Любовь как основа воспитания духовности. Отношение к детской влюбленности

Ольга Заболотнова
Семья как основа воспитания духовно-нравственных ценностей ребенка

Семья как социальный институт в последние десятилетия в большинстве стран претерпела серьезные изменения, которые обусловливают падение рождаемости, усложнение межличностных отношений, рост разводов и, следовательно, рост числа неполных семей и семей с неродными родителями, так называемые «гражданские браки» , широкое распространение внебрачных отношений и внебрачных рождений.

В современных условиях в связи с последствиями упадка института семьи в России , исследование семьи приобретает особую актуальность, становясь одной из острейших проблем, имеющей важные последствия для будущего России.

Я, как руководитель детского сада очень часто контактирую со своими воспитанниками , наблюдаю за ними на занятиях, в свободной деятельности, взаимодействую с их родителями. Вижу, что даже в одной возрастной группе дети очень разные. Конечно они ещё не испытывали влияния социальной среды в широком смысле этого слова, но все же они пришли из семьи . Мы, как педагоги, часто проводим наблюдения за тем, какие это разные семьи , непосредственно и сами воспитатели работают с семьями воспитанников и видят , как каждая семья несет в себе свой потенциал нравственности. Одни – угрозой воспитывают своих детей , другие – подавлением воли ребёнка, третьи – спокойным приучением к правилам жизни. С одной семьей легко идти на контакт в вопросах воспитания ребенка , а другие просто стараются уходить от таких вопросов, т. к. считают, что на сегодняшний день много доступной информации в интернете, на телевидении. Соответственно это отражается и на их детях : одни очень агрессивны и не усидчивы, другие миролюбивы и послушны. Тенденция такова, что дети с каждым годом приходят в наше учреждение уже с патологией : с задержкой психологического развития, задержкой речевого развития. И здесь уже не обойтись без комплекса специалистов и взаимодействия с семьей . Хочется здесь привести опыт мудрого польского педагога и писателя Януша Корчака «Как любить ребёнка» , который оставил для нас очень важные правила воспитания и построения отношений с детьми. Я уверенна, что правила и заповеди, которые Януш Корчак оставил для нас - ключ к гармонии и успеху в воспитании детей . Зная и применяя эти привила - думаю, мы сможем стать лучшими родителями и друзьями нашим детям :

1. Не жди, что твой ребенок будет таким , как ты или таким, как ты хочешь. Помоги ему стать не тобой, а собой.

2. Не требуй от ребенка платы за все , что ты для него сделал. Ты дал ему жизнь, как он может отблагодарить тебя? Он даст жизнь другому, тот - третьему, и это необратимый закон благодарности.

3. Не вымещай на ребенке свои обиды , чтобы в старости не есть горький хлеб. Ибо что посеешь, то и взойдет.

4. Не относись к его проблемам свысока. Жизнь дана каждому по силам и, будь уверен, ему она тяжела не меньше, чем тебе, а может быть и больше, поскольку у него нет опыта.

5. Не унижай!

6. Не забывай, что самые важные встречи человека - это его встречи с детьми. Обращай больше внимания на них - мы никогда не можем знать, кого мы встречаем в ребенке .

7. Не мучь себя, если не можешь сделать что-то для своего ребенка . Мучь, если можешь - но не делаешь. Помни, для ребенка сделано недостаточно, если не сделано все.

8. Ребенок - это не тиран , который завладевает всей твоей жизнью, не только плод плоти и крови. Это та драгоценная чаша , которую Жизнь дала тебе на хранение и развитие в нем творческого огня. Это раскрепощенная любовь матери и отца, у которых будет расти не «наш» , «свой» ребенок , но душа, данная на хранение.

9. Умей любить чужого ребенка . Никогда не делай чужому то, что не хотел бы, чтобы делали твоему.

10. Люби своего ребенка любым - неталантливым, неудачливым, взрослым. Общаясь с ним - радуйся, потому что ребенок - это праздник , который пока с тобой .

Так же я определила, что роль семьи обусловлена ее глубоким влиянием на весь комплекс физической и духовной жизни ребенка . Семья для детей является социальной средой обитания, и в то же время воспитательной средой . Все выдающиеся педагоги в области клинической психологии, психологического консультирования, психологии здоровья и реабилитации, все более осознают важность духовно -нравственных религиозных ценностей , определяющих смысл и образ жизни человека. Я убеждена, что воспитание духовно -нравственных качеств в семье имеет исключительное значение в развитии личности и формировании всех ее начал и физических качеств и свойств.

В далекий советский период господствовала точка зрения на религию как на исторически преходящий феномен, обреченный на постепенное исчезновение. В настоящее время социологи фиксируют рост уровня религиозности населения страны, а также рост самосознания значительной части населения. Тем самым можно наблюдать духовный интерес среди населения, посещение храмов в воскресные дни целыми семьями , открытие храмов и приходов в шаговой доступности от жилых домов, восстановление разрушенных церквей и монастырей, посещение воскресных школ детьми и взрослыми, работа православных каналов на телевидении и сайты в интернете и т. д.

На сегодняшний день в общественном сознании получило распространенное мнение о том, что церковь является одним из основных источников нравственности и подлинной духовности . На православную церковь смотрят как на своеобразный социальный институт с тысячелетней историей, пользующийся наибольшим доверием населения.

Взять тему этой диссертации я решила по причине того, что в последние годы в научной литературе значительно возрос интерес к проблеме . Сейчас эта проблема исследуется в философии, психологии, социологии, педагогике и других научных дисциплинах, что связано со значительными социально-экономическими изменениями в жизни современного общества и потребностью в их ценностном осознании . В то же время большинство исследований по воспитанию детей в семье ведется вне учета духовно -нравственных религиозных ценностей родителей .

Это определило тему моего диссертационного исследования, актуальность которой вызвана необходимостью учета духовно-нравственных ценностей родителей в системе детско-родительских отношений.

Цель исследования - выявить пути воспитания духовно -нравственных представлений ребенка в семье .

В соответствии с целью исследования мною были определены следующие задачи исследования :

На основе результатов обследования выявить особенности духовно-нравственных ценностей семьи ; изучить особенности семейного воспитания , родительско-детских и детско-родительских отношений в семьях ; дать рекомендации педагогам по совершенствованию работы с семьями с различным уровнем духовно-нравственных ценностей .

Объект исследования : воспитание дошкольников в семье .

Предмет исследования : семья как основа воспитания духовно-нравственных ценностей (с детьми в возрасте 5-7 лет.)

Методы исследования : теоретический анализ и обобщение философской, психолого-педагогической литературы отечественных и зарубежных авторов по теме исследования; анкетирование родителей, педагогическое наблюдение.

Научная новизна исследования : в работе обосновано , что взаимодействие детского сада и семьи - важнейшее условие в решении задач нравственного воспитания дошкольников .

Разрабатывая проблему организации работы с семьями по духовно-нравственному воспитанию дошкольников , нами было проведено анкетирование родителей детей старше 4-х лет ГБДОУ детский сад №106 комбинированного вида Фрунзенского района Санкт-Петербурга к Педагогическому совету.

Родителям было предложено ответить на следующие вопросы :

Что Вы понимаете под термином «» ?

Возможно ли ?

Как, по Вашему мнению, следует сформулировать цель нравственного воспитания детей дошкольного возраста?

Как Вы считаете, кто несёт ответственность за духовно-нравственное воспитание детей – педагоги или родители?

Как Вы считаете, следует ли знакомить детей дошкольного возраста с символикой государства, традициями, памятными датами, религиозными обычаями и др?

Как Вы считаете, актуальна ли в современном обществе тема ознакомления с родословной семьи ? Есть ли в Вашем доме семейные традиции?

На вопросы были предложены несколько вариантов ответа.

По результатам обработки анкет, нами были получены следующие данные (см. Приложение)

Проанализировав анкеты было выявлено, что для основной массы опрошенных – 78% термин «духовно-нравственное воспитание » - это Любовь к Родине, уважение и почитание ее традиций;

Для 36 % опрошенных - это знание истории своей страны;

Для 56 % - это готовность выполнить гражданский долг, защита интересов Родины;

Для 56% это - любовь к семье , обществу, своей стране.

На вопрос «Возможно ли духовно-нравственное воспитание в детском саду ?» 89% респондентов ответили «Да» .

51% опрошенных считают, что основную ответственность за духовно-нравственное воспитание детей несут родители, 45% - педагоги и родители, и лишь 4% опрошенных считают, что ответственность за дух-нравственное воспитание детей несут педагоги.

84% опрошенных считают, что тема ознакомления с родословной семьи актуальна в современном обществе.

На вопрос «Следует ли знакомить детей дошкольного возраста с символикой государства, традициями, памятными датами, религиозными обычаями и др?» 71% из числа опрошенных родителей ответили «да» , 7% - выборочно, и 22 % респондента считают, что их дети недостаточно взрослые для данных тем.

В целом, по результатам анализа анкет можно сделать следующие выводы :

Организация в дошкольном учреждении специальной работы по духовно-нравственному воспитанию детей с учетом их возрастных особенностей, национальной культуры и традиций народа - актуальна. А также духовно-нравственное воспитание дошкольников должно осуществляться совместными усилиями родителей и воспитателей . В процессе воспитания важна историческая преемственность поколений, возможность передачи нравственного опыта и подача положительного примера, которые хранятся, прежде всего, в семье . И большая ответственность за воспитание духовно-нравственных ценностей ложится на семью .

