Июнь 1989 г. Негостеприимный узбекистан

23 года тому назад, в мае-июне 1989 года в Узбекистане произошли печально известные Ферганские события, всколыхнувшие весь Советский Союз и перечеркнувшие миф о дружбе советских народов.
«Душим турок, душим русских!»

Последние десятилетия новейшей истории Узбекистана (с 1969 по 2005 годы) изобилуют исламско-националистическими бандитскими, экстремистскими, фашистскими проявлениями, особенно массовые погромы, насилия, грабежи и убийства людей других национальностей, полное попрание их прав: это события 1969 года в Ташкенте и Ташобласти – массовые националистические нападение озверевших узбеков на славянских граждан (особенно на беззащитных женщин); май-июнь 1989 года «ферганские» – (изгнание 20 тыс чел турков-месхетинцев из Ферганской области; массовые погромы, грабежи, убийства сотен людей различных народов); националистические бесчинства февраль-март 1990 года в Буке и Паркенте; июнь 1990г в Оше (известные «ошско-узгенские» события – узбекско-киргизский этнический конфликт на экономической почве, тоже сопровождавшиеся убийствами людей); националистические бесчинства 1991, 1997 годах в Намангане; беспорядки и националистические бесчинства в 1992 году в Ташкенте (в студентческом городке); май-июнь 2005 г. – андижанские события – беспорядки, бесчинства и массовые убийства людей (более 500 человек беженцами и сотни убитых – их количество до сих пор скрывается правительством Узбекистана, а международные наблюдатели называют количество убитых от 800 до 1000 человек)! Из Узбекистана вынуждено выехало (бежали): 40 тыс. киргизов, 90 тыс. турок-месхетинцев, около 100 тыс. крымских татар, 2 млн. русских и большое количество представителей иных национальностей в условиях угрозы их жизней и возрастающего узбекского, исламского экстремизма после объявления независимости Узбекистана.

В 1989 г. прошли погромы, убийства людей и националистические бесчинства не только в Ферганской, но и в Ташкентской и Андижанской областях Узбекистана. Но особым местом среди них стоят Ферганские события 1989 г. Уж здесь-то узбекские мусульмане показали себя «во всём своём неприглядном, но в своём истинном – кровожадном, дичайщем виде». И сегодня, спустя десятилетия, все еще актуальным остается глубокое осмысление трагических событий 1989 г., которые произошли в Ферганской области. И это диктуется не просто праздным любопытством, а стремлением понять механизм кровавого конфликта, выявить причины, определить силы, которые воспользовались напряженной обстановкой и спровоцировали конфликт. Итак, про кровавые события Ферганы:

«В конце мая 1989г в Ферганской обл. обострилась обстановка. Несколько столкновений между лицами узбекской и турецкой национальности произошло в гор. Кувасае. С 23 по 25 мая в различных регионах области произошли групповые нападения на турок-месхетинцев. В ходе столкновений пострадало 58 человек.

С утра 3 июня группы агрессивно настроенных молодых людей, узбекской национальности, в гор. Фергана и Маргилан, пгт. Ташлак и Комсомольский завязывали ссоры и драки с турками-месхетинцами. К вечеру толпы экстремистов численностью 300-400 человек (большинство в состоянии опьянения) учинили погромы и поджоги домов в гор. Маргилане.

С утра 4 июня многочисленные группы экстремистов вооружёнными ножами, топорами, металлическими прутьями и другими предметами буквально штурмовали места проживания турок, административные помещения, где они укрылись от расправы. Вновь были учинены погромы и поджоги. Резко ухудшилась обстановка в Фергане, Ташлаке, Ахун-Бабаевском…

В ходе пресечения противоправных действий пострадало 83 военнослужащих, из них 20 человек госпитализировано, в том числе с огнестрельными ранениями. Свыше 100 военнослужащих получили различные травмы и ушибы, но остались в строю…»

И зрели эти низменные, животные кровавые желания у узбеков очень давно! И началось всё не в мае 1989 г. в Фергане, а ешё ранее – в декабре 1988г на многотысячном митинге в Ташкенте с транспорантами «Русские уезжайте в свою Россию, а крымские татары – в Крым»; в феврале 1989 г. в Ташкенте (как в 1969г) озверевшие узбеки уже в открытую нападали на граждан славянских национальностей в транспорте и на улицах, распоясавшиеся узбекские экстремисты кричали: «Русских зарежем», «Русских нужно вешать на фонарных столбах» – всё происходило при прямом попустительстве органов милиции Ташкента и органов власти .

По городу Андижану распространялись листовки на узбекском языке с такими словами «…если вы являетесь истинными сынами узбекского народа, ни в чём не уступайте русским…в Узбекистане им нет места» . В Ферганской обл. почти открыто проводилась запись в «добровольцы» – участников будущих погромов, а затем они все получили оповещение – «Ждите сигнала!».

В Коканде прошли религиозные собрания, в которых приняли участие делегаты практически всех областей УзССР! Речь на этих сборищах шла в том числе об объединении мусульман в действиях против других народов и поднимался вопрос об образовании «Исламской Республики Узбекистан». До начала событий лидерам турок-месхетинцев было сделано вполне официальное предложение объединиться в «крепкий мусульманский союз» против других народов, а когда те отказались пригрозили расправиться с ними. Затем с турками-месхетинцами узбеки жестоко расправились за этот отказ!

Накануне по области гуляла по рукам такая листовка: «Убивайте турок, иначе будете наказаны! Оказывайте помощь поджигателя! Юноши собирайтесь..., если хоть один юноша останется дома и не будет действовать, он может умереть под ударами камней. Сегодня даст Бог – и загорится дом турка!» Подписано: «Союз узбеков». На предприятиях Ферганской области почти в открытую стали изготовлять оружие – пики из арматуры, самодельные бомбы, бутылки с зажигательной смесью – и в том числе для будущей борьбы с органами правопорядка и с войсками!

В том же феврале 1989 году зам. министра МВД УзССР Э. Дидоренко в интервью газете «Ташкентская правда» бил тревогу: в Узбекистане только за 3 года (1986-88гг.) органы МВД обезвредили около 700 новых вооружённых организованных преступных групп (численностью до 5 тыс. боевиков!), а в Узбекистане действуют широко разветвлённые штабы экстремистов!

На что республиканская газета «Правда Востока» отреагировала статьёй на тревожные факты предшествующие погромам в Узбекистане: что слова зам. министра МВД УзССР Э. Дидоренко только «будоражат людей» редакция газеты возмущалась «откуда такая уверенность». Зато потом, когда по Узбекистану катились волны погромов и беззаконий газета «хранила глухое молчание»! (И по сей день газета «Правда Востока» в Узбекистане – это не демократическая, а про-националистическая, про-правительственная газета, покрывающая беззакония узбекских властей, скрывающая факты массовой дискриминации русских и других национальных меншинств в Узбекистане!)

