Критика — сильная манипуляция. Как с ней уверенно справляться? Дидактический тренинг «Овладение искусством критики Критические оценки могут быть

Как стать мастером общения с любым человеком, в любой ситуации. Все секреты, подсказки, формулы Нарбут Алекс

Упражнение 1 Тренируйтесь правильно реагировать на критику

Упражнение 1

Тренируйтесь правильно реагировать на критику

Сначала вам нужно проанализировать, как вы обычно реагируете на критику, и понять, насколько неэффективны эти привычки. Это вы сделаете, выполняя первый этап этого упражнения.

Затем вам нужно будет найти другие, эффективные способы реагирования на критику и обвинения и мысленно проиграть их, представляя себе некоторые ситуации, которые были в вашем прошлом, или могли бы быть, в которых вы вели бы себя не так, как обычно, а в соответствии с полученными только что знаниями. Это вы сделаете, выполняя второй этап этого упражнения.

Но на этом тренировка, конечно, не закончится а, напротив, только начнется. Потому что по-настоящему оттренировать новые навыки вам поможет только жизнь. Если вы уже не в воображении, а в реальной жизни начнете отвечать на критику согласием, а не оправданиями – тогда сможете поздравить себя с успехом.

Первый этап. Вспомните ситуации, когда вас критиковали, обвиняли или ругали. Как вы реагировали?

Наиболее типичные реакции в таких случаях таковы.

– Агрессия. В таком случае вы воспринимаете критику как оскорбление и стараетесь как можно скорее оскорбить критика в ответ. Результатом становится неизбежный конфликт с непредсказуемыми негативными последствиями.

– Затаивание обиды. Редко кому удается пропустить критику мимо ушей, особенно если она справедлива. Иногда вполне допустимо промолчать в ответ, особенно если критика несправедлива или даже нелепа. Но часто бывает, что мы молчим не потому, что остаемся равнодушными к критическим высказываниям в наш адрес, а потому, что надеемся таким образом избежать конфликта, или просто боимся ответить, или не знаем, что сказать. В таком случае мы затаиваем обиду, начинаем мучительно переживать и тем самым ввергаем себя в состояние стресса, от чего страдает здоровье.

– Самоуничижение. Это тот случай, когда мы начинаем чувствовать себя виноватыми, даже если ни в чем не виноваты, и униженно просим прощения. Критик чувствует себя победителем и в следующий раз не преминет самоутвердиться за ваш счет. Вы же будете чувствовать себя все более униженным и несчастным.

Нетрудно понять, что три названных способа реакции на критику не являются эффективными. Они, в сущности, способствуют конфликту – внешнему (с критиком) или внутреннему (с самим собой). И то, и другое вредно и для самооценки, и для здоровья, и для нормальных взаимоотношений с людьми.

Определив, какой из неэффективных способов реакции вам ближе, вспомните одну или несколько ситуаций, когда вас критиковали и вы реагировали именно так. Вспомните, какие были последствия. Скажите себе, что больше этого не повторится, и вы не желаете получать негативные последствия из-за неправильной реакции на критику.

Заметьте, что правильная реакция – согласие с критикой – не имеет ничего общего с самоуничижением. Не нужно путать эти две вещи. Согласиться с критикой – это не значит начать оправдываться и извиняться. Можно согласиться с критикой, вовсе при этом не оправдываясь и даже не чувствуя своей вины. Можно и нужно соглашаться с критикой, не теряя чувства собственного достоинства.

Например, вас обвиняют в том, что вы слишком вспыльчивы. Вы можете начать оправдываться, извиняться или обвинять в ответ, а можете сказать: «Да, у меня есть такое качество, я несовершенен, как и все люди». Так вы и согласитесь с критикой, и при этом не признаете своей вины – в самом деле, если все люди несовершенны, значит, и вы виноваты не более, чем все остальные представители человечества.

Теперь, думая о тех ситуациях, где вы неэффективно отвечали на критику, придумайте для каждой из них как минимум по два-три эффективных ответа: когда вы спокойно соглашаетесь с критикой, но при этом не самоуничижаетесь и не испытываете чувства вины.