Базой исследования стал детский сад № 106 комбинированного вида Фрунзенского района Санкт-Петербурга

Структура диссертации : Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.

Глава первая. Теоретические основы воспитания ребенка в семье

1.1. Воспитательная функция - важнейшая функция семьи

Во всех работах, посвящённых семье , говорится, что воспитательная функция – главная функция семьи , что семья проявляет огромное воздействие и на младшее, и на старшее поколение.

Отношения между отцом и матерью, их взаимодействие со своими детьми и родителями, внутрисемейный климат – все эти факторы влияют на развитие личности и индивидуальности, на уровень воспитания ребёнка . «Истинная сущность воспитательной работы заключается вовсе не в ваших разговорах с ребенком , не в прямом воздействии на ребенка , а в организации вашей семьи , вашей личной и общественной жизни и в организации жизни ребенка . Воспитательная работа есть , прежде всего, работа организатора» - говорит в своих работах А. С. Макаренко Дети выносят образ домашних взаимоотношений в общение с другими детьми, сначала в детских учреждениях, во дворах, а став уже взрослыми людьми, в собственные семьи .

В исследованиях А. Я. Варги, В. И. Гарбузова, В. И. Дружинина, А. И. Захарова, М, Земска. Г. Крайга. СВ. Ковалева. В. Сатир. А. С. Спиваковой., Э. Г, Эйдемиллера и других накоплен обширный материал по проблеме воспитания в семье и значения детско-родительских отношений в нравственном развитии детей.

Изучая «Очерки духовно-нравственных основ созидания и построения семьи в современных условиях», обращаешь внимание на то, что автор книги, протоиерей Глеб Каледа, профессор, доктор геолого- минералогических наук, то как раз он считает залогом христианского воспитания детей в семье – напряженную духовную внутреннюю жизнь родителей, которую дети чувствуют и в которой они соучаствуют в меру своего возраста в соответствии с особенностями характера. "Дух веры и благочестия родителей, - писал свт. Феофан Затворник, - должен почитаться могущественным средством к сохранению и воспитанию и укреплению благодатной жизни в детях" . Также задачей воспитания , считает автор, вложить в сердца начатки Христовой веры, раскрыть ее как радостную полноту жизни и подготовить детей к тому, чтобы они, придя в возраст, на любом жизненном поприще ощущали себя прежде всего членами Церкви. Таким образом, и светские учёные, и религиозные деятели считают семью основным институтом нравственного воспитания .

Кузнецова И. А. например, в своем пособии «Особенности внутрисемейных взаимоотношений родителей и детей в семьях православных верующих доносит до нас, что кризис, переживаемый сегодня Российским обществом, непосредственно связан с общим глобальным кризисом нравственности и безрелиги0зности подавляющей части современного общества. А кризис общества неразрывно связан и с кризисом семьи , они неотделимы друг от друга. Распад семьи , как основной ячейки общества , одного из основных социальных институтов общества создает нестабильность государства, невозможность воспитания подрастающего поколения духовно , нравственно и физически здорового. Нарисованная выше картина не внушает оптимизма. Имеет ли сегодняшнее общество ту основу , на которой оно могло бы выстроить путь в будущее? Только семья , по учению Православной церкви, есть первоначальная школа добродетельной и благочестивой жизни.

Из изучаемой мною литературы, становится понятно, что семья играет важную роль в нравственном развитии ребенка . Конечно каждая семья устанавливает рекомендации, принципы и нормы в отношении того, что правильно и что неправильно. Это большая ответственность родителей - передать нормы нравственных отношений своим детям. Изучая такое замечательное пособие как «Уроки добротолюбия» священника Алексия Мороз, Т. А. Берсенева, обратила внимание на мысль «Чтобы сохранилась и изменилась к лучшему жизнь на нашей планете, надо многое менять». «Менять поведение людей, их отношение к Богу, друг ко другу и окружающему миру. Мы не можем переделать весь мир. Но мы можем изменить в лучшую сторону себя, своих детей и тогда мир вокруг нас станет светлее и добрее. И чем больше будет людей, любящих добро, тем лучше и радостней будет наше общество» .

Воспитание – весьма сложный процесс, в котором влияние родителей и детей друг на друга взаимно. Сформировать настоящую личность – нелегкая задача, которая требует затраты времени и сил, определенных познаний, способностей и навыков, также нужна значительная требовательность родителей к самим себе. Основное , что семья может дать своим детям – это любовь. Одновременно в семье дети приобретают социальный опыт, у них формируются навыки и круг интересов, свойственные непосредственно этому ребенку .

Семья должна организовать рациональную жизнь детей, так чтобы, оказывать содействие им в прививании освоении ими правильного поведения, передачи опыта старших поколений, их трудов, навыков нравственного поведения, нравственных взаимоотношений и привычек.

Немаловажная задача возложена на семью в формировании духовно-нравственных ценностей . В ежедневном взаимодействии родителей и детей формируются необходимые условия для передачи духовных ценностей . Постоянно общаясь, наблюдая за своим ребенком , отец с матерью имеют возможность уже в раннем детстве выявить его индивидуальные особенности, понять, к чему ребенок имеет большие способности, содействовать в поиске своего предназначения. Непосредственно родители могут стать основой для развития нравственно-духовных взглядов , оценок и суждений, на основании которых и воспитываются благополучные взаимоотношения и нравственные качества, такие как : верность, любовь, преданность, дружба, забота, почтение к старшим, желание расти и развиваться как самому, так и стремиться делать мир лучше.

Аверьянова Елена Вячеславовна

учитель начальных классов

высшей квалификационной

р.п. Башмаково Пензенской обл.

Духовно-нравственное воспитание ребенка, как основа развития его личности

Духовно-нравственное развитие личности гражданина России является одним из ключевых факторов модернизации России. Создать современную инновационную экономику, минуя человека, состояние и качество его внутренней жизни, невозможно. Темпы и характер развития общества непосредственным образом зависят от гражданской позиции человека, его мотивационнопотребительской сферы, жизненных приоритетов, нравственных убеждений, моральных норм и духовных ценностей. Воспитание человека, укрепление его интереса к жизни, любви к своей стране, потребности творить и совершенствоваться есть важнейшее условие успешного развития России.

В числе важнейших проблем воспитания серьёзную тревогу вызывают вопросы духовного и нравственного воспитания. Чему учить и как воспитывать, как научить ребёнка любить Отечество, свою национальную культуру, самобытность и традиции своего народа? Этот вопрос не раз задавал себе каждый из нас не только как учитель, но и как родитель. В вечном поиске положительного и доброго мы, как правило, выходим на блистательный образец - общечеловеческие ценности.

«В-ос-питание, питание духовной оси человека, находящегося на пути становления, должно опережать обучение знаниями, оно как бы заготавливает ферменты очеловечивания и облагораживания знаний и тем самым просветляет ум» Ш.А.Амонашвили

Детство - это удивительная страна. Её впечатления остаются на всю жизнь. Человек как храм закладывается в детстве. В сегодняшней жестокой действительности ребёнку необходимо введение в традиционную духовную культуру. Ведь культура - это организованная человеком среда обитания, это совокупность связей и отношений человека и природы, искусства и человека, человека и общества.

Потребность и понимание того, что духовное – это первооснова любого общества и любой личности, всё больше приходит в нашу жизнь. Мы начинаем понимать, ценить и выстраивать приоритеты, не иначе как для развития духовно-нравственной сферы личности, основы современного воспитания.

Духовность является фундаментальным свойством человека, интегрирует в себе духовные потребности и способности человека самореализовывать себя в поисках истины, в творчестве, в стремлении к добру, свободе, справедливости.

Важнейшей целью современного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России

Это позволяет выделить основные результаты воспитания, выраженные в терминах ключевых воспитательных задач . Их содержание отражает основные направления развития личности:

    личностная культура;

    социальная культура;

    семейная культура.

Необходимым условием формирования нравственной сферы ребенка становится организация совместной деятельности детей, способствующая развитию общения и взаимоотношений детей друг с другом, в процессе которых ребенок усваивает социально-исторический опыт, получает представления о другом человеке и о самом себе, о своих возможностях и способностях.

Значительную роль в духовно-нравственном воспитании играет искусство. Художественная литература аккумулирует в себе законы нравственности и воспевает ее ценности в образной форме. Факты литературы воздействуют на эмоциональную сферу человека, заставляют его переживать. Переживания рождают самостоятельные мысли, закрепляемые в долгосрочной памяти, становясь принадлежностью души человека.

«Духовный мир ребёнка может обогащаться только в том случае, если он это богатство впитывает через дверцы своих эмоций, через чувства сопереживания, сорадости, гордости, через познавательный интерес» Ш.А.Амонашвили.

Большие возможности духовно-нравственного воспитания заложены в содержании литературных произведений, изучаемых на уроках литературного чтения. Произведения литературы имеют особое значение в духовно-нравственном воспитании ученика начальной школы, в развитии его моральных качеств, гражданского сознания, коммуникативных способностей, эмоционально- ценностного отношения к окружающему миру.

