Эрнст Неизвестный. Иллюстрации к "Преступлению и наказанию"

НА СНИМКЕ: Рисунок Эрнста Неизвестного «Между крестом и топором» (из иллюстраций к роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».)

Эрнст Неизвестный, работает не только, как скульптор, у него свыше тысячи графических работ, Обо всех рассказать невозможно. Я выбрал лишь некоторые и, безусловно, упустил многие замечательные работы.

Начну с иллюстраций к Достоевскому.

В 1963 году Эрнст Неизвестный начинает работу над серией рисунков и гравюр к произведениям Ф.М. Достоевского и в 1970 году выходит роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» с его иллюстрациями.

Эрнст Неизвестный вспоминает:

¬ Бахтина я узнал в 60-е годы, мы подружились с ним. Тогда я иллюстрировал Данте и Достоевского и ходил консультироваться к Михаилу Бахтину [Михаил Михайлович Бахтин (1895-1975) - русский философ и мыслитель, теоретик европейской культуры и искусства. МК]. Он был уже болен, лежал. Мы подружились, много беседовали. Его официальный отзыв на мои иллюстрации был таков:

“Впервые я столкнулся с иллюстрациями, адекватными творчеству Достоевского”

Или еще:

“творчество Неизвестного имеет адекватное и собственно пророческое значение”.

Это ценный, очень ценный для меня отзыв, не стану скрывать. (Эрнст Неизвестный. Шесть монологов: http://magazines.russ.ru/nj/2007/249/ne22.html .

Известный книговед, главный научный сотрудник Книжной палаты Е.Л. Немировский, характеризуя графическое творчество Эрнста Неизвестного, писал:

«…В искусстве книги Эрнст Неизвестный также сумел сказать свое слово. Например, он иллюстрировал Данте Алигьери и Самюэля Беккета. Начинал же свой путь в этой области с «Преступления и наказания» Федора Михайловича Достоевского, проиллюстрировав издание, которое было выпущено в серии «Литературные памятники» издательства «Наука».

Он же приводит и противоположное отношение к работам Эрнста Неизвестного, основанное, как видно из цитаты, на принципах, далёких от искусства:

«Работа эта нравилась далеко не всем. Например, известный знаток искусства книги, член-корреспондент Академии наук СССР Алексей Алексеевич Сидоров (1891-1978) ее не воспринимал.

Однажды я застал его рассматривающим только что вышедшие зеленые томики бессмертного романа. Он отложил их в сторону и сказал:

Сионистские упражнения!

Я не сразу понял, что это относится к иллюстрациям Эрнста Неизвестного, и заметил:

Бог с вами, Алексей Алексеевич! Как может быть сионистским что¬либо, связанное с творчеством Федора Михайловича?

Эрнст Неизвестный - сын московского раввина! - пояснил А.А. Сидоров.

Между тем антисемитом Алексей Алексеевич не был. Но и Эрнст Неизвестный ни к каким раввинам отношения не имел. (Е.Л. Немировский. Ветхозаветные прочтения Эрнста Неизвестного: http://www.compuart.ru/article.aspx?id=16230&iid=761). [Евгений Львович Немировский (р. 1925) - известный российский учёный-книговед; доктор исторических наук профессор. МК}

И ещё одно свидетельство:

"Отпечатанная книга вызвала неудовольствие Комитета по печати помещенными в ней на вклейках оригинальными рисунками Э. Неизвестного. Издание было задержано, им занимался Отдел культуры ЦК КПСС, но иллюстрации все-таки удалось отстоять, тем более, что подписи к ним были напечатаны на смежных текстовых страницах, так что изъять их без разрушения набора не представлялось возможным.

Книга получила высокую оценку в русской и зарубежной печати. Между тем появились отклики, оценивающие иллюстрации Э. Неизвестного как субъективные, модернистские, сюрреалистические". Эта цитата взята из Либрусека: http://lib.rus.ec/a/8734/sa-a .

В искусстве книги Эрнст Неизвестный, также как и в скульптуре, сумел сказать свое слово. Например, он иллюстрировал Данте Алигьери и Самюэля Беккета. Начинал же свой путь в этой области с «Преступления и наказания» Федора Михайловича Достоевского, проиллюстрировав издание, которое было выпущено в серии «Литературные памятники» издательства «Наука». Роман «Преступление и наказание» (1866) - одно из самых замечательных творений человеческого гения. Это роман о России середины XIX века, пережившей эпоху глубочайших сдвигов и нравственных потрясений, роман о герое, вместившем в грудь свою все страдания, боли и раны своего времени. Приводятся многочисленные варианты текста из записных книжек и рукописные фрагменты. Множество вклеек с иллюстрациями Э. Неизвестного. Трудно назвать эту графику "иллюстрациями". Это интерпретации. Это повод для размышления. Это момент истины, открытой Э. Неизвестным.

Ф. М. Достоевский


Раскольников


Между крестом и топором


Licina Раскольников


Арифметика


Черное солнце Раскольникова


Убийство


Болезнь


Мысль-возмездие


Груз убитых


Смеющаяся старуха


Материубийца


Крест Раскольникова


Несвершившееся величие


Вера - отчаянье


Внутренний мир Свидригайлов


Очищение через страдание


Сон. Всеобщее убийство

(с) www.forumdaily.com

"Отпечатанная книга вызвала неудовольствие Комитета по печати помещенными в ней на вклейках оригинальными рисунками Э. Неизвестного. Издание было задержано, им занимался Отдел культуры ЦК КПСС, но иллюстрации все-таки удалось отстоять, тем более, что подписи к ним были напечатаны на смежных текстовых страницах, так что изъять их без разрушения набора не представлялось возможным. Книга получила высокую оценку в русской и зарубежной печати. Между тем появились отклики, оценивающие иллюстрации Э. Неизвестного как субъективные, модернистские, сюрреалистические".

На иллюстрации "Между крестом и топором" изображены два состояния Родиона Раскольникова — до (слева) и после убийства. Через оба лица проходят линии, которые сходятся на голове убитой старухи (посередине). Старуха является мостом из одного духовного мира в другой. Решив проверить свою теорию, Раскольников вступил на этот мост. Однако он совершил ошибку и перешёл в другой мир. Но после смерти старушки этот мост разрушился, и дорога назад исчезла. На протяжении всего романа он ищет дорогу назад. Преступление состарило его: на правом лице — морщины. После преступления он попадает на каторгу. Каторга является мостом в обратную жизнь. Там Раскольников переоценивает жизненные ценности. Весь путь Раскольникова проходит между крестом и топором. У левого лица вместо глаз впадины. Это значит, что Раскольников вступал на этот путь как бы слепым. Прозрел он на каторге, после этого он мог найти дорогу назад.

На иллюстрации изображается рука, держащая головы людей. В руке на переднем плане изображается голова с расколотым черепом. Скорее всего, это череп старухи процентщицы. Рука, держащая головы, — рука Раскольникова. Раскольников, убив старуху, не спасает мир и людей, а наоборот, убивает и губит жизни. На втором плане после старухи изображена голова Лизаветы, далее — Николки. Иллюстрация показывает, что идея Раскольникова о спасении мира ошибочна, убийством он испортил жизнь себе и другим. Поэтому иллюстрация называется «Арифметика». На иллюстрации отражена теория Раскольникова: “За одну жизнь — тысячи жизней, спасённых от гниения и разложения… ведь тут арифметика!” Человек на первом плане — Раскольников. А рука, сдавливающая людей, находится как бы в голове Раскольникова. Голова на переднем плане изображает избранных, необыкновенных, а все остальные — ничтожные людишки, “вши”.

Издание подготовили Опульская Л.Д., Коган Г.Ф.
Серия: Литературные памятники. Москва, Наука, 1970. 808 с., ил. Твердый коленкоровый переплет в суперобложке по рис. иллюстратора, увеличенный формат.
22,2х18 см. Тираж 35000 экз.

