменив в конце привычные черты.

О, как паду - и горестно, и низко,
Не одолев смертельные мечты!
Как ясен горизонт! И лучезарность близко.
Но страшно мне: изменишь облик Ты.

В завершении предлагаю послушать аудиозапись этого стихотворения, читает А Кутепов.

Дата добавления: 30 Апреля 2012 в 00:18
Автор работы: l********@gmail.com
Тип работы: творческая работа

Скачать в ZIP архиве (4.84 Кб)

Вложенные файлы: 1 файл

Скачать файл

Александр Блок, analiz.doc

- 25.50 Кб

Стихотворение «Предчувствую Тебя. Года проходят мимо…»также относится к этому циклу и посвящено Прекрасной Даме, в которой Блок видит божественное, спасительное начало, видит в ней надежду на новую жизнь. Но настроение лирического героя слышаться не только возвышенные мотивы и предчувствия чудесных перемен. Лирический герой ожидает появления той неземной Прекрасной Дамы, полон ощущения чуда, но чувствуется, что его не покидает страх, что «сменит образ свой» Прекрасная Дама и не сможет он «узнать свой идеал», и все мечты окажутся несбыточным сном, несбыточной надеждой. И смертельным кажется герою крушение надежд.

Местоимение «Ты» А. Блок пишет с большой буквы, чтобы показать насколько дорога лирическому герою его неземная Прекрасная Дама и как он ожидает ее появления.

Это стихотворение А.Блока произвело на меня большое впечатление. Атмосфера таинственности и тревоги заставляет искренне сопереживать герою, который так боится потерять свои надежды и мечты. Возможно, это стихотворение вызывает в моей душе отклик, потому что мне близки переживания героя. Я, как и лирический герой, часто ожидаю чуда, перемен и боюсь, что не сбудутся мои надежды.

Стихотворение « Предчувствую Тебя. Года проходят мимо…» являются лирическим стихотворением, написанным катреном, перекрестной рифмой и используется стихотворный размер: пятистопный ямб.

Предчувствую Тебя. Года проходят мимо -

Всё в облике одном предчувствую Тебя.

Весь горизонт в огне - и ясен нестерпимо,

И молча жду,- тоскуя и любя.

Весь горизонт в огне, и близко появленье,

Но страшно мне: изменишь облик Ты,

И дерзкое возбудишь подозренье,

Сменив в конце привычные черты.

О, как паду - и горестно, и низко,

Не одолев смертельные мечты!

Как ясен горизонт! И лучезарность близко.

Но страшно мне: изменишь облик Ты.

В стихотворении автор используют различные литературные тропы, например, такие, как метафора « горизонт в огне», эпитеты « смертельныя мечта», дерзкое подозрение», анафора: в третей строчке первого стиха и в первой строчке второго стиха повторяются слова « Весь горизонт в огне», а также повторяется строка « Но страшно мне: изменишь облик Ты» во втором и третьем стихе.

Краткое описание

Александр Блок, творивший на рубеже двух миров: мира дореволюционной России и России, уже охваченной революцией, является тем поэтом, чье творчество на протяжении всей жизни постоянно претерпевало изменения. Для юношеской лирики Блока характерна атмосфера, мистической тайны, загадки, чуда и тема ожидания и предчувствия. В первую очередь это проявляется в цикле стихотворениях о Прекрасной Даме, например, в таких стихотворениях как « Мне страшно с Тобою встречаться», « Вхожу я в темные храмы», « Я отрок, зажигаю свечи…».

Loading...Loading...