Моя воспитательная стратегия: побуждение личности ребёнка к самовоспитанию и к самоанализу. Воспитать в детях умение строить себя для себя самого и для других.

Познавая и оценивая себя с точки зрения нравственных и культурных ценностей, ребёнок развивает способность понять, увидеть и почувствовать мир людей.

Искусство мыслить - это обращённость мысли к доброму, прекрасному. Позитивное мышление находит своё выражение в способности видеть лучшее, светлые стороны в себе и в других людях, в окружающем мире, прощать недостатки. Это и есть основа толерантности.

Через литературные произведения учу детей умению размышлять о людях, действиях, поступках, о влиянии своих поступков на других; учу принимать решение с точки зрения нравственных ориентиров, культурных ценностей. Тем самым перед ребёнком открывается дорога к социализации: ребёнок учится сопереживать, взаимодействовать, сотрудничать.

В центре внимания на уроке герой произведения, качества его характера. Своей задачей на уроке ставлю умение проследить духовные качества главного героя, его переживания и чувства, извлечь уроки доброты, красоты и истины из судеб художественных образов. В ходе обсуждения рождается проблемная ситуация. В результате её решения дети аргументировано ищут ответы на все поставленные вопросы данной проблемы.

Именно в младшем школьном возрасте, когда так сильна эмоциональная память, восприятие того или иного образа может оказаться решающим в жизни человека, потому что именно в это время формируется в детях духовное начало.

Все знания об окружающей действительности для ребёнка существуют только в наглядной чувственно – воспринимаемой форме. Чем богаче воспринимаемый им мир, тем лучшие основы для его духовного развития закладываются в детстве. В возрасте 7-10 лет личность ребёнка, его способности приобретают деятельностный характер, он жаждет проявить свои творческие задатки в конкретной деятельности, и в учебной в частности. Учителю необходимо использовать в учёбе эти качества, что превращает его в искателя истины. Необходимо поощрять творчество и самодеятельность ребёнка, помочь ему в овладении навыками труда, даже если этот труд называется «учёба»

Надо учиться не потому, что надо, а потому, что интересно.

Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность. Интеграция воспитательных усилий семьи и школы имеет приоритетное значение на ступени начального общего образования. Школа и семья должны создавать целостное пространство духовно-нравственного развития младшего школьника. На последующих ступенях общего образования эта связь сохраняется, но на первый план выходят воспитательные отношения школы и социума. Как важно нам, педагогам, сотрудничать с родителями, расширять их мировоззрение, помогать им в общении с их детьми.

"Для нравственной оседлости человека совершенно необходимо любить свою семью, свои впечатления детства, свой дом, свою школу, свое село, свой город, свою страну, свою культуру и язык". Д.Лихачев

Существует еще одна проблема- проблема личности учителя, взаимоотношения ученика с учителем в области смыслового, внутреннего движения. Говорить о нравственном и духовном, предлагая детям лучшие образцы сокровищницы русской литературы, - высота, на которую педагог должен подняться сначала сам. Иначе дети не поверят, а, следовательно, не пойдут за ним и не воспримут информацию. Поэтому одним из важнейших условий для понимания произведений духовной направленности является образ самого учителя, его личность. Развитие и саморазвитие ученика происходит через книгу и учителя, а учитель, если он смог научить детей самостоятельно мыслить, совершенствуется сам.

Учителю необходимо двигаться постоянно вперёд вместе с тем вечным движением, в котором движется вся Жизнь. Самое важное, чтобы учитель вошёл в это движение с любовью.

Если сегодня ты никому из своих учеников не украсил дня своей Любовью, Добротой - твой день пропал.

В воспитании человека важно добиваться, чтобы нравственные и моральные истины были не просто понятны, но и стали бы целью жизни каждого человека, предметом собственных стремлений и личного счастья`.

Сейчас в нашем мире страшно жить: страшно потерять сознание на улице, страшно идти вечером домой, страшно открывать дверь незнакомцу, страшно лететь на самолете. Но еще страшнее от мысли, что и наши дети, и наши внуки всю свою жизнь будут испытывать чувства недоверия и нетерпимости по отношению к окружающим.

Поэтому в последнее время все чаще и чаще возникают разговоры о духовном и нравственном воспитании, где самой главной ценностью является неповторимая и неприкосновенная человеческая личность.

Одной из задач в формировании личности младшего школьника является обогащение его высокими духовными представлениями и понятиями. Степень овладения ими у детей различна, что связано с общим развитием ребенка, его жизненным опытом.

Мы должны воспитать поколение людей, способных стать достойными гражданами России, любящих свою семью, свой дом, свое дело, свое Отечество, готовых к нравственному поведению и выполнению гражданских обязанностей. Задача духовного воспитания состоит в том, чтобы социально необходимые требования общества педагоги превратили во внутренние стимулы личности каждого ребенка, такие как долг, честь, совесть, достоинство. добро зло общество поступок

В Концепции модернизации российского образования прописаны важнейшие задачи воспитания, заключающиеся в формировании у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.

Воспитание нового поколения представляет собой проблему, которая становится национальным делом. Для решения этой проблемы, решения задач воспитания призван классный руководитель. На него возлагается важнейшая задача координации и направления усилий всех педагогов образовательного учреждения по формированию воспитательной системы, благодаря которой состоится самоактуализация личности растущего человека.

  • 1. Организационный момент
  • - Сегодня мы с вами будем вести разговор о добре и зле. (Включается проектор (1-ый слайд)).
  • 2. Постановка цели урока
  • - Итак, какие цели нам необходимо поставить перед собой на уроке, чему мы научимся на этом уроке?

Выберите те выражения, которые, по вашему мнению, будут сопутствовать целям, подчеркните их красным цветом и те, которые будут сопутствовать результату данного урока, подчеркните зелёным.

3. Изучение нового материала

Среди христиан существует мнение, что добро и зло, это почти одно и то же, так как являются плодами одного дерева. Это привело к тому, что верующие не чувствуют осуждения от творимого ими зла и не видят надобности в творении добра. Однако Библия - Слово Божие - очень ясно говорит, что добро и зло - это совсем не одно и то же, а наоборот, явления диаметрально противоположные. Писание ясно даёт нам понять, что добро - от Бога, а зло - от дьявола.

Библия нигде не призывает нас делать зло. Наоборот, она призывает делать только добро, отвращаясь от зла. Так откуда же появляется суждение, что добро и зло - вещи одного порядка?

На примере понятных нам образов, таких как, дерево, плод, змей и др.- образно показана «модель» грехопадения человечества.

  • - Дети, как вы думаете, кто на самом деле говорящий змей, обольстивший Еву (это дьявол).
  • - Давайте подумаем, что же именно символизируют деревья, что «посреди рая» и что символизируют их плоды.

Два дерева по среди рая, символизируют жизнь по двум разным принципам - жизнь по принципам Божьим (дерево жизни) и жизнь по принципам врага Бога - дьявола (дерево познания добра и зла). Жизнь в Боге, с Богом и по Его святым принципам любви и гармонии, аллегорично (преувеличенно) представлена в виде «дерева жизни». Только плоды такого «дерева» могут давать вечную жизнь, ведь живущие свято и праведно, достойны неба. В контакте с Богом происходит познание нами добра и зла в совершенном, истинном, то есть в Божьем понимании. Происходит познание Его мудрости и Его закона, что ведёт к праведности, святости, а значит к жизни.

Посреди рая было дерево «познания добра и зла», употреблять «плоды» которого было запрещено Богом. Дерево «познания» символизирует жизнь по принципам, предложенным дьяволом. Это говорит нам о том, что к моменту появления первых людей, к сожалению, зло во вселенной уже зародилось. Дьявол, поднявший восстание против Бога, предложил свой путь развития вне Бога. Естественно, что первые люди, как и все существа во вселенной, наделённые правом выбора и свободой волеизъявления, имели право выбрать любой из этих путей, но они были заранее предупреждены Богом о последствиях, то есть о неминуемой смерти в случае выбора дьявольского, греховного, эгоистического пути.

И так всю жизнь человек подвергается испытаниям при выборе того или иного пути. Очень тяжело не искушаться и не грешить, но отказываясь от чего-либо, мы становимся сильнее, мы укрепляем свою силу воли.

  • - Скажите, что такое добро, что такое зло?
  • - Ребята, как вы думаете, что можно сделать, чтоб наша жизнь стала чуть лучше? (ответы детей)
  • -Как же нам стать добрее?
  • - А вы слышали когда-нибудь слово «БОМЖ»? Кто это такой?

Это человек, оставшийся без жилья, обездоленный, несчастный.

  • - Как ему живется? Что он ест? Почему остался на улице? Что он чувствует? Есть ли у него друзья, родственники?
  • -Что вы думаете, когда проходите мимо такого человека?

Я расскажу вам одну притчу. Каждое утро по берегу моря ходила старая женщина. Она была в рванной и грязной одежде. Она что-то собирала в черный пыльный мешок. Женщина улыбалась каждому встречному ей ребенку, но они в ответ корчили ей рожи (думали, что она больная). Позже выяснилось, что женщина каждый день собирала с песка осколки стекла, чтоб никто из детей не поранил свою ножку…

Если будем думать о других, мы сможем сделать мир чуть лучше. Давайте смотреть глубже. Учиться анализировать и размышлять над поступками людей. Нельзя судить о человеке по внешнему лишь только виду!