Источники -

Ветхозаветные прочтения Эрнста Неизвестного

Художники книги ХХ века

Е.Л.Немировский

Биография Эрнста Неизвестного, родившегося в 1926 году в Екатеринбурге, изобилует парадоксами. Учился он на философском факультете Московского государственного университета, но закончил Суриковское училище ваяния и живописи и жизнь свою посвятил изобразительному искусству. В 1962 году на памятной выставке в Манеже он единственный осмелился возражать Никите Сергеевичу Хрущеву, когда тот учинил разнос художникам, отклонившимся от неприкосновенных и, казалось бы, незыблемых догм социалистического реализма. А некоторое время спустя тот же самый Неизвестный выполнил надгробный памятник для опального, отправленного на пенсию генерального секретаря.

Оставив Советский Союз, Эрнст Неизвестный уехал в Швецию, а сейчас живет в Нью­Йорке. Но душой он на родине, которую забыть не может и не хочет.

Парадоксально и творчество мастера. Миру он известен прежде всего как скульптор. Об одном из его проектов - монументах, посвященных памяти невинных жертв так называемого утопического сознания, много писали и говорили. Первый такой монумент уже стоит в Магадане.

Однако и в искусстве книги Эрнст Неизвестный также сумел сказать свое слово. Например, он иллюстрировал Данте Алигьери и Самюэля Беккета. Начинал же свой путь в этой области с «Преступления и наказания» Федора Михайловича Достоевского, проиллюстрировав издание, которое было выпущено в серии «Литературные памятники» издательства «Наука». Работа эта нравилась далеко не всем. Например, известный знаток искусства книги, член­корреспондент Академии наук СССР Алексей Алексеевич Сидоров (1891-1978) ее не воспринимал. Однажды я застал его рассматривающим только что вышедшие зеленые томики бессмертного романа. Он отложил их в сторону и сказал: «Сионистские упражнения!» Я не сразу понял, что это относится к иллюстрациям Эрнста Неизвестного, и заметил: «Бог с вами, Алексей Алексеевич! Как может быть сионистским что­либо, связанное с творчеством Федора Михайловича?» «Эрнст Неизвестный - сын московского раввина!» - пояснил А.А.Сидоров. Между тем антисемитом Алексей Алексеевич не был. Но и Эрнст Неизвестный ни к каким раввинам отношения не имел.

Что же касается «сионистских упражнений», то это определение еще можно было бы понять, если бы оно относилось его к последним книжным работам Эрнста Неизвестного, а именно к его иллюстрациям к книгам Ветхого Завета. Первой среди этих работ Эрнста Неизвестного были иллюстрации к «Екклесиасту», пожалуй наиболее противоречивой книге Ветхого Завета. Читаешь ее и ловишь себя на мысли: почему она вошла в состав Библии? Неужели церковные соборы, декларировавшие ее каноничность, не почувствовали поэтической вольнодумности автора «Екклесиаста», подчас противоречащей корневым установлениям религии?

Можно ли в уста Бога вкладывать слова, по сути отрицающие загробную жизнь? Например, такие:

Кто знает: дух

сынов человеческих

восходит ли вверх

или дух животных

сходит ли вниз, в землю?

И в другом месте:

Участь сынов

человеческих и участь

животных - участь одна:

как те умирают, так

и эти, и одно дыхание

у всех, и нет у человека

преимущества перед

потому что все - суета!

В 1996 году московское издательство со странным названием «Присцельс» выпустило в свет «Екклесиаст», сопроводив русский перевод библейского текста незаурядным эссе Якова Кумока «Черное солнце Когелет». Эссе этого писателя, родившегося в 1932 году в Минске, и в дальнейшем будут сопровождать ветхозаветные прочтения Эрнста Неизвестного.

Умное и нестандартное художественное прочтение издания «Присцельса» предложил талантливый художник­оформитель, живописец и поэт, выпустивший несколько книжек стихов, - Леонид Николаевич Рабичев.

«Екклесиаст» в издании «Присцельса» замечателен прежде всего во многом загадочными, заставляющими задуматься и в этом соответствующими тексту иллюстрациями Эрнста Неизвестного. Иллюстрации, можно смело сказать, конгениальны произведению. Их премьера состоялась одновременно и в книге, и на выставке, проходившей в октябре 1996 года в Государственном музее изобразительных искусств имени А.С.Пушкина.

Издательство «Присцельс» выпустило «Екклесиаст» на двух языках - русском и английском. Елизавета Нестерова, директор «Присцельса», говорила, что это двуязычие - мост между Америкой, где Неизвестный живет, и Россией, где осталось его сердце.

Надо сказать, что «Екклесиасту» повезло значительно меньше, чем, например, «Апокалипсису», который иллюстрировали многие прославленные мастера - от Альбрехта Дюрера до Сальвадора Дали. Поэтому так интересна нам работа Эрнста Неизвестного - едва ли не первая попытка сквозного иллюстрирования знаменитого произведения.

В издании «Присцельса» в само м тексте ветхозаветного произведения иллюстраций нет. Здесь мы найдем лишь отсылки к рисункам, которые перемежают русский и английский текст эссе Якова Кумока. Это полностью соответствует станковому характеру иллюстраций Э.Неизвестного, как бы являющих собой результат прочтения текста и вполне самостоятельных. Преодоление с большой буквы - основной смысл жизни художника, на пути которого к цели хватало всевозможных препятствий и неприятностей. Преодоление заложено им и в подтекст иллюстраций к «Екклесиасту».

Эрнст Неизвестный сделал общий двухстраничный фронтиспис­разворот к «Екклесиасту» и 30 иллюстраций. Каждая из них как бы дублируется, повторяется дважды, но не буквально. Сама иллюстрация, сравнительно небольшая, помещена на четной полосе и заверстана в оборку. Справа от рисунка помещен тот текст «Екклесиаста», к которому иллюстрация относится. Текст этот напечатан той же светлокоричневой краской, что и рисунок. А напротив, уже на нечетной странице, мы видим сильно увеличенный фрагмент иллюстрации, занимающий всю полосу, без полей. Это как бы позволяет акцентировать внимание читателей на отдельных деталях изображения - тех, которые художник, видимо, считает главными. Отметим, к слову, что иногда иллюстрация и ее увеличенный фрагмент меняются местами, первую мы видим справа, а второй - слева.

Илья Григорьевич Эренбург, еще в юные годы пытавшийся проникнуть в тайну «Екклесиаста», перефразировал в одном из своих стихотворений строки этого произведения:

Есть время камни

Собирать.

И время есть, чтоб их

В оригинале же это звучит так:

Время разбрасывать камни,

и время собирать камни,

время обнимать, и время

уклоняться от объятий.

В иллюстрациях Эрнста Неизвестного много камней. И среди них все же мельтешат и каким­то образом обитают человеческие фигуры.

Отметим и умелое использование двухкрасочной печати. Текст «Екклесиаста» напечатан черной краской - за исключением тех строф, к которым Эрнст Неизвестный сделал иллюстрации. На полях против этих строк сделаны отсылки к страницам, на которых помещены иллюстрации. В эссе же Якова Кумока, отпечатанном черной краской, коричневой воспроизведены цитаты из «Екклесиаста». А цитаты из других произведений, как авторских, так и народных, отпечатаны черными, но набраны курсивом. А коричневые названия параграфов заверстаны «форточками», причем часть текста выходит на боковое поле.

В «Екклесиасте» есть такие строи:

Берегись составлять много

томительно для тела.

Эрнст Неизвестный этому совету не последовал. Он продолжил чтение Ветхого Завета и порадовал читателей художественным прочтением и других его книг. За «Екклесиастом» последовала «Книга Иова», которая также вырывается за пределы библейского повествования своим своеобразным богоборчеством. Книгу выпустило в 1999 году то же издательство, которое, однако, сменило название и стало именоваться «Когелет»; так по­еврейски называется книга «Екклесиаст».