Например:

– Вы случайно газонокосилкой повредили забор соседа, и он пришел, чтобы выплеснуть на вас злость. Вы будете ругаться и нападать в ответ – или признаете, что действительно виноваты, и предложите свою помощь в починке забора?

– Шеф критикует вас за опоздание – вы будете оправдываться, объяснять причины и доказывать, что не виноваты, – или признаете, что действительно совершили непростительную оплошность, и выразите готовность поработать сверхурочно?

– Ваш знакомый говорит, что ему не нравится ваша прическа или костюм. Вы обидитесь, начнете критиковать в ответ – или скажете: «Спасибо, я очень польщен вашим вниманием и с готовностью выслушаю ваши советы по поводу улучшения моей внешности» (естественно, ваше право не следовать никаким советам, если даже они и последуют).

Проигрывайте в воображении подобные ситуации, чтобы привычка к эффективному ответу на критику закрепилась в вашем сознании. И незамедлительно приступайте к практике и в реальной жизни: не упускайте случая потренироваться в сглаживании конфликтов и преобразовании враждебности в дружелюбие, используя прием согласия с критикой.

Из книги Беседы Свобода - это Все, Любовь - это Все Остальное автора Бендлер Ричард

Глава 13. Тренируйтесь изменяться. Давка была ужасной. По-настоящему ужасной. Метро в Лондоне обычно всегда страшно перегружено в утренние часы и в то время, о котором я пишу, - в районе 4-ех часов вечера. Я стоял расплющенный о стену, после того как пару остановок назад

Из книги Измени мозг - изменится и тело автора Амен Дэниел

Из книги Зависимость. Семейная болезнь автора Москаленко Валентина Дмитриевна

Упражнение "Не реагировать, но откликаться" Задание: заполните таблицу, поместив ответы в пустые клетки. Во втором столбце опишите свои возможные реакции на чувства, названия которых приведены в соответствующих клетках первого столбца. Помните, что реакция – это

Из книги Мозг против лишнего веса автора Амен Дэниел

Из книги Измени свой мозг - изменится и тело! автора Амен Дэниел

Из книги Как стать мастером общения с любым человеком, в любой ситуации. Все секреты, подсказки, формулы автора Нарбут Алекс

Упражнение 2 Тренируйтесь в искусстве одобрять других Это упражнение состоит из двух частей. Начинать можно с любой из них. Не обязательно выполнять обе части в один день, даже лучше, если вы каждой части посвятите отдельный день. Это – для начала, а в дальнейшем, хочется

Из книги Осознанная медитация. Практическое пособие по снятию боли и стресса автора Пенман Денни

Из книги Искусство воспитания послушного ребенка автора Бакюс Анн

91. Умейте правильно реагировать в случае серьезного проступка Какие ситуации можно назвать серьезными? Причинить физическую боль другому ребенку, украсть что-то, плохо обращаться с животным, сломать какие-то предметы дома, ударить родителя и т. д. Проступки ребенка

Из книги Приемы Дейла Карнеги и НЛП. Код вашего успеха автора Нарбут Алекс

Правило 3: научитесь грамотно реагировать на критику Как быть, если вас критикуют? Как достойно выйти из подобной ситуации, не уронив лицо, но и не позволив втянуть себя в конфликт?Дейл Карнеги говорит: оправдываться и защищаться в ответ на критику – это самый проигрышный

Из книги Секреты царя Соломона. Как стать богатым, успешным и счастливым автора Скотт Стивен

Что вы можете приобрести, правильно реагируя на критику Полноценную жизнь. В Притчах Соломон сравнивает человека, принимающего критику, с тем человеком, который дышит полной грудью (Притчи, 10:17).Разум и мудрость. Согласно Книге Притчей, человек, выслушающий и принимающий

Из книги Книга решений автора Крогерус Микаэль

Модель «Обратная связь» Как научиться правильно воспринимать комплименты и критику Обратная связь – один из самых щекотливых моментов в группах. С одной стороны, можно легко ранить людей, а с другой – от фальшивых комплиментов мало пользы. Зачастую комплименты

Из книги Разговоры с дочерью [Пособие для неравнодушных отцов] автора Кашкаров Андрей Петрович

