Конспект занятия «Название предметов мебели. Употребление пространственных предлогов
Предлог - это служебная часть нашей речи, которая выражает смысловые связи между существительными, числительными и местоимениями и других слов в предложениях или словосочетаниях: пошёл в школу, взобрался на гору, побежал по улице, подошёл к отцу.
Предлоги в русском языке , как и другие служебные части речи, не изменяются и всегда остаются в том виде, в котором они существуют: посередине, напополам, на, с . Также предлоги не являются членами предложения, но при синтаксическом разборе предложения предлоги подчёркиваются вместе с тем членом предложения, к которому относятся: После недолгих колебаний животное подошло ко мне (после колебаний - обстоятельство, ко мне - обстоятельство).
Предлоги, союзы частицы - это служебные (несамостоятельные) части речи. Несмотря на это, они имеют свою классификацию и делятся на определенные виды.
Виды предлогов.
По морфологическим признакам предлоги
можно поделить на три вида:
- Простые предлоги - предлоги, которые состоят из одного слова, которое имеет одну основу: на, в, по, к, с, изо, над, около, после, до, благодаря и др.
- Сложные предлоги - предлоги, которые состоят из одного, но имеют два корня и пишутся через дефис: из-под, из-за, по-над и др.
- Составные предлоги - это предлоги, которые состоят из двух или более слов: в течение, в продолжение, в отличие от, несмотря на и др.
По происхождению предлоги бывают:
- Непроизводные предлоги - это обычные предлоги, которые нельзя связать с образованием от какой-либо части речи: от, на, в, при, к, по, из, за и многие другие. К непроизводным предлогам также относятся сложные предлоги: по-над, из-за, из-под.
- Производные предлоги - это предлоги, образованные от других частей речи (существительными, глаголами и др.): в течение, в продолжение, несмотря на, ввиду, вроде и др.
Производные предлоги.
Производные предлоги бывают нескольких видов, которые зависят от части речи, с которой связано образование предлога:
- Отыменные предлоги - это предлоги, образованные чаще всего от существительных. Образование таких предлогов может происходить с помощью наречий или непосредственно от имени существительного. К отыменным предлогам относятся следующие: в силу, в отличие, в течение, наподобие, ввиду, вследствие, в продолжение, в отличие от и другие. Существительное с предлогом или предлог?
- Отглагольные предлоги - это предлоги, которые образованы от деепричастий: несмотря, включая, благодаря, спустя, спустя, невзирая и др. Чем предлоги отличаются от союзов или другой части речи?
- Наречные предлоги - это предлоги, которые происходят от наречий: позади, впереди, около, внутри, вблизи, вокруг, кроме, вопреки и т.д.
Предлоги и согласование падежей.
Предлоги могут употребляться как с одной, так и с несколькими формами падежей . При этом, есть предлоги, которые требуют управления в каком-то определенном падеже: согласно - дательный, из-за - родительный, а в - предложный и винительный:
Согласно расписанию, согласно графику; из-за дождя, из-за матери; в Крым, в Крыму.
Разряды предлогов по лексическому признаку.
Предлог может выражать:
- Временное отношение: прыгать с утра до вечера ;
- Пространственное отношение: побывать в Питере и на Байкале ;
- Отношение сравнения и сопоставления: ростом с меня, что-то вроде вспышки ;
- Отношение сопровождения: взять с собой, приехать с братом ;
- Отношение причины: зарыдать от горя ;
- Объектное отношение: забыть про отдых, говорить о свадьбе ;
- Отношения цели: платье для выхода; еда для праздника ;
И другие разряды.
Как делать морфологический разбор предлога?
План разбора предлога
:
1)Часть речи, назначение данной части речи;
2)Вид предлога: простой, составной или сложный;
3)Тип предлога: производный или непроизводный;
4)К какому слову относится;
5)В каком падеже управляется в предложении (словосочетании);
6)Разряд предлога по лексическому признаку.
Пример морфологического разбора предлога.
На крыльце стояли двое: он и с ним.
