Тренинг «Креативная типографика». Шрифтовая композиция

Как многие из Вас знают, 14.11-14.12 я проводил онлайн тренинг «Креативная типографика. Искусство работы со шрифтами и текстом» . Тренинг состоял из видео-уроков, домашних заданий и живых вебинаров, на которых мы эти задания разбирали.

Предлагаю вам посмотреть несколько выполненных работ к одному из уроков тренинга. Задание состояло в том, чтобы придумать и выполнить композицию на произвольную тему, используя только текстовые и шрифтовые элементы.


Андрей Филимонов






Екатерина Соседова


Темой первой из двух работ является динамика.

В этой работе использованы две гарнитуры: PT Serif Italic (гротеск ParaType) и Arial Italic. В данном случае наклон символов призван подчеркивать содержание работы, добавлять ей динамики. Этой же цели служит и асимметрия — смещение центра тяжести вправо вниз, что вызывает ассоциацию с падением текстового блока и символов заголовка.

Дополнительно этот эффект подчернут нарочитой деформацией символов и постепенным измененнием цвета от темно-серого к ярко-белому. Единственный нешрифтовой элемент композиции (прошу прощения за небольшое нарушение условий задания) — горизонтальная разделительная линия, которая расположена на трети высоты листа снизу и визуально как бы создает опору нескольким буквам заголовка, расположенного на горизонтальной поверхности.

Вторая композиция составлена из слов песни Every Road, и, как видно из названия, призвана ассоциироваться с дорогой. Она в целом более статична и уравновешена, чем предыдущая, не только за счет центральной осевой симметрии, но и за счет белого фона. Движение здесь направлено визуально к центру листа, а затем — по фронтальной плоскости вверх. Этот эффект достигается не только с помощью уменьшения кегля и интерлиньяжа (имитация перспективы), но и за счет постепенного «выцветания» букв. Дорога как бы «заканчивается» словами «leads me» также примерно на трети высоты листа, но уже сверху. Такая пропорция (2/3) — одна из наиболее гармонично воспринимаемых человеком.

Что касается гарнитуры — то здесь она использована всего одна — KabelC Book Regular, правда здесь в некоторых парах пришлось заняться кернингом.






В современном мире мы часто используем сокращения для быстроты передачи мысли или сообщения. Порой одна буква или символ заменяют нам слово или целую фразу. В моем случае англ. буква Y означает вопрос WHY, а вопросительный знак довершает мысль/вопрос, который мы часто задем себе в жизни.







Артемий Санин





Людмила Булатова







В данной работе я использовала только черный и белый для того, чтобы она звучала лаконично. Шрифт Pragmatica – эта композиция выглядит четче и лучше именно в гротеске. Еще выбрала Прагматику, потому что увидела в этом шрифте необходимое мне строение буквы U и a, точнее ее негативное пространство.

Идея композиции заключается в том, что наша жизнь – песочные часы, В ней происходят различные события – буквы а, которые кажутся нам значимыми. Но проходит какое-то время и мы видим и оцениваем эти события совершенно по-другому – я использую негативное пространство буквы а, потом значимость событий вообще превращается в пыль – поэтому мы видим при переходе в нижнюю букву U сначала большие негативные пространства, а при достижении дна песочных часов они совсем маленькие.

Большая часть композиции расположена справа. Уравновешивается она фразой time makes things clear.





Эдуард Зарипов





Татьяна Жукова





Слава Попеску






Светлана Баландина





Назарчук Екатерина





Надежда Горячева





Марат Аранбаев





Кирилл Зыков





Войтов Степан






Роман Голубев


В первой композиции «Часы» я хотел показать то, как ценно время (каждый день, час, минута, секунда). Почему поставил стрелки на семь — спросите Вы? Здесь всё просто: чем раньше встаешь, тем продуктивнее работа (и не только).
Во второй композиции я, надеюсь, всё понятно. Это призыв к безответственным людям, которые не ценят и не берегут Природу, в данном случае — Лес. На мой взгляд, слово «ОГНЯ» я не совсем правильно обыграл (подобрал), но ничего другого в голову не пришло.
В третьей работе «ЖИЗНЬ» я хотел отразить нашу жизнь. Как она начинается с младенчества (Ж), потом перетекает в юношество (И), далее следует зрелая жизнь (З), когда ты полон сил, энергии, многого уже достиг (пик нашей жизни), потом старение (Н) и глубокая старость (Ь), когда ты никому, практически, не нужен.Я не хочу сказать тем самым, что так происходит с каждым, но это происходит, наверное, с 95% от населения планеты.Остальные 5% живут очень долго и чувствуют при этом себя молодыми и энергичными.





Marija Gailite

















Татьяна Сергеева











Мельчаков Юрий





Гуляева Ирина


Моя композиция KEEP THE DISTANCE — это вариация на тему «белая ворона».В центре — буква «а», которая совсем не похожа на те, что окружают ее. Они больше по размеру, символизируют агрессию, напор. Строчки KEEP THE DISTANCE расположены так, чтобы указывать на центр композиции. Это своего рода стрелы или ружья, направленные в сторону чужака.



Для своей второй композиции я взяла строчку и худ. литературы. Общее настроение — лирическое. Для того чтобы это подчеркнуть я выбрала рукописный шрифт. Он, в отличие от антикв и гротесков менее официальный. Более того, он привносит ощущение личностного отношения, душевности.Вообще, фраза начинается со слов ЛИВЕНЬ КОНЧИЛСЯ. Не знаю, удобно ли воспринимать ее в таком изложении. Я рассуждала так: ливень — это мощь, стихия, то, что олицетворяет смятение, отчасти страх и чьи-то слезы. Поэтому надо было придать этим словам соответствующий вид. Но! С другой стороны, он кончился, и это главное! В воздухе осталась только водяная пыль — это символ возрождения, воскрешения для начала лучшего! Эти слова должны быть оформлены легко, проникновенно,» воздушно» и «светло». Буковки О — похожи на капельки дождя или водяной пыли. Я не знаю, удалось ли мне сделать так, чтобы негативное пространство работало на создание динамики или нет.





















Екатерина Яцкова







Тема: «Мания величия».

