Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. Предисловие Автор забрамная с д методики

ПО ИЗУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ

С ТЯЖЕЛОЙ И УМЕРЕННОЙ

УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ

С. Д. Забрамная, Т. Н. Исаева

Творческий Центр

Введение

В предлагаемых методических рекомендациях для изучения детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью содер­жатся материалы из опыта работы авторов по проведению пси­холого-педагогического изучения таких детей. При этом были уч­тены теоретические знания и практический опыт специалистов в этой области, взгляды которых близки авторам (см. список лите­ратуры).

Необходимо отметить, что при создании настоящего пособия мы не ставили задач дифференциальной диагностики и ориенти­ровались не на психологов, владеющих специальными психологи­ческими методами, а исходили из сугубо практических задач ока­зания помощи учителям и воспитателям в их повседневной работе с детьми на начальных этапах обучения. Именно поэтому внима­ние акцентировано на критериях оценки деятельности ребенка при выполнении предлагаемых заданий; раскрыта сама процедура об­следования. Получить о ребенке те или иные сведения можно не только при выполнении отдельных заданий диагностического ха­рактера, но и при использовании этих заданий непосредственно в ходе урока с детьми. Включение их в ход занятий в работе с дан­ной категорией детей с нашей точки зрения является наиболее це­лесообразным.

Мы стремились к целостному видению ребенка через выявле­ние сформированности отдельных составляющих его психофизи­ческого развития и старались показать, как этого можно добиться. Для нас важно было обратить внимание на те качества личности ребенка, сферы деятельности, которые позволят лучше понять его и наметить стратегию работы.

Подходы к психолого-педагогическому изучению детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью

«Каждый человек имеет право на образование», - так записа­но в Конституции РФ и во Всеобщей декларации прав человека.

Задача государства реализовать эти положения в жизни, обес­печив получение образования каждому в доступном ему объеме и форме. Это относится и к тем, кто в силу различных причин имеет выраженные нарушения психофизического развития. В их число входят дети с умеренной и тяжелой умственной отсталостью.

В соответствии с международной классификацией (МКБ-10) умственная отсталость в зависимости от количественной оценки интеллекта (IQ) включает четыре степени его снижения: легкую, умеренную, тяжелую и глубокую.



Следует отметить, что в прежние годы дети с выраженной ин­теллектуальной недостаточностью и множественными наруше­ниями помещались в дома для инвалидов системы социального обеспечения.

В настоящее время наряду с домами-интернатами социальной защиты населения существуют разные типы специальных коррекционных школ, а также лечебно-педагогических центров (ЛПЦ) для детей инвалидов, в которых проводится их обучение и воспитание.

Реализацию помощи этим детям в получении доступного им образования, в становлении их как личности берут на себя и спе­циальные коррекционные школы VIII вида. Безусловно, каждая школа вырабатывает свою концепцию, которую совершенствует в процессе работы.

Возможности этих детей крайне ограничены, тем не менее, результаты работы показывают, что при создании необходимых педагогических условий положительная динамика в их развитии может быть достигнута. Под педагогическими условиями подра­зумевается наличие благоприятной для ребенка среды, научно-обоснованных программ воспитания и обучения, адекватных ме­тодов и приемов работы, методическое и кадровое обеспечение.

Включение в образовательный процесс специальных коррекционных школ VIII вида детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью вызывает необходимость четкого представления об уровне развития и потенциальных возможностях в обучении каж­дого из них.

Знание психолого-педагогических особенностей детей с раз­ной степенью интеллектуальной недостаточности позволит учите­лям выбрать не только рациональные приемы работы, но и диффе­ренцировать содержание учебного материала, не исключая ребен­ка из коллектива сверстников.

При этом сама дифференциация ни в коей мере не предусматри­вает его упрощения. Речь идет об отборе содержания учебного мате­риала и интеграцию в различные образовательные курсы. Степень интеграции определяется возможностями учащихся и в то же время зависит от конкретных образовательных задач. Это, в свою очередь, предполагает постоянную соотнесённость отбора материала, дидак­тики и методики обучения с психолого-педагогическими характери­стиками актуального возрастного состояния детей и перспективами их развития. Взаимосвязь учебных предметов в педагогическом процес­се пробуждает, с одной стороны, интерес и самосознание учеников, а с другой, придает обучению большую наглядность и ситуативность.



Мы считаем, что возможности детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью в обучении должны рассматриваться с позиции их участия в самом процессе учебной деятельности. Прежде всего, имеется в виду их способность произвольной пси­хической деятельности, к волевому регулированию своим пове­дением. Именно эти качества обеспечивают ребенку и взрослому установление первичного контакта, без которого невозможно ор­ганизовывать учебно-воспитательный процесс.

При этом следует обратить внимание и на характер самого контакта, который может быть разным: речевой, с использовани­ем жестов, мимики, изобразительных средств.

Первичный контакт, становясь началом взаимодействия ре­бенка и взрослого, во многом определяется пониманием ребенком обращений взрослого (инструкции к заданиям, просьбы, поруче­ния, замечания, похвала и т.д.).

Одним детям достаточно устной инструкции (закрой дверь, подойди ко мне и т.д.). Они понимают речевые просьбы, похвалу и прочее. Другим детям при обращении к ним требуется наглядное, мимическое и жестовое подкрепление. С некоторыми детьми взаимодействие устанавливается только при условии наглядно-действенного сопровождения. Чем выше умственные способности ребенка, тем доступней понимание обращенной речи.

Показателем уровня развития ребенка и условием успешности в обучении является характер деятельности его со взрослым.

Одни дети способны только к совместным действиям, другие к осуществлению действий по подражанию, некоторым достаточно действий по образцу и лишь немногие поднимаются на уровень самостоятельных действий.

Одной из важнейших характеристик деятельности ребенка яв­ляется принятие и использование им помощи со стороны взросло­го. Мера этой помощи может быть разной: организующей, разъяс­няющей и обучающей. Организующая помощь свидетельствует о более высоких возможностях учащихся, когда бывает достаточно лишь мимического выражения на лице (неудовольствия, одобре­ния и др.), жеста (указ пальцем, покачивание головой и т.д.), инто­нации или речевого обращения типа «внимательнее», «думай» и т.д. Большинству детей с умеренной и тяжелой умственной отста­лостью требуется разъясняющая и обучающая помощь.

Участие ребенка в процессе учебной деятельности предполагает также наличие самоконтроля собственных действий и способность оценить результаты своей работы. Практическая работа с этими детьми показывает, что формирование у них навыка самоконтроля является одной из труднейших задач. Без указания взрослых дети не могут найти ошибку, не умеют сами проверить свои действия.

Указанные особенности не только характеризуют всю группу детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, но и могут лечь в основу дифференциальной психолого-педагогической диаг­ностики при разграничении этих детей и при определении содер­жания учебной работы с ними.

Исследования и наблюдения в процессе работы показали, что дети с умеренной умственной отсталостью могут поддерживать ситуативный контакт с взрослым, в ряде случаев идут на контакт самостоятельно и проявляют интерес к взаимодействию. В про­цессе взаимодействия способны принимать помощь разъясняюще­го и обучающего характера. Понимают обращенную к ним речь (простая инструкция). Перенос усвоенных способов действий воз­можен с помощью взрослого. В основном преобладают действия по подражанию и образцу. Самостоятельная деятельность возмож­на при условии усвоенных способов действий и организующей помощи. В процессе деятельности доступно сравнение своих дей­ствий с образцом. Отмечается эмоциональная реакция на успехи, неудачу, и понимание при этом и похвалы, и порицания.