Из книги Путеводитель по жизни [Как добиться своих целей, научиться преодолевать препятствия и выковать твердый характер] автора Гриллс Беар

Глава 65 Заправляйтесь правильно, тренируйтесь регулярно В этой книге я много говорил о том, насколько для успеха важен внутренний настрой, но это не единственный фактор, о котором нельзя забывать. Не уделяя времени правильному питанию и тренировкам, вы просто отвергнете

Из книги Убеждение [Уверенное выступление в любой ситуации] автора Трейси Брайан

Из книги Я всегда знаю, что сказать! Как развить уверенность в себе и стать мастером общения автора Буасвер Жан-мари

Как реагировать на справедливую критику Мы часто сталкиваемся с трудностями, выслушивая справедливую критику, так же, как и в случае с несправедливой, особенно если кто-то в недружелюбной форме указывает нам на нашу ошибку. Нужно научиться не чувствовать себя виноватым и

Из книги автора

Как реагировать на неконкретную критику Есть люди, которые стремятся высказать неконкретную и малозначимую критику по поводу предметов, их не касающихся, или сильно преувеличить пусть даже справедливую критику, чтобы посильнее ранить нас. Лучше не обращать особого

психологические упражнения для тренингов

Упражнение «Внутренний Критик»

Цель : осознать свою внутреннюю критикующую часть и отделить себя от нее.

Инструкция . Внутри нас живет Критик. Он не смолкает ни на секунду, бесконечно занят тем, что выносит суждения, мнения и оценки, судит и рядит всех и вся, и прежде всего нас самих. Его бесконечное бормотание сопровождает любое наше действие и даже саму мысль о действии. Бормотание продолжается в момент, когда мы что-то чувствуем или что-то взвешиваем в уме.

Сосредоточьтесь и услышьте этот критикующий монолог внутри. Иногда это целый хор: один, набегающий на него другой, расталкивающий всех остальных третий – про разные вещи. Услышав это негромкое бормотание, начните записывать его на листок, ничего не отбрасывая, подряд все, что успеете. Итак, прислушайтесь – чем Критик конкретно недоволен: и прямо сейчас, и в общем и целом? Пусть его мысли останутся на бумаге.

Поставьте таймер и занимайтесь этим в течение 7-10 минут. Когда время закончится, остановитесь. Встаньте, встряхнитесь, походите по комнате, можно выполнить какое-то несложное физическое действие (потянуться стоя или растянуться на полу, как вам больше нравится).

Возьмите все записи в руки. Представляя себе, что вы записывали речь какого-то незнакомого человека, прочтите их. Читая, думайте об этих словах как о словах незнакомца. Попробуйте представить, как бы мог выглядеть тот, кто это говорит. Четко представьте, кто бы это мог быть?

Не торопитесь, дайте образу проявиться достаточно четко. Пусть он покажет себя со всех сторон, покрасуется перед вами. Наблюдайте его, отбросив все переживания, исследуйте подробно и абсолютно бесстрастно, будьте видеокамерой, лишенной чувств, и просто рассматривайте его.

Вы имеете дело с очной из самых активных частей вашей личности.

Когда вы поймете, что знаете про этого незнакомца достаточно, возьмите лист, карандаши и нарисуйте эту вашу часть. Само рисование займет около 15 минут, может, чуть больше или меньше, это не так важно.

Когда образ выльется па бумагу, он может слегка измениться. Это нормально. Полюбуйтесь на него, порадуйтесь, что ВЫ ВЫШЛИ на него, что вы сейчас можете вот так сидеть и наблюдать его. Осознайте, что Это не вы. Это всего лишь ваша часть, имеющая такую мощную мотивацию, что иногда вам казалось, будто это и есть вы. Но теперь, когда вы вынесли ее вовне и можете наблюдать на листе, вы что-то знаете, что вы это не он. Рассматривайте его и знакомьтесь с ним. Возьмите чистый лист и запишите о нем кое-что.

Подберите ему имя.

Подумайте о его образе жизни: где он живет, чем питается, как добывает себе пропитание.

  • Что он любит больше всего па свете?
  • Чего он боится больше всего на свете?
  • Как он защищает себя от опасностей?
  • Как он общается с другими и есть ли там, где он живет, кто-то еще вообще?