Использовала черный фон, т.к. главный объект «В» кажется наиболее выигрышным и выразительным, чем на белом. Для подчеркивания величия «В» использовала части буквы В. Буквы «еличи» вписаны в часть буквы В, как в контейнер и последняя буква слова «Величия» «Я» — одна буква на два слова «МаниЯ» и «ВеличиЯ». Слово «Мания» написано с помощью использования негативного пространства. Для продолжения ритмического ряда, а также для большей композиционной устойчивости повторила «Я», вернее ее негативное пространство, белым на черном.

































































































Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель: приобщение учащихся к графическому дизайну.

Задачи:

  • познакомить учащихся с искусством шрифта, выразительностью и образностью шрифтовой композиции;
  • научить построению рубленого шрифта;
  • развить навыки работы с чертежными инструментами (линейка, угольник, циркуль);
  • формировать представления о свободном шрифте;
  • развить компоненты визуального мышления (фантазию, зрительно-образную память, эмоционально-эстетическое восприятие действительности);
  • воспитать интерес и любовь к изобразительному искусству, эмоциональную отзывчивость;
  • воспитать прилежание, аккуратность, требовательность и уважение к труду, повысить самооценку.

Оборудование для педагога:

  • презентация. PPT;
  • выставка работ учащихся из фонда кабинета изобразительного искусства;
  • маркерная доска с цветными фломастерами или компьютерная графическая программа, в которой учитель может чертить (например, Компас-3D-LT);
  • чертежные инструменты для доски.

Оборудование для учащихся:

  • чертежные инструменты и материалы (линейка 30 см, угольник, циркуль, простой карандаш);
  • бумага для черчения формама А4 (А3 для работы в малых группах);
  • графический материал (цветные карандаши, фломастеры, ручки) и Клей-карандаш, ножницы, цветная бумага, страницы глянцевых журналов с текстами или газеты;
  • клеенка.

Музыкальное сопровождение: пожеланию учителя можно выполнять практическую работу в сопровождении спокойной,инструментальной музыки.

План урока :

  1. Организационный момент. Приветствие. (1 мин.)
  2. Проверка домашнего задания – визуально. (2 мин.)
  3. Актуализация знаний. Сообщение темы и цели урока. (2 мин.)
  4. Восприятие учащимися учебного материала. Изучение нового материала. (10 мин.)
  5. Практическая работа. (25 мин.)
  6. Подведение итогов урока. Выставка работ. Обсуждение результатов. (3 мин.)
  7. Рефлексия деятельности на уроке. (2 мин.)

ХОД УРОКА

1. Организационный момент. Приветствие

2. Проверка домашнего задания (визуально)

Давайте посмотримваши «Коллекции шрифтов», подготовленные к этому уроку (учащиеся нашли и вырезали из старых газет и журналов буквы разного размера, формы, стиля, разместили их и приклеили на формате А4, композиционное решение свободное). Как вы объясните данный выбор элементов (букв) композиции?
– Ребята, перед вами глянцевые журналы и газеты. Какой текст привлекает ваше внимание? Почему? (Учащиеся предполагают: крупный, яркий, контрастный, простой для прочтения и т.д.)

3. Актуализация знаний. Сообщение темы и цели урока

– Повсюду нас окружают рекламные вывески и баннеры, мы читаем книги и журналы. В них нас привлекает броское название, выделяющиеся размером, цветом и характером буквы. Все это – шрифт. Шрифт – это основа для всей полиграфической продукции (рекламы, объявлений, вывесок, указателей, буклетов, проспектов, программок и т.д.) и является одной из областей дизайна. А профессия дизайнера – одна из востребованных сейчас профессий.

3. Восприятие обучающимися учебного материала. Изучение нового материала

Слайды 1-2

– Тема урока "Шрифтовая композиция". Мы сегодня будем играть с буквами. Наша задача: познакомиться с искусством шрифта, выразительностью и образностью шрифтовой композиции. Мы сегодня – дизайнеры.

Слайды 3-4

– Что такое шрифт? Это графический рисунок начертаний букв и знаков , составляющих единую стилистическую и композиционную систему, набор символов определенного размера и рисунка. Шрифт (нем. Schrift , от нем. schreiben - писать).

Слайд 5

– Какой бывает шрифт? Сегодня многообразие шрифтов постоянно пополняется новыми видами. Мы познакомимся с основными видами шрифта. Вы видите, что шрифты бывают с засечками (антиква ), без засечек (гротеск) , пропорциональный (отображает символы разной ширины) , непропорциональный, или моноширинный , (отображает символы, размещенные на кегельных площадках постоянной фиксированной ширины ). Шрифты отличаются гарнитурой. Группа шрифтов разных видов и кеглей , имеющих одинаковое начертание, единый стиль и оформление, называется гарнитурой .

Слайды 6-7

– Как различать шрифты?

Основные характеристики шрифтов:

  • начертание : прямой, курсивный ;
  • насыщенность : светлый, полужирный, жирный (отношение толщины штриха к ширине внутрибуквенного просвета);
  • ширина : нормальный, узкий, широкий, шрифт фиксированной ширины ;
  • размер (кегль) в пунктах (1 пункт = 1/72 дюйма);
  • контраст;
  • различимость;
  • удобочитаемость;
  • ёмкость;

Слайды 8-11

Каждый шрифт – это определенная композиционная система, имеющая свой художественный облик.Рассмотрим основные характеристики шрифта.

Художественный облик шрифтов:

  • Декоративный.
  • Динамичный .
  • Изящный. Римский капитальный, антиква, академический шрифты. Используются для литературных и искусствоведческих текстов, оформления архитектурных проектов, написания текстов на мемориальных досках.
  • Курсив. Применяется для написания текстов почётных грамот, поздравительных адресов, поздравлений и приглашений.
  • Монументальный. Рубленый плакатный, брусковый шрифт и гротеск . Применяется для написания лозунгов , плакатов , транспарантов .
  • Свободный.
  • Строгий. Применяется на диаграммах, схемах, графиках, технических и производственных плакатах, указателях.
  • Фольклорный (украинский, арабский и т. д.).

4. Подготовка к художественной деятельности. Показ на доске.