На (крыльце) - предлог, служит для связи слов в данном предложении, простой, непроизводный, относится к имени существительному «крыльце» , употребляется с предложным падежом, имеет пространственно-объектные отношения с существительным.
С (ним) - предлог, служит для связи слов в предложении, простой, непроизводный, относится к местоимению «ним» , употребляется с творительным падежом, имеет значение сопровождения.
Слайд 1
«Предлог»
Мишукова Ольга Ивановна,
учитель начальных классов
МБОУ Сосновской СОШ №1,
р. п. Сосновка Тамбовской обл.
Слайд 2
Отгадай!
Он членом предложенья не бывает,
Но дело этот малый твёрдо знает. Другим словам он руку помощи даёт. Им помогает, связи бережёт, Но пишется от слов всегда отдельно. Считает: приставать к ним очень скверно.
Не найти никак предлог
Рассказать вам про ПРЕДЛОГ.
Так расскажем просто так,
Что он делает и как.
предлог
Слайд 3
Термин «предлог» в переводе с греческого,
обозначает «перед словом».
Их немного, около 200,
но по частоте употребления они занимают четвёртое место
(после существительного, глагола и местоимения)..
Что обозначает этот термин?
Слайд 4
Информация из словарей.
Из словаря
С. И. Ожегова
Предлог –
В грамматике: неизменяемая часть речи, слово, выражающее отношение между грамматически зависящими друг от друга словами внутри предложения.
Из словаря
В. И. Даля
Предлог –
одна из частиц, несклоняемая часть речи, управляющая падежами имён.
Слайд 5
Для чего нужны предлоги в речи?
1. Предлоги – служебная часть речи, которая выражает зависимость существительного, числительного, местоимения от других слов в словосочетании и предложении:
На земле родной живу. По земле родной хожу. Я к земле прижмусь щекой: Пахнет пряною травой.
Слайд 6
2. Предлоги – не изменяются и не являются членами предложения.
3. Предлоги соединяют слова, изменяя их форму, то есть они участвуют в образовании форм слова:
гулял во дворе, вышел на тропу.
4. Предлоги связывают слова в предложение:
Девочка сидела _____ скамейка.
Девочка сидела на скамейке.
Слайд 7
Правописание предлогов.
1.Предлоги пишутся перед именами существительными, так как между предлогом и существительным можно вставить слово:
вышел из дома – вышел из этого дома
2.Предлог пишется перед прилагательным и числительным, их можно опустить или вставить между ними слово:
в красивую коробку – в эту красивую коробку,
в коробку;
на третьем этаже – на нашем третьем этаже,
на этаже.
Слайд 8
Правописание предлогов.
3.Предлоги пишутся перед личными местоимениями: у меня, для вас, к ним
4.Предлогов перед глаголами не бывает:
наварил, сделал, отпускает
Если предлог оканчивается на парную
согласную, а слово начинается с парной
согласной, то надо быть! очень внимательным
при написании слов: без шума, под телегой.
Предлоги могут быть составными, то есть состоять из двух слов: вдоль по дороге.
Слайд 9
Предлоги с буквой «А» Предлоги с буквой «О» Предлоги другие Предлоги с буквой «З»
за
на
над
(надо) о, от, ото, до, по, под (подо), про, обо, об, во, со, вокруг, около с, в (вы), у, перед, пред, вдоль, вблизи, кругом из, близ, через, чрез, без, из-за, из-под, сквозь
Предлоги всегда пишутся одинаково.
Поэтому их нужно запомнить.
Слайд 10
Не путай предлоги и приставки.
Предлог - это слово, поэтому между ним и другим словом можно вставить (опустить) слово.
Приставка - это часть слова, поэтому между приставкой и продолжением слова нельзя вставить слово: без ума – безумный, забежал за угол.