Если в Ташкенте экстремисты большого разгула бандитизма не достигли, в конце мая 1989 года начались организованные погромы в Ферганской области в г. Кувасае, Фергане, Маргилане, Коканде, Ташлаке и других посёлках; экстремисты действовали толпами по 100-400 человек, вооруженные заготовленными железными прутьями, топорами, вилами, ножами и другими предметами. Начались избиение мирных, ии в чём не повинных людей (в том числе стариков, женщин, детей), начались массовые поджоги домов, были совершены многочисленные убийства не только турков-месхетинцев, но и русских (славянских) и людей других национальностей. У узбекских бандитов в Фергане были лозунги: «УЗБЕКИСТАН-УЗБЕКАМ», «ДУШИМ ТУРОК, ДУШИМ РУССКИХ», «ДА ЗДРАВСТВУЕТ ИСЛАМСКОЕ ЗНАМЯ, МУСУЛЬМАНСКАЯ ВЕРА». Бандитам кем-то раздавались бесплатно спиртные напитки (хотя пьянство запрещается исламом, но в данном случае были «все средства хороши»), многие экстремисты были явно под воздействием наркотиков.

В срочном порядке в Узбекистан были переброшены части и подразделения МВД СССР – всего около 12 тысяч человек. Причём, по решению ЦК КП Узбекистана, количество жертв и факты беспорядков были строго засекречены и скрыты от обнародования, как и до сих пор нынешние узбекские власти скрывают и хранят все факты и свидетельства кровавых бесчинств узбеков в глубокой тайне!!! То, что произошло в Фергане, имело собою далеко идущие цели.

Вот свидетельства очевидцев: журналист полковник П. Студеникин («Чисты перед нашим народом» М. «Патриот», изд. 1991 г.):

«Нам, журналистам и народным депутатам СССР в Фергане показали, правда под нажимом, видеозапись, сделанную в те дни в местах, где события носили наиболее ожесточённый характер: как безнаказанно, не получая никакого противодействия, собирались для погромов, чем только не вооружённые молодчики, как пылали жилища, мародёров, грабящих разгромленные дома, и сожженные, изуродованные трупы – их немало попало в объектив. От жестокости и насилия ещё кровь стынет в жилах. Фотографии-свидетельства вакханалии безумия и садизма: сожженный труп – невозможно опознать мужчина это или женщина; убитые мужчина и подросток – видимо отец с сыном – и рядом дубинка, которыми они были убиты; сброшенный в канаву труп женщины –изуродованный, с разбитыми до кости пятками; сожженные дома с зияющими ранами погромов, с запахом гари… Будто Чингис-хан ворвался со своей ордой в наш просвещенный век.»

«Подлетая к Коканду, ещё издали увидели десятки столбов чёрного дыма, а потом яркие факелы пылающих внизу домов. Вдруг внизу картина: с двух сторон центральную площадь перекрыли цепочки солдат, пред которыми собрались две огромные толпы, а рядом пылал дом, горели перевёрнутые машины. В толпе даже можно было различить отдельные разъярённые лица, палки в руках. Можно было хорошо различить бегущих…это были молодчики не старше 25-30 лет. С яростью грозили они нам кулаками и дубинками, а некоторые не выдерживали – швыряли в бессильной злобе в вертолёт камнями», «Защитники правопорядка…видели…как из автобусов выволакивали турецких девчонок и совершали над ними надругательства, как с крыши дома сбросили русского, а потом, ещё живого сожгли его…»

«Около полуночи…сообщения: в аэропорту группа экстремистов пытается воспрепятствовать вылету самолёта с беженцами, второе – в пригородных кишлаках замечены 4 КАМАЗа с вооружёнными бандитами. Мы выезжаем с группой ст. лейтенанта А. Сандалова…на перехват КАМАЗов. В п. Горский в дирекции совхоза увидели затаившихся людей…Они рассказали, что экстремисты на 4-х машинах проехали здесь пол-часа назад… ночью были разгромлены 2 турецких дома, хозяина одного из которых сожгли живьём на костре. Невозможно описать, что открылось нашим глазам в доме сожжённого на костре Юнуса Османова. Всё в доме пошло под топор – мебель, сундуки, платья, кухонная утварь, книги и даже семейные фотоальбомы. Сосед Османова – инвалид войны А. Абдуллаев рассказал: «2-х сыновей Юнуса увезли ещё раньше – в контору, а жена с младшим убежала. Эти звери вернулись ночью. Соседей разогнали по домам, пригрозили: не высовывайтесь, иначе с вами то же самое сделаем. Громили дом, старик кричал – звал на помощь. Потом костёр запылал – они жгли Юнуса… ещё живого. Окружили костёр толпой... Потом орали, смеялись. Он…провёл нас к суре..., откинул грязное покрывало и мы содрогнулись от увиденного: от человека остался обгорелый пенёк, но здесь же лежали уцелевшие ступни – видимо выступали из костра, так и отпали, не тронутые огнём»,

«К нашему автобусу подошло нескольком парней-узбеков, один из них фамилию назвать отказался, начал ругать корреспондентов, что те не поддерживают узбеков в их «праведном» деле.

– Жечь живьём стариков, убивать, истязать людей – это праведное дело?

– Туркам нет места на узбекской земле…

– Убьёте турок, потом за кого приметесь?

– Всех гнать будем из Узбекистана – татар, евреев, русских. У нас безработных много, а земли мало…»

«Коканд. Кровавые стычки солдат с экстремистами ещё продолжались. На центральной площади во время затишья пожилая еврейка, хоронясь за автобусами от узбеков поила солдат холодной водой и всё повторяла с надеждой: «Ведь вы не уйдёте, да?!» И услышав ответ: «Не беспокойтесь, мамаша, не уйдём» вытирая ладонью слёзы, растроганно благодарила: «Спасибо вам! Спасибо милые!»

Из интервью журналистам начальника ВВ МВД СССР генерал-полковника Ю. Шаталина: «Обстановка в Коканде обострилась во второй половине дня…Организованные группы хулиганствующих молодчиков на различных видах автотранспорта (ок. 5 тыс чел) двинулись к городу из близлежащих районов. Они ехали что бы запугивать, жечь, совершать акты насилия. Приехавшим удалось захватить горотдел Внутренних дел, освободить 69 задержанных. Затем толпа бросилась в места компактного проживания турок-месхетинцев, но к этому времени их укрыли (около 1,5 тыс. человек, кот. ещё не были эвакуированны) и взяли под охрану. Этим удалось предотвратить расправу. За…день убито 5 человек, 93 ранено, 60 госпитализировано. Впервые бандиты применили так много оружия. Стрельба велась из ружей и автоматов. Сожжено 80 домов, 9 авто, совершено нападение на 9 магазинов, отмечены грабежи»

Интервью журналистам очевидца сержанта МВД Г. Хасанова, спасавшего людей от озверевшей узбекской толпы: «Они шли на всё. Жгли дома, грабили, измывались над людьми. Эти подонки…окружали дома, выносили всё ценное, а потом забрасывали в окна горящие факелы. Жителей не выпускали за порог, пока они заживо не сгорали. Крики, мольбы о пощади, просьбы и призывы к человечности только подогревали их. И они продолжали своё кровавое побоище…Практически все мои товарищи получили ожоги и ранения…»

Почему на несколько дней люди были отданы во власть погромщиков? Где были руководители? Создавалось впечатление, будто «мощная рука» специально оберегала погромщиков – создавала все условия для безнаказанного произвола. Вот это бездействие, проявленное властями в первые дни, и обеспечило на начальном этапе победу экстремистских сил.