Слайды 12-13

– Сегодня мы подробно поговорим о монументальном (рубленом) шрифте, о его особенностях начертания, пропорции и художественных характеристиках. На уроке мы рассмотрим понятие «типографика» (типографика – это уже творческое преображение печатного текста в элемент графического оформления, оно обходится без использования иллюстративной и изобразительной графики, а выполняется с помощью моделирования и монтажа текста ). Типографика превращает текст в яркие и оригинальные графические образы.

Слайд 14

Шрифт рубленый по начертанию можно разделить на три группы: буквы, состоящие из прямых элементов (Г, Е, Ё, Н, П, Т, Ц, Ш, Щ – верхняя строчка слайда), буквы, состоящие из прямых и наклонных элементов (А, Д, Ж, И, Й, К, Л, М, У, Х – средняя строчка), буквы с округлыми элементами (Б, В, З, О, Р, С, У, Ф, Ч, Ъ, Ы, Ь, Э, Ю, Я – нижняя строчка).

Одним из методов точного построения шрифта является метод модульной сетки (3 по горизонтали и 5 по вертикали). Модуль является постоянной и основной единицей измерения буквы, который дает возможность сохранить основные пропорции букв и знаков. Модульная сетка 3 на 5 применяется в группе букв (Б, В, Е, З, И, К, Л, Н, О, П, Р, С, Т, У, Х, Ч, Ь, Э, Я) и для группы букв, которые пишутся несколько больше остальных 4 на 5 (А,М, Ц, Ъ) и 5 на 5 (Д, Ж, Ф, Ш, Ю), модульная сетка 2,5 на 5 (Г), модульная сетка 6 на 5 (Щ).
Учитель на доске демонстрирует построение букв по масштабной сетке. Учащиеся на листочках в клетку отстраивают буквы чертежными инструментами.

Научившись строить буквы рубленого шрифта, вы сможете видоизменять и совершенствовать шрифты, которыми уже овладели, или даже придумывать свои собственные, оригинальные шрифты!

5. Практическая работа учащихся

Слайд 15

Задание 1: построить шрифтовую композицию «Мое имя» в центре листа А4 чертежными инструментами по масштабной сетке 20х20 мм (высота букв 100 мм).

Слайд 16-20

Далеевыполнить шрифтовую композицию «Мое имя» в цвете графическими материалами, отображая образы времен года. Просмотр фотографий с изображением природы. Обращение внимания на цвет, характерные признаки и состояние.

Слайд 21-23

Критерии:

Слайды 24-25

Задание 2: построить шрифтовую композицию «Говорящее слово» в центре листа А4 чертежными инструментами (рубленый шрифт).

Сначала подбирается слово (имя существительное, нарицательное, включающее от 4 до 6 букв). Необходимо изобразить выбранное слово так, чтобы все буквы были «опредмечены»: слово должно читаться через изображенный образ в силуэтах букв и вокруг них, каждая буква должна нести на себе смысловую нагрузку всего слова. Затем отстраиваются буквы рубленого шрифта на листе формата А4 по масштабной сетке 10х10 мм, между буквами промежуток 10 или 20 мм в зависимости от количества букв в слове. Затем работа выполняется графическими материалами, которыми необходимо передать фактуру и образ изображения. Изображение должно получиться ярким, красочным, фактурным.

Слайды 26-31

Примеры ученических работ на данную тему.

Критерии: оригинальность, узнаваемость образа, цветовое решение, аккуратность.

Слайд 32

Задание 3: создание шрифтовой композиции из инициалов (вариант 1).

Инициалы – это первые буквы фамилии, имени, отчества (3 буквы). Начинается работа с поисковых эскизов композиции (соприкосновения букв в точке, в линии, буква в букве). Учащиеся выполняют по 5 вариантов композиций размером не более 20х20 мм на формате А4 слева простым карандашом. Выбирается учителем наиболее удачный эскиз, далее разрабатывается учеником на этом же листе справа размером не менее 100х100 мм в цвете графическими материалами (вариант 1) или в технике аппликация (вариант 2). Главное в работе добиться отражения своего стиля, своих интересов и характера.

Слайды 33-35

Примеры ученических работ на данную тему.

Критерии: оригинальность, узнаваемость образа, цветовое решение, аккуратность.

Слайд 36

Задание 3: создание шрифтовой композиции из инициалов (вариант 2).

Слайды 37-39

Примеры ученических работ на данную тему.

Критерии: оригинальность, узнаваемость образа, цветовое решение, аккуратность.

Слайд 40

Задание 4: создать шрифтовую композицию «Рисованные буквы (свободный шрифт)» в центре листа А4.

– Мы рисуем предмет буквами. Начать работу необходимо с контурного рисунка какого-либо предмета или животного. Затем надо вписать в этот предмет букву за буквой так, чтобы осталось как можно меньше промежутков между ними. Буквы могут быть разной высоты и ширины, конфигурации, но всё же выполнены в едином стиле. Потом убираем контур изображения. Далее прорисовываем композицию цветом. Здесь необходимо как можно точнее передать фактуру и образ предмета или животного, чтобы при первом взгляде воспринималось цельное изображение, а потом уже прочитывались буквы.

Слайды 41-43

– Каких животных вы знаете? Чем отличаются птицы от зверей, насекомые от рыб и т.п.? Обратите внимание на силуэт различных животных.

Слайды 44-47

Примеры ученических работ на данную тему.

Критерии: оригинальность, узнаваемость образа, цветовое решение, аккуратность.

Слайд 48

Задание 5: «Выставка кошек и собак» – создание образа животных в технике аппликация из букв, вырезанных из старых газет и журналов по контуру. Работа выполняется в малых группах (по 2 человека). Перед выполнением задания учитель беседует с учащимися о характерных особенностях формы головы, тела, хвоста и т.д. кошек и собак. Можно предложить учащимся посмотреть фотографии животных.

Слайды 49-52

Примеры ученических работ на данную тему.

Критерии: оригинальность, узнаваемость образа, цветовое решение, аккуратность.

Слайды 53-54

Задание 6: «Город из букв. Памятники архитектуры в буквах» – создание образа всемирно известного памятника архитектуры в технике аппликация из букв, вырезанных по контуру из газет и журналов. Работа выполняется в малых группах (по 2 человека) или индивидуально.

Слайды 55-69

– Рассмотрим памятники архитектуры разных эпох. Обратите внимание на силуэты, пропорции сооружений, на компоновку листа, на детали и архитектурные конструкции.