Что еще можно сделать? Каждый из вас встречался с компьютерными играми, с теми в которых нужно стрелять, убивая других. Мы можем до конца не осознавать всего ужаса происходящего. Наше сознание страдает от этой жестокости, мы выносим ее из виртуальной жизни в реальную. Мы становимся грубы и жестоки.

Первым шагом на правильный путь может стать такой поступок, как отказ от таких игр.

Доброта-это качество изначально присущее душе. Доброта проявляется:

  • 1. В склонности к позитивному мышлению в отношении других;
  • 2. В способности быть непритязательным по отношению к другим;
  • 3. В мягкости сердца.

Настоящая доброта всегда проявляется там, где есть правильное понимание того, как помочь людям, и там, где есть твердость характера, способная противостоять их недостаткам. Существует особый вид доброты--МИЛОСЕРДИЕ. Это милость сердца, жалость, сострадание, любовь к людям. Милосердие не слабость, а сила, потому что оно свойственно людям, способным прийти на помощь.

Давайте подведем итоги и сделаем вывод о том, что ДОБРОТА это: (дети)

Умение радоваться удачам других, умение сопереживать, умение сочувствовать, умение прощать и просить прощения, умение сострадать, сильный всегда защищает слабого, помощь другому человеку не ради выгоды, а бескорыстно, противоречит злу.

Доброта--это то, что совершается добровольно, бескорыстно, для всеобщей пользы и для своей пользы, а не во вред себе.

Преимущества доброты.

Доброта обеспечивает открытость по отношению к людям, событиям и жизни в целом.

Доброта дает зоркость - для того, чтобы подмечать лучшее и отметать худшее.

Доброта дает возможности становиться лучше самому и помогать стать лучше окружающим людям.

Доброта дает энергию для совершения добрых дел.

Проявления доброты в повседневной жизни.

Семейные отношения. У родителей, вкладывающих силы в воспитание детей, в то, чтобы объяснить им, что такое хорошо и что такое плохо, дети вырастают добрыми людьми.

Как развить в себе доброту.

Общение с Богом. Бог есть высшее проявление доброты.

Чуткость к окружающим. Проявляя интерес к окружающим людям, заботу о них -- человек проявляет доброту.

Участие в благотворительных акциях. Доброты не бывает без сострадания; участвуя в благотворительных акциях, люди проявляют сострадание и воспитывают в себе доброту.

Чтение. И духовная, и большая часть светской литературы, обращается к лучшему к человеку; пробуждает она, в том числе и доброту.

Какие добрые дела мы можем совершать сами?

  • -проявить заботу о членах семьи: поухаживать за старенькой бабушкой, помочь уставшей маме, поиграть с младшим братом...
  • -помочь пожилому человеку нести сумку;
  • -сделать скворечники весной, кормушки для птиц зимой;
  • -накормить бездомных животных,
  • -отнести вещи в организацию по социальной защите населения;
  • -помочь детям сиротам и инвалидам;
  • -посадить цветы, дерево, помочь в благоустройстве территории школы...

Петракова Татьяна Ивановна

Доктор педагогических наук
Профессор
Профессор Московского педагогического государственного университета, методист Городского методического центра Департамента образования Москвы

«Главную задачу воспитания, — пишет К.Д. Ушинский, — составляет влияние нравствен-ное» . О приоритете нравственного воспитания с за-мечательной образностью высказался И.Г. Песталоцци, назвав его «морем бесконечной силы совершенной любви» . «Любить вообще, — пишет протоиерей Иоанн Базаров, — так близко сердцу человека, так естественно для его природы. Но как любить, уметь любить [выделено нами - Т.П.]— это задача жизни...»

Помочь в решении этой задачи - научить ребёнка любить - и призвано духовно-нрав-ственное воспитание. Его цель — явить ему примером, словом и делом всю высоту, глубину и полноту этого поистине Божест-венного чувства.

Образцом такой любви для верующих людей является Иисус Христос, поэтому, по учению святых отцов, любовь к Богу есть основание и первое условие правильных отношений человека к другим людям.

«В сущности, — отмечает о. Иоанн Базаров, — и та, и другая любовь — одно и то же чувство. Однако мера им дана разная [подчёркнуто нами - Т.П.]: первая подразумевает всю полноту этого чувства [«возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумени-ем твоим» . Евангелие от Матфея; 22, 37], вторая — равность в выражении естественного ощущения сво-его бытия», [«возлюби ближнего твоего, как самого себя» . Там же; 22, 39].

Целью и объектом духовно-нравственного воспитания яв-ляется сердце человека. В этом - его отличие от умст-венного воспитания, целью и объектом которого является мышление, от эстетического — целью и объек-том которого являются чувства и т. д.

Известно, какое внимание уделяется воспитанию сердца в христианской традици-и. Обширный материал, посвящённый этому вопро-су, представлен в монографии известного учёного, профессора, архиепископа Луки (Войно-Ясенецкого) «Дух, душа, тело». Ученый на основании анализа Священного Писания, а также научных данных и собственного опыта выделяет различные сердечные состояния, делая выводы, важные для тео-ретической и практической педагогики.

Очевидно, что назрела необходимость составить бо-лее полное представление о проблеме. Для этого мы обратились к трудам педагогов дореволюционной школы (преимущественно к произведениям Я.А. Коменского, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинского, Н.И. Пирогова, В.Я. Стоюнина, С. А. Рачинского), к педагогическим творениям христианских авторов (свт. Ио-анна Златоуста, свт. Феофана Затворника, митр. Влади-мира Богоявленского, прот. Иоанна Сергеева (Кронштадского) и ряда других), работам современных православных учёных и педагогов (проф. В.В. Зеньковского, протоиерея Бориса (Ничипорова), С.С. Куломзиной, В. Парамонова и др.). Существенное влияние на позицию автора оказали работы проф. А. Гусева, протоиерея И. Базарова, о котором упоминалось выше, митрополита Питирима (Нечаева), проф. В.И. Несмелова, русских философов и богословов В.Н. Лосского, С.Н. Булгакова, С.Н. Трубецкого, С.Л. Франка, И.А. Ильина, Г.П. Федотова.

На основании анализа прочитанного и собствен-ного педагогического опыта нам удалось прийти к некоторым выводам.

Чтобы воспитать нравственность как «чувство общественности» (К. Д. Ушинский), чтобы верно оп-ределить меру любви к ближнему, необходимо выяс-нить, каково должно быть у человека правильное от-ношение к Богу и к себе. Известный русский философ В.С. Соловьёв выделяет три основные «меры» любви, три чувства, которые характеризуют возможные нравственные отношения человека к себе, к другим людям и к Богу — это чувства стыда, жалости и бла-гоговения . Наиболее важная задача воспитания сегодняшнего дня — это воспитание у ребенка благоговения или «страха Божьего».

Благоговение , согласно определению этого слова, означает глубочайшее почтение, уважение. В. Даль характеризует его как «смесь страха и уважения, сми-рения и покорности». Святые Отцы Церкви говорят о нём как о «радостновидном страхе». Очевидно, что об-ласть значений этого слова очень широка и колеблет-ся в интервале от страха до радости — в зависимости от внутреннего состояния человека.

Очень большое внимание уделяется воспитанию этого чувства в хри-стианской педагогике. В советской педагогике оно было подменено воспитанием «уважения к революци-онным, боевым и трудовым традициям советского народа».

Воспитывать (или «вкоренять», «укоренять») страх Божий — это воспитывать у ребёнка чувство зависимости от Бога, включающее и страх наказания, и чувство любви. Не останавливаясь подробно на этом вопросе, который требует глубокого и всесто-роннего освещения и учета той сложной духовно-нравственной атмосферы, которая окружает совре-менного ребёнка, отметим только, что для воспитания этого чувства необходима богобоязненность самих воспитателей, родителей, необходимо постепенное, с учётом возраста, знакомство детей с понятиями «Бога», «вечности», «смерти», «страшного суда» и одновременное воспитание у них ощущения и понимания той огромной, поистине неземной любви, с которой Бог относится к каждому человеку.

Воспитать у ребёнка страх Божий — это значит вызвать и «закрепить» у него ощущение «хождения под Богом», ощущение того, что любой человек — не случайность и не песчинка в этом мире, что «над каж-дым из нас непрерывно бодрствует Тот, для Которого нет случайностей, Кто всё доброе в нас поддержит, всё неразумное исправит, от всякого зла защитит и без Чьей воли ни один волос не упадёт с нашей голо-вы...»

Воспитание у детей чувства «благоговеинства», чувства истинной любви и глубочайшего почтения и уважения, близких к страху огорчить, обидеть, вызвать малейшее недовольство со стороны любимого существа, можно иначе назвать «чувством сыновства», поскольку именно таким образом должны стро-иться отношения детей и родителей. При направляю-щей силе этого чувства, этой главной эмоции сердца воспитывается основная «детская» добродетель — по-слушание. «Дитя должно учиться побеждать свою собственную волю и привыкать к воздержанности, лишениям и самоотвержению», — пишет митрополит Владимир Богоявленский .