Из копии коллективного письма из Ферганы адресованное Президиуму I-го Съезда народных депутатов СССР, заседавшему в те дни: «События в Узбекистане назревали давно. Но сегодня совершенно очевидно, что о предстоящей резне в Фергане – знали и говорили чуть ли не по всему Узбекистану ещё задолго до начала событий. Но власти ничего не сделали для спасения обречённых людей. Бездеятельность милиции, нейтралитет властей, ненаказуемость за преступления и дикие зверства окрылили бандитов. Из города в город прокатилась страшная лавина погромов. Ночь и день полыхали над Ферганой пожарища, город стонал от боли и ужаса, а власти молчали. Только 6 июня (а погромы начались в ночь на 3 июня) власти дали распоряжение вывезти из города полураздетых, голодных, перепуганных женщин и детей...»

Председатель Совмина СССР Н. Рыжков. Фергана, 1989 г. Снимок Б. Юсупова

Узбекские власти (узбеки из руководящего состава области и республики) знали о готовящейся резне, но умышленно ничего не сделали для спасения обречённых людей. Прокурор Ферганской обл. (такой же узбекский националист и исламист, как и погромщики) А. Атаджанов в интервью журналистам объяснил, что будто бы руководство МВД Узбекистана и УВД Ферганской обл. «не пошло на крайности из гуманных соображений». Вот так лживая «гуманность» узбекских властей к «своим» узбекским, мусульманским бандитам, палачам и садистам обернулась разгулом бандитизма и гибелью многих жизней ни в чём не повинных людей.

А разве не мог не знать о зреющих кровавых событиях нынешний президент И. Каримов?! 23 июня 1989 года И. Каримов был избран 1-м секретарем Центрального Комитета коммунистической партии Узбекской ССР. Они все главари в ЦК КПУз, в МВД, в КГБ знали о готовящихся погромах – ОНИ ВСЕ З. ЧКАНЫ КРОВЬЮ!

Было изгнаны около 20 тысяч турков-месхетинцев из Ферганской обл., а сколько их было убито озверевшими узбеками, много людей пропало без вести – это до сих пор узбекские официальные власти скрывают в глубокой тайне (журналистами–очевидцами назывались цифры убитых от 300 до 500 человек); лозунги почти как в 1969 году: «УЗБЕКИСТАН – УЗБЕКАМ» и другие, в том числе многие лозунги исламские.

youtu.be/enfRwmwVd0c

Сожжёные, исколотые, разрубленные топорами трупы (узбеки-мусульмане садистски глумились не только над живыми, но даже над убитыми), сожженные узбеками-мусульманами дома и в них узбеки заживо сжигали людей, массовые погромы, убийства людей других национальностей (среди убитых кроме турок, есть русские и татары, всего убитых около 10 национальностей!). Прошли погромы и националистические, исламские бесчинства не только в Ферганской, но и в Ташкентской и Андижанской областях Узбекистана.

Последние десятилетия новейшей истории Узбекистана (с 1969 по 2005 гг.) изобилуют довольно жёсткими событиями - это массовые погромы, насилия, грабежи и убийства людей других этнических групп. Достаточно вспомнить события 1969 г. в Ташкенте и Ташкентской области - массовое националистические нападение озверевших узбеков на славянских граждан; май-июнь 1989 г. - "ферганские события" (изгнание 20 тыс. человек турков-месхетинцев из Ферганской области; массовые погромы, грабежи, убийства сотен людей различных национальностей); бесчинства в феврале-марте 1990 г. в Буке и Паркенте; в июне 1990 г. - в Оше (т. н. "ошско-узгенские" события - узбекско-киргизский конфликт, сопровождавшийся убийствами людей); националистические бесчинства 1991, 1997 гг. в Намангане; беспорядки и националистические бесчинства в 1992 г. в Ташкенте (в студенческом городке); май-июнь 2005 г. - Андижанские события (количество убитых до сих пор скрывается правительством Узбекистана, а международные наблюдатели называют от 800 до 1000 человек). За эти годы из Узбекистана бежали 40 тыс. киргизов, 90 тыс. турок-месхетинцев, около 100 тыс. крымских татар, 2 млн. русских и большое количество представителей иных национальностей.

В 1989 г. прошли погромы, убийства людей и националистические бесчинства не только в Ферганской, но и в Ташкентской и Андижанской областях Узбекистана. Но особым местом среди них стоят Ферганские события. Уж здесь-то узбекские экстремисты показали себя во всём своём неприглядном виде. И сегодня, спустя десятилетия, остаётся всё ещё актуальным осмысление тех событий. Это диктуется не просто праздным любопытством, но стремлением понять механизм кровавого конфликта, выявить причины, определить силы, которые воспользовались напряженной обстановкой и спровоцировали конфликт.

Итак, кровавые события Ферганы. Из Справки Главного Управления Внутренних Войск МВД СССР от 05 июня 1989 г.: «В конце мая 1989 г. в Ферганской области обострилась обстановка. Несколько столкновений между лицами узбекской и турецкой национальности произошло в городе Кувасае. С 23 по 25 мая в различных регионах области произошли групповые нападения на турок-месхетинцев. В ходе столкновений пострадало 58 человек. С утра 03 июня группы агрессивно настроенных молодых людей, узбекской национальности, в гор. Фергана и Маргилан, пгт. Ташлак и Комсомольский завязывали ссоры и драки с турками-месхетинцами. К вечеру толпы экстремистов численностью 300-400 человек (большинство в состоянии опьянения) учинили погромы и поджоги домов в гор. Маргилане. С утра 04 июня многочисленные группы экстремистов вооружёнными ножами, топорами, металлическими прутьями и другими предметами буквально штурмовали места проживания турок, административные помещения, где они укрылись от расправы. Вновь были учинены погромы и поджоги. Резко ухудшилась обстановка в Фергане, Ташлаке, Ахун-Бабаевском. В ходе пресечения противоправных действий пострадало 83 военнослужащих, из них 20 человек госпитализировано, в т. ч. с огнестрельными ранениями. Свыше 100 военнослужащих получили различные травмы и ушибы, но остались в строю».

Началось всё в декабре 1988 г. на многотысячном митинге в Ташкенте с транспарантами «Русские уезжайте в свою Россию, а крымские татары - в Крым»; в феврале 1989 г. в Ташкенте, (как в 1969 г.) озверевшие узбеки уже в открытую нападали на граждан славянских национальностей в транспорте и на улицах, распоясавшиеся узбекские экстремисты кричали: «Русских зарежем», «Русских нужно вешать на фонарных столбах» - всё происходило при прямом попустительстве органов милиции Ташкента и органов власти.