Два человека, живших в разное время и в разных странах, назвали это древнее повествование лучшей из книг, написанных не Земле. Одного из них - твердо стоявшего на земле философа и историка - звали Томас Карлейль (1795-1881), а другого - поэта и мечтателя, подчас осмеиваемого, а порой возвеличиваемого - Константин Дмитриевич Бальмонт (1867-1942).

Великие произведения человеческой мысли потому и великие, что созданы на все времена. Каждое поколение (а сколько их уже побывало на Земле!) находит в таких сочинениях что­то свое, близкое и понятное.

О чем, казалось, может сказать нашему современнику «Книга Иова», сочиненная много столетий назад безвестным древнееврейским мыслителем? Оказывается, может. И новое издание этой книги, предпринятое издательством «Когелет», - наглядное тому свидетельство. И в этом издании, кроме канонического текста «Книги Иова», на русском и английском языках помещено эссе Якова Кумока, который пронзительно толкует библейскую книгу, привлекая себе в помощь малоизвестные у нас источники, например апокриф «Завещание Иова».

В иерархии ветхозаветных книг «Книга Иова» стоит на 16­м месте - между «Книгой Эсфирь» и «Псалтырью». Но великий белорусский просветитель Франциск Скорина, замысливший в начале XVI столетия перевести Священное Писание на родной язык и напечатать его, начал свой издательско­переводческий подвиг именно с «Книги Иова», пропустив вперед лишь «Псалтырь», по которой в старину обучали грамоте. Чем же привлекло его это повествование?

У Создателя мира были со своим народом, который Священное Писание именует избранным, непростые отношения. Ветхий Завет, с одной стороны, и Новый Завет, с другой, по­разному рисуют облик Верховного Существа. В Ветхом Завете Создатель жесток, подчас несправедлив и злопамятен, в Евангелии - он многомилостивый и всепрощающий. В ту пору, когда писались первые книги Библии, поступки Создателя рода человеческого казались непредсказуемыми. Решения его сплошь и рядом имели трагические для человека последствия. Бог представлялся людям могучей и грозной силой, столь же суровой и немилостивой, как сама природа. Бог, по сути дела, и был природой, стихийной силе которой следовало беспрекословно покоряться.

Противоречия между Создателем и человечеством порой перерастали в острый конфликт. Одна из кульминационных конфликтных ситуаций - случай с Иовом. «Был человек в земле Уц, имя его Иов» - так начинается повествующая о нем книга. Точная географическая привязка здесь не нужна. Человек жил на Земле, и то, что случилось с ним, могло произойти с каждым из нас. Это был богобоязненный, но счастливый человек. Он свято соблюдал божеские и людские законы и никогда не противопоставлял себя закону. Господь даровал ему дружную семью, долголетие и богатство. Супруга родила ему семерых сыновей и трех дочерей. В Библии скрупулезно перечисляется состав многочисленных стад Иова - главного богатства кочевника: «Имения у него было семь тысяч мелкого скота, три тысячи верблюдов, пятьсот пар волов и пятьсот ослиц и весьма много прислуги…» Прислуга поставлена на одну ногу с бессловесной тварью - таково было веление времени.

Бог, который тогда был ближе к человеческой повседневности, чем сейчас, не мог нарадоваться на Иова, всегда и во всем ставил его всем в пример. В том числе и дьяволу, врагу рода человеческого. С сатаной у Бога тоже были сложные отношения. Ведь это его постоянный оппонент и собеседник, к словам которого он прислушивается.

Яков Кумок, написавший вдохновенное эссе о «Книге Иова», пишет о культе сатаны, которому «воздвигают храмы и курят фимиам». И приводит примечательные аналогии: «Сталин, Гитлер, Мао и Пол Пот, эти источники мирового зла, воспринимались в своих странах как божества».

Так вот сатана и надоумил Создателя подвергнуть Иова испытаниям. Когда Бог хвалил праведника, враг рода человеческого возразил: «Дело рук его Ты благословил, и стада его распространяются по земле. Но простри руку твою и коснись всего, что у него, благословит ли он Тебя?»

Внял Бог словам дьявола и наслал на страну Иова вражеские полчища. Насильники вырезали верблюдов, угнали стада овец и ослиц. От прежнего богатства Иова не осталось и следа. Но и сделавшись нищим, праведник не возроптал; он по­прежнему продолжал славить Бога.

Опять пришел сатана к Создателю и стал смущать его: невелика беда потерять стада, надо наслать на Иова немыслимое горе, тогда он возропщет на Господа. И снова Бог внял доводам дьявола, решил доказать ему свою правоту. Когда сыновья и дочери Иова «ели и пили вино в доме первородного брата своего …большой ветер пришел от пустыни и охватил четыре угла дома, и дом упал на отроков, и они умерли».

Но Иов не возроптал. «Господь дал, Господь и взял!» - сказал он. И эти слова на веки вечные стали оправданием и объяснением утрат, выпадающих на долю человека.

И в третий раз сатана явился к Создателю. И снова Бог внял его доводам: наслал на Иова «проказу лютую от подошвы ноги его по самое темя его». Тело праведника покрылось язвами и струпьями. Его изгнали из города. Самые близкие люди отвернулись от него.

Яков Кумок точно и убедительно препарирует текст, вскрывает потаенный смысл произведения. Но, конечно же, не претендует на то, что его слово - окончательное. «Книгу Иова» будут еще многократно толковать и объяснять, пока существует род человеческий, и искать в ней ответ на многие мучительные вопросы.

Завершилась история Иова вроде бы благополучно. Создатель вознаградил праведника за терпение. Он снова стал богатым человеком. Новая жена родила ему семь сыновей и трех дочерей. А было праведнику в ту пору 140 лет. Он жил еще долго, радуясь жизни и восхваляя Создателя, и умер 248 лет от роду. Но можно ли и должно ли забывать о несправедливости и о бессмысленной гибели своих близких?

Обо всем этом размышляет в своем эссе Яков Кумок, а в иллюстрациях - Эрнст Неизвестный, толкуя высказывания Иова и его друзей. «Книга Иова», пожалуй, самая богоборческая среди всех ветхозаветных книг. Человек в ней представлен равным Богу, конечно, не по могуществу и возможностям, а по силе мысли. «Человек праведнее ли Бога? И муж чище ли Творца своего? Вот, Он и слугам своим не доверяет и в Ангелах Своих усматривает недостатки», - такими вопросами задаются герои книги.

По страницам ее раскиданы мысли, одна другой крамольнее. Например: «Он (это говорится о Боге) губит и непорочного и виновного. Если этого поражает Он бичом вдруг, то пытке невинных посмевается». И претензии к Создателю в равнодушии к судьбам его детей: «Земля отдана в руки нечестивых; лица судей ее Он закрывает. Если не Он, то кто же?»

Что можно противопоставить бедам и напастям, извечным спутникам человеческого существования? Силу духа, убеждение в своей правоте - отвечает автор «Книги Иова».

Эрнст Неизвестный в иллюстрациях и Яков Кумок в своем эссе еще раз показывают бессмертие «Книги Иова», ее злободневность и актуальность и в наши сугубо меркантильные и, казалось бы, отстраненные от вечных проблем времена.

«Книгу Иова» иллюстрировали многие замечательные мастера, в числе которых, например, Уильям Блейк (1757-1827). Рисунки Эрнста Неизвестного среди этих примечательных изобразительных прочтений не потеряются. Главная тема их - хаотичность и суетность современной жизни. Иллюстрации эти хороши и как самостоятельные произведения станковой графики, и как нераздельная составная часть единого и цельного организма книги, который задумал и свершил художник­оформитель Леонид Рабичев.