Если вам придет в голову что-то другое о нем, не соответствующее этим вопросам, запишите. Пусть у вас сложится достаточно цельный и попятный вам образ.

После того как все практические этапы упражнения выполнены, подумайте, какую роль в вашей жизни играет этот Критик. Да, он всегда бормочет и отвлекает этим ваше внимание, но ведь он действует из благих побуждений, он хочет, чтобы вы были лучше... еще лучше... еще-еще лучше... Он, конечно, неуемен в этом своем желании, но полюбуйтесь, как напорист он в своем стремлении сделать из нас идеал, совершенство во всем.

Выразите ему благодарность за то, что он так хорошо делает свою работу – толкает вас к лучшему невзирая ни на что. И попробуйте договориться с ним о том, что вы, зная, как он старается для вас, тем не менее являетесь его хозяином и отныне просите его высказываться только по вашей просьбе. Во всех остальных случаях вы просите ето молчать и копить мнения, которые, когда они вам понадобятся, будут востребованы, но только по вашей просьбе. Попробуйте выразить ему свое восхищение и уважение и сказать, что его мысли слишком ценны для вас, чтобы их просто так разбазаривать в несмолкающем монологе. Его советы слишком важны, поэтому вы просите его формулировать их долго и тщательно, и предупредите, что вам нужно подготовиться, чтобы выслушать их с достаточным вниманием и почтительностью. Вы не хотите пропустить ни одного его слова. Поэтому просите его высказываться редко и только тогда, когда вы к этому готовы и просите об этом, во всех остальных случаях вы просите его хранить молчание.

Обсуждение с партнером (индивидуальное письменное размышление)

Если вы работаете с партнером, то продолжением будет обсуждение с ним всех моментов вашего опыта, начиная с того, как вы выписали недовольные мысли на листок. Если вы работаете один, то в письменном виде зафиксируйте все, что вы переживали, делая это.

Замечательным продолжением этого упражнения будет изготовление мягкой игрушки (или конструкции, скульптуры), в которой отразится образ Критика в объеме, цвете, фактуре и форме. Это будет символ Критика и одновременно своеобразный памятник ему.

В процессе изготовления символа-памятника ощутите гамму эмоциональных состояний.

В дальнейшем, когда символ-памятник уже будет изготовлен, не забудьте указать (на нем, на его постаменте, рядом с ним) его имя, можно указать и дату его создания – рождения.

Образ Внутреннего Критика и его блестящая обличительная речь в ваш адрес еще понадобятся вам. Пожалуйста, сохраните эти материалы (запись его монолога и его изображение)


30.07.2011
leonid13
спасибо за игру
вы взялись за неблагодарное дело - за игру внутренний критик
заранее хочу извиниться за то, что могу показаться пользователям данного сайта нудным комментатором, высокомерным судьёй.
вот внутренний критик может быть именно таким.
это проблема не психологическая, если таковая есть, может превратиться в проблему психиатрическую.
если у кого-то есть лекарства, избирательно действующие на внутреннего критика, то вы получите нобелевскую премию
тогда можно будет вылечить от аноррексии до слуховых галлюцинаций.
при простейших негативных реакциях необходимо преключение с данной игры на ту, которую предпочитает респондент

07.08.2011
Антон
Укажите, плз источник. Кто автор?
23.08.2011
Татьяна Ларина
игра отменная для тех тренеров, кто имеет глубокий опыт работы с группами и обладает знаниями о том, как вытаскивать в ресурс вынос клиентов в группе. То что мамки папки насильники и проочая хрень полезет - гарантирую.
28.02.2012
гы! от прямо сегодня бы и запустил. Так дыхание по плану! Ничё, на следующем занятии! :)))) А вообще приятное чувство сопричастности с коллегами - процессуальщиками:)))) Как мне вас живьём не хватает!

Много написано о внутреннем критике. Это та фигура внутри нашего сознания, которая останавливает, ругает, стыдит или просто критикует наши мысли. Фигура не врожденная, но приобретенная по мере взросления.
Больше о внутреннем критике можно узнать вот например из этого текста Натальи Стилсон: .