Слайды 70-71

– Посмотрите, варианты выполнения задания (демонстрируются работы учителя).

Слайды 72-83

Примеры ученических работ на данную тему.

Критерии: оригинальность, узнаваемость образа, цветовое решение, аккуратность.

6. Подведение итогов урока

Выставка работ. Обсуждение результатов

7. Рефлексия деятельности на уроке

– Что мы сегодня нового узнали (выстраивание смысловой цепочки, сравнение способов и методов работы, применяемые другими со своими)? Какие понятия и термины запомнили (типографика, монументальный рубленый и свободный рисованный шрифты, модульная сетка и т.п.? Чему научились?

– Задания 1-3, 6 предлагаются учащимся 7-х классов (программа «Изобразительное искусство. Дизайн и архитектура в жизни человека» под руководством Б.М. Неменского).
– Для выполнения заданий 4-6 урок следует начать со знакомства с различными видами и характеристиками шрифта (слайды 1-11), пропускается раздел построения рубленого шрифта (слайд 12-35), далее учитель переходит к объяснению заданий и просмотру с учащимися иллюстративного материала по теме задания (слайды 40-69).
– Иллюстрации на слайдах 16-19, 41-43, 48 можно растянуть на весь экран.
– Смена слайдов в презентации автоматическая.

В зависимости от отношений, которые складываются между шрифтом и изображением выделяют 2 вида композиций: собственно шрифтовая (шрифт вступает во взаимодействие с незапечатанным пространством или цветным фоном) и шрифтовая изобразительная, включающая шрифтовую графическую, шрифтовую орнаментальную, шрифтовую изобразительную и шрифтовую фотографическую.

Шрифтовая графическая композиция представляет собой сочетание геометрических форм и шрифта. Наиболее широкое применение она нашла при разработке логотипов, фирменных знаков.

Шрифтовая орнаментальная композиция представляет собой своеобразные орнаментальные построения, в которых в определённом порядке чередуются знаки букв. Она является декоративным элементом.

Шрифтовая изобразительная композиция (сочетание шрифта и рисунка). Широко представлена в книге. Главным носителем является буквица. В последнее время интерпретированная буква часто встречается не только в виде буквицы, но и входит в состав заглавия.

Шрифтовая фотографическая распространена в сфере рекламы. Данная композиция представляет товар посредством фотографии в наиболее выгодном свете. Это требует творческого подхода к поставленной задаче. Шрифтовая фотографическая композиции характеризуется простотой, лаконизмом и очевидными ассоциативными связями.

Графика слова. Этапы построения изобразительной

Интерпретации слова с помощью композиционных средств шрифтового дизайна.

В дизайне слову принадлежит значительная роль. Слово является базовым элементом для создания шрифтовой композиции. Слово позволяет передать содержание и правильно воспринять его.

Основная функция слова определяется как номинативная, т. е. служащая для названия или обозначения предмета. Неопределённые философские понятия, прилагательные вызывают разные образы у людей. Форма графики имеет основополагающее значение, а второе место занимает содержание. В языке слово применяется в 2-х физических формах: в звуковой и в графической.



Звуковое слово позволяет человеку совершать мысленные операции с предметом не входя с ним в непосредственную связь. Но звук имеет существенный недостаток. Он относительно ограничен в пространстве и во времени. Графическое слово компенсирует эту ограниченность и передаёт мысль на большие расстояния, а также сохраняет её в течение длительного периода. Но оно уступает звуковому слову в скорости воспроизведения. Это делает обе формы функционально обусловленными и взаимодействующими как целое.

Сначала человек воспринимает форму слова, кот. вызывает в его сознании понятие предмета или образ. Или, наоборот, на сознание воздействует сам предмет (его образ). Он называет соответствующее ему слово в виде понятия. Затем возникают ассоциации, слово обретает ряд смысловых оттенков. Это важно в рекламе. Образ или текст всегда должен быть легко запоминаемым.

Под формой слова всегда понимают последовательное расположение определённых форм, букв. Определение содержания следует рассматривать через понятие или значение. Понятие – это целостная совокупность суждений (совокупность мыслей), в которых что-либо утверждается об отличительных признаках исследуемого объекта. Главным среди этой совокупности является ядро с его существенными признаками.

Значение слова шире самого понятия и его следует рассматривать с точки зрения его специфики и, исходя из этого, устанавливать связи и особенности. Работа над графикой слова должна включать следующие этапы:

1) постановка задачи;

2) определение содержания слова, рассматриваемого через понятие или значение;

3) выбор смысловых эмоциональных и волевых оттенков слова, на кот. будет сделан акцент в процессе гарфической интерпретации слова;

4) выбор графических и технических средств для решения поставленной задачи.

Графика фразы. Этапы создания графического

Образа фразы с помощью композиционных средств

Шрифтового дизайна.

Основное внимание в композиции шрифта уделяется содержательной структуре предложения. Главная роль принадлежит суждению о предмете. Предложение при этом выступает как оболочка суждения, обеспечивая их единство и невозможность функционирования одного без другого.

Суждение – это ф-ма мысли, в кот. утверждается (или отрицается) что-либо относительно предметов, их свойств, связей и отношений. Сначала определяется структура предложения (подлежащее, сказуемое), затем анализируется логическая структура суждения. Особое внимание уделяют таким методам как членение на главное и вспомогательное, соподчинённость, выделение, ритм и движение по композиции. Предложение по содержанию богаче суждения, т. к. несёт в себе эмоциональные и эстетические св-ва.

Выявление иерархической связи элементов и частей фразы даёт возможность обнаружить и усилить то, что должно быть главным, учитывая смысл и особенности зрительного восприятия. Важное значения имеют отношения главного слова или части фразы к другим элементам или действиям, соотношения с контекстом. Фраза может строится и на ассоциативных представлениях, кот. усиливают общее значение (метафора, гипербола, игра слов и т. д.). Выделение, смещение, изменение смыслового акцента также пораждает ассоциации, активизируют воображение. Необходим найти оптимальный вариант соотношения ритмики интонационного членения фразы с ритмикой шрифтовой графики.