«Книга Иова» в издании «Когелет» открывается двухстраничным распашным фронтисписом, помещенным сразу же вслед за авантитулом. Перед текстом произведения на начальной спусковой полосе дается сравнительно небольшая иллюстрация. В самом же тексте 20 больших рисунков, по 10 в русской и в английской частях. К этому надо добавить 14 рисунков, помещенных в тексте эссе Якова Кумока. Каждому рисунку, как и в «Екклесиасте», на смежной полосе разворота соответствует сравнительно небольшая иллюстрация, являющаяся увеличенным фрагментом основного рисунка. Заверстана эта иллюстрация в оборку, причем сбоку от нее набран текст, к которому относится рисунок. Отпечатан этот рисунок не на целую полосу без полей, как в «Екклесиасте», а с широким полем внизу, оставленным белым. Очевидно, что формат издания не был согласован с художником, ибо иллюстрации не соответствуют формату. А может, Э.Неизвестный просто запамятовал параметры издания, ибо оно выпущено в том же формате 70Ч108 1/16, что и «Екклесиаст». Неудачен цвет, которым воспроизведены иллюстрации - какой­то блеклый серо­коричневый; смотрятся иллюстрации плохо. В этом издательство винит вологодскую типографию «Полиграфист», где книга печаталась.

Вслед за «Екклесиастом» и «Книгой Иова» результатом содружества Эрнста Неизвестного и Якова Кумока стали «Пророки», которые долго не могли найти издателя. Их только в 2005 году выпустило издательство «Прогресс­Традиция». Помог меценат, имя которого в книге не названо. Он же поставил условие: продавать книгу значительно ниже ее себестоимости, с тем, чтобы сделать ее доступной для нашего малообеспеченного читателя. Условие было выполнено.

Роль пророков в библейской истории переоценить трудно. Их проповеди и пророчества отражали настроение народа и вместе с тем открывали ему глаза на те события общественно­политической жизни, которые не всегда были однозначными. Отсюда проистекало и предсказание будущего, далеко не всегда оптимистичное и лицеприятное.

В Библии помещены книги шестнадцати пророков. Четыре из них (Исаию, Иеремию, Иезекииля и Даниила) называют великими, а остальных двенадцать - малыми. Это не характеристика их значения, а всего лишь оценка объема произведений.

К книгам пророков в новом издании несколько искусственно присоединены первые четыре главы библейских «Книг Царств». Тексты, как и в предыдущих изданиях, публикуются на русском и английском языках. Завершает же издание эссе Якова Кумока «Божий человек наедине с людьми».

Иллюстрации Эрнста Неизвестного на этот раз помещены непосредственно в библейском тексте, что, впрочем, ничуть не повлияло на их станковый характер. Дальнейшее развитие получил принцип размещения иллюстраций, найденный в «Екклесиасте». Но фрагмент здесь не увеличен, а наоборот - сильно уменьшен. А сама иллюстрация занимает три полные страницы - нечетную полосу и следующий за ней разворот. Кроме того, «кадрированный» фрагмент иллюстрации вынесен на начальную спусковую полосу каждой книги. Этот прием, придуманный Л.Н.Рабичевым, помогает выделить основную мысль, так сказать кульминационный момент каждого пророчества. Небольшие фрагменты мы найдем и на концевых полосах пророческих книг.

Надо сказать, что Эрнст Неизвестный игнорирует эпизоды пророческих книг, имеющие, так сказать, бытовой характер. В 13­й главе «Книги пророка Даниила» помещен рассказ о богобоязненной Сусанне и двух похотливых старцах, которые захотели овладеть женщиной, когда та мылась в саду. Сюжет этот многократно трактовали живописцы разных времен и народов - от Альбрехта Альтдорфера до Питера Пауля Рубенса. А Эрнст Неизвестный проходит мимо него. Яков Кумок также не комментирует рассказ о Сусанне.

Прочтение ветхозаветных текстов как Эрнстом Неизвестным, так и Яковом Кумоком заслуживает внимания. А может быть, и поощрения. Литературных и художественных премий у нас много, но их не всегда дают тем, кто этого заслуживает. Остается пожелать литератору и художнику продолжить прочтение Священного Писания. А издательству «Прогресс­Традиция» - поддержать их. Хорошо бы, если бы первым на очереди стало Пятикнижие - книги «Бытие», «Исход», «Левит», «Числа» и «Второй Закон». А далее могла бы последовать «Псалтырь».



Отзывы учащихся
А во время учебы в школе на летних каникулах я прочитал две книги. В 10-11 классе - для необязательного чтения "Марсианские хроники" Брэдбери, а пораньше (не помню, в каком классе) - "Преступление и наказание". Толстенная книга (оказывается, там были еще какие-то письма, и не вошедшие куски, и прочее, и прочее!) поначалу вызвала у меня оторопь, но когда я понял, что роман - ее треть, решил все же почитать.
Добавили впечатлений иллюстрации Эрнста Неизвестного, особенно портрет самого Достоевского. Прочитал я ее тогда, и понял - книга потрясающая. Как и "Братья Карамазовы", и "Идиот", и "Униженные и оскорбленные", и "Бесы". Достоевский - безумен, Достоевский - гений. И читая его тоже становишься безумным... И немножко - гением.

Павел Бабич ЧЕРНОЕ СОЛНЦЕ РАСКОЛЬНИКОВА (по иллюстрациям к «Преступлению и наказанию») Эрнесту Неизвестному

Личина. Лицо. И расколотый лик.
И пальцы руки. И сон в руку...
И черное солнце выводит по кругу
Топор под крестом в захлебнувшийся крик.
И черного солнца косые лучи,
Как черная шаль за спиной...
Вижу – горящие три свечи –
На каждую смерть по одной.
1986





Светлана Яновская: «Арифметика»

Арифметика
Раскольников после убийства давит на некоторых людей (Соня, Порфирий Петрович и самая последняя голова с расколотым черепом — жертва Раскольникова). Всех он держит в своём кулаке, держит над ними некую власть, издевается над их чувствами.

Люди страдают, каждое страдание показано художником по-своему.

Человек на первом плане — Раскольников. А рука, сдавливающая людей, находится как бы в голове Раскольникова. Его душевное состояние как бы сдавливает людей вообще и людей, которых он любит: одно из лиц напоминает Соню. Он приносит страдания этим людям, они мучаются.

Это теория Раскольникова. Большое лицо — это лицо “необыкновенного” человека или возомнившего себя необыкновенным. Все люди находятся под его властью, страдают, рука крепко сжимает их, и им некуда деться.

На иллюстрации изображается рука, держащая головы людей. В руке на переднем плане изображается голова с расколотым черепом. Скорее всего, это череп старухи процентщицы. Рука, держащая головы, — рука Раскольникова. Раскольников, убив старуху, не спасает мир и людей, а наоборот, убивает и губит жизни. На втором плане после старухи изображена голова Лизаветы, далее — Николки. Иллюстрация показывает, что идея Раскольникова о спасении мира ошибочна, убийством он испортил жизнь себе и другим. Поэтому иллюстрация называется «Арифметика».
На иллюстрации отражена теория Раскольникова: “За одну жизнь — тысячи жизней, спасённых от гниения и разложения… ведь тут арифметика!” Голова на переднем плане изображает избранных, необыкновенных, а все остальные — ничтожные людишки, “вши”.


"Между крестом и топором"

Между крестом и топором
На иллюстрации «Между крестом и топором» изображены два состояния Раскольникова — до (слева) и после убийства. Через оба лица проходят линии, которые сходятся на голове убитой старухи (посередине). Старуха является мостом из одного духовного мира в другой. Решив проверить свою теорию, Раскольников вступил на этот мост. Однако он совершил ошибку и перешёл в другой мир. Но после смерти старушки этот мост разрушился, и дорога назад исчезла. На протяжении всего романа он ищет дорогу назад. Преступление состарило его: на правом лице — морщины. После преступления он попадает на каторгу. Каторга является мостом в обратную жизнь. Там Раскольников переоценивает жизненные ценности. Весь путь Раскольникова проходит между крестом и топором. У левого лица вместо глаз впадины. Это значит, что Раскольников вступал на этот путь как бы слепым. Прозрел он на каторге, после этого он мог найти дорогу назад.

Здесь изображено душевное состояние Раскольникова до убийства. Он показывается с двух сторон. Правая сторона означает, что Раскольников готов совершить убийство, поэтому рука держит топор. А левая сторона иллюстрации означает, что душа не принимает убийства (рука держит крест). Между крестом и топором нарисована голова Раскольникова, означающая, что он находится в нерешимости перед преступлением.