Дети с тяжелой умственной отсталостью самостоятельно контакт не инициируют. Для них характерно пассивное подчинение, обнаруживаются трудности в понимании устного обращения, требуется наглядно-действенная инструкция с жестовым или ми­мическим уточнением. При выполнении заданий затруднено при­нятие помощи. Они не способны к переносу показанного способа действия на аналогичное задание. Основным способом усвоения нового являются совместные действия. Самостоятельные действия только на уровне отдельных операций. Отсутствует навык само­контроля и, как правило, дети безучастны к порицанию.

Следует отметить, что представленные характеристики двух групп детей являются подвижными. Каждый ребенок имеет свой темп, динамику развития, разные возможности в усвоении нового, и поэтому обучение должно быть индивидуально ориентированным. Стратегия и тактика коррекционно-педагогической работы вы­страиваются с учетом «личной ситуации» отдельно взятого ученика.

Чтобы помощь этим детям была эффективной, важно создать необходимые условия, среду, в которой будет осуществляться коррекционно-развивающая работа, направленная на достижение оп­ределенной социально-трудовой реабилитации и адаптации детей в условиях семьи, в коллективе сверстников и в обществе. Безусловно, возможности ребенка с тяжелой умственной отсталостью крайне ог­раничены. Тем не менее, при систематическом, целенаправленном, комплексном взаимодействии педагогов, психологов, врачей, родите­лей и наличии научно обоснованных программ воспитания и обуче­ния положительная динамика реальна. Понятно, что помощь должна начинаться как можно раньше, а это связано с ранней диагностикой как медицинской, так и психолого-педагогической. Причем важно не просто констатировать наличие у ребенка интеллектуального недораз­вития, но и установить степень, характер и структуру дефекта. Задачи медицинского обследования решают врачи. Психологи и педагоги-дефектологи должны определить образовательно-воспитательный «мар­шрут» ребенка и осуществлять его «сопровождение» в течение всего периода пребывания в специальном коррекционном учреждении.

Для этого надо знать актуальные и потенциальные психофизиче­ские возможности ребенка. Установление «стартового» уровня разви­тия позволит его регулировать и прицельно воздействовать на фор­мирование тех процессов, которые в этом в большей мере нуждают­ся, выбирать адекватные педагогические технологии, прослеживать динамику и становление формируемых функций. И в этом большое практическое значение психолого-педагогической диагностики.

Когда умственно отсталые дети достигают школьного возрас­та, требуется определить форму, содержание и методы их обуче­ния. Для этого необходимо прежде всего выявить степень зрелости ребенка, от которой зависит продуктивность всех видов его дея­тельности. Важно знать не только глубину и структуру дефекта, но и психосоматическое здоровье ребенка, его работоспособность, чтобы правильно дозировать объем индивидуальной нагрузки и обеспечить адекватный охранительный режим (чередование заня­тий с отдыхом, гигиенические условия, предупреждение эмоцио­нальных перегрузок и т.д.). Важным показателем готовности к школьному обучению является сформированность двигательной сферы (общая координация движений и умение управлять своим телом; тонкая моторика рук). Необходимо также установить бы­товой и социальный опыт ребенка (навыки самообслуживания; элементарные представления о себе, окружающих; умение всту­пать в общение со сверстниками, взрослыми; понимание ситуаций и адекватность поведения и т.д.). В ходе наблюдения за игровой и предметно-практической деятельностью следует проанализировать те предпосылки обучения, которые являются базой познаватель­ной деятельности детей (внимание, восприятие, представления). Особое внимание при этом нужно уделить состоянию речи (пони­мание обращенной речи; пассивный и активный словарный запас; звукопроизношение; наличие фразовой речи). Необходимо вы­явить сформированность эмоциональной сферы и способность к саморегуляции, являющиеся важнейшими показателями психоло­гической готовности ребенка к школьному обучению.

Чтобы получить все эти сведения о ребенке, целесообразно пользоваться следующими методами изучения: наблюдения в игровой, трудовой, учебной и др. видах деятельности; естествен­ный эксперимент (включение заданий диагностического характе­ра в структуру занятий); анализ продуктов деятельности. В ка­ждом конкретном случае выбирается тот или иной метод или их совокупность. Форма изучения может быть индивидуальной и групповой.

Пирамида из шести колец

Оборудование: две пирамиды с кольцами разной величины, разного цвета и конфигурации (в одной кольца круглые, в дру­гой - квадратной формы).

Процедура проведения: Что выявляется:
Перед ребенком ставится пи­рамида. - эмоциональная реакция (про­являет интерес, выраженное удо­вольствие, безразличие);
Кольца снимаются на глазах ребенка, после чего дается устная инструкция («Надеть колечки») или с показом. - понимание инструкции (начи­нает надевать кольца на стержень или бессмысленно перекладыва­ет их, бросает, сначала надевает колпачок и т.п.); - нет ли отказа от работы; - ручная умелость (как берет кольца, может ли надеть кольцо на стержень пирамиды, ловкость движений, нет ли тремора и т.д.); - способ собирания пирамиды (зрительное соотнесение, путем проб, наугад); - учитывает величину колец (понимание признака величины);
Если ребенок не учитывает признак величины при собира­нии пирамиды, ему оказывает­ся помощь: предлагают разло­жить на столе кольца от боль­шого к маленькому. Показать самое большое, самое малень­кое. Сделать выбор из двух близких по величине колец. - сравнение и дифференциация по одному признаку;
Ребенка просят показать крас­ное, синее, зеленое, желтое, белое кольцо. - различение цветов;
Затем просят сказать, какого цвета это кольцо (показывают­ся все кольца поочередно). - знание названий основных цветов;
Для того чтобы уточнить спо­собен ли ребенок осуществить перенос показанного способа действий на аналогичное зада­ние, ему предлагается другая пирамида. - влияние помощи, обучаемость; - способность найти и испра­вить ошибочные действия.

Найти такую же картинку

Оборудование: набор парных картинок с изображением знакомых детям предметов (из лото)

Процедура проведения: Что выявляется:
Перед ребенком раскладывают 4 знакомых изображения (мяч, собака, шапка, кружка). - проявление интереса, эмо­циональная реакция;
Ребенка просят показать по названию предмета его изо­бражение. Затем спрашивают: «Что это?» - понимание инструкции; - привлекается ли внимание и насколько оно стойко; - соотносит ли слово с изо­бражением и может ли диффе­ренцировать изображения;
Затем показывают парную кар­тинку (например, мяч) и про­сят дать такую же. - сформированность понятия тождества; - находит ли общее в одина­ковых изображениях на основе зрительного анализа; - процессы сравнения; - целенаправленность в работе;
Эту работу можно проводить на реальных предметах (иг­рушках). - понимание названия ис­пользуемых предметов (игру­шек) и словесного обозначения действий с ними.

Разрезные картинки

Оборудование: 4 картинки с изображением знакомых детям предметов, разрезанные на две, три и четыре части.

Процедура проведения: Что выявляется:
Перед ребенком кладут картин­ку, разрезанную на две части и спрашивают, что изображено. - проявление интереса, эмоцио­нальная реакция на сам факт об­следования;
- узнавание предметов, которые ребенок уже видел раньше;
Затем картинку «ломают» и кладут части отдельно в раз­ном положении на плоскости. Инструкция: «Сложи картин­ку», «Что должно получить­ся?» (это уже первая доза по­мощи, если ребенок не начи­нает работу). - понимание инструкции и цели задания; - умение оперировать образами, видеть целое на основе состав­ляющих частей; - сформированность наглядно-действенного и наглядно-образного мышления, комбина­торных способностей; - использование помощи (дос­таточно организующей или ну­жен показ, разъяснение, совмест­ное выполнение, постоянная стимуляция). - способ деятельности (нет ли нелепых попыток); - наличие и стойкость интереса; - волевые усилия (доводит ли до конца начатую работу); - эмоциональная реакция на результат (радуется, огорчается, злится и т.д.); - состояние мелкой моторики (захват картинки всеми пальца­ми, сменная или ловко тремя пальцами);
После этой картинки предла­гаются другие, разрезанные на три и четыре части по верти­кали и горизонтали, с которы­ми строится аналогичная ра­бота. - нет ли тех же ошибок, что и в работе с предыдущей картинкой.