Впрочем, умение слушаться, подчиняться является важнейшим качеством для человека любого возраста. Согласно святоотеческому учению, послушание ста-вится выше подвига молитвы и добродетели воздер-жания (поста). Оно является одной из главных забот христианского воспитания, поскольку беспрекослов-ное и быстрое послушание со стороны детей родите-лям, учителям, старшим служит залогом их послуша-ния Богу, то есть залогом добра.

Воспитанию этой добродетели большое внимание уделяют практически все христианские педагоги про-шлого века, однако особенно большое значение имеет она для наших дней. Распространению духа эгоизма, своеволия способствует не только современная семей-ная и общественная атмосфера, отличающаяся поте-рей критериев между «можно» и «нельзя», но и непо-мерное увлечение педагогов т.н. «гуманистической педагогикой», в которой мерилом системы педагоги-ческих (а зачастую не только педагогических) ценно-стей объявлен сам ребенок, а целью воспитания и образования провозглашается «удовлетворение всех его потребностей», т.е. воспитание эгоизма и самости. Подобная постановка вопроса может привести и при-водит к самым печальным результатам, которые будут иметь последствия не только для педагогики, но и для судеб России. Действительно, без этой добродетели послушания невозможно пред-ставить ни хорошего семьянина, ни образцового работника, ни законопослушного гражданина своего Отечества.

Необходимо также отметить, что хотя воспитание послушания не было провозглашено задачей совет-ской школы, но оно как бы подразумевалось, по-скольку многие её ценности и ориентиры (а среди них и самые главные — внутренние, духовные) были за-имствованы — через культуру и традиции — из опыта школы дореволюционной. И хотя многие основные педагогические понятия были искажены или подмене-ны, влияние этих подмен сказалось не сразу, оно на-капливалось десятилетиями, пока не привело к краху общественного сознания .

В вышеуказанной работе В.С. Соловьева гово-рится о стыде как своеобразном «регуляторе» отно-шения человека к самому себе. В борьбе духовного начала с телесным, пишет В.С. Соловьёв, утвержда-ется нравственное достоинство личности: «мне стыд-но подчиняться плотскому влечению, мне стыдно быть как животное, низшая сторона моего существа не должна преобладать во мне» .

Чувство стыда является естественным, прирож-денным чувством каждого человека, поэтому задача по его воспитанию состоит в том, чтобы не дать ему заглохнуть, а развить и укрепить его. Митрополит Владимир Богоявленский даёт следующие советы воспитателям и родителям .

«Предохраняйте детей от всего, что растлевает святое чувство стыдливости». Как ни труден этот со-вет для исполнения, его необходимо выполнять. Осо-бенно это касается прессы и телевидения, увлечение которым всё более приобретает характер болезни. Главный принцип здесь — отбор и строгая дозировка просмотра телепередач. Школе в этом вопросе (так же, как и родителям) необходима твёрдая и последо-вательная позиция.

Кроме того, чтобы не разжигать в детях чувст-венности, необходимо закалять их с самого раннего детства, приучать стойко переносить нужды и скорби, заниматься посильным трудом, предохранять от из-неженности.

Что касается полового воспитания, то, в отличие от мало продуманных современных концепций, святые отцы советуют как можно больше держать детей в совершенном неведении относительно этого вопроса. На их расспросы следует отвечать осторожно и ук-лончиво, не открывая им всей истины, но и не прибе-гая к обману и выдумкам. Относительно места школы в этом вопросе можно заметить, что ей не стоит брать на себя главную роль. Её надо оставить семье, прово-дя разъяснительную работу с родителями учащихся.

«Остерегайся, чтобы тебе самому не быть причи-ною растления детей». К этому совету трудно что-либо добавить.

«Внимательно наблюдайте за поведением детей,. чтобы они не имели никакого повода к соблазну».

Отцы церкви и опытные педагоги настоятельно рекомендуют родителям ни при каких обстоятельст-вах и ни под каким видом не позволять детям различ-ного пола (если даже они братья и сестры) спать в одной постели. Необходимо также следить за тем, чтобы в руки детей не попадали такие книги, журна-лы, которые могут осквернить их чувства и вообра-жение. И педагоги, и особенно родители должны сле-дить за кругом общения детей и ограждать своих чад от детей испорченных и грубых.

Последний совет сводится к следующему. «Воспи-тай в сердцах детей стыдливость и целомудренность из религиозных соображений, а не из каких-либо дру-гих». Этот совет связан с воспитанием в детях страха Божия. Память о Божьем вездеприсутствии и всеведе-нии будет лучшим охранителем их невинности, цело-мудрия, стыдливости.

Понятие стыда охватывает всю область отноше-ний человека к самому себе, поэтому необходимо воспитывать у ребенка воздержание или самоограни-чение в широком смысле этого слова.

Обратимся опять к советам митрополита Влади-мира Богоявленского и согласимся с ним, что глав-ный недуг нашего времени — «с каждым годом и днем распространяющаяся страсть к наслаждению» . Именно эта страсть порождает недовольных и несча-стных, число которых возрастает день ото дня.

Чтобы избежать этого, чтобы научить детей чув-ствовать себя довольными и счастливыми в любой обстановке, необходимо показать им путь воздер-жанности, умеренности и самоотвержения.

Правила, предложенные уже известным нам авто-ром, кажутся очень простыми, но как трудны они для выполнения, знает каждый воспитатель.

«Не изнеживайте детей, но всеми мерами укреп-ляйте их организм». Из практики известно, что в из-неженном, болезненном теле живет как правило, больная душа. Поэтому выполнение режима дня, за-каливание, умение безропотно переносить болезни и несчастья — условия Хорошего, крепкого здоровья, причем, не только телесного, но и душевного. Велика здесь роль семьи, но большое значение имеет настрой школы, особенно в начальных классах, когда автори-тет учителя для ребенка выше родительского автори-тета.

«Приучай детей к трудолюбию и правильной дея-тельности». Это правило также тесно связано с ра-зумной организацией дня, режимом. У ребёнка долж-ны быть, помимо учёбы, постоянные, посильные обя-занности дома и в школе, причём родители и педагоги должны следить за тем, с каким старанием, прилежа-нием они выполняются. Приучая детей к трудолю-бию, они должны вместе с тем приучать их к аккуратности и порядку. Всему должно быть своё место и своё время.

«Приучай детей с самого младенчества к умерен-ности в пище и питье». С отходом от христианской культуры постов это правило забыто во многих семьях. Между тем важно не допускать, чтобы дети ели столько, сколько они хотят, чтобы они ели с жадно-стью и несвоевременно. Следует также оберегать их от лакомств, учить выходить из-за стола прежде, чем они насытятся. Как уже отмечалось, полезно ив физическом, и в духовном отношении соблюдение постов и постных дней.

Таким образом, воспитание у ребенка воздер-жания и стыдливости как основы правильного от-ношения к себе предохранит его от чрезмерного развития самолюбия и чувственности, сделает его способным к проявлению бескорыстного, нравст-венного отношения к другим людям. Воспитание.у него чувства благоговения перед Высшим Началом бытия (или страха Божия) позволит определить тот предел, ту меру благоговейного отношения к дру-гому человеку, которую нельзя переступать, чтобы не обожествить его и не прийти в состояние покло-нения твари вместо Творца.

В основе чувства жалости (сострадания, понима-ния) как главного чувства по отношению к другому человеку, по мнению В.С. Соловьева, лежит правда и справедливость: правда, что другие существа подобны мне, и справедливо, если я отношусь к ним так же, как к себе . Но одно дело — умом признавать другого человека равным себе, другое — научиться понимать, ценить, любить его, научиться относиться к нему нравственно в действительности, в поступках и наме-рениях.

Воспитать у ребёнка правильное отношение к другим людям помогут два правила. Если их соеди-нить воедино, то можно выразить их таким образом: никого не обижай и всем, насколько можешь, помо-гай. Или несколько иначе: относись к другим так, как хочешь, чтобы они относились к тебе.

Первое правило — «не обижай» (или «не делай другому того, чего не желаешь, чтобы делали те-бе») — включает в себя ряд запретов. В христианстве эти запреты основаны на Божественных заповедях и связаны с борьбой с греховными помыслами, состоя-ниями, действиями. Святоотеческое учение о борьбе с грехами включает в себя «уроки» постоянного внима-ния не только к собственным поступкам, но даже к намерениям, ко всем состояниям ума и сердечным движениям .

В данной статье нет возможности даже бегло пе-речислить все возможные грехи ребёнка. Здесь и осуждение, и ябедничество, и за-висть, и воровство, и ложь, и лень, и непослушание, и многое-многое другое. Можно только заметить, что к «старым» порокам, характерным для школьного воз-раста, против которых сознательно не умели бороться ни семья, ни школа, ни сам ученик, в ужасающих раз-мерах прибавились новые: пьянство, наркомания, сквернословие, растление, блуд, превосходящая все границы дозволенного дерзость, бесстыдство. Поло-жение дел в образовании с так называемым «уровнем воспитанности» настолько тревожно, ситуация на-столько превосходит все допустимые границы, что её можно охарактеризовать как запредельную. Очевидно поэтому она не переживается педагогами, родителя-ми, общественностью как нечто вопиющее, ужасное, аномальное, а принимается как данность, как веяние времени и зачастую даже как норма. Такое состояние сознания, когда образ падшего человека объявляется естественным, нормальным, «законным», а зло возво-дится в ранг нормы, можно назвать чрезвычайным и кризисным, требующим решительных оценок и дейст-вий как со стороны педагогической науки, так и со стороны школы, семьи, общественности и государст-ва.

