Конспект занятия «Название предметов мебели. Употребление пространственных предлогов

Предлог - это служебная часть нашей речи, которая выражает смысловые связи между существительными, числительными и местоимениями и других слов в предложениях или словосочетаниях: пошёл в школу, взобрался на гору, побежал по улице, подошёл к отцу.

Предлоги в русском языке , как и другие служебные части речи, не изменяются и всегда остаются в том виде, в котором они существуют: посередине, напополам, на, с . Также предлоги не являются членами предложения, но при синтаксическом разборе предложения предлоги подчёркиваются вместе с тем членом предложения, к которому относятся: После недолгих колебаний животное подошло ко мне (после колебаний - обстоятельство, ко мне - обстоятельство).

Предлоги, союзы частицы - это служебные (несамостоятельные) части речи. Несмотря на это, они имеют свою классификацию и делятся на определенные виды.

Виды предлогов.

По морфологическим признакам предлоги можно поделить на три вида:

  1. Простые предлоги - предлоги, которые состоят из одного слова, которое имеет одну основу: на, в, по, к, с, изо, над, около, после, до, благодаря и др.
  2. Сложные предлоги - предлоги, которые состоят из одного, но имеют два корня и пишутся через дефис: из-под, из-за, по-над и др.
  3. Составные предлоги - это предлоги, которые состоят из двух или более слов: в течение, в продолжение, в отличие от, несмотря на и др.

По происхождению предлоги бывают:

  • Непроизводные предлоги - это обычные предлоги, которые нельзя связать с образованием от какой-либо части речи: от, на, в, при, к, по, из, за и многие другие. К непроизводным предлогам также относятся сложные предлоги: по-над, из-за, из-под.
  • Производные предлоги - это предлоги, образованные от других частей речи (существительными, глаголами и др.): в течение, в продолжение, несмотря на, ввиду, вроде и др.

Производные предлоги.

Производные предлоги бывают нескольких видов, которые зависят от части речи, с которой связано образование предлога:

  1. Отыменные предлоги - это предлоги, образованные чаще всего от существительных. Образование таких предлогов может происходить с помощью наречий или непосредственно от имени существительного. К отыменным предлогам относятся следующие: в силу, в отличие, в течение, наподобие, ввиду, вследствие, в продолжение, в отличие от и другие. Существительное с предлогом или предлог?
  2. Отглагольные предлоги - это предлоги, которые образованы от деепричастий: несмотря, включая, благодаря, спустя, спустя, невзирая и др. Чем предлоги отличаются от союзов или другой части речи?
  3. Наречные предлоги - это предлоги, которые происходят от наречий: позади, впереди, около, внутри, вблизи, вокруг, кроме, вопреки и т.д.

Предлоги и согласование падежей.

Предлоги могут употребляться как с одной, так и с несколькими формами падежей . При этом, есть предлоги, которые требуют управления в каком-то определенном падеже: согласно - дательный, из-за - родительный, а в - предложный и винительный:

Согласно расписанию, согласно графику; из-за дождя, из-за матери; в Крым, в Крыму.

Разряды предлогов по лексическому признаку.

Предлог может выражать:

  • Временное отношение: прыгать с утра до вечера ;
  • Пространственное отношение: побывать в Питере и на Байкале ;
  • Отношение сравнения и сопоставления: ростом с меня, что-то вроде вспышки ;
  • Отношение сопровождения: взять с собой, приехать с братом ;
  • Отношение причины: зарыдать от горя ;
  • Объектное отношение: забыть про отдых, говорить о свадьбе ;
  • Отношения цели: платье для выхода; еда для праздника ;

И другие разряды.

Как делать морфологический разбор предлога?

План разбора предлога :

1)Часть речи, назначение данной части речи;

2)Вид предлога: простой, составной или сложный;

3)Тип предлога: производный или непроизводный;

4)К какому слову относится;

5)В каком падеже управляется в предложении (словосочетании);

6)Разряд предлога по лексическому признаку.

Пример морфологического разбора предлога.

На крыльце стояли двое: он и с ним.