Помимо того, что я, как и любой человек, сталкиваюсь с ним на каждом шагу в реальной жизни, я еще сталкиваюсь с ним на тренингах. Второе происходит более осознанно.

Я хочу написать о трансформации МОЕГО ЛИЧНОГО внутреннего критика.

Первый раз я встретилась с ним в полый рост на учебной программе по танцевальной терапии у Саши Гиршона. И я помню, как много энергии было у меня в этой фигуре тогда. Мой внутренний критик прыгал до потолка и на лету рубил все живое воображаемым мечом с криками "Не живи! Умри!". Это было очень сильно даже для меня! Я не предполагала, что могу так высоко прыгать и чувствовать в себе столько сил! Когда я потом в спокойном состоянии пыталась повторить это, у меня ничего не получалось. Тогда я осознала всю мощь, которая заключена во мне. И главное, что эта мощь была направлена на то, чтобы помешать мне жить. На то, чтобы остановить меня и не позволить делать то, что я действительно хочу. И это была часть меня самой. И это при том, что я не самый запрещающий себе жить человек:) Удивительно!

Вот фото, сделанное в тот день.

Меня и мою коллегу Светлану это так впечатлило, что мы решили сделать целый тренинг для работы с внутренним критиком и с внутренней поддерживающей фигурой. И вместе с участниками я снова проживала это, и с каждым разом в движениях моего критика было меньше энергии, но он нашел другие методы воздействия. Он начал стыдить. Это вроде бы не прямая агрессия, но все-таки очень сильная. Настолько сильная, что спина скрючивалась и мне хотелось провалиться сквозь землю, когда мой критик говорил мне: "Стыыыыдноооо! Как тебе не стыыыыдно!". В памяти всплывали все люди, которые стыдили меня и все ситуации, в которых это происходило. И этот жуткий манипулятор внутри меня тоже обладал огромной силой. И когда я, наконец, прожила и протанцевала эту фигуру, то в моей жизни стало больше свободы. Я начала позволять себе с каждым разом все больше и больше и смотрела, обвалится ли небо и сгорю ли я со стыда. И оказалось, что небо не обваливается, а мои "постыдные" поступки вместо критики вызывают у людей одобрение. Это открыло новые горизонты передо мной.

В последний раз, когда я вела тренинг и сама проживала критическую фигуру, которая есть у меня внутри, то я встретилась с новой субличностью. Эта субличность мерзким гнусавым голоском говорила: "Все хорошо, конечно, но не очень....". И снова мне начали вспоминаться интриги, подковерная борьба, скрытая ядовитая критика и многое другое. Не имея сил явно проявлять себя, рубить и стыдить, мой внутренний критик притих и стал появляться в виде гнусного сплетника, отравляющего все своим ядом. И эта субличность, конечно, дает делать то, что я задумала, но не дает развернуться. И уж конечно не дает получить удовлетворение от того, что я делаю, потому что все хорошо, но не очень...

Эта трансформация произошла с моим внутренним критиком за шесть тренингов в течение двух лет. И я уверена, что эта работа еще не закончена, потому что до приемлемых размеров моему критику еще оооочень далеко.

К чему я все это? Да к тому, что с внутренним критиком недостаточно познакомиться, а нужно еще работать в течение какого-то времени, пока он не примет приемлемую форму и размер. Поэтому многие люди приходят к нам на тренинг "Позволь себе танцевать" несколько раз, а также приводят своих друзей и родственников, особенно мам. А однажды к нам пришла мама моей одноклассницы. Это все равно, что моя мама пришла бы ко мне на тренинг! Это большой прорыв.

Вот фото некоторых (не моих) критиков с последнего тренинга.

Как я сейчас обхожусь с критическим голосом у себя в голове?
Я его слушаю, а потом думаю: а что, если все-таки сделать это? И делаю, а потом смотрю на реакцию окружающих. И оказывается, что она не такая уж страшная. И вообще даже не страшная, а весьма позитивная. И так, закрепив этот результат, я иду дальше и делаю следующий шаг. А потом еще один. Так и расширяются для меня границы дозволенного. То есть я ориентируюсь на реальный результат, а не на свои фантазии.

Группа с моими стихами в Контакте:
Мои стихи

Если вы тоже хотите прийти на тренинг, то можете оставить заявку на следующий. Я проведу его 12-14 сентября 2014 .