Если первое правило («никого не обижай») можно назвать отрицательным, то второе («всем, насколько можешь, помогай») — положительным. Оно преду-сматривает воспитание у детей различных добродете-лей.

Две эти задачи (борьба со злом, заключенным в самом человеке, и возращение в нем добродетелей) тесно сопряжены друг с другом. «В воспитываемом ребёнке, — пишет митрополит Владимир Богоявлен-ский, на авторитетное мнение которого мы уже ссы-лались, — должно быть искореняемо все дурное и на-саждаемо всё доброе» .

Что имеет в виду христианская педагогика под словами «всё доброе»?

В православии разработано обширное учение о добродетелях. Само это понятие является обобщенной характеристикой высоких устойчивых нравственных качеств личности, в нем подчеркивается деятельная форма усвоения добра («добродеять» — делать доб-ро) — в противоположность знанию о добре. По мне-нию профессора архимандрита Платона Игумнова добродетель подразумевает нравственную доблесть, которая способна восхищать и привлекать всякого человека и вести его к совершенству и богоуподоблению .

Вера, надежда, любовь являются главными хри-стианскими добродетелями. Они характеризуют, пре-жде всего, отношение человека к Богу.

Добродетели, связанные с отношением к ближне-му — милосердие, великодушие, терпение, кротость, незлобие, мужество, трудолюбие, простодушие, пря-мота, простота, братская любовь и др. Для укорене-ния в характере воспитываемого каждая из этих добродетелей требует усилий, специальных действий со стороны воспитывающих.

Выше уже говорилось о воспитании таких добро-детелей, как послушание, воздержание, богобоязнен-ность. Можно привести еще один пример.

Так, для воспитания правдивости (чувства любви к истине и отвращения ко лжи) необходимо следую-щее.

Относиться к детям с полной откровенностью и искренностью и оказывать им полное доверие. При сомнениях в правдивости их слов в точности убедить-ся, действительно ли они солгали. Только после этого серьезно и строго, но вместе с тем и с любовью выска-зать им свое недовольство. Не допускать в детях ни малейшей лжи.

Быть примером детям, показывать в словах и де-лах любовь к истине, правдивость и нелицемерность. Не обманывать детей. Не терпеть, чтобы детей обма-нывали другие, ни в каких ситуациях не давать детям ложных обещаний.

Намеренно или ненамеренно самим не вынуждать детей ко лжи. Не смеяться над ложью детей, высказанной в самой остроумной и хитрой форме. Не за-ставлять их говорить неправду из страха наказания. (Это бывает, когда наказание не соответствует совер-шенному проступку). Не учить их изворачиваться, лгать, чтобы выпутаться из затруднительного поло-жения. И, наконец, прививать им любовь к правде и истине из любви к Богу, который сам есть Истина, объяснять, что любая ложь является отвратительным грехом, нарушением Божественных заповедей. Лживый человек не остановится даже перед тем, чтобы украсть .

Таким образом, кратко мы остановились на том, что воспитание любви к ближнему, нравственного отношения к нему подразумевает определенную систему педагогических воздействий со стороны педаго-гов и родителей. Эта система, основываясь на пони-мании личности, данном христианской антропологи-ей, опирается на святоотеческое учение о борьбе с грехами (страстями) и на учение о воспитании добродетелей. При этом первое неразрывно связано со вто-рым: «насаждение», уход, взращивание всего того доброго, с чем связано понятие «человек», невозмож-но без соответствующей подготовки почвы, «земли», без освобождения её от «сорняков» — того дурного, что есть в человеке .

Здесь необходимо несколько слов сказать о хри-стианском понимании природы «дурного», согласно которому грех — явление духовное, метафизическое. Корни греха — не в нарушении этической нормы, а в отступлении от вечной Божественной жизни, для ко-торой сотворен человек и к которой он естественно, т. е. по природе своей, призван.

Совершается грех, прежде всего, в таинственной глубине человеческого духа, но последствия его по-ражают всего человека. Совершенный грех отразится на душевном и на физическом состоянии человека, на его внешности, он скажется на судьбе творящего грех. Грех неизбежно выйдет за пределы его индивидуаль-ной жизни, отяготит злом жизнь всего человечества, а, следовательно, отразится на судьбе всего мира .

Следствием онтологической поврежденности че-ловека (первородного греха) явилась неупорядочен-ность его сил, толкающая человека ко злу. Эта неупо-рядоченность, по мнению епископа Феофана Затвор-ника, яснее всего проявляется в сфере ума — в своеумии, в сфере воли — в своеволии, в сфере чувств — в самоуслаждении . Задача христианского воспита-ния — привести эти силы в гармонию.

Таким образом, воспитание у ребёнка любви, «зажигание» его сердца связано одновременно с тремя задачами - тремя «мерами» любви: любовь-благоговение (отношение к тому, что выше человека), любовь-уважение, понимание (отношение к тому, что ему равно), любовь-стыд (отношение к самому себе).

Самой первой и важнейшей задаче духовно-нравственного воспитания — воспита-нию сердца, воспитанию любви - должно быть подчинено и развитие эмоциональной и интеллектуальной сфер ребенка в их гармонии, воспитание его воли. Как для человеческо-го организма сердце является одним из центральных органов, принимающим кровь со всего тела, очи-щающим её через легкие и рассылающим её, обнов-ленную, по всему организму для питания и роста, так и для духовного существа человека, его души, сердце является не просто средоточием чувств, переживаний, настроений, а таким центром, проходя через который эти переживания, настроения, чувства изменяются, приобретают определенную «окрашенность», светле-ют или, напротив, омрачаются, темнеют — в зависи-мости от «силы сердца в любви», этого выс-шего, самого глубокого и напряженного сокровен-ного человеческого чувства.

Являясь самым сильным из чувств по своему оп-ределению, любовь , как внутренний источник света, изнутри освещает и преображает всего человека. Лю-бовь является одной из высших способностей челове-ка, функцией его души, той силой, которая позволяет ему из образа Божия стать Его подобием.

Кроме того, что сердце является «чувствилищем», которое правит всеми чувствами и волей, оно облада-ет способностью восприятия духовных воздействий. Сердцем человек молится, т.е. говорит с Богом. Пре-жде всего на сердце воздействует Творец, желая исправить человека. Очевидно, что с воспитанием серд-ца связано воспитание мотивов к той или иной дея-тельности.

Именно сердце различает добро и зло, являясь «седалищем» совести. «Человек склонен... к добру и злу, — пишет Э. Фромм. — Когда обе склонности на-ходятся в равновесии, он способен выбирать... Однако если его сердце ожесточилось до такой степени, что его склонности больше не уравновешены, он более не свободен в выборе» .

Святоотеческая традиция учит оценивать по со-стоянию сердца внутреннее состояние человека, что находит подтверждение в большом количестве опре-делений сердечных состояний, имеющихся в русском языке: «доброе, чуткое, отзывчивое, мягкое, теплое, любвеобильное сердце», «золотое сердце», «черствое, холодное, жестокое сердце», «чистое, простое, верное сердце», «с легким сердцем», «сердце болит, ноет, жжет, жалеет, радуется»; «сердце не лежит», «камень на сердце», «сердце сердцу весть подает», «сердце кровью обливается», «отдать свое сердце», «принять близко к сердцу», «с замиранием сердца», «от полно-ты сердца» и т. д.

Потребность сердца в любви может быть так ве-лика, что это чувство охватывает все существо чело-века, подчиняет себе его мысли, чувства и желания. Если такое сильное чувство, с трудом управляемое рассудком, направлено на какое-либо занятие или на другого человека, то оно превращается в страсть, не-обузданное, неразумное влечение, которое доставляет человеку страдания, муки, телесную боль и душевную скорбь.

Характер этого чувства, его крайние проявления, интенсивность и продолжительность, невозможность хоть в какой-то степени управлять им с помощью ра-зума, свидетельствуют о его «сверхчеловеческом», Божественном происхождении. Поэтому задача вос-питания заключается в том, чтобы указать сердцу ре-бенка предмет, достойный его любви.

«Развитие в сердце деятельной любви к Богу и ко всему Божественному, священному, — пишет епископ Феофан Затворник, — главная задача родителей» . «Любовь к Богу, — подхватывает эту мысль протоиерей И. Базаров, — собственно не есть заповедь, а только указание на естественную потребность неиспорченной природы человека. Дух Божественный, присущий ес-теству человеческому, естественно стремится к своему первоисточнику и в этом стремлении находит свое блаженство» .