В случаях, где усилена худ. выразительность ф-мы, графика и читается и рассматривается. Шрифтовая графика фразы предназначена для рассмотрения и отличается от чтения пространственно-временной последовательностью формирования образа. Членение – это постепенное накопление данных, из кот. строится образ, т. е. процесс развивается от частного к общему. При рассмотрении происходит обратное действие, образ складывается сразу, а дальнешее исследование графики закрепляет его.

Этапы работы над графикой:

1) исследование содержания фразы;

2) определение приоритетов (что явл-ся главным, а что имеет подчинённую роль)

3) выбор средств графического оформления.

Современные подходы к проектированию шрифтов.

Этапы проектирования шрифтов:

1) накопление и анализ информации;

2) разработка концепций (концепция-это описание целей, замыслов;

3) разработка эскизов (на данном этапе речь идёт о разработке основн. элементов шрифта: о засечках, надбуквенных элементах; прорабатываются пропорции; некоторые буквы шрифта создаются в нескольких вариантах);

4) выбор и утверждение эскизов заказчиками;

5) разработка всего проекта;

6) анализ;

7) корректировка проекта;

8) заказ продаётся на носителе, оговоренном в договоре.

Виды шрифтовой композиции. Характеристика композиций.

Шрифтов композиция может быть разных видов:

1. Симметричная;

2. Блочная;

3. Флаговая.

1. Симметричнаякомпозиция - вертикальная ось симметрии проходит через середину надписи и делит её на две равные части - левую и правую. При небольшом тексте лучше применить «золотое сечение», когда текст делится на две половины, из которых верхняя относится к нижней как 5:8. Если текст значительный по объему, то основная строка поднимается сравнительно высоко. Такая схема позволяет освободить нижнюю часть плаката для оставшегося текста.

2. Блочная композиция - все строки текста вписываются в прямоугольник. В этом случае увеличивают межбуквенный просвет; буквы в коротких словах пишутся с разрядкой до ширины шрифтовой полосы. Однако слишком сильное увеличение расстояния между буквами может привести к нарушению ритмического строя шрифтовой надписи. Блочная композиция находит применение в шрифтовом плакате. Она целесообразна тогда, когда строки имеют приблизительно одинаковое количество букв. Если строки очень разные по длине и содержат союзы и предлоги, затрудняющие уравновешивание строки, то достигнуть хороших результатов в блочной композиции не удается.

Блочная композиция может быть симметричной (если один блок) и асимметричной (если несколько блоков).

3. Флаговаякомпозиция - текст сдвигается в сторону: либо влево, либо вправо от вертикально проведенной оси. Разметка букв и строк начинается от этой вертикальной прямой. Флаговая схема позволяет расположить все строки на одной линии от края листа. Такая композиция носит динамичный (ассиметричный) характер. Иногда применяют флаговую композицию текста, скомпонованную таким образом, что она носит не динамичный, а статичный характер.

Параметры фото для полиграфии.

Цветовая модель СМYК используется в публикациях, предназначенных для печати.

Основные цветовые компоненты этой модели:

Cyan - голубой, Magenta - пурпурный, Yellow - желтый, Key color - ключевой цвет, в качестве которого, как правило, используется черный.

Цветовая модель – это способ описания цвета.

Разрешение не менее чем 300 dpi. При плохом качестве фото может быть больше (400 dpi, 600 dpi), но это утяжеляет файл.

Размер 100% (можно увеличить, но не более чем на 15% без потери качества).

Форматы растровых фотоизображений (TIFF, EPS, Jpg ).

1. Что такое сграффито? Особенности техники.

Сграффито (от итальянского sgraffito или graffito - выцарапанный).

Подготовительные работы для техники сграффито . Оштукатуривание стены, нанесение обрызга и грунта. Особенности оштукатуривания различных стен (кирпич (известковые растворы), бетон (известково-цементные растворы), разные способы выравнивания и поддержания влажности нанесённого раствора). 1

Нанесение декоративных составов . Толщина нижнего слоя 7-8 см, следующий меньше по размеру 6 см, потом 5 см, и т.д. Препдпоследний цветной слой 2 см. Белый просто белится водоэмульсионной краской размер примерно 2 мм. Затереть и выровнить поверхности. Последовательность и особенности нанесения слоёв (от самого тёмного слоя к чисто белому, просушивание каждого слоя до лёгкого схватывания). Возможно использование шаблонов.

Декоративные составы. Цементовый раствор, наполнители (мелкая крошка, кварцевые пески, порошок дроблённого красного кирпича, каменная пудра и др.). Зернистость песка - от 0,1 до 0,5 мм. Для верхних слоёв ещё меньше. Для придания цвета слоям в раствор добавляются пигменты.

Отделка цветных рисунков . Процарапывание слоёв. Нанесение декора. Используемые инструменты (долота, стеки, царапки, ложки, зубчатки, косари). По мере затупления инструменты подтачивать.

Что называется шрифтом? Виды письма.

Слово «шрифт» (schrift) – немецкого происхождения и в переводе означает – письмо, начертание букв.

Шрифт – это алфавит, в котором изображение букв, цифр и других письменных знаков имеет общую закономерность построения и единый стиль. Иными словами, шрифтом называется графическая форма определенной системы письма. Современное оформительское искусство невозможно представить себе бес применения шрифта. Чем разнообразней его употребление, тем больше внимания необходимо уделять его качеству, что невозможно без серьезного изучения его структуры.

История возникновения письменности уходит своими корнями в глубокую древность.

Из истории мировой письменности известны четыре вида письма:

1) пиктографическое – в виде наскальных рисунков у первобытных людей;

2) идеографическое – письмо при помощи идеограмм, а не букв. Одним письменным знаком (солнце, луна, птица) обозначалось целое понятие, слово. Было распространено в Египте, Китае.

3) слоговое – письмо, в котором знаками обозначались слоги. Слоговым письмом древние египтяне писали на папирусе. Оно было очень громоздким. Виды этого письма существовали много веков у народов Древнего Востока и в странах Восточной Азии – Японии, Китае, Корее.

4) буквенно-звуковое – появилось во втором тысячелетии до н.э. В нем знаки означали отдельные звуки (фонемы).

Визитка как атрибут фирменного стиля компании. Виды визиток. Атрибуты визитки. Размер визитки.