ПЕРВАЯ НЕДЕЛЯ

Понедельник

Развитие речи

Тема. Знакомство детей с педагогом, друг с другом, классом.

Оборудование: картина «Классная комната», фотографии детей.

Содержание занятия Что выявляется
1. Учитель сообщает детям свое имя, отчество, фамилию. Затем просит каждого ребенка назвать свое имя, фамилию, возраст (по возможности). - понимание обращенной ре­чи; - сведения ребенка о себе;
2. Рассматривание классной ком­наты (стен, потолка, окон, дверей, классной доски, парт, стульев). 3. Беседа педагога с детьми о на­значении классной комнаты, ее частей и находящихся в ней предметов. - умение распределять и удерживать внимание; - представления об окру­жающих вещах;
4. Учитель вывешивает на доску картину «Классная комната». Рассматривание картины. Узна­вание и называние некоторых предметов, нарисованных на кар­тине. - объем внимания; - словарный запас; - умение соотносить слова-названия с изображением предметов.

Письмо

Тема. Формирование графо-моторных навыков.

Оборудование: плакаты с рисунками; листы бумаги с рисун­ками для каждого ученика, карандаши.

Содержание занятия Что выявляется
1. Учитель сообщает детям, что на уро­ке они будут учиться проводить каран­дашом линии в разных направлениях. Сначала дается задание поставить лок­ти рук на парту и сжимать кулачки и разжимать пальчики. Учитель просит показать правую-левую руку. Затем предлагается пальчиковая игра, (учитель читает стихотворение и одно­временно производит действия с паль­цами). Ход игры: В орехе одном, В орехе лесном Вчера поселился Ореховый гном. В ореховый домик Он скрылся от всех, Но ветку пригнули, Сорвали орех. И вот он плывет В лукошке своем. Качается дом, Кувыркается гном. Гадает, куда принесут, Съедят или впрок запасут. - понимание смысла задания; - различение правой-левой стороны; - мелкая моторика;
На первые 2 строчки кончики пальцев правой руки поочередно соединяются с большим пальцем. На вторые 2 строчки - тоже самое с пальцами левой руки. На пятую, шестую строчки - сжимаем кулачок на одной руке, ладонью второй руки обнимаем. На седьмую, восьмую - кулаки раз­жимаем, руки опускаем. На девятую, десятую - плавные дви­жения кистями рук перед собой. На одиннадцатую, двенадцатую - то же, что и на 1-4 строчки. - мелкая моторика; - переключаемость движения; - возможность подра­жания; - волевые усилия;
2. Следующий этап игры. На доске и на парте, у каждого ребенка круг. Учитель проговаривает первые 4 строчки и одновременно ставит точки карандашом в круге. Дети повторяют действия учителя. Учитель проговаривает пятую, шестую строчки, закрашивая на доске круг. Вслед за учителем тоже самое выпол­няют дети. На седьмую, восьмую строчку учитель, а затем дети проводят вертикальные линии сверху вниз. На девятую строчку нужно провести посередине дорожки линию слева напра­во, не отрывая карандаш. На десятую нужно провести посереди­не дорожки линию слева направо, не отрывая карандаш. - понимание смысла задания; - способность действо­вать по образцу; - зрительно-моторная координация; - навык держания ка­рандаша; - волевые усилия;

Подвижная игра

Тема. Развитие движений и ориентировки в пространстве.

Оборудование: деревянные палочки.

Содержание занятия Что выявляется
1. Ритмическая игра в кругу. Дети, взявшись за руки, делают круг. Учитель произносит стихотворение, сопровождает его движениями. Дети подражают учителю. Наши, наши ножки Шагали по дорожке. Наши, наши ножки Бежали по дорожке. Скакали через кочки, Скакали через кочки. Прибежали на лужок, Потеряли сапожок. Потеряли, потеряли, Потеряли сапожок. - понимание стихотворной речи и смысла задания; - желание играть вместе; - способность подражать; - волевые усилия; - интерес, эмоциональные реакции;
На первые 2 строчки - делают четкие шаги по кругу на каждое слово. - сформированность основных движений; - переключаемость движений;
На вторые 2 строчки - бег на мысочках, но не быстро. На третьи 2 строчки - прыжки на месте. На последние 3 строчки - стоя на месте, повернувшись в круг, поочередно ставят на пятку пра­вую и левую ноги. На последнюю строчку - руки на пояс, топают на месте. Повторить все движения еще раз в другую сторону. - координация движений; - устойчивость внимания;
2. Ритмические упражнения с де­ревянными палочками (выполня­ется сидя на стульчиках в кругу). У учителя и детей в каждой руке по деревянной палочке. Дети по­вторяют за учителем ритмы: один удар (короткий); два удара (короткий - длинный); три удара (длинный, короткий, короткий); три равномерных удара и т.д. - понимание задания; - умение распределять мы­шечную силу; - произвольность движений; - слуховое восприятие; - особенности аналитико-синтетической деятельности; - слуховая память;
3. Игра «Угадай». Учитель просит детей поднять руки вверх, опустить вниз, впе­ред, назад, направо, налево. Затем учитель объясняет игру. - знание названий простран­ственных направлений;
Вариант 1. В середине комнаты стоит уче­ник с закрытыми глазами. Учи­тель называет его имя. Необхо­димо показать направление, отку­да доносился голос. Назвать его. Вариант 2. В середине комнаты стоят не­сколько детей с закрытыми гла­зами. Учитель звенит колоколь­чиком. Дети должны показать и назвать по очереди, откуда доно­сился звук. 4. Практическая работа. На доске вывешиваются две кар­тины: на одной игровая комната, дети играют с игрушками; на дру­гой детей нет, только игрушки. Инструкция: Посмотрите на кар­тинку. Где ты хочешь играть? - понимание смысла задания; - умение ориентироваться в пространстве; - слуховое восприятие; - желание и готовность детей к совместным действиям.

Вторник

Счет

Тема. Геометрические фигуры.

Оборудование: коробки, карточки с изображением геометри­ческих фигур соответствующей формы различных предметов, полоски бумаги с изображенными контурами фигур, шаблоны-формы, «чудесный мешочек» с набором предметов.