Но сердце предназначено не только для чувство-ваний. Вслед за Священным писанием и святыми От-цами Церкви философы и ученые считают его глав-ным органом мысли. «Мы познаем в той мере, в ка-кой любим», — свидетельствует блаженный Августин. «Любовь» («сердце»), — пишет Паскаль, — прокла-дывает дорогу разуму к вещам и людям».

Об ограниченных возможностях рационального (логического) способа познания действительности, о мозге как об «органе внимания» к жизни, своеобраз-ном «коммутаторе», который «ничего не прибавляет к тому, что получает», пишет французский философ А. Бергсон, отдавая приоритет в постижении жизни интуиции, идущей от сердца . И.П. Павлов своим учением о высшей нервной деятельности опытно под-тверждает эту гипотезу, свидетельствуя о том, что в совершеннейшей части мозга, коре головных полуша-рий, нет места для какого-нибудь центра чувств . На-конец, профессор архимандрит Лука (Войно-Ясенецкий), о котором упоминалось выше, на основании анализа Св. Писания и научных фактов приходит к выводу, что именно сердце является орга-ном высших чувств, важнейшим органом познания .

Все сказанное свидетельствует о том, что главная задача воспитания — научить сердце любить, дать ему силу и направление, соответствующее главной цели бытия человека. Сердце, зажженное огнем Боже-ственной любви, будет воздействовать на все душев-ные и физические силы ребенка и устремит их на ис-тинно доброе и прекрасное.

Нами уже говорилось о необходимости воспита-ния не просто любви, а «меры» любви , «меры» чувств. Любовь как главная эмоция сердца может достигать такого напряжения, что все остальные, низшие чувст-ва оказываются ей подчиненными. «Жизнь в Боге есть низвержение [т. е. умерщвление] чувств, — свиде-тельствует св. Исаак Сирин. — Когда будет жить сердце, низвергаются [теряют силу] чувства» .

Таким образом, говоря о духовно-нравственном воспитании, необходимо, прежде всего, говорить о воспитании сердца, о любви как его цели.

«...Центр тяжести всякого нравственного влияния и воспитания заключается в силе любви», — пишет Св. Патриарх Тихон. На это же указывали многие выдающиеся педагоги прошлого, среди которых И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинский, А.И. Пирогов. Размышления об этом важнейшем вопросе можно найти в трудах ученых и педагогов — наших совре-менников. Особенно необходимо выделить работы В. А. Сухомлинского, который уделял большое внимание воспитанию у детей таких качеств, как любовь, доброта, совесть .

За последние годы вновь появились научные ис-следования, посвященные проблемам воспитания от-дельных нравственных качеств, тому или иному ас-пекту нравственного воспитания, нравственному вос-питанию в целом. Анализ этих работ, а также сочинений пе-дагогов-«классиков», сопоставление результатов и выводов, представленных в них, с результатами и вы-водами христианских педагогов и учителей Церкви позволяет дать краткие рекомендации относительно того, каким образом можно «воспитать сердце» .

1. Всеми возможными средствами развивать эмо-циональную сферу ребенка, его интуицию как перво-начальное умение «чувством познавать жизнь».

2. Основное внимание уделять воспитанию чувст-ва любви к Богу, ко всему высокому и святому как основе нравственного воспитания.

3. Поскольку сила и устойчивость того или иного чувства зависят от правильного представления о предмете любви, постепенно формировать у учащихся истинное и полное понятие о Боге и святыни (в широ-ком смысле слова) с учетом уже сложившихся у них представлений.

4. Учить детей адекватному выражению своих чувств, исходя из психологического закона адекват-ности чувства и его внешнего проявления: свободное выражение чувства возбуждает, усиливает его, а сдер-жанное проявление чувств, эмоций, переживаний умеряет их.

5. Способность человека ощущать на себе влияние настроения и чувств другого человека, перенимать их накладывает на педагога ответственность за каждый поступок, слово, движение, взгляд. Чтобы стать при-мером для ребенка, оказывать влияние на его внут-ренний мир, воспитатель должен проникнуться духом благоговения перед святыней, пониманием и состра-данием к людям.

Пример как главное средство воспитания основан на склонности детей к подражанию и их неспособно-сти отделить отвлеченное нравственное понятие от конкретной личности.

6. Воспитывая сердце, необходимо помнить о том, что дети перенимают от родителей не только интел-лектуальные способности, наклонность к той или иной деятельности, но и предрасположенность чувст-вовать таким же образом, как и родители.

7. Особенно большое значение в нравственном воспитании имеют образы благочестивых людей, по-этому необходимо использовать житийную литерату-ру, обращаться к образам святых, имена которых но-сят дети с тем, чтобы у них сложился достаточно пол-ный и живой нравственный идеал. «...Жизнь людей богоугодных полна глубокого назидания, — пишет А. Воскресенский, — и, рассматриваемая с различных сторон ее, обнаруживает те сокровища духа и сердца их, которые как бы остаются сокрытыми от равно-душного взора человеческого, не желающего видеть в жизни людей таинственного промысла Божия» .

8. Словесные образы, на которых воспитывается ребенок, необходимо по возможности подкреплять другими образами и образцами святости — музы-кальными, живописными, архитектурными, драмати-ческими и т. д., целостной системой художественных образов. Усиление за счет этого эмоционального поля приводит к повышению эффективности воспитатель-ного воздействия, позволяет практически осуществить «правильный подбор впечатлений и представлений» (К. Д. Ушинский), необходимых для духовно-нравст-венного воспитания и образования.

9. Для достижения нужного воспитательного эф-фекта следует тщательно продумывать выбор воспи-тательных средств, а также место и время, когда мож-но ожидать от ребенка наибольшей восприимчивости. Необходимо использовать соответствующие воспита-тельные ситуации, стремясь не упустить из виду ни одной детали, касающейся поведения ребенка.

«В нравственном мире нет ничего мелкого и не-значительного, коль скоро это касается внутренней жизни человека, — отмечает прот. Иоанн Базаров. — Здесь часто нам не столько важны великие подвиги самоотвержения и самопожертвования, сколько добросовестность в исполнении мельчайшего долга» .

10. Учитывая, что в нравственной жизни «мера чувств» определяется его постоянством и устойчиво-стью (а отнюдь не только его напряженностью), необ-ходимо уделять преимущественное внимание поддер-жанию «огня сердца», воспитанию любви во всех ее проявлениях (через любовь к животным, природе и т. п.).

11. Для «зажигания» и поддержания «всех сил любви» (И.Г. Песталоцции) нужно развивать в детях молитвенность. Молитва ограждает от дурных мыс-лей, учит собранности и сосредоточенности, наставляет на доброе. «Молитве учат детей так же, как учат говорить», — пишет известный педагог С. Н. Куломзина .

Завершая статью, мы должны отметить, что воспитание в детях любви особенно важно для нашего времени, отдаляющего людей друг от друга, на каждом шагу ставящего препятствия для непосредственного, живого общения. Но любовь можно воспитать только любовью. Поэтому будем стараться разжечь в себе огонёк любви, чтобы вспыхнувшее от него пламя высоких и светлых чувств помогло нам любить наших детей, то дело, которому мы служим, Родину, ближних и дальних. И, конечно, Бога, который дал нам счастье жить на этой земле.

Ушинский К. Д. О нравственном элементе в русском вос-питании. — В кн.: Ушинский К. Д. Избранные произведения. М., 2006. С. 153.

Песталоцци И. Г. Письмо к другу о пребывании в Станце. — В кн.: Песталоцци И. Г. Избранные педагогические сочи-нения. Том 2. М., 1981. С. 81-83.

Соловьев В. С. Оправдание добра: Нравственная филосо-фия. — В кн.: Соловьев В. С. Сочинения в двух томах. 2-е изд. Том I. M., 2002. С. 130.

Беседы митр. Владимира (Богоявленского). — В сб.: О ре-лигиозном воспитании детей. М., 1993. С. 44.

Любопытно наблюдение над системой подобных подмен в идеологической сфере: «рай» — светлое коммунистическое будущее; «единомыслие» — классовая солидарность; «крещение» — принятие в партию; «Св. Троица» — Маркс-Энгельс-Ленин; «Святейший синод» — политбюро; «св. мощи» — мавзолей; «иконы» — портреты вождей; «хоругви» — красные знамена; «литургия» — партийное собрание; «крестный ход» — демонст-рация. (См. в кн.: Начала христианской психологии. М., 1995. С. 48). Примерно то же происходило и в педагогике.

Соловьев В. С. Оправдание добра: Нравственная филосо-фия. — В кн.: Соловьев В. С. Сочинения в двух томах. 2-е изд. Том 1.М, 2002. С. 135.

Митр. Владимир (Богоявленский). Воспитание чувства стыдливости. — В сб.: О религиозном воспитании детей. М., 1993. С. 55—59.

Митрополит Владимир (Богоявленский). Воспитание само-ограничения, или самоотвержения. — В сб.: О религиозном вос-питании детей. М., 1993. С. 52—55.

Соловьев В. С. Оправдание добра: Нравственная филосо-фия. — В кн.: Соловьев В. С. Сочинения в двух томах. 2-е изд. Том 1. М, 2002. С. 165.