Крест и топор символизируют Раскольникова, разрывающегося между преступлением и раскаянием. Выше креста и топора парят образы Сонечки и Раскольникова, которые как бы должны слиться в едином поцелуе. Их лица исстрадавшиеся (глубокие морщины на лбу, от раздумий, наверно). Раскольников изображается как бы слепым, а Соня — зрячая.

Лица на картине символизируют раздвоение личности у Раскольникова. В нём как бы борются
два человека: один — праведник, другой — преступник, бессердечно убивший старушку.

Лицо, находящееся между крестом и топором, — это лицо Раскольникова. Топор символизирует его убийства, а крест — это кара, которую он несёт за свои преступления. Всё вместе выражается на его мучающемся лице.

Крест символизирует благие намерения и желания Раскольникова. В его голове происходит конфликт между добром и злом. На иллюстрации есть три еле заметные линии, образующие треугольник, который расходится и исходит из головы Раскольникова. Возможно, он создан для объединения его противоположных мыслей.

Внизу изображён сам Раскольников (меньшая часть картины), а большая (верхняя) часть отведена внутреннему миру героя. В верхней части картины изображены две противоборствующие стороны в душе Раскольникова: разум и сердце. Такие пропорции в работе не случайны. В романе Достоевского Раскольников интересует нас не со стороны его внешнего вида, а его душевное состояние, мировоззрение, внутренний мир. Руки с крестом и топором — аргументы к теории Раскольникова: за и против.

Картина изображает Раскольникова до крушения его теории и после, то есть это Раскольников обыкновенный и необыкновенный, и то, как мучился Раскольников в постоянном противоречии с самим собой. “Между крестом и топором” — главная проблема всего романа. Что выберет Раскольников? Поэтому изображается человек с крестом, человек с топором и маленький человек между ними. Лица одновременно грозные и выражающие страдание. Выбор, неизвестность… Это постоянная внутренняя борьба.

"Болезнь" (Шестернёнкова Кристина)
Картина представляет собой злое лицо, окружённое путаницей линий. Линия - это буря, мысли, безумство. Лицо даже не похоже на лицо, это маска со злым, практически зверским выражением. Это маска убийцы, которую надел на себя Раскольников. Поток линий очень густой и плотный, что говорит о сильном душевном беспокойстве, об отчуждённости. Без посторонней помощи покинуть этот замкнутый руг не представляет возможности.

"Личина Раскольникова" (Купин Максим)
Личность расколота. Рука с топором как бы вырывает кусок плоти из тела. Вырывает веру Раскольникова, уродует его внутренний мир, обезображивает. Показан тот самый миг, когда герой замахнулся топором на себя. Топор расколол зеркало души. Если перевернуть вверх ногами иллюстрацию, то картина изображает чёрную фигуру в мантии, а над ней лежит бездыханное тело.

"Личина Раскольникова" (Комарова Дарья)
На этой иллюстрации я вижу лицо Раскольникова, которое будто расколото на маленькие кусочки. Герой находится в беспамятстве, что доказывает его искорёженное лицо. Он находится на распутье, не знает, куда ему идти. Это доказывает рука, которая приложена к его голове. Раскольников терзает себя сомнениями в выборе своего пути: путь к покаянию либо путь преступника.

Смеющаяся старуха
На иллюстрации Э. Неизвестного к произведению "Смеющаяся старуха" изображена убитая старуха-процентщица. Это эпизод сна Раскольникова, когда он видит старуху, которава после убийства смеётся над ним, пока он пытается её убить. Мы видим страшное лицо её, которое склонилось над героем. Несмотря на то что она мертва, её лицо изображено более чётко. Раскольников же начертан символично, он как бы сам умер.
Достоевского
Это иллюстрацией художник показал, что герой убил не старуху, а себя и свою душу.

Анализ иллюстрации «Груз убитых» Эрнста Неизвестного .

Груз убитых
На этой картине художник иллюстрирует то, что в какой-то степени можно назвать идеей всего романа или опровержением идеи Раскольникова – права необыкновенных людей на убийство, право «переступить через препятствие» ради достижения цели. Эта иллюстрация доказывает, что душа человека, «переступившего через препятствие» уже никогда не будет чистой, и чем больше было этих «препятствий», тем тяжелее груз убитых давит на душу и сердце. «Груз убитых» можно соотнести с последними снами Раскольникова, в которых он сам уже осознаёт ошибочность теории и, в принципе, даже не с мыслями, а с подсознанием Родиона. Ведь в глубине души он знал с самого начала, что убийство – грех, который бесследно не исчезнет, независимо от того, через какого человека он «переступил» - через «вошь», или через «необыкновенного». Если бы Раскольников так не думал, то он бы просто пошёл и убил, без всяких рассуждений, он бы не боялся убийства и не подменял бы слово «преступление» на «дело» или «это».

Первое, что обращает на себя внимание на иллюстрации – это головы убитых, округлые, с большими глазницами, похожие на черепа. Заметно и то, что на картине – лишь головы, это наводит на мысль, что и у тех, кого Раскольников считал «обыкновенными» и бесполезными людьми, тоже была, так сказать, своя голова на плечах, у них были свои размышления, и ни один из них не был «вошью» - очередное опровержение теории.

Все иллюстрации Неизвестного можно разделить на три группы: представляющие эпизод, идею героя, либо идею романа. Последняя группа, к которой принадлежит и «Груз убитых», в свою очередь, делится на три части. Первая часть относится к тому периоду, когда Раскольников только начинает понимать, что предпосылка для возникновения его теории была неверной. Здесь ещё не очень много мелких деталей. Вторая группа олицетворяет размышления Раскольникова, в конце концов приводящие его к осознанию ошибки (это уже 3-я группа). В последних двух группах иллюстраций присутствуют повторяющиеся элементы: топор и крест. В третьей группе крест олицетворяет душевное возрождение Родиона. «Груз убитых» я бы отнесла к первой группе иллюстраций: нет повторяющихся элементов и мелких деталей, да и по смыслу она больше напоминает начало рассуждений Раскольникова, чем логическое завершение.

Присутствие цвета на этой картине показалось бы неестественным, многоцветье здесь будет мешать. Любопытно и то, что нет даже серого цвета, который вполне может присутствовать на графических картинах – цветовая гамма чётко делится на два цвета: чёрный и белый. Первая ассоциация: плохое и хорошее, преступление и наказание, обыкновенные и необыкновенные люди… По всему роману идёт в разных местах разделение надвое, то же происходит и на иллюстрациях. Если бы картина была написана краской, то это бы ещё усложнило её восприятие, ведь у цветов тоже есть свои значения, они тоже с чем-то ассоциируются. А наличие лишь двух цветов с какой-то стороны упрощает понимание этой нетрадиционной, если не сказать больше, иллюстрации.

Я не могу сказать, что картина запутала или изменила моё восприятие романа. Скорее, она дополнила его. Ничего не изменила, а именно дополнила, как если бы к роману была дописана ещё одна часть. От иллюстраций остаётся такое же мрачное впечатление, как и после прочтения книги, они дополняют изображение слов Раскольникова, личностей Свидригайлова, Сони, Достоевского и других, раскрывая черты характеров и ситуации, которые описал Фёдор Михайлович

"Вера и отчанье" (Симонова Катерина)

Вера-отчаянье
Резкая черта делит картину на две части, символизируя раскол в душе героя. С одной стороны мужское лицо, выражающее крайнее отчаянье и символизирующее душевные муки Раскольникова после убийства. С другой стороны личико Сони, кроткое и доброе. В романе Достоевского Соня - символ веры, и Раскольникову на этой иллюстрации она тоже несёт веру. К изображению Сони как будто ведёт дорога, и это означает, что герой, поборов в себе отчаянье, отделённое от веры, изберёт дорогу веры и начнёт в конце концов возрождаться. Вера, принесённая Соней, является спасением от негатива и заблуждений в душе Раскольникова, недаром её лицо чётко проступает на фоне перекрещивающихся чёрных линий.