Содержание занятия Что выявляется
1. Пальчиковая игра. Раз, два, три, четыре, пять, Будем пальчики считать! Крепкие, дружные, Все такие нужные. На другой руке опять: Раз, два, три, четыре, пять! Пальчики быстрые, Хотя не очень... чистые. На первую строчку - по очереди загибаем пальчики на правой руке. На следующие четыре строчки - ритмично сжимать и разжимать ку­лачки. На шестую строчку - загибать по­очередно пальцы на левой руке. На последние строчки - помахать пальчиками обеих рук. - понимание задания и способность выполнить действия по подражанию;
2. Учитель предлагает детям разло­жить карточки в соответствующие три коробки. Затем детей просят показать круг, квадрат, треугольник. - способность зрительно воспринять и соотнести форму; - знание формы; - умение выделить форму по названию;
3. После этого необходимо разло­жить карточки с изображением предметов (шарик, пирамида, виш­ня, книга, пуговицы круглая и квад­ратная, коробка, башня и др.) в ко­робки, где лежат фигуры соответст­вующей формы. - умение найти изображе­ния, сходные по форме с образцом;
4. Игра «Отгадай». Учитель на спине детей (поочеред­но) обводит одну из фигур. Следует соотнести воспринятое с лежащими на парте изображениями формы, по возможности назвать форму. - тактильные ощущения; - возможности наглядно-образного мышления;
5. Игра «Чудесный мешочек». Дети должны на ощупь соотнести предмет (в мешочке находятся пи­рамидка, конус, кубик, шарик, коле­со и др.) с изображением соответст­вующих фигур - тактильные ощущения; - умение соотнести объ­емную форму с плоскост­ной;
6. Обведение шаблонов форм паль­цем, карандашом на бумаге. -зрительно-моторная ко­ординация;
7. Раскрашивание. - навык держания каран­даша.

Конструирование

Тема. Конструирование из геометрических форм.

Оборудование: геометрические формы: круг, квадрат, тре­угольник, разрезанные на две части; шаблоны форм; полоски бу­маги с нарисованными узорами.

Экскурсия по школе Тема. Знакомство детей со школой.

Содержание занятия Что выявляется
1. Экскурсия по зданию школы. Учитель знакомит детей с помещениями: классными комнатами, столо­вой, туалетными комнатами, спор­тивным залом, мастерскими. 2. Дети изучают путь от их класса в гардероб, столовую, туалетные ком­наты и т.п.- - наблюдательность; - ориентировка в про­странстве; - способность к запоми­нанию, организованность
Содержание занятия Что выявляется
1. Учитель вывешивает на доску квадрат. 2. Дети находят у себя на парте квад­рат, называют его. То же самое с кру­гом и треугольником. - знание названия гео­метрических фигур; - установление тождест­ва;
3. Детям раздаются полоски, на кото­рых изображен узор из контуров фи­гур. Необходимо наложить фигуры на контур. - понимание инструкции; - умение сличать контур и плоскостную фигуру; - возможность целена­правленной деятельности;
4. Затем необходимо поочередно сложить разрезанные на две части фигуры - комбинаторные спо­собности мышления; - состояние мелкой мо­торики; - волевые усилия.

Среда

Чтение

Тема. Школьные помещения.

Оборудование: картинки с изображением помещений школы.

Содержание занятия Что выявляется
1. Учитель вывешивает на доску по­очередно картинки, на которых изо­бражены помещения школы: столо­вая, туалетная комната, класс, гарде­роб, и спрашивает об их назначении. - способность воспроиз­ведения усвоенного;
2. Учитель предъявляет детям два ти­па заданий: Отобрать картинки по их назначению: «Где едят?», «Где одеваются - раз­деваются?» и т.д. Обозначить картинки: «Гардероб», «Класс», «Столовая» и т.д. -особенности протекания аналитико-синтетической деятельности; - способность делать простейшие обобщения; - речевые возможности (понимание речи, наличие фразы, словарь);
3. Игра: «Подбери, что подходит?» Учитель вывешивает на доску карти­ну, где изображено то или иное по­мещение школы. На партах у детей карточки. Необхо­димо подобрать соответствующие картинки (к классу - парты, класс­ную доску, счеты; к туалету - уни­таз, раковину и т.д.). - способность устанавли­вать смысловые связи в за­висимости в наглядной си­туации, делать обобщения;
4. Практическая работа 1. Дети пробуют самостоятельно пройти от класса в различные помещения школы. 2. Детям предлагается выбрать из числа детей, с кем они хотели вместе пройти по школе. - умение быть адекват­ным ситуации; - умение переносить и использовать знания в знакомой ситуации; - симпатии детей и желание общаться.

Счет

Тема. Цвет.

Оборудование: демонстрационный материал педагога (квадра­ты, треугольники красного, желтого, синего цвета), индивидуаль­ные конверты с набором квадратов и треугольников такого же цвета.

Содержание занятия Что выявляется
1. Учитель вывешивает на доску квадрат красного цвета и просит де­тей показать такой же. - понимание инструкции;
Затем вывешивается квадрат желтого цвета. Дети находят такой же. То же самое повторяется с квадратом синего цвета. Квадраты выкладываются в ряд. По­сле этого дети сами называют цвета квадратов. Учитель называет цвет, дети должны показать соответствующий цвет. - способность зрительно воспринимать и соотно­сить цвета; - состояние моторики; - умение различать цве­та; - умение выделять цвет по названию; - знание цвета;
2. Игра «Строим дом». Дети достают из конвертов треуголь­ники трех цветов. Необходимо по­добрать к домику такого же цвета крышу и приставить ее, следуя дейст­виям педагога. Сосчитать дома. - интерес; - умение действовать по инструкции, выделяя за­данный цвет;
3. Игра «Сильный ветер». Подул сильный ветер и перепутал крыши домов. Дети закрывают глаза, педагог меняет местами крыши-треугольники. От­крыв глаза, учащиеся должны найти ошибку и устранить ее (при необхо­димости оказывается помощь.) - способность простран­ственного восприятия; - возможности счета;

Аппликация

Тема. «Собирание бус».

Оборудование: коробки с кругами-шаблонами трех цветов (крас­ного, желтого, синего) для каждого ребенка; карточки с изображе­нием контуров бус и три коробки красного, желтого и синего цвета.

Содержание занятия Что выявляется
1.На столах у детей три цветных кру­га-шаблона (красный, желтый, синий). Учитель вывешивает на доску пооче­редно красный, желтый, синий круги. Дети должны показать такой же и на­звать цвет. Каждому ребенку предлагается ко­робка, в которой смешаны круги-шаб­лоны трех цветов и три коробки ана­логичных цветов. - способности зрительно воспринимать цвета; - знание названий цветов; - понимание задания; - возможность целена­правленной деятельности; - волевые усилия; - умение принять по­мощь взрослого
2. Каждому ребенку предлагаются три карточки с готовыми рисунками бус-контуров. Необходимо выбрать цвет и выложить круги-шаблоны в заданном направлении. Сосчитать бусины - наблюдательность; - способность распреде­лять внимание; - знание цвета и умение назвать его.

Четверг

Развитие речи

Тема. Учебные вещи, назначение и обращение с ними.

Оборудование: картинки с изображением учебных вещей

Содержание занятия Что выявляется
1.Беседа учителя о назначении учебных вещей (ранец, рюкзак), руч­ка, тетрадь, карандаш, книга и т.п.). Предъявляется реальный предмет. - способность слушать и понимать речь учителя;
2. Учитель просит отобрать из набо­ра картинок с изображением раз­личных предметов только те, кото­рые необходимы для школы («учеб­ные вещи»). Дети должны разложить круги в коробки по цвету. - знание назначения пред­метов; - способности устанавли­вать сходство, тождество изображения на картинке с реальным предметом на ос­нове зрительного анализа; - способность соотносить одинаковые цвета; - дифференциация цвета;
3. Найти и назвать предметы в классе, одежду детей, учителя по заданному цвету. - сосредоточенность в процессе восприятия;
4. Дидактическая игра «Четвертый лишний». Учитель на доске вывешивает четы­ре картинки (на трех из них изобра­жены учебные вещи). Дети должны выделить лишнюю и определить почему - целенаправленность дея­тельности; - аналитико-синтетическая деятельность; - способность исключать предмет, не имеющий общие для остальных признаков; - умение делать обобщение; - логическая обоснован­ность принципа действия.

Письмо. Подготовка к письму

Тема. Формирование навыков письма.