На (крыльце) - предлог, служит для связи слов в данном предложении, простой, непроизводный, относится к имени существительному «крыльце» , употребляется с предложным падежом, имеет пространственно-объектные отношения с существительным.

С (ним) - предлог, служит для связи слов в предложении, простой, непроизводный, относится к местоимению «ним» , употребляется с творительным падежом, имеет значение сопровождения.

Слайд 1

«Предлог»
Мишукова Ольга Ивановна, учитель начальных классов МБОУ Сосновской СОШ №1, р. п. Сосновка Тамбовской обл.

Слайд 2

Отгадай! Он членом предложенья не бывает, Но дело этот малый твёрдо знает. Другим словам он руку помощи даёт. Им помогает, связи бережёт, Но пишется от слов всегда отдельно. Считает: приставать к ним очень скверно.
Не найти никак предлог Рассказать вам про ПРЕДЛОГ. Так расскажем просто так, Что он делает и как.
предлог

Слайд 3

Термин «предлог» в переводе с греческого, обозначает «перед словом». Их немного, около 200, но по частоте употребления они занимают четвёртое место (после существительного, глагола и местоимения)..
Что обозначает этот термин?

Слайд 4

Информация из словарей.
Из словаря С. И. Ожегова Предлог – В грамматике: неизменяемая часть речи, слово, выражающее отношение между грамматически зависящими друг от друга словами внутри предложения.
Из словаря В. И. Даля Предлог – одна из частиц, несклоняемая часть речи, управляющая падежами имён.

Слайд 5

Для чего нужны предлоги в речи?
1. Предлоги – служебная часть речи, которая выражает зависимость существительного, числительного, местоимения от других слов в словосочетании и предложении: На земле родной живу. По земле родной хожу. Я к земле прижмусь щекой: Пахнет пряною травой.

Слайд 6

2. Предлоги – не изменяются и не являются членами предложения. 3. Предлоги соединяют слова, изменяя их форму, то есть они участвуют в образовании форм слова: гулял во дворе, вышел на тропу. 4. Предлоги связывают слова в предложение: Девочка сидела _____ скамейка. Девочка сидела на скамейке.

Слайд 7

Правописание предлогов.
1.Предлоги пишутся перед именами существительными, так как между предлогом и существительным можно вставить слово: вышел из дома – вышел из этого дома 2.Предлог пишется перед прилагательным и числительным, их можно опустить или вставить между ними слово: в красивую коробку – в эту красивую коробку, в коробку; на третьем этаже – на нашем третьем этаже, на этаже.

Слайд 8

Правописание предлогов.
3.Предлоги пишутся перед личными местоимениями: у меня, для вас, к ним 4.Предлогов перед глаголами не бывает: наварил, сделал, отпускает Если предлог оканчивается на парную согласную, а слово начинается с парной согласной, то надо быть! очень внимательным при написании слов: без шума, под телегой. Предлоги могут быть составными, то есть состоять из двух слов: вдоль по дороге.

Слайд 9

Предлоги с буквой «А» Предлоги с буквой «О» Предлоги другие Предлоги с буквой «З»
за на над (надо) о, от, ото, до, по, под (подо), про, обо, об, во, со, вокруг, около с, в (вы), у, перед, пред, вдоль, вблизи, кругом из, близ, через, чрез, без, из-за, из-под, сквозь
Предлоги всегда пишутся одинаково. Поэтому их нужно запомнить.

Слайд 10

Не путай предлоги и приставки.
Предлог - это слово, поэтому между ним и другим словом можно вставить (опустить) слово. Приставка - это часть слова, поэтому между приставкой и продолжением слова нельзя вставить слово: без ума – безумный, забежал за угол. ! Будь особенно внимательным при написании предлогов и приставок, оканчивающихся на парную согласную: под точкой, подточил, под шум, подшил, сделал с другом

Слайд 11

пространственные (в, на, из-за, под, около, вокруг, к, над) временные (через, к, до, с, перед, в течение) причинные (по, от, ввиду, вследствие, из-за, за) образа действия (с, без, в, по) целевые (для, ради, на) дополнительные (о, об, про, с, по, насчёт)
По значению предлоги делятся на разряды:

Слайд 12

непроизводные, само название говорит о том, что в современном языке они не произведены ни от каких слов; к ним относятся (без, в, для, до, за, из, к, на, над, о (об), от, по, под, при, про, ради, с, у, через) производные, т. е. произведены от слов современного русского языка, от существительных, наречий, деепричастий (в течение, согласно, в продолжение, ввиду, вопреки, навстречу, наперекор, благодаря, несмотря на)
По происхождению предлоги делятся на:

Слайд 13

В некоторых языках предлоги стоят после тех слов, к которым относятся. Например, в языке народов коми выражение на дороге звучит так: туй вылын – «дороге на» (туй – «дорога», вылын – «на»). В венгерском языке предлоги тоже стоят после слова и даже пишутся слитно с тем существительным, к которому они относятся (Будапештбен – «в Будапеште» - бен – предлог в)
Это интересно!

Слайд 15

Повторение-игра.
Шуточные вопросы. 1.Название какого очень распространённого дерева состоит из четырёх предлогов? (с-о-с-на) 2. Из каких двух предлогов можно составить название домашнего животного? (к-о-за) А из двух? (к-от) 3.Из каких 4-х предлогов можно составить название важной принадлежности велосипеда, без которой не следует отправляться в дальнюю поездку? (на-со-с)
Шарады. 1. Мой первый слог – предлог, А во втором мы проживём всё лето, А целое от нас и вас Давно уж ждёт ответа. (за-дача) 2. Я храню сокровищ много. Но легко меня извлечь. Ты прибавь меня к предлогу – Превращаюсь тут же в речь. (до-клад) 3. Предлог и стройматериал Морской выдерживает вал. (у-тёс)

Слайд 16

Удачи в изучении предлогов!

Слайд 19

http://www.babycrew.ru – клипарт дети, http://www.tvoyrebenok.ru/detskie-fony-dlja-prezentacij.shtml – фоны, http://images.yandex.ru/yandsearch?text=%D1%80%D0%B0%D1%81%D0%BA%D1%80%D1%8B%D1%82%D0%B0%D1%8F%20%D0%BA%D0%BD%D0%B8%D0%B3%D0%B0&noreask=1&img_url=s56.radikal.ru%2Fi153%2F0904%2F22%2Fb86a01f3062at.jpg&pos=6&rpt=simage&lr=13 раскрытая книга; http://fotodnya.info/moda/matematika-i-devizy.html – сова;
Интернет-ресурсы:
Литература: В. И. Даль Толковый словарь русского языка (современная версия для школьников), М., Зскмо, 2005 С. И. Ожегов Словарь русского языка, М., ОНИКС Мир и Образование, 2005 Л. И. Тикунова, Т. В. Игнатьева, Л. Е. Тарасова Русский язык в начальной школе, М., АСТ Астрель, 2007 Г. В. Александрова Занимательный Русский язык, Санкт-Петербург, ТРИГОН, 1998

Основная сложность в использовании предлогов русского языка заключается в большом количестве исключений. Однако, в первую очередь стоит разобраться в основном принципе - какой из предлогов использовать с тем или иным словом.

Если мы говорим о материальных предметах, таких как стол, шкаф, холодильник, коробка, комод, то предлог "На" означает расположение на поверхности предмета (сверху), а "В" - внутри предмета.
Например:
Положить одежду в комод.
Положить одежду на комод.

Положить учебник на стол.
Положить учебник в стол.

Даже с объектами, не имеющими четких границ, такими как трава, чаще всего можно использовать и предлог "В", и предлог "На".

Например:
Мы устроили пикник на траве.
В траве спрятался кролик.

Итак, если один предмет явно расположен на поверхности другого, мы используем предлог "На".

Внимание! По логике языка, эта поверхность представляется чем-то открытым, не ограниченным сверху. Это стоит запомнить, поскольку такой взгляд на вещи помогает понять логику и культуру языка, что в дальнейшем развивает языковое чутье.