"Очищение через страдание" (Касаткина Ксения)
На иллюстрации описываются страдания Раскольникова

Очищение через страдане
после убийства. На рисунке нетрудно рассмотреть сцену распятия Христа на кипарисовом кресте. Убив себя, Раскольников остался жив физически, но духовно его уже не существует. Во время своей "смерти" он испытывает ещё большие страдания. Рядом с Христом можно увидеть мысли Раскольникова - те мысли, которые и заставили его пойти на убийство. Эти мыссли как бы поднимаются наверх, к небу, к Христу. Его душа всё так же расколота на две части, но они идут параллельно друг другу. Это говорит о том, что у Раскольникова есть два выхода - либо самоубийство, либо раскаяние. Самоубийство - грех, поэтому герой выбирает путь к Христу - через покаяние.
Убийство
Матереубийца
Двойники
Соня
Сон.Всеобщее убийство
Соня

Вера-отчаянье


, .
Предыдущие главы: Академгородок1959 , 1960 , 1961 , 1962 , 1963 и 1964 гг .

скульптор и художник Эрнст Иосифович Неизвестный

Эрнст Иосифович Неизвестный родился в Свердловске (ныне Екатеринбург) в семье врача 9 апреля 1925 года.
В 1942 году ушел добровольцем в Армию и попал в военное училище в Кушку.
Эрнст Неизвестный вспоминает об этой учебе:
- Может быть, полевые занятия и не превратились бы в такой воистину изматывающий труд, если бы не пулемет, тяжеленный "Максим", который был нашим неразлучным спутником везде, кроме, разве, постели и столовой. А ведь еще и командовать научиться надо было, так что не оставалось и просвета для каких-то посторонних, не то что дел, но и мыслей.
- Но, - смеется скульптор, - самое поразительное, пожалуй, что я, вчерашний студент художественной школы, очень быстро втянулся в эту лихорадочную по напряжению жизнь. Более того - она мне нравилась. Я успешно овладел не только нехитрыми премудростями пулеметной практики, пехотной тактики, но и проявил выносливость на марш-бросках. Более того - стал одним из лучших на курсе мастеров рукопашного боя, что потом пригодилось на фронте.
И теперь я считаю - сработала во мне наследственность семьи Неизвестных, семьи потомственных военных. Прадед был николаевским кантонистом, дед - царским офицером, отец - адъютантом белого генерала Анненкова в Гражданскую. Наверное, военная косточка проявилась в Кушке, помогая одолеть чудовищное напряжение училищной гонки.
Но и не только это. Я, как еврей, был на особом счету. И чувствовал такое недружелюбное внимание каждую минуту. Наблюдал весь взвод - как выдюжу на марш-броске, как отстреляю упражнение. И стоило чуть оступиться - прямо в лицо смеялись: "Что, Абгаша, слабо? Это тебе не пигожками тогговать"! Хоть и не картавил я никогда, все равно, дразнили. Ну, я и тянулся изо всех сил, чтоб не дать повода.
…Не доехав до фронта, младший лейтенант Неизвестный попал под трибунал. За убийство офицера Красной Армии, который изнасиловал его подругу. Расстрельный приговор. Было с самого начала понятно, что рассчитывать больше не на что.
- Вы бы поступили иначе, правда? - спрашивает нас журналист Свинаренко, - Написали б заявление участковому. А Эрнст Иосифович убил негодяя из автомата. Жалеет ли он о содеянном?
- Была б возможность убить его еще раз, я убил бы его снова.
Расстрел, правда, заменили штрафбатом.
Потом фронт Э.И. Неизвестный воевал в в штрафном батальоне, штурмовых частях и в самом конце войны был ранен.
Из представления к награде:
Тов. Э.И.Неизвестный, в боях западнее Рюккендорфа 28 апреля 1945 года проявил себя смелым и инициативным командиром в бою и захвате контрольного пленного. Он одним из первых поднялся в атаку, увлекая за собой бойцов своего взвода.
Ворвавшись в траншею, он гранатами и огнем из автомата уничтожил пулеметную точку и 16 немецких солдат. Будучи ранен, младший лейтенант Э.Неизвестный продолжал командовать взводом, и благодаря этому траншеи противника были очищены и взят пленный.
Командир 260 гвард. СП майор Величко. 2 мая 1945 г.

ПРИКАЗ
по 86-й гвардейской стрелковой Николаевской Краснознаменной дивизии
N 088 / Н от 4 мая 1945 года
От имени Президиума Верховного Совета СССР за образцовое выполнение боевых заданий на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом доблесть и мужество, награждаю орденом "Красная Звезда" гвардии младшего лейтенанта Неизвестного Эрнста Иосифовича, командира стрелкового взвода 260-го гвардейского стрелкового полка.

Однако вскоре Эрнст был ранен вторично, тяжело Он был в состоянии клинической смерти, и его спасло только чудо…
- Раны войны в любом случае дают о себя знать - и физические, и душевные. Ведь военный опыт неизбежно, так или иначе, находит отражение в моих работах. И я бы не сказал, что у меня вовсе нет «военных произведений». Свое вполне конкретное отношение к войне я выразил в серии малых скульптур под названием «Война - это…».
Другое дело, что я не пытаюсь быть объективным историком, оставаясь художником со своим личным взглядом. Мне кажется, я имею на это право. В 17 лет я ушел добровольцем, командовал ротой, будучи еще «зеленым» лейтенантом - тогда ведь офицеров просто не хватало. На той войне я получил тяжелейшее ранение - был прострелен позвоночник. Пережил клиническую смерть: санитары сбросили меня, загипсованного, на лестницу, ведущую к моргу, - и это, как ни странно, спасло мне жизнь. Гипс раскололся от удара, и я, очнувшись от боли, закричал.
Родители между тем успели получить похоронку. Но дело ведь не столько в мучениях тела, сколько в мучениях духа. Война противоестественна, ее не перескажешь. Поэтому она всплывает в моей памяти как сюрреалистическое видение.

Отголоски войны надолго останутся в памяти художника и будут запечатлены на его холстах и в небольших скульптурах.
Вот одна из невероятных историй о маленькой скульптурной работе Эрнста Неизвестного на военную тему.
"...Я работал хранителем в художественном фонде СССР на Софийской набережной," - вспоминает Л.П.Талочкин,- Рабочие, зная мой интерес к искусству, рассказали, что у старьёвщика неподалёку продается какой-то шикарный подсвечник. Когда я пришел, подсвечника уже не было, но лежала маленькая, странного вида скульптура.
Я не сразу понял, что это, но заинтересовался. Сперва подвинул к себе сломанную дверную ручку, сломанный кран от самовара, а потом эту странную вещь. Старьёвщик насторожился и спросил: "А это тебе зачем?" Я сказал: "Здесь и здесь можно отпилить, и получится молоток для чеканки". Так за полтора рубля я купил скульптуру, которая оказалась работой Э. Неизвестного "Солдат, пронзаемый штыком".
Но об этом я узнал через несколько месяцев, когда зашел Неизвестный: я увидел его, и меня осенило - это точно его скульптура. Неизвестный страшно обрадовался и рассказал еще более невероятную историю. Потерял он эту скульптуру при весьма своеобразных обстоятельствах. Шесть лет назад из незапертой мастерской Эрнста пионеры унесли её вместе с другими работами в металлолом. Эрнсту почти всё удалось вернуть, а эта вещь была маленькая, незаметная. Она была не доделана, и так навсегда осталась в необработанном виде".

В 1947 году Неизвестный окончил рижскую Академию художеств, а в 1954 году - Московский художественный институт им. В. И. Сурикова, параллельно слушал лекции на философском факультете МГУ.
Со временем его работы становятся более экспрессивными и сочетают элементы символизма и кубизма.
С 1956 года Эрнст Неизвестный работал над претворением в жизнь своего грандиозного проекта - гигантской скульптуры «Древо жизни», которая стала символом творческого союза науки и искусства. Эту работу он закончил уже в Америке в 2004 году.