Оборудование: цветные полоски (из плотной бумаги, карто­на); трафареты геометрических фигур; карандаши.

Содержание занятия Что выявляется
1. Пальчиковая гимнастика: Идут четыре брата. Навстречу им старшой. - Здорово, Большак! -Здорово, Васька-указка, Мишка-середка, Гришка-сиротка и крошка-Тимошка. На первую строчку - большой палец со­гнут на ладони, на вторую строчку - большой палец противопоставлен осталь­ным четырем, на третью и четвертую строчку - кончики большого пальца и остальных четырех пальцев соединяются вместе. На пятую строчку соединяются кончики большого пальца и указательно­го. На шестую строчку соединяются кон­чики большого пальца и среднего. На седьмую строчку соединяются кончики большого пальца и безымянного. На вось­мую строчку соединяются кончики боль­шого пальца и мизинца. - способность дейст­вий по подражанию и образцу;
2. Работа с цветными полосками. Учитель располагает в определенной по­следовательности цветные полоски. Дети на парте выкладывают полоски в той же последовательности. При необходимости оказывается помощь. (все полоски одного цвета) -сформированность предметно- манипулятивных действий; - умение работать по об­разцу; - темп и последователь­ность действий; - интерес; - наличие положительной эмоциональной реакции; - моторные умения; - пространственное вос­приятие; - возможности счета.
3. Обводка по трафарету квадрата и пря­моугольника. Штриховка в заданных на­правлениях - графомоторные навыки.

Самообслуживание

Забрамная С.Д. Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей: пособие для психол.-мед.-пед. комис. - М. : Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2005. - 32 с. (Коррекционная педагогика)

пособии представлен практический материал для психолого-педагогического обследования детей с целью определения их возможностей в обучении и установлении вида образовательного учреждения. Пособие предназначено специалистам психолого-медико-педагогических комиссий и консультаций, может быть использовано при подготовке студентов дефектологических факультетов педагогических учебных заведений.

ПРЕДИСЛОВИЕ

В России функционирует дифференцированная сеть дошкольных и школьных учреждений для детей с теми или иными отклонениями в развитии. Очень важно вовремя выявить детей, нуждающихся в помощи, которую им могут оказать в соответствующих учреждениях. С этой целью дети, психика и поведение которых имеют отклонения от принятых для данного возраста норм, направляются в психолого-медико-педагогическую комиссию (ПМПК). Именно ПМПК решает вопрос о виде специального (коррекционного) учреждения, где должен обучаться и воспитываться ребенок. В ходе всестороннего и комплексного психолого-медико-педагогического обследования устанавливается тип нарушения, а также индивидуальные особенности психофизического развития ребенка, его возможности в обучении. Для окончательного решения важно выявить сформирован-ность навыков обучения; общую осведомленность и социально-бытовую ориентировку; знания и представления об окружающем; сформированность произвольной деятельности; состояние когнитивных функций, эмоционально-волевой, двигательной сферы (особенно мелкой моторики рук); адекватность поведения. Эти сведения одинаково важны как для психолога, так и для дефектолога при определении формы обучения и разработке содержания индивидуальных программ коррекционного развития ребенка.

В помощь тем, кто проводит психолого-педагогическое обследование детей, предлагается материал, который позволит дополнить имеющиеся о ребенке данные. Пособие не следует рассматривать как руководство по дифференциальной психодиагностике. Авторы не ставили задачу создать новые технологии психологического обследования. Среди приведенных в пособии материалов, наряду с авторскими, имеются достаточно известные психологические методики, а также заимствованные из ряда литературных источников, модернизированные и апробированные авторами на большом количестве детей.

Пособие состоит из двух частей и приложения.

В первой части даются общие указания к проведению психолого-педагогического обследования.

Во второй части и приложении представлен практический материал и методика его использования в процессе психолого-педагогического обследования.

Приложение включает 115 таблиц, которые помогут выявить особенности основных психических процессов и личности в целом. Кроме того, они дают возможность определить и состояние знаний, полученных в школе, детском саду.

Данное пособие может оказать существенную помощь членам психолого-медико-педагогических комиссий и консультаций, а также учителям и воспитателям специальных (коррекционных) учреждений для детей с отклонениями в развитии.

Его могут использовать и психологи при проведении дифференциальной диагностики.

ЧАСТЬ I. ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМУ ОБСЛЕДОВАНИЮ

При обследовании детей в условиях психолого-медико-педагогических комиссий (ПМПК) необходимо вначале тщательно ознакомиться с соответствующей медицинской и педагогической документацией. К ней относятся данные врачей-специалистов о физическом и психическом здоровье ребенка; состоянии его анализаторов; типе нервной системы, особенностях поведения; характеристика из школы или детского сада (навыки общения ребенка со сверстниками, взрослыми и т. д.); продукты деятельности самого ребенка (школьные тетради, рисунки, поделки и т. п.).

Анализ полученных данных позволяет проводить обследование ребенка с учетом его индивидуальных возможностей и особенностей. Так, например, детей с выраженным отставанием в развитии и малоконтактных целесообразно обследовать с помощью игрового материала. Этот же материал следует широко привлекать и при обследовании детей с нарушениями речи и слуха дошкольного возраста. Важно, чтобы предлагаемые задания были восприняты и выполнены ими без значительного участия речи и возможного напряжения.

Школьникам, которые отрицательно относятся к отдельным учебным предметам из-за постоянной неуспеваемости, целесообразно предлагать задания в занимательной, игровой форме. При обследовании детей с повышенной истощаемостью необходимо использовать те задания, с помощью которых интересующие исследователя особенности психики могут быть раскрыты в максимально короткие сроки.

Непосредственное изучение ребенка начинается с момента, когда он входит в комнату, где происходит обследование. Его реакция на новую обстановку (интерес, безразличие, страх и т. д.), желание или нежелание вступить в контакт, адекватность поведения и т. п. подлежат анализу при составлении заключения членами психолого-медико-педагогической комиссии.

Одним из наиболее действенных средств снятия вызванного непривычной обстановкой напряжения является свободная игра. Во время такой игры с ребенком налаживаются необходимые для дальнейшей работы контакты. Одновременно члены комиссии получают первые представления об особенностях его психики, поведения, моторики. Важно проследить характер эмоциональной реакции на предложенные ребенку игрушки, учитывая при этом возраст испытуемого. Одни дети проявляют при виде игрушек бурную радость, другие ведут себя более сдержанно. Некоторые дети сразу же начинают заниматься с понравившимися им игрушками. Другие ограничиваются тем, что беспорядочно перебирают их, перекладывая с места на место.

Необходимо выяснить, стоек ли интерес ребенка к игрушкам и разумны ли производимые с ними действия. Следует также учесть, сопровождает ли ребенок игру речью, обращается ли к взрослым с вопросами.