! Будь особенно внимательным при написании предлогов и приставок, оканчивающихся на парную согласную: под точкой, подточил, под шум, подшил, сделал с другом
Слайд 11
пространственные (в, на, из-за, под, около, вокруг, к, над)
временные (через, к, до, с, перед, в течение)
причинные (по, от, ввиду, вследствие, из-за, за)
образа действия (с, без, в, по)
целевые (для, ради, на)
дополнительные (о, об, про, с, по, насчёт)
По значению предлоги делятся на разряды:
Слайд 12
непроизводные, само название говорит о том, что в современном языке они не произведены ни от каких слов; к ним относятся (без, в, для, до, за, из, к, на, над, о (об), от, по, под, при, про, ради, с, у, через)
производные, т. е. произведены от слов современного русского языка, от существительных, наречий, деепричастий (в течение, согласно, в продолжение, ввиду, вопреки, навстречу, наперекор, благодаря, несмотря на)
По происхождению предлоги делятся на:
Слайд 13
В некоторых языках предлоги стоят после тех слов, к которым относятся.
Например, в языке народов коми выражение на дороге звучит так: туй вылын – «дороге на» (туй – «дорога», вылын – «на»).
В венгерском языке предлоги тоже стоят после слова и даже пишутся слитно с тем существительным, к которому они относятся (Будапештбен – «в Будапеште» - бен – предлог в)
Это интересно!
Слайд 15
Повторение-игра.
Шуточные вопросы.
1.Название какого очень распространённого дерева состоит из четырёх предлогов? (с-о-с-на)
2. Из каких двух предлогов можно составить название домашнего животного?
(к-о-за)
А из двух? (к-от)
3.Из каких 4-х предлогов можно составить название важной принадлежности велосипеда, без которой не следует отправляться в дальнюю поездку? (на-со-с)
Шарады.
1. Мой первый слог – предлог,
А во втором мы проживём всё лето,
А целое от нас и вас
Давно уж ждёт ответа. (за-дача)
2. Я храню сокровищ много.
Но легко меня извлечь.
Ты прибавь меня к предлогу –
Превращаюсь тут же в речь. (до-клад)
3. Предлог и стройматериал
Морской выдерживает вал. (у-тёс)
Слайд 16
Удачи в изучении предлогов!
Слайд 19
http://www.babycrew.ru – клипарт дети,
http://www.tvoyrebenok.ru/detskie-fony-dlja-prezentacij.shtml – фоны,
http://images.yandex.ru/yandsearch?text=%D1%80%D0%B0%D1%81%D0%BA%D1%80%D1%8B%D1%82%D0%B0%D1%8F%20%D0%BA%D0%BD%D0%B8%D0%B3%D0%B0&noreask=1&img_url=s56.radikal.ru%2Fi153%2F0904%2F22%2Fb86a01f3062at.jpg&pos=6&rpt=simage&lr=13 раскрытая книга;
http://fotodnya.info/moda/matematika-i-devizy.html – сова;
Интернет-ресурсы:
Литература:
В. И. Даль Толковый словарь русского языка (современная версия для школьников), М., Зскмо, 2005
С. И. Ожегов Словарь русского языка, М., ОНИКС Мир и Образование, 2005
Л. И. Тикунова, Т. В. Игнатьева, Л. Е. Тарасова Русский язык в начальной школе, М., АСТ Астрель, 2007
Г. В. Александрова Занимательный Русский язык, Санкт-Петербург, ТРИГОН, 1998
Основная сложность в использовании предлогов русского языка заключается в большом количестве исключений. Однако, в первую очередь стоит разобраться в основном принципе - какой из предлогов использовать с тем или иным словом.
Если мы говорим о материальных предметах, таких как стол, шкаф, холодильник, коробка, комод, то предлог "На" означает расположение на поверхности предмета (сверху), а "В" - внутри предмета.
Например:
Положить одежду в комод.
Положить одежду на комод.
Положить учебник на стол.
Положить учебник в стол.
Даже с объектами, не имеющими четких границ, такими как трава, чаще всего можно использовать и предлог "В", и предлог "На".
Например:
Мы устроили пикник на траве.
В траве спрятался кролик.
Итак, если один предмет явно расположен на поверхности другого, мы используем предлог "На".
Внимание! По логике языка, эта поверхность представляется чем-то открытым, не ограниченным сверху. Это стоит запомнить, поскольку такой взгляд на вещи помогает понять логику и культуру языка, что в дальнейшем развивает языковое чутье.