Например:
на улице
на мосту
на берегу
на остановке
на площади
на балконе
на стадионе
на рынке
на стуле
на диване
на столе
на тарелке
на горе
на острове

А также предлог "На" используется, когда мы говорим о сторонах света:
На юге, на севере, на западе, на востоке.

В данном правиле существует ряд исключений. Вот некоторые из них:
Мы используем "В", когда говорим о водоемах (подразумеваем нахождение в воде):
В реке плавает рыба.
Мы купаемся в озере.

Также "В" используется со словом кресло, если речь идет о человеке, сидящем в нем. И со словом рука.
Люблю сидеть в удобном кресле.
Малышей учат держать ложку в руке.

Предлог "В" используем, когда говорим о предмете, находящимся в пределах другого предмета. То есть, второй представляется чем-то закрытым, как коробка. Или имеющим четкие границы.

Например:
в квартире
в доме
в стране
в парке
в саду

Исключения:
на Родине
на вокзале
на складе
на фабрике
на заводе
на этаже

Если мы говорим не о материальных предметах, а событиях, то чаще всего используем предлог "На".
Например:
на уроке
на опере
на выставке

Мы можем сказать и "в опере", но тогда слово "опера" переходит из категории события в категорию здания с его стенами и крышей. То есть, это будет означать "в здании оперы"

Исключения:
в путешествии
в поездке
в дороге
в отпуске
в командировке
в кино

Мы не можем упомянуть в рамках этой статьи абсолютно все исключения, связанные с употреблением предлогов, поэтому вам могут встретиться и другие, которые просто нужно запомнить.

ольга шувайкина
Конспект занятия «Название предметов мебели. Употребление пространственных предлогов»

Программное содержание

Учить составлять вместе с воспитателем короткий рассказ; учить называть отдельные предметы мебели; упражнять в понимании и употреблении пространственных предлогов в, на, за, около; учить правильному употреблению формы родительного падежа существительных.

Материалы, оборудование

Кукольная мебель: стол, стул, шкаф, кровать; игрушки: кукла, утята, котята, зайчата.

Методы, приёмы

Художественное слово, игра «Кто что умеет делать».

Ход занятия:

1. Орг. момент.

Собрались все дети в круг,

Я – твой друг и ты – мой друг.

Вместе за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся!

2. Постановка цели.

Игра «Доскажи словечко».

Если ты захочешь спать, в спальне ждёт тебя….(кровать).

С пирогами чай попьём за обеденным…. (столом).

Как приятно нашей Тане поваляться на…. (диване).

Свитер, кофту, тёплый шарф аккуратно сложим в….(шкаф).

Дети отвечают, затем садятся на свои места.

Картинки с предметами мебели вывешиваются на доске.

Воспитатель: ребята, как вы уже догадались сегодня на занятии мы будем говорить о мебели.

2. Основная часть.

Воспитатель: ребята, это комната. Здесь живёт девочка Катя. Скажите, какие предметы находятся в комнате?

Дети: стол, стул, шкаф, кровать.

Воспитатель: правильно, стол, стул, шкаф, кровать- это мебель.

Ребята, где сидит Катя?

Дети: Катя сидит на стуле.

Воспитатель: вместе с Катей в комнате живут её друзья- котёнок, зайчонок, собачка, утёнок. Они очень любят прятаться. Катя вышла из комнаты, а животные спрятались.

Зайчонок -в шкафу, котёнок –на столе, собачка –около кровати, утёнок –на кровати.

Вернулась Катя, видит, нет её друзей (около стула нет никого, на шкафу их тоже нет и за шкафом тоже нет никого).

Воспитатель: ребята помогите Кате найти животных.

Арина, кого ты хочешь найти? Где он спрятался?

Ребёнок отвечает.

Павлик, а ты кого найдёшь?

3. Физ. минутка.

Девочки и мальчики

Прыгают как зайчики

Ручками хлопают

Ножками топают

Глазками моргают

После отдыхают.

Игра «Поиграй с мячом».

Ребята, положите мяч на стул, под стул, около стула.