Для установления контакта с ребенком и возможности для него освоиться весьма продуктивна изобразительная деятельность. Процесс рисования протекает более естественно в том случае, если обследующие делают вид, что заняты каким-то своим делом. Ребенку надо дать возможность почувствовать, что он находится как бы наедине с самим собой. Беседу с ребенком нужно начать лишь после того, как он успокоится или сам начнет задавать вопросы. Начав беседу, можно спросить, что он рисует в данный момент, какого цвета карандашами при этом пользуется и т. п. Следует отметить, может ли ребенок рисовать на самостоятельно выбранную тему и является ли стойким интерес к начатой деятельности. Специальные исследования показывают, что анализ рисунка ребенка может дать ценный дополнительный материал как при установлении его интеллектуальных возможностей, так и при дифференциальной диагностике некоторых состояний личности (своеобразие рисунков при эпилепсии, шизофрении и т. д.). Исследователи отмечают разный характер рисунков в зависимости от степени интеллектуального снижения у ребенка. Так, например, было установлено, что дети с легкой степенью умственной отсталости в состоянии рисовать на самостоятельно выбранные темы, но у них часто имеют место неадекватные отклонения в процессе рисования от первоначально выбранной изобразительной задачи и дополнения рисунка не относящимися к нему объектами. В рисунках этой категории умственно отсталых детей отмечаются нарушения логики изображения. Иногда во время выполнения рисунка эти дети пользуются карандашами разных цветов. В других случаях весь рисунок логически неоправданно делается карандашом одного цвета. Эти дети относятся к своим рисункам более критично, чем те, у которых отмечена умственная отсталость более выраженной степени. Во время занятий изобразительной деятельностью дети с легкой степенью умственной отсталости могут испытывать положительные эмоции.

Дети с тяжелой степенью умственной отсталости рисуют на весьма ограниченный круг тем. Выбранная ими тематика в существенной мере обусловлена тем, что они рисовали до этого. Дети отвлекаются во время рисования. Изображенные ими объекты не связаны друг с другом логически. При выполнении рисунка ими используется один или два цвета. Умственно отсталые этой группы мало критичны к результатам своей деятельности.

Эти дети не могут выполнить предметных изображений. Во время рисования они переключают свое внимание на посторонние предметы, забывают инструкцию. Как правило, они используют карандаш первого попавшегося цвета.

Средством снятия напряжения и установления контакта может служить еще и беседа с ребенком. Следует помнить, что во время беседы можно получить ряд ценных сведений относительно причин отклонений в развитии и поведении обследуемого. Поэтому беседа должна носить продуманный, целенаправленный характер. Во время беседы рекомендуется выявить: а) точность представлений ребенка о самом себе, своей семье, ближайших родственниках, друзьях (фамилия, имя, отчество, возраст) и способность дифференцировать понятия «семья», «соседи», «родственники» и т. д.; б) характер представлений о времени (умение определять его по часам, понимание соотношения мер времени и др.), способность различать времена года по их основным признакам (дождь, снег, ветер и т.д.), о явлениях природы (гроза, ураган и т. п.); в) способность ориентироваться в пространстве (практическое овладение понятиями «дальше», «ближе», «справа», «слева», «вверху», «внизу»); г) запас сведений об окружающем (сведений о своей стране, выдающихся событиях, известных людях).

Порядок, в котором ребенку задаются вопросы, может быть произвольным. Сами вопросы, их последовательность зависят от возраста и индивидуальных особенностей ребенка.

Забрамная София Давыдовна - профессор кафедры олигофренопедагогики Московского Педагогического Государственного Университета.

Свою педагогическую деятельность начала в 1954г. учителем русского языка и литературы в школе. После защиты кандидатской диссертации стала активно заниматься вопросами изучения, обучения и воспитания детей с проблемами в развитии, проблемами дифференциальной психолого-педагогической диагностики. Выезжала с лекциями в различные регионы России (более 45 городов).

Неоднократно выступала с докладами на Международных конференциях за рубежом и в России; на научных сессиях, педагогических чтениях, педагогических марафонах. Руководит экспериментальными площадками в образовательных учреждениях. Оказывает консультативную помощь родителям. Проводит непосредственную психолого-педагогическую работу с детьми. Автор более 140 работ научного, методического и учебного характера, посвященных разным аспектам дошкольного, школьного и вузовского образования. Многие работы переведены в Германии, Венгрии, Монголии, Болгарии, Кубе; Экспонировались на ВДНХ, занимали призовые места на конкурсах научных работ.

Под руководством Софии Давыдовны защищено 18 диссертаций за успехи в учебно-воспитательской, методической деятельности награждена значком «Отличник народного просвещения», «Отличник просвещения СССР», медалью «Ветеран труда», орденом «За вклад в Просвещение», а также грамотами МПСССР, Государственного комитета СССР по народному образованию.

Книги (7)

Практический материал

Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей.

В пособии представлен практический материал для психолого-педагогического обследования детей с целью определения их возможностей в обучении и установлении вида образовательного учреждения.

Методические рекомендации к пособию

Данное методическое пособие полностью соотносится с практическими материалами для проведения ПМПк авторов С.Д. Забрамной, О.В. Боровика.

Содержит подробное описания применения 115-ти таблиц для определения умственного развития детей дошкольного и младшего школьного возраста, опубликованных в практическом пособии.

Дидактический материал для занятий с детьми, испытывающими трудности в усвоении математики и чтения. 1 класс

Пособие содержит материалы, которые могут быть применены как дополнительные при изучении математики и русского языка (раздел чтение), с учащимися первых классов средних общеобразовательных школ, так и учащимися различных видов специальных (коррекционных) образовательных учреждений.

Материалами сборника могут воспользоваться родители для оказания своевременной помощи детям, испытывающим трудности в обучении.

Отбор умственно отсталых детей в специальные учреждения

Вопросы, связанные с изучением умственной отсталости, относятся к числу наиболее важных в дефектологии.

Занимаются ими не только олигофренопедагоги, но и специалисты смежных наук: психологи, невропатологи, психиатры, эмбриологи, генетики и др. Внимание к проблемам умственной отсталости вызвано тем, что количество людей с этим видом аномалий не уменьшается. Об этом свидетельствуют статистические данные по всем странам мира. Это обстоятельство делает первостепенным вопрос о создании условий для максимальной коррекции дефектов развития умственно отсталых детей.

Психолого-педагогическая диагностика

Учебное пособие «Психолого-педагогическая диагностика» адресовано студентам факультетов специальной психологии и коррекционной педагогики (дефектологических факультетов) педагогических вузов. Основная цель издания — ознакомить студентов с теоретическими основами психодиагностики нарушений развития детей и показать различные подходы и пути изучения детей с разными отклонениями в развитии.

Учебное пособие содержит фактический материал, отражающий особенности психодиагностической процедуры обследования детей с ограниченными возможностями развития, а также характеристику методов и методик психолого-педагогической диагностики.

  • Забрамная С.Д., Боровик О.В. От диагностики к развитию (Документ)
  • Наглядный материал для обследования детей (Документ)
  • Образцов П.И. Методы и методология психолого-педагогического исследования (Документ)
  • Загвязинский В.И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования (Документ)
  • Стребелева Е.А. (ред) Дети-сироты: консультирование и диагностика развития (Документ)
  • Материал для обследования и формирования фонетического строя речи (Документ)
  • Забрамная С.Д., Левченко И.Ю. Психолого-педагогическая диагностика нарушений развития (курс лекций) (Документ)
  • Образцов П.И. Методология и методы психолого-педагогического исследования Курс лекций (Документ)
  • Зеер Э.Ф., Павлова А.М., Садовникова Н.О. Основы профориентологии (Документ)
  • Картотека проведения прогулок для детей старшего дошкольного возраста (Документ)
  • Методика проведения инструментального обследования при энергоаудите (Документ)
  • n1.doc

    Забрамная С.Д. Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей: пособие для психол.-мед.-пед. комис. - М. : Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2005. - 32 с. (Коррекционная педагогика)

    Одним из наиболее действенных средств снятия вызванного непривычной обстановкой напряжения является свободная игра. Во время такой игры с ребенком налаживаются необходимые для дальнейшей работы контакты. Одновременно члены комиссии получают первые представления об особенностях его психики, поведения, моторики. Важно проследить характер эмоциональной реакции на предложенные ребенку игрушки, учитывая при этом возраст испытуемого. Одни дети проявляют при виде игрушек бурную радость, другие ведут себя более сдержанно. Некоторые дети сразу же начинают заниматься с понравившимися им игрушками. Другие ограничиваются тем, что беспорядочно перебирают их, перекладывая с места на место.