Например:
на улице
на мосту
на берегу
на остановке
на площади
на балконе
на стадионе
на рынке
на стуле
на диване
на столе
на тарелке
на горе
на острове
А также предлог "На" используется, когда мы говорим о сторонах света:
На юге, на севере, на западе, на востоке.
В данном правиле существует ряд исключений. Вот некоторые из них:
Мы используем "В", когда говорим о водоемах (подразумеваем нахождение в воде):
В реке плавает рыба.
Мы купаемся в озере.
Также "В" используется со словом кресло, если речь идет о человеке, сидящем в нем. И со словом рука.
Люблю сидеть в удобном кресле.
Малышей учат держать ложку в руке.
Предлог "В" используем, когда говорим о предмете, находящимся в пределах другого предмета. То есть, второй представляется чем-то закрытым, как коробка. Или имеющим четкие границы.
Например:
в квартире
в доме
в стране
в парке
в саду
Исключения:
на Родине
на вокзале
на складе
на фабрике
на заводе
на этаже
Если мы говорим не о материальных предметах, а событиях, то чаще всего используем предлог "На".
Например:
на уроке
на опере
на выставке
Мы можем сказать и "в опере", но тогда слово "опера" переходит из категории события в категорию здания с его стенами и крышей. То есть, это будет означать "в здании оперы"
Исключения:
в путешествии
в поездке
в дороге
в отпуске
в командировке
в кино
Мы не можем упомянуть в рамках этой статьи абсолютно все исключения, связанные с употреблением предлогов, поэтому вам могут встретиться и другие, которые просто нужно запомнить.
ольга шувайкина
Конспект занятия «Название предметов мебели. Употребление пространственных предлогов»
Программное содержание
Учить составлять вместе с воспитателем короткий рассказ; учить называть отдельные предметы мебели; упражнять в понимании и употреблении пространственных предлогов в, на, за, около; учить правильному употреблению формы родительного падежа существительных.
Материалы, оборудование
Кукольная мебель: стол, стул, шкаф, кровать; игрушки: кукла, утята, котята, зайчата.
Методы, приёмы
Художественное слово, игра «Кто что умеет делать».
Ход занятия:
1. Орг. момент.
Собрались все дети в круг,
Я – твой друг и ты – мой друг.
Вместе за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся!
2. Постановка цели.
Игра «Доскажи словечко».
Если ты захочешь спать, в спальне ждёт тебя….(кровать).
С пирогами чай попьём за обеденным…. (столом).
Как приятно нашей Тане поваляться на…. (диване).
Свитер, кофту, тёплый шарф аккуратно сложим в….(шкаф).
Дети отвечают, затем садятся на свои места.
Картинки с предметами мебели вывешиваются на доске.
Воспитатель: ребята, как вы уже догадались сегодня на занятии мы будем говорить о мебели.
2. Основная часть.
Воспитатель: ребята, это комната. Здесь живёт девочка Катя. Скажите, какие предметы находятся в комнате?
Дети: стол, стул, шкаф, кровать.
Воспитатель: правильно, стол, стул, шкаф, кровать- это мебель.
Ребята, где сидит Катя?
Дети: Катя сидит на стуле.
Воспитатель: вместе с Катей в комнате живут её друзья- котёнок, зайчонок, собачка, утёнок. Они очень любят прятаться. Катя вышла из комнаты, а животные спрятались.
Зайчонок -в шкафу, котёнок –на столе, собачка –около кровати, утёнок –на кровати.
Вернулась Катя, видит, нет её друзей (около стула нет никого, на шкафу их тоже нет и за шкафом тоже нет никого).
Воспитатель: ребята помогите Кате найти животных.
Арина, кого ты хочешь найти? Где он спрятался?
Ребёнок отвечает.
Павлик, а ты кого найдёшь?
3. Физ. минутка.
Девочки и мальчики
Прыгают как зайчики
Ручками хлопают
Ножками топают
Глазками моргают
После отдыхают.
Игра «Поиграй с мячом».