По Андижану распространялись листовки на узбекском языке с такими словами: «…если вы являетесь истинными сынами узбекского народа, ни в чём не уступайте русским… в Узбекистане им нет места». В Ферганской области почти открыто проводилась запись в «добровольцы» - участников будущих погромов, а затем они все получили оповещение – «Ждите сигнала!»

Накануне по области гуляла листовка такого содержания: «Убивайте турок, иначе будете наказаны! Оказывайте помощь поджигателям! Юноши собирайтесь..., если хоть один юноша останется дома и не будет действовать, он может умереть под ударами камней. Сегодня даст Бог – и загорится дом турка!» Подписано: «Союз узбеков». На предприятиях Ферганской области почти в открытую стали изготовлять оружие – пики из арматуры, самодельные бомбы, бутылки с зажигательной смесью – в т.ч. для будущей борьбы с органами правопорядка и с войсками.

В том же феврале 1989 г. зам министра МВД УзССР Э . Дидоренко в интервью газете «Ташкентская правда» бил тревогу: в Узбекистане только за 3 года (1986-88 гг.) органы МВД обезвредили ок. 700 новых вооружённых организованных преступных групп численностью до 5тыс боевиков, а в Узбекистане действуют широко разветвлённые штабы экстремистов.

На что республиканская газета «Правда Востока» отреагировала статьёй, в которой говорилось, что слова Дидоренко только «будоражат людей». Редакция газеты возмущалась, «откуда такая уверенность». Зато потом, когда по Узбекистану катились волны погромов и беззаконий, газета хранила глухое молчание.

В конце мая 1989 г. начались организованные погромы в Ферганской обл. в г. Кувасае, Фергане, Маргилане, Коканде, Ташлаке и др. посёлках. Экстремисты действовали толпами по 100-400 чел., вооруженные заготовленными металлическими прутьями, топорами, вилами, ножами и другими предметами. Начались избиение мирных, ни в чём не повинных людей, в т. ч. стариков, женщин, детей, начались массовые поджоги домов, были совершены многочисленные убийства и не только турков-месхетинцев, но и людей других национальностей. Узбекские бандиты в Фергане орудовали под такими лозунгами: «Узбекистан узбекам», «Душим турок, душим русских», «Да здравствуем исламское знамя, мусульманская вера». Бандитам кем-то раздавались бесплатно спиртные напитки, хотя пьянство запрещается исламом, но в данном случае были «все средства хороши». Многие экстремисты были явно под воздействием наркотиков.

В срочном порядке в Узбекистан были переброшены части и подразделения МВД СССР - всего ок. 12 тыс. человек. По решению ЦК КП Узбекистана количество жертв и факты беспорядков были строго засекречены. До сих пор нынешние узбекские власти скрывают все факты и свидетельства кровавых бесчинств узбеков.

Почему на несколько дней люди были отданы во власть погромщиков? Где были руководители? Создавалось впечатление, будто «мощная рука» специально оберегала погромщиков и создавала все условия для безнаказанного произвола. Вот это бездействие, проявленное властями в первые дни, и обеспечило на начальном этапе победу экстремистских сил.

Узбекские власти знали о готовящейся резне, но умышленно ничего не сделали для спасения обречённых людей. Прокурор Ферганской области А . Атаджанов в интервью журналистам объяснил, что будто бы руководство МВД Узбекистана и УВД Ферганской области «не пошло на крайности из гуманных соображений». А разве не мог не знать о зреющих кровавых событиях нынешний президент Ислам Каримов ? 23 июня 1989 года он был избран 1-м секретарем Центрального Комитета коммунистической партии Узбекской ССР.

Что главное: все это делалось под лозунгами ислама. Ещё в советские времена в Андижанской и Наманганской областях действовали подпольные исламские (ваххабитские) школы, где учеников обучали по нелегально доставленным из Саудовской Аравии учебникам. Кстати, в одной из таких школ в Намангане обучался небезызвестный террорист-лидер чеченских боевиков Салман Радуев .

Накануне погромов в Фергане и в оплоте исламского экстремизма в Узбекистане – в городе Коканде прошли религиозные собрания, в которых приняли участие делегаты практически всех областей УзССР. Речь на этих сборищах шла в т. ч. об объединении мусульман в действиях против других народов «в духе ислама» и поднимался вопрос об образовании Исламской Республики Узбекистан.

Вот она какая на самом деле – «независимость» Узбекистана – она была изначально задумана узбекскими исламистами-экстремистами. Так что Каримов только выполнил это Кокандское решение 1989г исламских делегатов Узбекистана, объявив в 1991г независимость Узбекистана.

Религиозная нетерпимость узбеков имеет «долгие традиции»: в начале XIIIв на территории Мавернахра (ныне Средняя Азия) была широко распространена христианская религия несторианство, буддизм и зороастризм, но власть в Маверранахре уже полностью принадлежала мусульманам. Мусульмане Маверранахра и Семиречья, все крепче забирая власть в свои руки, начали нападать на несториан, как прежде на язычников. В ряде мест несторианские общины сначала были изгнаны за городские стены. В 1339 г волны религиозного фанатизма перекатились в Среднюю Азию, где религиозную власть захватил дервиш Халиль , а в Семиречье правитель Чингизид угэдейской ветви Али -Султан – оба жестокие и ярые мусульмане. Дервиш-фанатик Халиль поднял лозунг «джихада» и приступил к истреблению иноверцев. В 1339 г это привело к страшной межрелигиозной резне. Христианская Несторианская Церковь в Центральной Азии была полностью уничтожена.

Уже в XIX веке в Бухарском эмирате при эмире Насрулле (правил 1826-60) мусульмане заставляли евреев жить в строго определенном месте, евреи должны были носить отличительные знаки (как желтые знаки Давида в нацистской Германии).

Ныне президент Каримов, если говорить объективно, практически не контролирует Ферганскую долину как вотчину местных ваххабитов. Да и юг страны, граничащий с Афганистаном и Таджикистаном, в плане светскости живет по принципу «до Ташкента далеко, а исламисты рядом».

Что же произошло и каковы причины кровавых событий 1989 г. и последующих?

Одна из главных целей Ферганской резни – запугать другие народы, проживающие в Узбекистане, и внушить им невозможность жить здесь и необходимость бежать, бросив дома, и тем самым «изгнать из Узбекистана всех неузбеков».

Но все дело в том в том, что узбекского государства никогда в истории не существовало, как не было и самой узбекской нации. Т. н. узбекские племена – это общее название разнородных смешанных этносов – в первооснове своей это различные племена монголов, смешавшиеся с тюрками, китайцами, таджиками, туркменами и другими этносами. Причём, почему эти разнородные монголо-узбекские племена были в итоге названы «узбекскими», никто из историков объяснить не может.