    Необходимо выяснить, стоек ли интерес ребенка к игрушкам и разумны ли производимые с ними действия. Следует также учесть, сопровождает ли ребенок игру речью, обращается ли к взрослым с вопросами.

    Для установления контакта с ребенком и возможности для него освоиться весьма продуктивна изобразительная деятельность. Процесс рисования протекает более естественно в том случае, если обследующие делают вид, что заняты каким-то своим делом. Ребенку надо дать возможность почувствовать, что он находится как бы наедине с самим собой. Беседу с ребенком нужно начать лишь после того, как он успокоится или сам начнет задавать вопросы. Начав беседу, можно спросить, что он рисует в данный момент, какого цвета карандашами при этом пользуется и т. п. Следует отметить, может ли ребенок рисовать на самостоятельно выбранную тему и является ли стойким интерес к начатой деятельности. Специальные исследования показывают, что анализ рисунка ребенка может дать ценный дополнительный материал как при установлении его интеллектуальных возможностей, так и при дифференциальной диагностике некоторых состояний личности (своеобразие рисунков при эпилепсии, шизофрении и т. д.). Исследователи отмечают разный характер рисунков в зависимости от степени интеллектуального снижения у ребенка. Так, например, было установлено, что дети с легкой степенью умственной отсталости в состоянии рисовать на самостоятельно выбранные темы, но у них часто имеют место неадекватные отклонения в процессе рисования от первоначально выбранной изобразительной задачи и дополнения рисунка не относящимися к нему объектами. В рисунках этой категории умственно отсталых детей отмечаются нарушения логики изображения. Иногда во время выполнения рисунка эти дети пользуются карандашами разных цветов. В других случаях весь рисунок логически неоправданно делается карандашом одного цвета. Эти дети относятся к своим рисункам более критично, чем те, у которых отмечена умственная отсталость более выраженной степени. Во время занятий изобразительной деятельностью дети с легкой степенью умственной отсталости могут испытывать положительные эмоции.

    Дети с тяжелой степенью умственной отсталости рисуют на весьма ограниченный круг тем. Выбранная ими тематика в существенной мере обусловлена тем, что они рисовали до этого. Дети отвлекаются во время рисования. Изображенные ими объекты не связаны друг с другом логически. При выполнении рисунка ими используется один или два цвета. Умственно отсталые этой группы мало критичны к результатам своей деятельности.

    Эти дети не могут выполнить предметных изображений. Во время рисования они переключают свое внимание на посторонние предметы, забывают инструкцию. Как правило, они используют карандаш первого попавшегося цвета.

    Средством снятия напряжения и установления контакта может служить еще и беседа с ребенком. Следует помнить, что во время беседы можно получить ряд ценных сведений относительно причин отклонений в развитии и поведении обследуемого. Поэтому беседа должна носить продуманный, целенаправленный характер. Во время беседы рекомендуется выявить: а) точность представлений ребенка о самом себе, своей семье, ближайших родственниках, друзьях (фамилия, имя, отчество, возраст) и способность дифференцировать понятия «семья», «соседи», «родственники» и т. д.; б) характер представлений о времени (умение определять его по часам, понимание соотношения мер времени и др.), способность различать времена года по их основным признакам (дождь, снег, ветер и т.д.), о явлениях природы (гроза, ураган и т. п.); в) способность ориентироваться в пространстве (практическое овладение понятиями «дальше», «ближе», «справа», «слева», «вверху», «внизу»); г) запас сведений об окружающем (сведений о своей стране, выдающихся событиях, известных людях).

    Порядок, в котором ребенку задаются вопросы, может быть произвольным. Сами вопросы, их последовательность зависят от возраста и индивидуальных особенностей ребенка.

    В ряде случаев (при нарушении слуха, речи) устные вопросы могут быть заменены картиной, которая позволить выявить те же сведения. Например, картина с изображением нелепых ситуаций вызывает у детей смех, непроизвольное высказывание по поводу нелепости изображенного, что уже является показателем понимания увиденного ими.

    После установления с обследуемым ребенком необходимого контакта при помощи названных выше средств (свободная игра, изобразительная деятельность, беседа) можно приступить к исследованию особенностей его восприятия, памяти, внимания, мыслительной деятельности, речи воображения, моторики, эмоционально-волевой сферы, личности в целом и состояния школьных знаний. Все это можно выявить, используя различное диагностическое оборудование (игрушки, таблицы), и психологические методики. В процессе проведения исследования следует обращать внимание на ряд следующих моментов.

    Понимание инструкции и цели задания. Перед предъявлением ребенку любого задания дается та или иная инструкция. Всякий раз важно установить, воспринимает ли ребенок инструкцию и делает ли попытки ее понять. Интеллектуально сохранные дети внимательно вслушиваются в инструкцию и в случае непонимания просят ее повторить. Дети умственно отсталые, а также дети с нарушениями внимания или просто недостаточно работоспособные не фиксируют на инструкции должного внимания и, не дослушав ее до конца, принимаются выполнять задание наугад.

    Важно выявить, какого типа инструкция понятна детям: речевая; речевая, сопровождаемая наглядным показом; безречевая.

    Дети с нормальным интеллектом и сохранным слухом выполняют доступные их возрасту задания по устной инструкции. В ряде случаев им бывает достаточно наглядного предъявления задания без всяких устных указаний. Приведем пример. Ребенку показывают картинку с вложенными в нее вкладышами (см. табл. 26, 27), затем вынимают вкладыши и кладут их перед ребенком рядом с картинкой. Обычно дети понимают, что необходимо вставить вкладыши на соответствующее место. В другом случае перед ребенком кладут картинку (см. табл. 43, 44), на которой изображено несколько нелепых ситуаций. Интеллектуально сохранный ребенок обычно понимает, что нужно назвать изображенные нелепости. Умственно отсталым детям обычно нужно давать инструкции и задавать наводящие вопросы. В первом случае: «Положи на место», а во втором - «Что неверно нарисовано?». Дети со значительным снижением интеллекта начинают понимать инструкции только после того, как взрослый покажет, как надо выполнять задание. Важно установить, в состоянии ли ребенок удерживать в памяти предложенную ему инструкцию. Дети умственно отсталые часто не запоминают инструкцию и потому не могут закончить начатую работу. Это же можно сказать и о детях с нарушенной работоспособностью, недостатками памяти и внимания.

    Характер деятельности при выполнении заданий. Во всех случаях важно установить, выполняет ли ребенок предложенное ему задание с интересом или формально. Кроме того, надо обратить внимание на степень стойкости возникшего интереса.

    Важно выяснить, насколько продуманно выполняется предложенная ребенку работа. Наилучших результатов достигают целенаправленно работающие дети. Недостатки же могут выражаться в бессистемности, хаотичности всей деятельности или «соскальзывании» с правильно начатого решения. Такие недостатки встречаются и у интеллектуально сохранных детей, а также у детей с задержкой психофизического развития. Однако у умственно отсталых эти проявления встречаются гораздо чаще и они более выражены.

    Необходимо обращать внимание на то, какими способами ребенок решает предложенные ему задачи. Дети с нормальным интеллектом стараются найти оригинальные и экономные способы действия. Умственно отсталые обычно действуют шаблонно или даже неподходящим, неадекватным образом.