В 1962 г. он участвовал в знаменитой выставке в Манеже "30 лет МОСХ", разгромленной Никитой Хрущевым, который назвал его скульптуры "дегенеративным искусством".


После событий в Манеже жизнь Э. Неизвестного стала невыносимой, не было заказов, материалов. За 10 лет он не продал ни одной работы. Грузил мешки с солью на железнодорожной станции. Имя его было вычеркнуто из списков художников. Однажды из мастерской украли все работы, а позже разгромили новые. Избивали морально и физически, подвергали принудительному медицинскому обследованию.
Было неимоверно трудно, а он продолжал работать, скрывая свое авторство. Он сделал прекрасный барельеф в московском крематории на Донской площади.

Им была создана 150-метровая скульптурная композиция в Артеке "Детям мира" (1966).


Эрнст Неизвестный победил на международном конкурсе: создал гигантский "Цветок Лотоса" на Асуанской плотине в Египте (1968-1971) - памятник в честь дружбы народов. Это самая большая скульптура в мире: его высота 75 м, выше 15-этажного дома.


Скульптура Эрнста Неизвестного "Прометей" из алюминия была установлена в павильоне СССР на Международной выставке "Электро-72".Сварка (1972).

В труднейших условиях и в кратчайшие сроки он с помощниками сделал 970-метровый декоративный рельеф (самый большой в мире) в Московском институте электроники (1974).


Имя скульптора стало известно во всем мире, и его много раз приглашали в разные страны для участия в выставках, но Неизвестного не выпускали из страны.
1976 год. Вынужденная эмиграция. Неизвестный уехал из СССР "из-за эстетических разногласий с режимом", как он сам определил причины отъезда.
Эрнста Неизвестного лишили гражданства, объявили предателем.
Вначале он эмигрировал в Швейцарию, а затем в 1977 г. переехал в Нью-Йорк. Он уехал в Америку без денег, не зная языка, и там, в Нью-Йорке он работал по 15 часов в сутки. Неизвестный продолжал работать над своими замыслами, преподавал, читал лекции по искусству и философии в Колумбийском и Гарвардском университетах.
Сложная операция на сердце. А он продолжает читать лекции в университетах Америки, пишет книги, создает новые скульптуры, рисует.

…В Штатах мне легче работается. Америка оказалась близка мне своим размахом и ритмом. Там у меня две студии. Одна - в центре модного артистического района Сохо, на Манхэттене. Там у меня и студия, и офис, и квартира. Именно там работаю сейчас над самыми большими формами и занимаюсь графикой. Вторая моя студия и дом расположены на океанском острове Шелтон-Айленд. Как вы понимаете, «Шелтон» переводится с английского как «убежище». И для меня это действительно убежище, поскольку это моя крепость, спроектированная по моим же дизайнерским идеям (вплоть до мебели). Там я отливаю памятники в бронзе. Там же - парк скульптур, в котором установлено 28 моих вещей.

Некоторые из работ он делает для России.
Одна из них - "Орфей" (1995) стала наградой победителям российского телевизионного конкурса ТЭФИ.

В 1987 году на волне всеобщего покаяния по поводу сталинского режима в Магадане решили увековечить память жертв сталинских репрессий. В Москве проект благословили и обратились к Эрнсту Неизвестному. Он предложил идею триптиха "Треугольника страданий": соорудить монумент в трех городах, неофициальных столицах ГУЛАГа. Первую часть - в Воркуте, вторую - в Магадане, а третью - в Екатеринбурге (родном городе художника), на стыке Европы и Азии.
В 1996 г. Неизвестный закончил свое монументальное произведение для Магадана "Маска скорби" - «Мемориал жертвам ГУЛАГА», посвященное жертвам репрессий в Советском Союзе. Эта скульптура установлена у подножия сопки Крутая, где находилась знаменитая "транзитка" (отсюда отправлялись этапы заключенных на Колыму).

Монумент расположен на высоте 200 метров над уровнем моря и хорошо виден как со стороны города, так и с трассы. Сооружен он из монолитного железобетона. Центральная скульптура монумента представляет собой стилизованное лицо человека, из левого глаза которого текут слёзы в виде маленьких масок. Правый глаз изображён в форме окна с решёткой. На обратной стороне видны плачущие женщины и обезглавленный мужчина на кресте. Внутри монумента находится копия типичной тюремной камеры сталинских времён. Ее высота - 15 м, площадь - 56 кв. м. В левом верхнем углу "Маски скорби" - ветровой колокол, с обратной стороны - неканоническое распятие и скульптура скорбящей молодой женщины.

На площадке перед «Маской» 11 бетонных блоков с названиями самых страшных колымских лагерей (Бутыгычаг, Эльген, Серпантинка и др.).
В Воркуте Эрнст Неизвестный собирался поставить вторую "Маску скорби" - жертвам сталинских репрессий. Она не поставлена до сих пор.
И в Екатеринбурге памятник так и не воздвигнут. В зале музея истории Екатеринбурга на постаменте размещены гипсовые "маски скорби" - проект памятника жертвам тоталитарного насилия. Сам Эрнст Неизвестный называет скульптуру "Памятником коммунистической утопии". Основная мысль этого творения в том, что если умирает одни человек (а точнее, погибает от рук палачей, как зачастую было в конце 30-х годов прошлого столетия), умирает и вся его цепочка, семья. Ожидалось, что композиция станет проектом памятника жертвам политических притеснений». (Музей истории Екатеринбурга).
Неизвестный отказался от гонорара и за макте - $600 000 , и за памятник. Но возведение памятника всё не начиналось. Москва выделила необходимые средства, но власти Екатеринбурга умышленно затягивали начало работ. А трехметровый макет «Маски: Европа-Азия» томился в Художественном фонде Екатеринбурга. Его распилили на части, чтобы было удобнее занести в подвал.


Кто-то в Екатеринбурге решил, что "американский еврей" не имеет права сооружать подобные памятники в России. В итоге средства Москвой были выделены, но в Екатеринбурге их так и не получили.
Если кто-то вдруг подумает, что это не так, вот цитата из книги воспоминаний Б.Жутовского:

"Убогие амбиции уральцев скопились в тупой антисемитизм. (Еврей из Америки будет ставить памятники нашим христианам!) В Воркуте нет денег, и только Магадан осилил весной 1996-го открыть памятник".

Вопрос с созданием памятника до сих пор не решен. Макет памятника пока будет храниться в подвале одного из музеев города.(Эдуард Нестеров: http://eduard-nesterov.livejournal.com/61467.html)
А вот что говорит сам скульптор о своем замысле:

Я поставил «Маску скорби» в Магадане - а я говорю, памятник жертвам утопического сознания, потому что «жертвам сталинизма» - мне казалось очень журналистски и политизировано. При чем тут Сталин? И Платон тогда при том же - у него тоже было утопическое сознание, и Кампонелла, и Маркс, и Ленин. Здесь шире. Поэтому я задумал это не только как Маску, а как капище - поставить памятники в разных местах - «Треугольник страдания». И самый большой, самый основательный - «Маска скорби» в Магадане.

Но работа не закончена. Я продолжал работать. Тем паче, что у меня хранился проект с пятидесятых годов, еще со времен жизни Сталина. Когда я был охвачен этим ужасом - не политически, а как всемирным апокалипсисом. Несмотря на то, что мне много лет, я преисполнился сил и энергии, чтобы продолжить эту работу в той или иной форме.

Скульптор создает памятник депортированным народам, который установлен в столице Калмыкии Элисте.


Он создает памятник шахтерам Кузбасса

А вот так он выглядит ночью:

В октябре 2004 г. Эрнст Неизвестный, наконец, "посадил" в Москве свое "Древо жизни" - в вестибюле торгово-пешеходного моста "Багратион".