Монголы-узбеки до этого жили разбросанно почти по всей Средней Азии, жили отдельными племенами с примитивными феодальными и даже родоплеменными отношениями. И эти монголы-узбеки «одним народом» и «одной нацией» себя отнюдь не считали «Едва ли не впервые упоминающим узбеков автором является составитель т. н. официальной истории Тимура , написанной в 1425 г. Ш . Ездзи »; «Никакого союза узбекских племён… не существовало»; «Узбеки, как народ в целом, не был однообразен по своему составу…»; «Узбекские… роды лелеяли надежды поднять свое благосостояние, ограбив и разорив противника», - все эти цитаты можно найти в монографии Семенова А . А . «К вопросу о происхождении и составе узбеков Шейбани-хана» (Труды АН Таджикской ССР. Том XII. 1953).

Не было у «монголо-узбекских племён» и единого языка, говорили они в основном на 3-х тюркских языках. Узбеки – не коренной, но «пришлый народ»: кочевые монголо-узбекские племена под предводительством Шейбани -хана в XYI в вторглись из Сыр-Дарьинских степей в Среднюю Азию, истребляя местные народы (в основном народы иранской культуры), истребляя древнюю культуру этой земли. Историк того времени Мухаммад Салих свидетельствует об бесчинствах кочевых узбеков в Средней Азии и о тяжелом положении народных масс на завоёванных узбеками территориях.

Но как получилось, что будучи национальным меньшинством, никогда не имея ни своего государства, ни национальности, ни даже единого языка, узбеки получили сказочное «узбекское государство»?

Дело в том, что Узбекская ССР – это большевистский миф. Большевикам потребовалось для обоснования более значительного мифа «о братстве бывших угнетённых народов и о многонациональном государстве рабочих и крестьян СССР» создать «братские советские республики», и тут к месту появился многообещающий, верный большевикам тов. Ф . Ходжаев из Бухары, он-то и подсунул Москве разработанную схему создания нового государства в Средней Азии «государства узбеков». В 1924 г ЦК Бухарской компартии одобрил проект Ходжаева «Основные положения по созданию Узбекистана», но идея национально-государственного размежевания возникла намного ранее - в 1920-21 гг партийные органы Туркестана впервые вынесли предложение об образовании Узбекской, Туркменской и Киргизской республик, причём в составе России.

Ещё в 1917 г. была образована Кокандская автономия (официальное название: Временное правительство автономного Туркестана) - непризнанное государство, существовавшее с 27 ноября 1917 г. по 18 февраля 1918 г. на территории прежнего Кокандского ханства. Правительство Кокандской автономии возглавил ярый националист Мустафа Чокай (Шокай ), возомнивший себя новым ханом. Кокандская автономия мыслилась в составе будущей Российской федерации. Во вступительной речи Чокай сказал: «Построить с ходу полнокровное государство нелегко. Для этого нет ни кадров, ни опыта. И главное - нет армии, чтобы защитить будущую автономию. Как бы ни была ослаблена Россия, она гораздо сильнее нас. С Россией мы должны жить в мире и дружбе. Это диктует сама география».

Очертить границы какого-нибудь одного народа и определить ему государство просто невозможно без ущемления множества других этносов, проживающих рядом на этой же территории. Разделить народы по национальным границам и образовать отдельные национальные государства – это была авантюра чистейшей воды, и она была нужна только новоиспечённым среднеазиатским «революционерам» - т. н. «национальной элите». Эта новая «элита» Средней Азии хотела властвовать, хотела править, хотела быть новыми «ханчиками» и «эмирчиками» в новых, ими же изобретённых среднеазиатских государствах. В Москве пошли навстречу и подписали идею создания нового советского и социалистического государства в Средней Азии – государства узбеков - «Узбекию» (как первоначально назвали).

Однако, чтобы создать «Узбекию», необходимо было обеспечить узбекам статус титульной нации. Это могло быть возможно только в том случае, если бы они составили большинство на отведенной республике территории. В действительности узбеки по данным дореволюционной статистики хотя и населяли в различных пропорциях многие районы Средней Азии, составляли большинство только на территории всего некоторых районов. Поэтому узбеками (и отцами-создателями Узбекии) был осуществлен подлог, заключавшийся в том, что в «узбеки» умышленно записали другие народы и этносы.

Тем не менее, даже с учётом узбекской фальсификации и подтасовок, ещё в 1920 г по материалам к Пост.III-й чрезвычайной сессии ЦИК Туркестанской АССР о национально-государственном размежевании из числа узбеков проживали в Туркестанской АССР - 66,5%; в бывших ханствах: Бухарском - 22%, а в Хивинском всего 11%. Представители национальности «сарт» были все записаны в «узбеки» и к 1924г не осталось ни одного сарта. По этому поводу, кстати, американский этноантрополог Дж . Шоберлейн выражал свое удивление: «Около 1,7 млн. сартов Средней Азии не могли попросту исчезнуть за один день». Схожая ситуация была и со многими другими национальностями, причём не только малых, но и многочисленных, как казахов, таджиков, киргизов – их тоже записали в «узбеки». Если посмотреть материалы к Пост. III-й чрезв. сессии ЦИК, то там можно обнаружить этносы и народы, которых больше «не существует». Узбекская фальсификация была выявлена, но должной оценки тогда это почему-то не получило, большую роль и помощь узбекам здесь оказала Комиссия товарища И . Магидовича и он лично. А в России ни В . Ленин , ни И . Сталин ничего о названных узбекских подлогах и фальсификации так и не узнали.

27 октября 1924 г. II Сессия ВЦИК Советов удовлетворила ходатайство ТурЦИКа, 5-го Всебухарского и 5-го Всехорезмского Курултаев «о национально-государственном размежевании» и образовании новых советских социалистических республик и областей. Создание Узбекской ССР было официально объявлено 13 февраля 1925 г. на I съезде (курултае) Советов в Бухаре, управление Узбекской ССР в момент ее становления было доверено бухарской политической элите.

О преемственности УзССР и Бухарской НСР говорит тот факт, что учредительные съезды Советов УзССР и Компартии Узбекистана были созваны в г. Бухаре; и именно Ходжаев возглавил Ревком Узбекской ССР, а с образованием Узбекской ССР стал первым премьером - Председателем Совета народных комиссаров.

С 1924-25 гг. узбекским руководством началось усиленное сколачивание и расширение новой «узбекской нации» и насильственное «об-узбечивание» в УзССР: людей насильственно записывали в «узбеки», не-узбеков всячески изгоняли с их территорий, узбеков переселяли на территории других этносов, чтобы искусственно переломить в районах национальное соотношение в пользу узбеков. Повсеместно насильственно навязывался и тюркский карлукский язык (на нём говорило узбекское население Ферганы), названный «ново-узбекским» языком, что тоже было парадоксом, т. к. основным элементом в Средней Азии т. н. «узбекской народности» было монголо-тюркское племя мангытов (ногаев).