Ребята, положите мяч на стул, под стул, около стула.
Дети садятся на свои места.
Ребята, а сейчас мы с вами постараемся составить рассказ про Катю и её друзей.
Жила-была девочка Катя. Вместе с ней жили её друзья –котёнок, зайчонок, собачка, утёнок. Однажды, когда Катя вышла из комнаты животные спрятались. Зайчонок -в шкафу, котёнок –на столе, собачка –около кровати, утёнок –на кровати. Катя пришла, а животных нет.
Воспитатель: ребята, кто хочет рассказать про Катю?
4. Итог занятия.
Ребята, о чём мы сегодня говорили на занятии (о мебели).
Что мы с вами делали? (составляли рассказ про Катю).
Публикации по теме:
Конспект занятия «Закрепление предлогов В-ИЗ». Лексическая тема «Школа» Цель: Закрепить полученные знания детей о школе, школьных принадлежностях Задачи: Образовательные:закрепить предлоги в, из; закреплять согласование.
Конспект занятия «Путешествие в Царство мебели» Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно.
Конспект занятия по формированию пространственных представлений и развитию навыков пространственной ориентировки Тема: «Развивать навыки пространственной ориентировки и умения определять пространственные направления от себя» Выполнила: Воспитатель Денисова.
Конспект занятия по математическому развитию «Определение веса предметов. Сравнение предметов по длине» (средняя группа) Задачи: 1. Учить детей определять вес предметов (тяжелый, легкий, самый легкий). 2. Продолжать упражнять детей в умении сравнивать предметы.
Конспект занятия по развитию пространственных представлений с помощью плана класса для детей 10 лет с ОВЗ Тема: «План класса». Цель: Формирование пространственных представлений в процессе прочтения и изображения плана класса. Задачи: Находить.
Конспект занятия «Путешествие в прошлое мебели» «Путешествие в прошлое мебели» Приоритетная образовательная область: познавательное развитие, коммуникативное развитие Интеграция образовательных.
Конспект занятия в старшей группе компенсирующей направленности «Дифференциация предлогов «в» и «на» Цель: Уточнить понимание предлогов «в» и «на». Упражнять в употребление предлогов «в», «на» с существительными в предложном падеже.
Название занятия «Спасение феи Фионы» Название занятия Спасение феи Фионы Цели и задачи Образовательные Познавательное развитие: Совершенствовать умение составлять число 5.
Конспект занятия по развитию речи «Путешествие в страну предлогов» Тема: Путешествие в страну предлогов. Группа: подготовительная. Цель: закрепление правильного употребления предлогов и падежных окончаний.
Конспект ННОД в младшей группе «Составление группы предметов из отдельных предметов и выделением из неё одного. Понятие круг» Организация непрерывной непосредственно образовательной деятельности детей во второй младшей группе
1. В океане я бываю,
Корабли там разбиваю.
Если ж букву приписать,
Стану в воздухе летать.
2. Могучая река меж берегов струится,
Но "и" к реке прибавь –
Вспорхнет над нею птица.
3. Древесному стволу защиту я даю.
Прибавь мне букву "б" –
Тебя я погублю.
4. Без "р" я злак, полезный людям,
А с "и" – цветком душистым буду.
5. С "з" – пахучая, красивая,
С "щ" – зеленая, шумливая.
6. Коль пес ворчит – ты слышишь первое,
Второе же – сродни пчеле,
А целиком мы утром летним
Частенько видим на земле.
7. На берегу я круглый год валяюсь,
Отнимешь мягкий знак –
И вверх я устремляюсь.
8. Мы всех – и взрослых, и детей –
В часы досуга развлекаем,
Но если нам приставить "т" –
Мы их, конечно, напугаем.
9. С "п" – весною у растений,
С "т" – в конце я предложений.
10. Мне недолго измениться:
С "с" – животное, с "р" – птица.
11. Под моей листвою пышной
Можно скрыться в летний зной.
Если "к" сочтете лишним,
Смысл получится иной.
Стану я тогда пушистым,
Волокнистым, шелковистым.
Полотенце, простыня
Могут выйти из меня.