См., например, «Добротолюбие» — собрание сочинений отцов Церкви о внутренней, духовной жизни во всех ее направ-лениях и действиях. — Св. Троицкая Сергиева Лавра, 1992

Митрополит Владимир (Богоявленский). О видимости, сущности и начале воспитания. — В сб.: О религиозном воспита-нии детей. М., 1993. С. 33.

Базаров И., прот. Нравственность и жизнь. — Странник, том IV. СПб. 1878. С. 190.

Куломзина С. Н. Наша церковь и наши дети. М., 2005. С. 38.

"Любовь - истина мироздания, ключ понимания Бога, объяснение устремленности, энергия жизни, источник красоты, воля творящего терпения, причина радости, ответ милосердию и самопожертвованию, мастер чуткости и от мастер чуткости и отзывчивости, могущество единения".

Ш. Амонашвили

Наступивший новый век поставил перед человечеством множество проблем. Разрушены некоторые государства, новое устройство мира сопровождается потерей самого главного для человечества нравственности и духовности в жизни современного человека. Развитие конфессиональной свободы и вероисповедания, сопровождается нарушением определенной части населения традиционного подхода к выбору пути Веры и предпочтением нетрадиционных чуждых путей, абсолютно не соответствующих священным писаниям. Они не служат истинной основой для каждого верующего человека. Это сопровождается безудержным падением нравственности, стремительным ростом преступности, терроризма, религиозного и политического экстремизма, алкоголизма и наркомании, сексуального распутства и других пороков, разрушающих душу и тело, и саму личность человека. Это все приводит к самоуничтожению любой нации.

Сегодня наша Вселенная находится в ситуации мировой нравственной катастрофы. Экономически сильные и демократически развитые государства не могут быть вне этой катастрофы. Некоторые политики, сталкивая другие государства и народы, используя рознь (конфессиональную, национальную и др.) создают мифы об их угрозе для всего мира. Для сохранения своего политического и экономического господства разжигают войны. Но этот подход не помогает им сохранить мир у себя.

Страшным, разрушающим для человечества является информационная пропаганда и война, убивающая молодых людей и выхолащивая нравственность и духовность. В каждом тысячелетии были великие педагоги, ратующие за духовность и нравственность на позициях Гуманной педагогики, но не каждый воспитатель, учитель и педагог слышал их, потому что всегда против них было противостояние. Педагогика гуманизма и сотрудничества всегда и во все времена находила своих героев Духа.

Новое время дало нам в 21 веке выдающегося Учителя, педагога, ученого – Ш.А. Амонашвили. Шалва Александрович пронес все наследие Гуманной педагогики и генерировал ее идеи в жизнь, с учетом современности, национальных культур, нравственности, духовности. Опираясь на классические, общечеловеческие, конфессиональные и педагогические ценности, он и сегодня передает педагогам идеи Гуманной педагогики с понятиями любви, мира, праведности, культуры, ненасилия и истины.

Ш. Амонашвили дал нам не только надежду на обновление педагогического сознания, но и практику педагогического мастерства для спасения большинства судеб детей и образования. Он ратует за судьбу человечества всей планеты, сохранения жизни на Земле. Планетарная концепция Учителя «Реализации ценности воспитания и образования на идеях Гуманной педагогики», сегодня является основополагающей в сохранении мира, поднятия духовности, сопровождения нравственности и господства Любви человека к человеку, без зависти и насилия.

Важнейшим событием для Педагогического сообщества стран мира является принятие и провозглашение 17 июля 2011 года по инициативе президента Международного центра Гуманной педагогики Ш.А. Амонашвили и руководителей организаций в Бушети (Грузия) «Манифеста Гуманной педагогики». В Манифесте, в разделе «воззвание», говорится: «Что не от любви к детям, то от лукавого. Детей необходимо защищать от растлевающего влияния средств массовой информации, от натиска безнравственных компьютерных игр, развлечений, от дурных зрелищ и дурной музыки, от посягательств взрослых, от политических амбиций». (Манифест Гуманной педагогики, С.3, 2011).

Манифест ставит вопрос «Как нести Любовь детям и каждому отдельному ребенку, чтобы они принимали ее и поддавались ее воспитательному влиянию?». Самое нежное чувство любой национальной культуры – Любовь к матери. Это чувство отражено в любви к родным, к культуре своего народа, к местам детства, к сокровищницам национальных обычаев, традиций, родного языка, любви к отечеству.

Важнейшей основой для воспитания и образования человека является любовь. Любовь рассматривается как энергия, преобразующая духовное сердце человека. Когда сердце наполняется любовью, человек совершает бескорыстные поступки, проявляет такие качества как щедрость, всепрощение, сострадание, сопереживание, начинает видеть красоту, которая его окружает. Любовь одного человека делает счастливым другого, учит радоваться успехам и благополучию других. Для учителей гуманной педагогики является основой воспитания и образования. Поэтому любовь должна стать «законом» в воспитательно-образовательной среде подрастающего поколения.

Любовь есть всемогущая и всеобъемлющая сила всего образовательного мира. Учитель, отвечая на вопрос «Что такое Любовь?» должен наполнить себя энергией любви: глаза, слова, действия, чтобы каждый ребенок прочитал в его словах действиях, глазах: «Я – это Любовь, и Я учу Любви, и Я передаю Любовь, и Я нахожусь все время в Любви.

Как выращивать в них взаимную любовь к нам? Как воспитывать Любовь к ближнему и ко всему сущему? Мы сегодня много говорим о педагогических методах, технологиях, методологии – она заложена в сердце учителя, а метод исходит из сердца. Ни один метод материального мира не будет работать, если в нем нет энергии любви и духовности. Кто ответит: «Что такое духовность?» Ответ простой: «Любить всех бескорыстно, служить всем». Пример служения: Ш.А. Амонашвили - «Учитель, который владеет методологией Любви и ее энергию дает нам. Он постоянно выращивает в детях и в нас взаимную любовь, к ближнему и ко всему сущему».

Вы все знаете, существуют понятия: «добро-зло», «любовь-ненависть». Даже есть поговорка: «От любви к ненависти один шаг и от ненависти к любви – один шаг». Добро – это вид энергии положительной, созидательной, оно одухотворено. Зло – отрицательная энергия, разрушающая. А, что происходит, если мы даем понятие добра через сердце, через любовь? Мы это добро постоянно распространяем, эту положительную энергию создаем вокруг себя, и зло исчезает.

Как утончать свое искусство любить детей и каждого? Если в нашем сердце живет постоянно любовь, то она является благодатным полем для окружающих нас людей. Если любовь находится в сердце учителей, то она является главной методологией воспитания и обучения детей. Выполняя свой долг на духовном уровне, Учитель утончает свое искусство любить детей и каждого. Когда наша материальная любовь переходит духовную любовь, то мы тонко чувствуем каждого ребенка, его божественную природу.

Гуманный педагог не видит плохих детей, он источает любовь к каждому и его энергия любви преобразует каждого ученика, нивелируя все отрицательное скопившееся в сердце ребенка. Энергия любви исцеляет больного человека, способствуя улучшению здоровья. Когда мотивом действия учителя является Любовь, то оно становится праведным. Когда слова Учителя содержат в себе любовь, они превращаются в истину для учеников. Если чувства человека наполняются любовью, то он испытывает внутренне спокойствие, умиротворение и счастье.

К. Юнг отмечал, «Счастье заключается не в том, чтобы делать то, что мы любим, а в том, чтобы любить то, что мы делаем». Гуманная педагогика нацеливает нашу методику на энергию любви, и она срабатывает тогда, когда мы любим то, что мы делаем. Дети чувствуют эту истину сердцами. Что же в основе жизни лежит? – Любовь. Только Любовь.

Если в воспитании и образовании нет духовности и любви, то они бесполезны и все получаемые знания могут быть бесполезными, а иногда и вредны. Образованный и невоспитанный человек без духовности и любви использует свое образование эгоистично для себя или небольшой группы людей разрушающих социум и тогда в мире господствует эгоистичная материальная любовь. Когда в сердцах учителей постоянно живет любовь, то насилие не возникает. Дети рождаются с чистыми сердцами, проходя через различные ступени воспитания и образования не получая любви, сердца детей иссушаются. Это происходит, потому что методология и методика подменена замудренной наукой, или установлены какие-то стереотипы, которые не могут вместить человека в свое сердце, которые не могут выстроить методику воспитания и обучения на энергии любви.

Гуманная педагогика предлагает нам методологию любви как основу воспитания и образования. Учитель это тот, кто, преодолевая узость мышления, создает мир во всем мире и учит равному отношению ко всему на основе любви. Он внедряет добрые мысли, добродетели, такие ценности как праведность, верность, дисциплина, чувство долга, в сознание учащихся и формирует их поведение, возвышенным и достойным образом. Наших детей необходимо учить и воспитывать на основе любви при овладении бесценными сокровищами, которыми так богаты наша культура и культурное наследие разных народов мира.

Учитель – это сияющий свет для всех народов мира, но при этом свет будет сиять постоянно, когда есть энергия любви, он сможет зажигать детей как светильники вокруг себя. Учителя могут учить очень хорошо, они могут подробно объяснять и показывать легкие способы решения задач владения современными образовательными, информационными и коммуника­ционными технологиями, но если это происходит без опоры на методологию любви, то методы будут эти малоэффективны.

Loading...Loading...