Основатель новой узбекской империи УзССР и основатель узбекской нации Ходжаев (впоследствии «враг народа»), затем его большой продолжатель 1-й секретарь КПУз Ш . Рашидов и нынешний 1-й президент-диктатор И. Каримов, они все поняли узбекскую национальную идею и приложили немало сил к ее укреплению из этого конгломерата разнородных народностей и этносов.

После независимости 1991 г. новые узбекские власти продолжают прежнюю национальную политику: людей также насильственно записывают-переписывают в «узбеки», также искусственно насаждается на всех уровнях официальный т. н. «ново-узбекский язык». Теперь, через десятилетия, узбеки в Узбекистане стали наконец «большинством населения страны» - 80%, но это только на бумаге… По данным (2005г) публициста и политолога из Казахстана Е . Нарымбая : «Большая численность этнических узбеков и подавляющее большинство населения Узбекистана – это, очевидно, большая ложь. Переписанные в … “узбеки” составляют половину списочного состава узбеков и состоят по преимуществу из таджиков (50%), казахов (25%), уйгуров Андижанской области (15%), киргизов и др. (10%). Показательна фальсификация в Андижанской обл.: примерно из 1,5 млн. чел. паспортных узбеков здесь порядка 65-80% – этнические уйгуры. В результате чего узбеки составляют не более 50% населения Узбекистана».

Узбекам неплохо жилось в УзССР, особенно звену управленцев и партэлиты при миллиардных дотациях из Союзного бюджета. Дело обстояло так: в УзССР существовал свой Госплан, который планировал рост производства и сельского хозяйства и увеличение благосостояния народа. Затем под эти Планы в Москве выпрашивались средства (т. к. Узбекистан была дотационная республика и кроме грязного, третьесортного хлопка в Союзный «амбар» ничего не могла поставить), но потом все полученные из Центра средства узбеками разворовывались начиная с республиканских партийных и государственных лидеров, и кончая председателями колхозов и раисполкомов в районах. И до основного узбекского - кишлачного населения уже ничего не доходило, и дехкане жили и трудились почти на рабском состоянии.

Но ситуация круто изменилась, когда в 1983 г. в СССР узбеки были, как говорится «за руку пойманы» и разоблачены в хищениях миллиардов рублей из Союзного бюджета! В СССР большой резонанс получило т. н. «узбекское дело», в ходе расследования которого обнаружились гигантского размера подтасовки в отчетности, целая система коррупционных практик, охватившая чиновников высшего звена республиканской администрации, масса случаев нарушения законности.

Расследования по «Узбекскому делу» продолжались до 1989 г. Всего было возбуждено 800 уголовных дел, по которым было осуждено на различные сроки лишения свободы свыше 4 тыс. человек, обвиняемых в приписках, взятках и хищениях, причём далеко не все они были непосредственно связаны с хлопковой промышленностью (поэтому более правильным названием для проводившихся расследований является «Узбекское дело», а «хлопковое дело» - лишь одна из составных его частей). Было произведено несколько «громких» арестов, в том числе были арестованы, а затем осуждены к разным срокам лишения свободы 1-й секретарь ЦК КП Узбекистана И . Б . Усманходжаев , бывшие секретари ЦК КП республики А . Салимов и Р . Абдуллаев , 1-е секретари обкомов: Ташкентского - Мусаханов , Ферганского - Умаров , Наманганского - Раджабов , Каракалпакского - К . Камалов , бывший председатель Совета Министров республики Н . Д . Худайбердыев , глава Папского районного агропромышленного комплекса Наманганской области А . Адылов , генералы МВД республики Яхъев , Норов , Норбутаев , Джамалов , Сатаров , Сабиров , полковник Бегельман и т. д. Некоторые фигуранты испугавшись ответственности за свои преступления, во время расследования покончили с собой. В масштабном воровстве союзных средств признался и бывший 1-й секретарь Ш . Рашидов (ещё в 1984 г на ХVI пленуме ЦК КП УзССР все выступавшие узбеки, которые еще недавно клялись в верности памяти Рашидова, разоблачали его как деспота, коррупционера, взяточника, нанесшего непоправимый ущерб узбекскому народу. Его обвиняли в преследовании честных людей, осмелившихся говорить ему правду, создании в республике обстановки раболепия и лизоблюдства, кумовства).

И расследование всё ещё продолжалось, под угрозой разоблачения оказались и остальные члены партийной мафии УзССР. Тогда-то они и вступили в альянс с исламскими экстремистами и приняли участие в кровавых Ферганских событиях 1989г. Кроме того, в Советском Союзе началась «перестройка», пошли демократические веяния и реформы. Но партийной мафии УзССР это совершенно не нужно было - заявляя о своей приверженности идее реформирования государственной системы, они не допускали самой мысли о возможности изменения своего положения и были сильно напуганы изменениями в СССР и решили отгородиться-отделиться от всех «новшеств» и тем самым сохранить своё положение в Узбекистане.

Вторая же причина была в том, что в Узбекистане сложилась конфликтная ситуация, резко обострились внутренние противоречия между правящей элитой национальной мафией (хозяевами) и простым народом. «Они жили как бы в разных мирах (на разных полюсах), на одном полюсе: бедность, голод, безысходность, покорность судьбе и тупой рабский труд простого народа в Узбекистане, а на другом полюсе: роскошь, вседозволенность, психология нувориша, дорвавшегося до власти», - так известный писатель-публицист В . Селюнин писал об узбекском обществе накануне, в 1988 г. - он совершил продолжительную поездку и сбор материала по республикам Ср.Азии. От него все в СССР узнали, что «узбекское благополучие» – лишь на бумаге, в отчётах правящей элиты. Стало известно, что например: «на сельского жителя Узбекистана приходится 8 кг мяса в год и их семья считается благополучной, если на человека приходится 30 руб в месяц…» Доля населения со среднедушевым, совокупным до 75 руб в месяц достигла почти 50% от общей численности населения (это по официальным данным).

Поэтому-то правящей мафии и было необходимо «спустить пар», направить недовольство простых, полуграмотных, тёмных, голодных, больных, всего лишенных и недовольных узбеков на кого-то другого. Поэтому-то ими были взяты лживые лозунги «национального угнетения», строительства своей «национальной государственности», «возрождения национальной культуры» и др. подобных вкупе с исламскими лозунгами об «ущемлении ислама», по «возрождению ислама» и т. п.

По данным КГБ СССР в Узбекистане того времени на уровне областных структур из 11-ти административно-территориальных единиц УзССР уже в 6-ти ситуация вплотную подходила к конфликтному уровню. Помимо «ферганского узла» (Наманганской, Ферганской и Андижанской обл.), к критическому уровню приближались Бухарская и Самаркандская обл. Что касается Ташкентской области (приближавшейся по уровню конфликтности к Бухарской), то напряженность здесь развивалась за счет срыва стабилизирующего фактора: здесь всегда была самая высокая зарплата среди всех сельских жителей Узбекистана, что однако, было ликвидировано резким повышением цен. Начались студенческие волнения - среди присланных на учебу из областей. Но «межнационального конфликта» здесь не получилось.