12. Первое – нота, второе – тоже,
А в целом – на горох похоже.
13. Первое – лоб,
Второе – сто лет,
Целое – разумное существо.
14. Первое мы пьем,
Второе – название буквы.
Целое – птица,
Над морем кружится.
15. Первое случается,
Когда что-то ломается.
Второе – в букварях,
А целое – в морях.
16. Какую часть карандаша можно изготовить с помощью крупной хищной птицы и хвойного дерева?
17. Какое вырастет дерево, если на пачку каких-либо предметов положить съедобные белые зерна?
18. Какие вылетают быстрокрылые птички, если на "ногу" моржу надеть прибор, помогающий хорошо видеть?
19. Какое появляется кусачее насекомое, если круглый кусок чего-либо покатится по участку в 100 квадратных метров?
20. Какое животное получается при опускании в блюдо из крупы прибора для измерения глубины?
21. Я – травянистое растение
С цветком сиреневого цвета,
Но переставьте ударение,
И превращаюсь я в конфету.
22. Без "м" в лесу мне красоваться,
А с "м" суда меня боятся.
23. С глухим траву она срезает,
Со звонким – листья объедает.
24. Я цвет одинаковый часто имею,
И с "г" зеленею, и с "к" зеленею.
Но с "к" вам со мною рискованно быть,
Могу я до слез довести и убить.
25. Местоимение, предлог,
Меж них – фамилия поэта.
А целое – известный плод,
Что зреет на исходе лета.
26. Первая цифра стоит в середине,
Буква с начала и буква с конца.
А в целом – леса, города и равнины,
К целому по"лны любовью сердца.
27. Предлог и стройматериал
Морской выдерживают вал.
28. Первый – предлог, за ним – другой.
Вот первый слог перед тобой...
Второй же очень нужен мне:
Он над диваном на стене.
Не для одной красы висит –
В нем лампа яркая горит.
Сложить два слога можно,
Но... будьте осторожны.
29. Первый слог метут метлой,
Глазом же зовут второй,
Третий – резать хлеб годится,
А четвертый – лишь частица.
В целом – насекомое,
Очень многоногое.
30. Гласная буква (она же предлог) –
Первый в шараде задуманный слог.
Дальше последует то, что порой
Тройки и двойки влечет за собой.
Что же получится в целом у нас?
...Кто там бежит – под копытами наст,
Звезды с холодного неба глядят,
Легкие нарты, как ветер, летят?
31. "Б" сказала:
– Слушай, "А", побежим искать слова.
Смотрят – бочка.
Буквы бочку
Покатили по песочку.
"Б" вдруг сделалась легка,
Унеслась под облака.
32. Птица над водой летала,
В воду буква "ч" упала.
Птице я помочь хотел,
Подарил ей букву "л".
Птица больше не летает,
Лает и хвостом виляет.
33. Когда я – месяц, легко дыша,
Ты, как и снег, на солнце словно таешь.
Коль вместо "т" в меня поставишь "ш",
То под меня ты бодро зашагаешь.
Ответы
1. Риф – гриф. 2. Волга – иволга. 3. Кора – кобра. 4. Рис – ирис. 5. Роза – роща. 6. Р + оса = роса. 7. Галька – галка. 8. Игры – тигры. 9. Почка – точка. 10. Осел – орел. 11. Клен – лен. 12. Фа + соль = фасоль. 13. Чело + век = человек. 14. Чай + ка = чайка. 15. Треск + а = треска. 16. Гриф + ель = грифель. 17. Кипа + рис = кипарис. 18. Ласт + очки = ласточки. 19. Ком + ар = комар. 20. Каша + лот = кашалот. 21. И"рис – ири"с. 22. Ель – мель. 23. Коса – коза. 24. Луг – лук. 25. Я + блок + о = яблоко. 26. Р + один + а = Родина. 27. У + тес = утес. 28. К + о + бра = кобра. 29. Сор + око + нож + ка = сороконожка. 30. О + лень = олень. 31. Б + а + бочка = бабочка. 32. Чайка – лайка. 33. Март – марш.