Дети садятся на свои места.

Ребята, а сейчас мы с вами постараемся составить рассказ про Катю и её друзей.

Жила-была девочка Катя. Вместе с ней жили её друзья –котёнок, зайчонок, собачка, утёнок. Однажды, когда Катя вышла из комнаты животные спрятались. Зайчонок -в шкафу, котёнок –на столе, собачка –около кровати, утёнок –на кровати. Катя пришла, а животных нет.

Воспитатель: ребята, кто хочет рассказать про Катю?

4. Итог занятия.

Ребята, о чём мы сегодня говорили на занятии (о мебели).

Что мы с вами делали? (составляли рассказ про Катю).

Публикации по теме:

Конспект занятия «Закрепление предлогов В-ИЗ». Лексическая тема «Школа» Цель: Закрепить полученные знания детей о школе, школьных принадлежностях Задачи: Образовательные:закрепить предлоги в, из; закреплять согласование.

Конспект занятия «Путешествие в Царство мебели» Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно.

Конспект занятия по формированию пространственных представлений и развитию навыков пространственной ориентировки Тема: «Развивать навыки пространственной ориентировки и умения определять пространственные направления от себя» Выполнила: Воспитатель Денисова.

Конспект занятия по математическому развитию «Определение веса предметов. Сравнение предметов по длине» (средняя группа) Задачи: 1. Учить детей определять вес предметов (тяжелый, легкий, самый легкий). 2. Продолжать упражнять детей в умении сравнивать предметы.

Конспект занятия по развитию пространственных представлений с помощью плана класса для детей 10 лет с ОВЗ Тема: «План класса». Цель: Формирование пространственных представлений в процессе прочтения и изображения плана класса. Задачи: Находить.

Конспект занятия «Путешествие в прошлое мебели» «Путешествие в прошлое мебели» Приоритетная образовательная область: познавательное развитие, коммуникативное развитие Интеграция образовательных.

Конспект занятия в старшей группе компенсирующей направленности «Дифференциация предлогов «в» и «на» Цель: Уточнить понимание предлогов «в» и «на». Упражнять в употребление предлогов «в», «на» с существительными в предложном падеже.

Название занятия «Спасение феи Фионы» Название занятия Спасение феи Фионы Цели и задачи Образовательные Познавательное развитие: Совершенствовать умение составлять число 5.

Конспект занятия по развитию речи «Путешествие в страну предлогов» Тема: Путешествие в страну предлогов. Группа: подготовительная. Цель: закрепление правильного употребления предлогов и падежных окончаний.

Конспект ННОД в младшей группе «Составление группы предметов из отдельных предметов и выделением из неё одного. Понятие круг» Организация непрерывной непосредственно образовательной деятельности детей во второй младшей группе

1. В океане я бываю,
Корабли там разбиваю.
Если ж букву приписать,
Стану в воздухе летать.

2. Могучая река меж берегов струится,
Но "и" к реке прибавь –
Вспорхнет над нею птица.

3. Древесному стволу защиту я даю.
Прибавь мне букву "б" –
Тебя я погублю.

4. Без "р" я злак, полезный людям,
А с "и" – цветком душистым буду.

5. С "з" – пахучая, красивая,
С "щ" – зеленая, шумливая.

6. Коль пес ворчит – ты слышишь первое,
Второе же – сродни пчеле,
А целиком мы утром летним
Частенько видим на земле.

7. На берегу я круглый год валяюсь,
Отнимешь мягкий знак –
И вверх я устремляюсь.

8. Мы всех – и взрослых, и детей –
В часы досуга развлекаем,
Но если нам приставить "т" –
Мы их, конечно, напугаем.

9. С "п" – весною у растений,
С "т" – в конце я предложений.

10. Мне недолго измениться:
С "с" – животное, с "р" – птица.

11. Под моей листвою пышной
Можно скрыться в летний зной.
Если "к" сочтете лишним,
Смысл получится иной.
Стану я тогда пушистым,
Волокнистым, шелковистым.
Полотенце, простыня
Могут выйти из меня.