Один из главных элементов визитки - логотип.

Виды визиток

1. Личная;

2. Деловая;

Корпоративная.

Визитка включает в себя:

1. Имя владельца;

2. Компанию (обычно с логотипом);

3. Контактную информацию (адрес, телефонный номер и/или адрес электронной почты, адрес сайта).

Размер визитки:

Размер визитки стандартный, обусловлен размером визитницы.

Х85(90) мм

К размеру 50х90 мм добавляются дополнительные мм для обрезки (по 5 мм с боков и сверху). Разделяются пополам и получается по 2,5 мм с каждой стороны (сверху, снизу, слева и справа).

Кегль шрифта для визиток:

не менее 6-8 пунктов в зависимости от шрифта.

1. Материалы и инструменты, используемые для мозаичной отделкистен . Основание под мозаику.

Материалы для мозаики: Камень (поделочный камень, гранит, мрамор, сланец, галька). Стекло (смальта, цветная стеклянная мозаика, цветное стекло округлой формы, витражное стекло, прозрачное стекло). Керамика (керамическая плитка, осколки керамической посуды, терракота). 1

Подготовка материалов для мозаики . Резка смальты специальной гильотиной. Резка керамической плитки (стеклорезом, ручным плиткорезом, плиткорезом). Резка стекла стеклорезом.

Клеи и составы для приклеивания мозаики. Временные клеи (клейстер, обойный клей) для обратного метода набора. Постоянные клеи: бывают три основных вида (акриловые смеси, смеси на основе цемента, эпоксидная смола). Разное назначение этих клеев.

Содержание: Инструменты для создания мозаики (стеклорез, плиткорез, плиткорез ручной, рабочие плоскогубцы, кусачки, молоток и ручник, щипцы для мозаики, плоскогубцы для стекла, угольник, металлическая линейка, гладилки, тёрки). Как ими пользоваться. Дополнительные инструменты (бумага, калька, карандаши, маркеры, гуашевые краски, различные ёмкости).

Основа под мозаику (бетонная или кирпичная стена, фанера, ДСП, плоский шифер).

Техника безопасности при изготовлении мозаики. Использование специальных очков, чтобы избежать попадания в глаза осколков. Использование защитных перчаток. Использование защитной одежды. Использование защитных материалов для покрытия рабочего пространства.

1. Листовка;

2 Плакат;

3. Календарь;

4. Буклет;

Многостраничные издания:

1. Каталог - сброшюрованное или переплетённое печатное издание, содержащее систематизированный перечень большого числа товаров, как правило, иллюстрируемое фотографиями товара;

2. Проспект - сброшюрованное или переплетённое печатное издание, информирующее о конкретном товаре или группе товаров или, вообще о фирме;

3. Книга;

4. Справочник;

Периодические издания:

1. Газета;

2. Журнал;

3. Корпоративное издание .

С каждого края листовки должны быть предусмотрены поля, необходимые для резки тиража, так как при этом процессе возможно отклонение ножа в каждую сторону на 2,5 мм.

Наиболее важные элементы макета, такие как логотип, телефоны, адреса и т.п., должны быть удалены от линии реза не менее чем на 5 мм.

Элемент, примыкающий непосредственно к линии реза, что называется «печатью на вылет», требует продления данного элемента за линию реза на 3 мм. Текст переводится в кривые.

Красочность листовок:

4+0(полноценная печать с 1-й стороны)

4+4(полноценная печать с 2-х сторон)

1+0(печать черным с 1-й стороны)

1+1(печать черным с 2-х сторон) и любая другая по Вашему желанию

Бумага для печати листовок:

Мелованная средних плотностей 125-170 г/кв.м

Тонкая мелованная 90-115 г/кв.м

Плотная меловання 200-300 г/кв.м

Офсетная 80 г/кв.м и любые другие виды бумаг по желанию

Дополнительная обработка листовок:

сплошной ВДУФ и офсетный лак; ыборочный УФ-лак; ламинация; тиснение фольгой; вырубка.

Резка бумаги и картона

Инструменты:

ножницы, нож-резак, подрезная доска, металлические линейки разных размеров, графитный карандаш.

Резка бумаги и картона по прямым линиям ножом-резаком:

нанесение меток резки графитным карандашом;

расположение бумаги на подрезной доске лицевой стороной вниз;

линейку возможно сильнее прижать левой рукой книзу, чтобы сдвигание её с места во время работы было исключено;

рукоятку ножа следует держать сверху четырьмя пальцами. Пятый, указательный палец должен лежать на обушке клинка для нажима на нож в процессе работы;

клинок ножа должен во время работы плотно прилегать к рабочей грани линейки, т. е. двигаться в плоскости, перпендикулярной плоскости подрезной доски. Ось ножа при резке бумаги должна быть наклонена к линии реза и составлять с ней угол в 35-45°.

Резка бумаги и картона по криволинейным контурам ножницами:

нанесение меток резки графитным карандашом, применение шаблонов и лекал (если нужно);

резка небольшим участком;

концы ножниц разводятся широко;

вырезаемая деталь располагается слева от ножниц, а линия реза проходит по правой стороне разметочной линии, проведённой карандашом;

листы бумаги, чтобы они не смещались, скрепить по краям канцелярскими скрепками или булавками.

Складывание бумаги при резке ножницами:

при массовом изготовлении из бумаги небольших по размерам деталей со сложными криволинейными очертаниями бумага складывается, в зависимости от её плотности, в четыре, восемь и более слоев, вырезание производится по карандашной разметке, нанесённой на верхнем листе;

если деталь имеет ось симметрии, то бумагу сложить пополам, вычертить на ней половину детали так, чтобы о Наклеивание бумаги.

Правила наклеивания бумаги:

намазывать клеем всегда нужно наклеиваемую деталь изделия, а не ту, на которую производится наклеивание;

смазать клеем и некоторое время подержать чтобы бумага намокла и набухла;

при склеивании двух деталей из бумаги или картона намазывать клеем более тонкий материал;

при соединении «внахлёстку» листов бумаги одинакового качества смазывать клеем обе кромки;

при намазывании бумаги клеем её нужно класть на лист ненужной бумаги;

намазываемый лист или деталь придерживать концами пальцев левой руки, чтобы они не сдвигались с места.