    Важно выяснить, насколько сосредоточенно работает ребенок и какова его работоспособность. Одни дети все время внимательны, другие постоянно отвлекаются и быстро истощаются. Во втором случае нужно определить, что больше влияет на характер деятельности: неумение сосредоточиться или быстрая истощаемость.

    Следует также установить, умеет ли ребенок в случае необходимости пользоваться предложенной ему помощью. Чем выраженнее эта способность, тем выше обучаемость ребенка. Степень и характер помощи могут быть весьма различны. Приведем пример. Ребенку зачитывают текст и просят передать своими словами его смысл. Иногда требуется повторное прочтение, в других случаях необходимо задать уточняющие вопросы, предъявить картинку и т. д.

    Интеллектуально сохранные дети воспринимают помощь и оказываются в состоянии использовать показанный им способ действия при выполнении аналогичных заданий. Умственно отсталые нуждаются в значительно большей помощи. Однако она не дает сколько-нибудь ощутимого эффекта. Это дети с низкой обучаемостью.

    Важным качеством деятельности является способность ребенка осуществлять контроль на каждом этапе выполнения задания, а также волевые усилия, которые требуются от него при решении поставленной задачи.

    Реакция ребенка на результаты работы. Как правило, дети с нормальным интеллектом способны дать оценку проделанной ими работе. Они радуются своим успехам и огорчаются по поводу неудач.

    Некоторые дети с трудностями поведения делают вид, что их не волнует отсутствие необходимых достижений.

    Умственно отсталые дети не всегда в состоянии правильно оценить результаты своей работы. Однако они не безразличны к оценке их деятельности со стороны окружающих.

    При тяжелой форме умственной отсталости дети не могут оценить свою работу и безразличны к мнению о ней окружающих.

    Общая эмоциональная реакция на факт обследования. Умственно полноценные дети обнаруживают во время обследования известную стеснительность и настороженность.

    Безразличное отношение к факту обследования, а иногда и фамильярное отношение к членам комиссии чаще всего встречается у умственно отсталых детей.

    Некоторые дети проявляют повышенную эйфорию (чрезмерная необоснованная веселость). Подобное поведение может быть симптомом психического заболевания и должно настораживать. Такие дети должны стать объектом особого внимания со стороны психиатра.

    Во всех случаях необходимо позаботиться о создании спокойной обстановки. Обследующие ребенка члены ПМПК должны беседовать с ним в доброжелательном, ровном тоне, чтобы ребенок с самого начала почувствовал себя уверенно. Начинать надо с заданий легких, которые заведомо посильны ребенку. Только после того, как он сумел выполнить задание, можно начать предлагать задания более сложные, соответствующие его возрасту. Это условие желательно соблюдать в процессе всего обследования. Как только ребенок не может решить поставленную задачу и начинает переживать, волноваться, должна быть предложена более легкая задача, после чего следует вновь возвратиться к нерешенной. Необходимо поощрять ребенка в процессе работы.

    Важным методическим принципом психолого-педагогического обследования является чередование заданий вербального и невербального характера: дети меньше устают при такой методике работы. При этом целесообразно придать всему процессу обследования игровой характер, а задания подбирать такие, которые вызывают интерес и желание заниматься.

    ЧАСТЬ II. ПРАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ И МЕТОДИКА ЕГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ В ПРОЦЕССЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ

    Для психолого-педагогического обследования детей мы рекомендуем примерный перечень материалов, которые могут быть использованы в зависимости от целей исследования, индивидуальных особенностей детей и их возраста. Необходимо отметить, что экспериментально-психологические методики и тестовый материал используются, как правило, психологом. Задания, которые даны на таблицах в приложении, а также игровой материал применяются дефектологом в психолого-педагогическом обследовании.

    Для исследования внимания.

    1. Бланки «Корректурных проб» (методики Бурдона, Пьерона-Рузера, кодирование Векслера).

    2. Таблицы для подсчета разноцветных кружков в секторах круга (методика Рыбакова).

    3. Таблицы для одновременного подсчета фигур двух видов (00+0++0...) (методика Рыбакова).

    4. Таблицы Шульте (5 таблиц с произвольно расположенными цифрами от 1 до 25).

    5. Таблицы, на которых изображены предметы с недостающими деталями (из методики Векслера).

    6. Бланки к методике «Счет по Крепелину».

    7. Бланки к методике Мюнстерберга.

    8. Материалы из данного пособия (Приложения).

    Для исследования восприятия.

    1. Таблицы с изображением контура, силуэта, частей знакомых предметов. «Зашумленные» изображения (предметы врисованы, наложены один на другой - фигуры Поп-пельрейтора).

    2. «Почтовый ящик» (коробка форм).

    3. Доски Сегена разных вариантов сложности.

    4. Кубики Кооса.

    5. Таблицы с изображением предметов, которые следует дорисовать (методика Т.Н. Головиной).

    6. Набор предметных картинок, разрезанных на 2-3-4 части.

    7. Картинки для определения правой, левой стороны, понятия «верх», «низ», «посередине».

    8. Методика «Эталоны».

    9. Методика «Прогрессивные матрицы Ра-вена».

    Для исследования мышления.

    1. Таблицы с изображениями предметов, один из которых не подходит по тем или иным признакам (величине, форме, цвету, родовой категории).

    2. Таблицы с заданиями на исключение понятия, не подходящего остальным.

    3. Таблицы с логическими задачами и поиском закономерностей.

    4. Бланки к методике «Выделение существенных признаков».

    5. Бланки к методикам «Простые аналогии», «Сложные аналогии».

    6. Таблицы с пословицами и поговорками.

    7. Сюжетные картинки для сравнения; таблицы с заданием на сравнение слов-понятий.

    8. Набор сюжетных картинок разной степени сложности (простые, со скрытым смыслом, нелепым содержанием, серия с изображением последовательности событий).

    9. Таблицы с текстами разной сложности (простые описательные, сложные, с конфликтным содержанием).

    10. Набор карточек с изображением предметов разных родовых категорий для исследования операции классификации.

    11. Таблицы с загадками.

    12. Бланки со словами для исследования ассоциаций (один из вариантов - подбор слов, противоположных по смыслу).

    13. Таблицы и карточки для проведения «обучающего эксперимента» (методика А. Я. Ивановой).

    14. Таблицы с заданиями на «схематизацию» (методика Венгера).

    15. Материалы из данного пособия (Приложения).

    Для исследования памяти.

    1. Таблицы с изображением знакомых предметов для запоминания (возможны разные варианты: запоминание цифр, букв, слов, геометрических фигур, предметных изображений т. д.).

    2. Бланки к методике для запоминания 10 слов.

    3. Картинки для опосредованного запоминания слов с изображением предметов (методика А. Н. Леонтьева).

    4. Пиктограмма (методика А. Р. Лурия).

    5. Бланки с текстами для воспроизведения.

    6. Материалы из данного пособия (Приложения).

    Для исследования эмоционально-волевой сферы, качеств личности.

    1. Таблицы с набором задач к методике исследования уровня притязаний.

    2. Бланки для исследования самооценки по методике Дембо-Рубинштейн.

    3. Таблицы с вариантами заданий для исследования волевых усилий.

    4. Наборы сюжетных картин с изображением различных ситуаций, подлежащих оценке (нравственной, эстетической и т. д.).

    5. Методика изучения фрустрационных реакций («Методика рисуночной фрустрации» Розенцвейга).

    6. Бланки с методикой незаконченных предложений.

    7. Таблицы к методике Рене-Жиля.

    8. Серия картин (из методики ТАТ) для исследования личности, интересов, внутренних переживаний и т. д.

    9. Рисунки со стимульным материалом из теста Роршаха.

    10. Материалы из данного пособия (Приложения).

    Loading...Loading...