12. Первое – нота, второе – тоже,
А в целом – на горох похоже.

13. Первое – лоб,
Второе – сто лет,
Целое – разумное существо.

14. Первое мы пьем,
Второе – название буквы.
Целое – птица,
Над морем кружится.

15. Первое случается,
Когда что-то ломается.
Второе – в букварях,
А целое – в морях.

16. Какую часть карандаша можно изготовить с помощью крупной хищной птицы и хвойного дерева?

17. Какое вырастет дерево, если на пачку каких-либо предметов положить съедобные белые зерна?

18. Какие вылетают быстрокрылые птички, если на "ногу" моржу надеть прибор, помогающий хорошо видеть?

19. Какое появляется кусачее насекомое, если круглый кусок чего-либо покатится по участку в 100 квадратных метров?

20. Какое животное получается при опускании в блюдо из крупы прибора для измерения глубины?

21. Я – травянистое растение
С цветком сиреневого цвета,
Но переставьте ударение,
И превращаюсь я в конфету.

22. Без "м" в лесу мне красоваться,
А с "м" суда меня боятся.

23. С глухим траву она срезает,
Со звонким – листья объедает.

24. Я цвет одинаковый часто имею,
И с "г" зеленею, и с "к" зеленею.
Но с "к" вам со мною рискованно быть,
Могу я до слез довести и убить.

25. Местоимение, предлог,
Меж них – фамилия поэта.
А целое – известный плод,
Что зреет на исходе лета.

26. Первая цифра стоит в середине,
Буква с начала и буква с конца.
А в целом – леса, города и равнины,
К целому по"лны любовью сердца.



27. Предлог и стройматериал
Морской выдерживают вал.

28. Первый – предлог, за ним – другой.
Вот первый слог перед тобой...
Второй же очень нужен мне:
Он над диваном на стене.
Не для одной красы висит –
В нем лампа яркая горит.
Сложить два слога можно,
Но... будьте осторожны.

29. Первый слог метут метлой,
Глазом же зовут второй,
Третий – резать хлеб годится,
А четвертый – лишь частица.
В целом – насекомое,
Очень многоногое.

30. Гласная буква (она же предлог) –
Первый в шараде задуманный слог.
Дальше последует то, что порой
Тройки и двойки влечет за собой.
Что же получится в целом у нас?
...Кто там бежит – под копытами наст,
Звезды с холодного неба глядят,
Легкие нарты, как ветер, летят?

31. "Б" сказала:
– Слушай, "А", побежим искать слова.
Смотрят – бочка.
Буквы бочку
Покатили по песочку.
"Б" вдруг сделалась легка,
Унеслась под облака.

32. Птица над водой летала,
В воду буква "ч" упала.
Птице я помочь хотел,
Подарил ей букву "л".
Птица больше не летает,
Лает и хвостом виляет.

33. Когда я – месяц, легко дыша,
Ты, как и снег, на солнце словно таешь.
Коль вместо "т" в меня поставишь "ш",
То под меня ты бодро зашагаешь.

Ответы

1. Риф – гриф. 2. Волга – иволга. 3. Кора – кобра. 4. Рис – ирис. 5. Роза – роща. 6. Р + оса = роса. 7. Галька – галка. 8. Игры – тигры. 9. Почка – точка. 10. Осел – орел. 11. Клен – лен. 12. Фа + соль = фасоль. 13. Чело + век = человек. 14. Чай + ка = чайка. 15. Треск + а = треска. 16. Гриф + ель = грифель. 17. Кипа + рис = кипарис. 18. Ласт + очки = ласточки. 19. Ком + ар = комар. 20. Каша + лот = кашалот. 21. И"рис – ири"с. 22. Ель – мель. 23. Коса – коза. 24. Луг – лук. 25. Я + блок + о = яблоко. 26. Р + один + а = Родина. 27. У + тес = утес. 28. К + о + бра = кобра. 29. Сор + око + нож + ка = сороконожка. 30. О + лень = олень. 31. Б + а + бочка = бабочка. 32. Чайка – лайка. 33. Март – марш.

Loading...Loading...