Способ смазывания клеем узких полосок «от доски».сь симметрии совпала с линией сгиба, вырезать и распрямить.

Склеивание деталей:

после укладки смазанной клеем детали на место приклеивания прикрыть чистым листом бумаги и притереть всю поверхность детали мягкой чистой тряпочкой или ребром ладони от середины к краям по направлению волокон, положить под пресс до окончания приклеивания.

Оформление фирменного буклета, текст, иллюстрации в краткой и доступной форме должны представить содержимое издания до читателя.

Элементы фирменного оформления буклета: логотип; стиль; шрифт.

Этапы создания буклета: разработка дизайна макета; обработка иллюстраций; вёрстка; подготовка к печати.

Дополнительные отделочные операции при печати буклета:

УФ-лакирование; вырубка; тиснение фольгой; блинт; конгрев; печать пантонными красками.

Стиль разработки оформления буклета может быть выполнен как в классическом оформлении так и в оригинальном с использованием различных полиграфических материалов.

Печать буклетов производится на мелованой или офсетной бумаге из листа формата А4 (297х210 мм) или А3 (420х297 мм), с 1, 2 и более фальцами (сгибами).

Печать полноцветная с двух сторон (4+4). Плотность бумаги для печати буклета выбирается от 115 до 300 г/м. Для буклетов, предназначенных для особых случаев, применяется плотная бумага или картон с использованием вырубки и высечки.

Способы печати буклетов:

офсетный;

Цифровой.

При изготовлении буклетов офсетным способом обеспечивается наилучшее качество полиграфии. Тираж может быть разный (от 100 штук, офсет от 200 штук).

Лифлет - лист формата А4 с двумя фальцами (сгибами).

Понятие орнамента.

Орнамент (лат. ornemantum - украшение) - узор, основанный на повторе и чередовании составляющих его элементов. Предназначается для украшения различных предметов (утварь, орудия и оружие, текстильные изделия, мебель, книги и т.д.), архитектурных сооружений, произведений прикладного искусства.

Связанный с поверхностью, которую он украшает, орнамент выявляет или акцентирует архитектонику предмета, на который нанесён.

Орнамент состоит из фона и мотива.

Фон - поверхность материала, на котором выполняется орнамент.

Мотив - многократно повторяющийся рисунок.

Зависимость характера орнамента от материала и техники исполнения.

Плоскостной орнамент - украшение на плоской или кривой поверхности, исполненный с помощью различных линий, включая цвет.

Рельефный или выпуклый орнамент - украшения, выполненные на дереве, кости, камне, металле с помощью специальной обработки. Глубина рельефа зависит от размера оформляемой площади, насыщенности рисунка и освещения.

Орнаменты делятся по закономерностям построения:

ленточный (фризы, окаймления, бордюры и т.д.);

замкнутый (вписанный в форму окружности, квадрата, прямоугольника, треугольника);

сетчатый (заполняющий поверхность сплошным узором).

Виды орнаментов:

Геометрический (состоящий из геометрических фигур);

Растительный (состоящий из стилизованный растений);

Зооморфный (состоящий из стилизованных животных);

Антропоморфный (состоящий из мужских и женских стилизованных фигур или отдельных частей тела человека).

Способы построения орнамента:

поворот в другую сторону;

движение по вертикальной оси;

движение по горизонтальной оси;

зеркальная симметрия;

построение при помощи сетки (квадратная форма, треугольная форма, ромбовидная форма, прямоугольная форма).

Наружная (Outdoor-реклама) - реклама, которая размещается на специальных временных и/или стационарных конструкциях, расположенных на открытой местности, а также на внешних поверхностях зданий, сооружений, на элементах уличного оборудования, над проезжей частью улиц и дорог или на них самих, а также на автозаправочных станциях.

Рассчитана на водителей, пассажиров транспорта, пешеходов. Несёт напоминающий характер.

световые вывески;

щиты с информацией (билборды, брандмауэры, сити-форматы, тривижены, штендеры (арочные и прямоугольные);

электрофицированное (или газосветное) панно с неподвижными или бегущими надписями («бегущая волна»);

пространственные конструкции для размещения плакатов в нескольких плоскостях;

надписи в небе (воздушные шары, дирижабли);

Билет №11

Водорастворимые краски.

Водорастворимые краски - краски, хорошо растворимые водой.

К водорастворимым краскам относятся: акварель , гуашь , темпера , водоэмульсионная , акриловая .

Акварель - водно-клеевая краска.

Состав акварельных красок:

Связующие вещества (камедь, декстрин, глицерин, мёд, сахар).

Выпускаются сухие в плитках, полусырые в кюветах, баночках и полужидкие в тюбиках.

Поверхность для работы акварелью - бумага (сухая и влажная).

Основные качества - прозрачность, чистота цвета, богатство тоновых решений.

Сочетается с белилами, гуашью, пастелью, темперой, тушью, бронзой и др. материалами.

Гуашь - водно-клеевая краска.

Состав гуашевых красок:

Связующие вещества (гуммиарабик, декстрин, фруктовая камедь);

Наполнитель: цветные пигменты, цинковые белила;

Смягчающие и консервирующие вещества (глицериновое масло);

Поверхностно-активное вещество (животная желчь);

Антисептик (фенол);

Пластификатор (глицерин).

Поверхность для работы: бумага, картон, двп, ткань, с предварительным проклеиванием.

Краска непрозрачная, плотная, высыхая высветляется и приобретает матовую бархатистую поверхность.

Темпера - клеевая краска.

Состав темперных красок:

Связующее вещество (эмульсия казеиновая или яичная).

Разбавляют водой и маслом, в последствии не растворяется.

Поверхность для работы:

картон, холст с белым грунтом или бумага с предварительным проклеиванием, другие загрунтованные поверхности (дерево, бетон и т.д.).

Мазки темперы имеют матовую, плотную, бархатную, мягкую поверхность.

Акрил - это синтетическая краска, на основе акриловой кислоты.

Состав темперных красок:

Связующее вещество (акриловая полимерная эмульсия (состоит из полиакрилов и полиметакрилов).

Наполнитель (цветные пигменты).

Стабилизаторы (коалесцентные вещества).

Применение акриловых красок:

могут применяться практически для любых работ.