В кроне этого семиметрового раскидистого "Древа" можно разглядеть христианское распятие и ленту Мебиуса, портреты Будды и Юрия Гагарина, сюжет изгнания из рая и эзотерические символы.
Но многие его работы мы можем увидеть только на фотографиях в газетных и журнальных публикациях.

Два знаменитых «Распятия» скульптора находятся в Ватикане.

Вот что рассказывает об этом сам Неизвестный:

- Скажу сразу, что, долгое время прожив в кругу католиков или других западных конфессий, я остался православным христианином. С покупкой Ватиканом «Креста» (еще он называется «Сердце Христа») произошла следующая история. Когда в 1982 году я завершал работу над памятником Хрущеву, польские католики попросили меня сделать распятие для кардинала Войтылы. Я сделал довольно реалистическую скульптуру, одной из составляющих которой было символическое изображение сердца. Но тогда мне не дали закончить и передать эту работу. В итоге проект отложился до той поры, когда кардинал стал Папой Иоанном Павлом II .

После жуткого покушения на него Иоанн Павел II вспомнил об этом заказе и хотел выкупить скульптуру. Но я сам ему подарил, за что получил от Папы благословение, был принят и обласкан в Ватикане.

В 80-х годах Эрнст Неизвестный сотрудничает с галереей Магна (magna gallery) в Сан-Францискои по ее заказу создает цикл работ "человек сквозб стену" («Man through the Wall»), посвященный крушению коммунизма. Эрнст Неизвестный многократно выставлялся в это гаоерее в 80-х годах. Приведу три работы из этого цикла.
Крушение кремлевской стены:


Крушение китайской стены:


Крушение Берлинской стены:


Эрнст Неизвестный после перестройки и особенно в 90-х годах часто приезжает в Россию, где выступает с докладами и делится опытом по сочетанию архаики и авангарда в искусстве.
Эрнст Неизвестный создал скульптурные композиции, украсившие многие города мира.
В 1997 году Европейское отделение ООН получило в дар от правительства Российской Федерации 17-метрового «Большого кентавра» Эрнста Неизвестного.


В очерке, который Вы только что прочли, использована статья Марка Штейнберга «Дальше Кушки не сошлют» http://www.jig.ru/history/012.html, ответы Эрнста Неизвестного взяты из его интервью корреспонденту газеты «Новые известия» Елене Квасковой 27 апреля 2005 года и другие материалы.
Дальше приводятся выдержки из статьи Натальи Синельниковой «Эстетическое негодование Эрнста Неизвестного» в журнале «Эстет» №1 (2010), http://www. Estetmagazine.ru/archive/5/51/:
«Рациональное и эстетическое — звенья одной цепи. В работе они попеременно меняются местами: то рациональное ведет за собой эстетическое, то эстетическое — рациональное». - говорит Эрнст Неизвестный в книге «Говорит Неизвестный».
Если скульптура Эрнста Неизвестного стала достоянием миллионов, то его графику видели немногие. Объясняется этот парадокс тем, что рисунки, как и живописные полотна Неизвестного, активно скупались и вывозились на Запад коллекционерами. Российские музеи в силу опалы автора боялись или не считали нужным их покупать. А между тем Эрнст — замечательный рисовальщик. Он называет свои рисунки «тенью замысла» и, вслед за великим Микеланджело, — концентрацией ума, воли и сердца. Его фантазия неисчерпаема: например, к моменту отъезда из СССР у него было около 10 000 графических замыслов.
Порой его графические персонажи образуют группы, которые складываются в циклы. Так возникли целые альбомы рисунков под общим названием, например: «Гигантомахия, или Битва гигантов», «Война — это…», «Роботы и полуроботы», «Кентавры», «Судьба» и многие другие.
В чреве Кроноса:

Будучи настоящим русским патриотом, самой чистой, самой высокой пробы, Неизвестный ненавидел косность и лицемерие государственного аппарата. Он говорит: «Я не был диссидентом, мной скорее владело эстетическое негодование против абсолютной серости жизни и еще из-за того, что мне не давали работать...».
Одно из ключевых слов в творчестве Неизвестного — синтез. Возможно, именно после тяжелейшего ранения на войне, закованный надолго в гипс, Эрнст Неизвестный впервые задумался о возможностях человеческого тела, его пластике и немощи, о протезах и конструкциях. Здесь истоки его образов — кентавры, полуроботы, люди-машины. Кентавр - одна из самых любимых фигур скульптора. В античной мифологии он означает диалог человеческой сути и животного начала, а в версии Эрнста - соединение живой природы и техники.


Скульптор утверждает, что «сегодня культура вся «кентаврична»: мир создает множественные связи, и в наши дни эти связи как никогда стремительны и глобальны».
Эрнст рассказывает: «В моем творчестве всегда присутствует драматический момент. Не случайно я многократно иллюстрировал библейский «Апокалипсис», потому что тема гибели человеческой цивилизации мне близка. В моем ощущении Апокалипсис — это не то, что начнется и закончится в определенное (точнее, в неопределенное) время, не то, что все обычно называют концом света. Мне кажется, что мы уже прямо сейчас живем во времена Апокалипсиса».
На фото: скульптура Эрнста Неизвестного "Атомный век" ("Хиросима"), бронза.

с сокращениями



В Швеции, в деревушке Утерсберг (Uttersberg) находится музей Эрнста Неизвестного — «Дерево жизни».
Полагаю, что это единственное место в мире, кроме мастерской художника в Нью-Йорке, где можно близко увидеть такое количество его работ и даже прикоснуться к ним.
История музея такова.
В городке Чёпинг (Köping), в 30 километрах от Уттешберг, жил любитель искусств, хозяин книжного магазина и местной художественной галереи, Астлей Нюлен (Astley Nyhlén). Астлей был человеком энергичным, разносторонне одаренным и образованным. Он много путешествовал, был лично знаком с интересными шведскими и европейскими художниками.
В конце 60-х годов он прочел статью шведского журналиста о скульпторе-диссиденте Эрнсте Неизвестном. Ему так понравились фотографии работ Неизвестного, что добившись визы в советском консульстве, Астлей со старшим сыном на машине поехали в Москву знакомиться со скульптором.
Ни отец, ни сын не говорили по-русски, а Неизвестный тогда еще не знал английского. Но они поняли друг друга. Так началась многолетняя дружба Эрнста с семьей Нюлен.
Астлей приезжал к Эрнсту Неизвестному еще несколько раз, помогал скульптору как мог. Конечно, никакие работы в то время нельзя было вывозить из страны без согласия компетентных органов.
«Искусствоведы в штатском» препятствовали выставкам Неизвестного даже на родине, так что о загранице не могло быть и речи.
Астлей давно искал более просторное помещение для своей галереи. В 1976 году он, проезжая через Утерсберг, обратил внимание на здание бывшего железнодорожного вокзала. Новая железная дорога прошла стороной, и станцию закрыли. По счастливой случайности ему встретился владелец здания, безнадежно мечтающий продать участок бывшей станции со всеми постройками. Астлей, к удивлению друзей и знакомых, купил участок. Сразу начались ремонтные работы в здании станции и склада.
В этом же году Эрнст Неизвестный эмигрировал в Швейцарию. Узнав об этом, Астлей пригласил скульптора в Швецию, предоставив в его распоряжение все необходимое для работы.
14 мая 1977 года открылась Galleri Astley . Эрнст Неизвестный был первым художником, выставившим свои работы в новой галерее.
В течение 10 лет скульптор приезжал в Утерсберг и работал там по нескольку месяцев. Он подарил семье Нюлен много скульптур и графических работ. Для них в здании бывшего склада был открыт музей.
Специально для выставочного зала на 3 этаже музея Неизвестный выполнил живописные панно, развивающие тему «древа жизни».

В самом здании станции находится галерея, где регулярно проходят выставки. Вокруг зданий располагается «парк скульптур». Здесь тоже есть работы Эрнста Неизвестного, но также и других скульпторов из разных стран.
После смерти основателя дело продолжают два его сына и дочь.

Продолжение следует

Loading...Loading...