Почему же Фергана?! Ферганская долина - межгорная впадина в предгорьях Тянь-Шаня, протяженностью до 300км в длину и до 170км в ширину, она была основой Кокандского ханства, является одним из главных сельскохозяйственных районов Средней Азии. Здесь характерен самый высокий прирост населения в бывшем СССР - за последние 30 лет численность населения выросла в 2,6 раза (в 1980г прирост населения в Узбекистане составил 27% –самый большой в СССР прирост населения). В результате в сельскохозяйственной Ферганской долине (добыча полезных ископаемых и промышленность играют здесь существенно меньшую роль) средняя плотность населения в целом составила 100 человек на 1 кв. км, а в её «узбекской» части около 300 (всего по респ. плотность населения 48,5 чел - это больше всех в Средней Азии).

Совершенно отчетливо видна аграрная перенаселенность, когда в наиболее плодородных районах на 1 человека приходится всего 0,6 га земли. При этом следует учитывать продолжающийся быстрый рост численности населения (местные жители строго придерживаются норм ислама и у них традиционно высокая, не планируемая рождаемость) и низкий уровень сельхозпроизводства (так по уровню производительности и эффективности сельского хозяйства УзССР была только на 10-м месте в Советском Союзе) и извечная проблема по недостаточности воды для полива. И главная проблема: большое количество избыточных, но не занятых трудом трудоспособных жителей Ферганы.

Таким образом, в Ферганской долине возник классический пример социальной напряженности в условиях перенаселенности и продолжающейся тенденции её роста, повальными хищениями государственных средств, полной беззаконностью и беззащитностью кишлачного узбекского населения. Также именно в Ферганской долине в советское время был традиционный оплот ислама и здесь же существовали и возникли множество подпольных исламских школ и сект. Поэтому-то Фергана полностью подходила для всех названных целей экстремистов.

«Советская перестройка» - Социальная сфера. Население страны. Положительные и отрицательные стороны перестройки. Россия стала «поворачиваться лицом к Западу». Кто такой Горбачев. Развитие "гласности". Повышение пенсий. Перестройка. Процесс «улучшения социализма». Политика Горбачева. Экономический кризис. Отсутствие продуманной национальной политики.

«Культура перестройки» - Лирическая комедия появляется уже во второй половине 90-х годов. Танцевальное искусство достигает высокой гармонии. Изобразительное искусство-многолико, многожанрово. Кадры Авиньонского фестиваля в наши дни. Театр. Хореография. Опера конца XX - начала XXI веков. Содержание фильмов, вышедших на экран в первые годы «перестройки».

«Перестройка 1985-1991» - Съездом народных депутатов, внесшим соответствующие поправки в Конституцию. Стремясь повысить качество продукции, власти в мае 1986 г. ввели «госприемку». Стремившихся не только к укреплению своей власти, но и выступавших за обновление государства и общества. 8 декабря 1991 г. – Беловежское соглашение.

«СССР в период перестройки» - Чем, ваш взгляд, обусловлена необходимость перемен в жизни советского общества? Какие причины создания СНГ называют авторы документа? СССР в период «перестройки» (2 урок). Какие цели провозглашает новое образование? Начавшаяся «перестройка» поставила вопрос о существовании всего Советского Союза. 4.В какой сфере жизни общества был выдвинут лозунг гласности?

«СССР в годы перестройки» - Причины провала. Советские и партийные руководители. Мероприятия. Характерные черты. Политическое и экономическое развитие СССР. Раскол. Конвергенция социализма и капитализма. Итоги перестройки. Замедление темпов развития СССР. Концепция ускорения социально- экономического развития. Социальная база.

«Политика перестройки» - Природные и техногенные катастрофы. М.С.Горбачев с семьей возвращается в столицу. Распад СССР был исторически предопределён. Полёт Матиаса Руста. Августовский путч. События. Э.А.Шеварнадзе. Последствия распада СССР. М.С.Горбачев ушел в отставку. Министр внутренних дел СССР. Константин Устинович Черненко.

Всего в теме 20 презентаций

Рубрика "Новости с дисплея"
КУЛЬТУРА
стр. 43-44

Он побывал в заповедных местах Африки. Пел свои песни повсюду в США и Европе. Только что вернулся из Бразилии. Но никогда Пол Саймон не был в Советском Союзе. И вот теперь американский музыкант взволнован и счастлив: во время нового европейского турне он может дать два концерта в Москве.

Мне всегда представлялось заманчивым выступить в России, - сказал Пол, когда я позвонила ему из Нью-Йорка в Брюссель, где 15 июня началось это континентальное турне.

47-летнего певца и автора песен из Нью-Йорка сопровождают 25 африканских музыкантов. Дело в том, что последние 5 лет, после того как распался известный дуэт «Саймон и Гарфункель», Пол занимался тем, что слушал, записывал и исполнял южноафриканские мелодии.

Увлечение пришло случайно. Летом 1984 года, когда у Саймона в перерыве между записями не было особых занятий, его друг гитарист Хиди Берг дал ему пленку с записями африканской музыки. Она понравилась Саймону, и он, куда бы ни ехал на машине, все время ставил эту кассету. Ему захотелось познакомиться с исполнителями, но на кассете не было ни названия песен, ни фирмы, которая ее выпустила. И Пол пустился в поиск. Он привел Саймона в ЮАР, в Йоханнесбург, в популярную там группу «Бойойо бойз», чья музыка, оказывается, так привлекла американского певца. Кроме уже знакомых мелодий, он услышал и новые, такие же жизнерадостные и колоритные. Захваченный этим открытием, Пол загорелся идеей сотрудничества. Но «слияние культур», как называет это Саймон, встретилось с неожиданными препятствиями.

Уже приехав в Йоханнесбург, Пол узнал, что здешние черные музыканты голосовали, пускать ли к ним белого. Некоторые опасались, что Саймон станет эксплуатировать их, присваивать их музыку. Опасения оказались напрасными: за сотрудничество Саймон заплатил «своим» музыкантам втрое больше того, что требует за день записи нью-йоркский профсоюз музыкантов, и гарантировал им авторские права.

Впервые белый американец и просто белый человек сотрудничал с африканцами, - сказал Пол, вспоминая ту историю.

Но препятствие поджидало его и с другой стороны. Печать и Специальный комитет ООН против апартеида обвинили Саймона в нарушении бойкота расистской ЮАР. Эта акция была организована по инициативе комитета ООН артистами и спортсменами в знак протеста против политики апартеида. Защищая свой поступок, Саймон объяснил, что не нарушил бойкота, поскольку не выступал в ЮАР и даже несколько лет назад отверг предложение дать там концерт, что бойкот направлен против сегрегированной «белой» культуры, а не против черных, с которыми он сотрудничает. Комитет ООН принял его объяснение.