Поверхность для работы акрилом:

можно использовать для работы на разных поверхностях (бумага, картон, холст, дерево, металл, ткань, фарфор, стекло), Но необходимо руководствоваться типом окрашиваемой поверхности., и использовать специальную краску, подходящую для этих поверхностей.

Для росписи и окраски стен учитывать местонахождение помещения (внутреннее, наружное). Разбавляют водой, в последствии не растворяется. Высыхает очень быстро.

По высыхании даёт прочный слой, напоминающий пластик или резину. Тон немного темнеет.. К недостаткам можно отнести грубость и низкую (ниже, чем у гуаши и масла) укрывистость. Акрилом трудно прописывать детали.

Водоэмульсионная краска.

Разбавляется водой, не смешивается с другими видами красок и растворителей. Время высыхания при температуре 20С - 24 часа.

Предназначена для окраски и огрунтовки ДВП, ДСП, панелей, гипсокартонных, и других отштукатуренных сухих поверхностей.

Оформление и печать календарей.

Оформление календаря зависит от его вида. Отличаются по форме, формату (А4, А3, А5 и т.д.), количеству листов, биговке (2, 3, 4 бига и т.д.), виду и плотности бумаги.

Послепечатная обработка календарей:

тиснение, фигурная вырубка. Шапка квартального календаря или карманный календарь могут быть заламинированы глянцевым или матовым ламинатом.

Билет №14

Подготовка эскизов для оформительских работ.

Определение понятия эскиз.

Эскиз (от французского - «esqusse») - предварительный набросок, фиксирующий замысел художника. Эскиз - основной вспомогательный инструмент.

Визуализация идей (перенос идеи на бумагу). Черновые наброски.

Мозговой штурм - быстро заносить все мысли на бумагу. Возможный масштаб эскизов 1:3 или 1:2.

Сбор материала для эскиза, исследование материала - можно использовать в любой работе: стиль иллюстраций для серии книг, план выставочного стенда, корпоративные логотипы, стиль фотографий для рекламной компании.

Сбор материала - собрать различные предметы, ассоциируемые с проектом, (цвета, характерные формы букв, текстуры или пропорции - любые типы графики из книг, журналов и газет, фото аналогичных проектов). Предметы можно закрепить на штекерной панели или приклеить к листу картона форматом А1, чтобы увидеть их вместе для сравнения и ассоциаций.

Эскизы бывают: графические; живописные.

Виды эскизов:

фор-эскиз;

творческий эскиз;

Рабочий эскиз (картон).

Аэрограф.

Из чего состоит аэрограф: корпус, ванночка для краски, педаль подачи воздуха/краски, сопло, защита сопла, игла, регуляторы давления/хода иглы, место подачи воздуха. Принцип работы аэрографа. Разновидности аэрографов: одинарного действия - наружного и внутреннего смешения, внешнего смешения без иглы, внешнего смешения с неподвижной иглой и подвижным соплом; двойного действия - с взаимозависимой регулировкой подачи потоков, независимого двойного действия. Эксплуатация аэрографа (сборка/разборка аэрографа, хранение аэрографа, меры предосторожности, чистка, техническое обслуживание). Возможные погрешности в работе инструмента, способы настройки и устранения погрешностей.

Краски:

Автомобильные (металлик, ксираллик, флуоресцентные, хамелеон).

Сегодня типографика становиться всё более интересной в художественном плане, приобретая новые, самые необычные формы применения.

В продолжение темы креативной типографики сегодня я вам расскажу о шрифтовой иллюстрации.

Один из способов тесного слияния шрифта с изображением, носит название «каллиграмма» . Это в некотором роде графическая игра, заставляющая текст ложиться в рамки очертания рисунка и своим расположением создавать иллюстрацию.

Когда рисунок подчиняется движению строчек, включаясь в их ритм, изобразительно-шрифтовая композиция достигает своего единства.





Настоящие искусные каллиграммы могут быть довольно замысловатыми. Для их прочтения читателю требуется хорошее воображение и наблюдательность.

Хорошие каллиграммы часто выполняют вручную и для их создания необходимо определенное художественное мастерство. В качестве известных примеров таких каллиграмм можно вспомнить образцы искусства исламской каллиграфии .





Буквы, цифры, знаки – всё в дело!


С появлением компьютерных графических программ искусство шрифтовой иллюстрации предельно упростилось. Одна из самых простых техник создания таких псевдокаллиграмм состоит в простом заполнения контура иллюстрации различными фрагментами текста, словами, буквами или цифрами.





Но при всей кажущейся простоте такой «каллиграммы», эта работа требует воображения и большой аккуратности. Создавая шрифтовую композицию, важно соблюдать параметры полей и аккуратно настраивать выравнивание текста.

Если в параметрах абзаца выставить режим «выравнивание по центру» или «полная выключка», то могут образоваться неровные, «рваные» поля и неравномерные промежутки между словами и буквами. Как вы понимаете, ничего хорошего от этого ожидать не приходиться. В результате понадобится все переделывать.

Конечно, если вы опытный иллюстратор, то вам не составит особого труда создать каллиграмму. Смело заполняйте выдуманную форму шрифтом! Главное, чтобы все изменения текстуры рисунка были оправданы.

Техника шрифтового «рисунка» довольно проста — для тонирования и усиления контраста в иллюстрации обычно используют более крупный шрифт и более контрастное начертание. Также желательно, чтобы в текстуре «рисунка» не было неоправданных пробелов или слишком «сложных» мест.


Шрифт как иллюстрация


Известный живописец и график, мастер иллюстрации и шрифтового искусства, представитель стиля конструктивизма, С. Б. Телингатер писал: «Образ шрифта это тоже мысль, только выраженная художественными специфическими средствами».

Одним из самых интересных моментов в работе со шрифтами является возможность создавать иллюстрации, используя формы и начертания букв . Для дизайнеров, которые любят «поиграть» с буквами, это обширные и бесконечные возможности проектировать, творить, создавать картинки.

Здесь буквы играют роль строительных кирпичиков. С их помощью можно создавать изображения, обращенные к зрителю, как на текстовом, так и на визуальном уровне.

В качестве примера я обратился к работам дизайнера Roberto de Vicq de Cumptich :



Loading...Loading...