Теперь очевидно, что мой шаг принес только положительные ре зультаты, - говорит Саймон, единственный белый в составе группы, где южноафриканские музыканты стали его добрыми друзьями. Их музыка, словно бы выведенная из тесных рамок, получила между народную известность, а сами музыканты хорошо заработали. Я думаю, что экспорт южноафриканской культуры в виде музыки и театральных постановок помогает делу черных южноафриканцев. Это очень важно и нужно.

Поездка в ЮАР была плодотворной: большую часть своего следу ющего альбома Пол записал в Йоханнесбурге вместе с южноафриканскими друзьями. Альбом «Грепсленд» вышел в августе 1986 года и тиражом свыше 6 миллионов экземпляров разошелся по всему миру. Саймон и южноафриканские музыканты отправились в турне по США и Европе. И оно оказалось триумфальным. Программа нынешних гастролей повторяет ту, что была подготовлена после выхода «Грейсленд», но на этот раз музыканты от правились по новому маршруту.

Итак, познакомимся с Саймоном и его друзьями. Некоторые музыканты, выступающие с Полом, живут в ЮАР, но певцы Кхью Масекела и Мириам Макеба по 25 лет провели вдали от родины в Брюсселе и Нью-Йорке. Кстати, в прошлом году вместе с южноафриканскими актерами Масекела поставил на Бродвее мюзикл «Сафарина», пользовавшийся большим успехом. Кроме того, в группу Саймона входит хор из 10 человек - «Ледисмит блэк Мамбазо». Он исполняет песни, похожие на спиричуэлс, сопровождая их своеобразными щелкающими звуками. Сам же Саймон собирается испюлнять в основном песни с альбома «Грейсленд», также популярные мелодии из репертуара Саймона и Гарфункеля - «Боксер», «Звуки тишины», именно те, что когда-то его и Арта Гарфункеля сделали знаменитыми.

В 14 лет Арт и Пол, выросшие в еврейских семьях среднего достатка в Куинсе, одном из районов Нью-Йорка, составили дуэт, которому суждено было обрести мировую популярность. Подростки исполняли в основном мелодичную народную музыку, которая пришлась по душе многочисленным слушателям. Успех им в 1961 году принесла песня «Звуки тишины». Потом они начали записывать один за другим альбомы, расходившиеся молниеносно. В их числе была и запись музыки к картине «Выпускник» со знаменитым Дастином Хофманом, получившей «Оскара». Вместе они выпустили семь альбомов и завоевали четыре премии «Грэмми».

Рядом они выглядели странно - высокий задумчивый Гарфункель и черноволосый Саймон ростом немногим более 5 футов. Арт - студент математического факультета - обладал хорошим голосом, Пол писал все песни. Но вопрос о том, как должна исполняться та или иная, часто вызывал у друзей споры, ставшие помехой творчеству. Разрыв наступил в 1971 году, когда было особенно важно думать об общей работе: только что более чем 10-миллионным тиражом разошлась пластинка «Мост над бурной водой», подтвердив бесспорную популярность дуэта. Арт Гарфункель ушел в кино, снялся в нескольких голливудских фильмах, в том числе «Уловка-22» и «Высшее знание». Пол Саймон начал записывать пластинки самостоятельно и довольно успешно. А спустя десять лет былые соратники встретились вновь, устроили грандиозный концерт под открытым небом в Центральном парке Нью-Йорка, где собралось более полумиллиона зрителей. После концерта они отправились в турне, но, как это ни грустно, возобновленный союз оказался непрочным. Ходили слухи, что в перерывах между концертами певцы постоянно ссорятся. Вернувшись в Нью-Йорк, музыканты вновь пошли каждый своим путем. В нескольких интервью, которые Саймон дал за эти годы, он утверждал, что с Артом они навсегда останутся друзьями, но работать вместе не смогут.

В личной жизни Пол тоже одинок. Он был дважды женат: на Пегги Харпер, матери его 16-летнего сына Харпера, и на актрисе Кэрри Фишер, снявшейся в картине «Звездные войны» и других известных фильмах.

Как первой любви, Пол предан музыке. Выросший в Нью-Йорке, который занимает важное место в его жизни, он охотно покидает родной город в поисках новых звучаний и ритмов. Это началось еще в студенческие годы, когда он летом путешествовал автостопом по дорогам Европы, играя на гитаре на улицах. Потом побывал в странах Карибского бассейна, в Южной Америке и Африке. Благодаря Полу и Арту, в свое время записавшим песню «Кондор», на весь мир стала знаменитой музыка индейцев перуанских Анд. Такую же популярность получили мелодии Ямайки, которые уже один Пол записал в Кингстоне для своего первого сольного альбома «Пол Саймон». Теперь вместе с музыкантами из Бразилии и Западной Африки он готовится к записи нового альбома, который должен быть выпущен в начале будущего года.

Обычно, когда работаю над песнями для альбома, я не выступаю, - сказал мне Пол. - Но это турне обещало быть таким увлекательным, что я не мог отказаться.

За 24 дня музыканты посетят 9 стран, а кульминацией, по их мнению, станут концерты в Москве, в Центральном парке культуры и отдыха имени Горького.

Пол, вы представляете советскую аудиторию?

Нет, но я знаю тех, кто выступал перед ней. Я знаю Билли Джоэла, Джеймса Тейлора, Элтона Джона. Все они говорили, что это очень отзывчивая и вежливая аудитория. Думаю, я составлю собственное мнение, когда буду выступать.

Кроме концертов, у вас есть еще какие-нибудь планы?

Конечно. До и после концертов займусь осмотром города. Я хотел бы встретиться со всеми, с кем смогу, увидеть сколько смогу. Я хочу быть типичным туристом в стране, которая стала открытой для Запада всего несколько лет назад.

Саймон может называть себя туристом, но он приедет в Советский Союз с высокой целью - он привезет южноафриканскую музыку в страну, где, как он знает, она никогда раньше не исполнялась.

Мы будем представлять одновременно черную Южную Африку и Америку. Думаю, что американцы и русские очень интересуются друг другом, поскольку всю нашу жизнь правительства наших стран соперничали друг с другом. Я знаю, что теперь, когда политическая напряженность ослабла, американцы испытывают сильнейшее облегчение и огромный интерес к России, русской культуре. А чтобы лучше понять ее, мы с сыном - он приедет поездом из Хельсинки в Ленинград на 3 дня и побывает в Москве - пойдем в Большой театр на балет. И попытаемся побывать на природе...

Трудно будет не узнать в Москве этого необычного американского туриста - невысокого человека в бейсбольной кепке, окруженного африканцами и жмурящегося от предзакатного солнца.

София ГУСТАФССОН
НЬЮ-ЙОРК

Автор этого материала - аспирантка Школы журналистики Нью-Йоркского университета, которая проходит профессиональную практику в Нью-Йоркском отделении ТАСС. Это одна из новых форм сотрудничества советских и американских журналистов.

Loading...Loading...