Тренинг "Позволь себе танцевать" (группа в Контакте)

С любовью,
Аглая Датешидзе

  • Тэги:

Не потеряйте. Подпишитесь и получите ссылку на статью себе на почту.

Не бывает людей совершенных во всех отношениях – так уж циничен этот мир. Поняв и приняв это, вы уже научитесь первому приёму эффективной работы с критикой. Без шуток. Ведь избежать её полностью вряд ли удастся, но в выборе методов как к ней относиться, вы не ограничены. А поспособствовать выработке нужных мировоззренческих установок и научить работать с критикой помогут собранные в этой статье рекомендации.

Больше об отношении

Давайте будем честны, в первую очередь, с собой: никому не нравится, когда его критикуют. Вне зависимости от источника и причины мы начинаем испытывать дискомфорт, гнев, смущение, обиду и даже злость. Но уметь работать с критикой нужно не только для того, чтоб минимизировать их негативное влияние. Дело ещё и в том, что помимо внутреннего «урагана», негативные оценки влияют и на наше поведение, работоспособность и продуктивность. Временами бывает очень тяжело снова «влиться» в работу над чем-либо, если предыдущие достижения были оценены низко. Или нормально относиться к человеку, чьими усилиями эти оценки были поставлены.

Но всё это можно контролировать, и больше того – управлять. Ваше собственное отношение определяется лишь характером ваших мыслей. Поэтому, с критикой можно и нужно работать. И первым шагом в данном направлении является осознание того, что избежать критики нельзя. Можно постоянно стараться уходить от ответственности, винить в неудачах других. Но можно ли так достичь чего-то действительно значащего и быть счастливым?

Второе, что следует уяснить после принятия критики как факта – понять её природу. Многие выдающиеся теоретики военного дела в своих трактатах указывают, что победить врага можно лишь поняв его. Так и с критикой. Она может быть двух видов: конструктивной, которая не является нашим неприятелем, ведь в конечном результате указывает на слабые стороны и позволяет работать над их устранением, и деструктивной. Цель второй, как видно из названия, в разрушении, создании неблагоприятной ситуации с прямым умыслом, высмеивание и т.д. Разберёмся с ними детальнее.

Конструктивная критика

Как отличить конструктивную критику от деструктивной? На уровне определений всё просто: даже если кто-то не соглашается с нами, но это призвано указать на ошибки с целью устранить их и больше не повторять – это конструктив. Другими словами, это значит, что такая критика больше в наших интересах, а не того, от кого она исходит.

Работа с конструктивной критикой

  1. Чтобы понять, конструктивна ли критика, задайте самому себе вопрос, насколько она правдива. Обидно получить 4 с минусом за итоговую контрольную, но если действительно вы допустили ошибки, мог ли учитель поставить вам 5? Если вас во время важного доклада критикует коллега, подумайте, в чьих интересах он действует? Вы допустили ошибку в подсчётах, которая могла быть обнаружена после и принести компании убытки, а вас лишить премии или, что ещё хуже, работы. Стоит ли обижаться в таком случае?
  2. Учитесь управлять своими эмоциями. Услышав вопросы, критику в свой адрес, многие начинают волноваться и не знают, как правильно поступить. Наверное, у всех так бывало, что в пылу спора на ум не приходит ни одного хорошего аргумента, зато после доводы отыскиваются очень легко. Так и здесь, чтобы правильно отреагировать, нужно быть максимально собранным. В крайнем случае, всегда можно извиниться, выйти, привести мысли в порядок, успокоиться, вернуться и продолжить.
    Эту способность можно тренировать. Вот два простейших упражнения. Попросите своего друга/подругу критиковать вас за малейшие бытовые вещи и привычки: разбросанную по комнате одежду, внешний вид, привычку засовывать руки в карманы и т.д. Старайтесь на такую критику обоснованно отвечать. Подоплёка простая – таким образом у вас выработается некоторый рефлекс и способность быстро реагировать на критику. А то, что исходит она от близкого человека, вызывает не такие сильные эмоции. Второе упражнение проще, но без надлежащего мастерства, точнее без склонности к самокритичности и самоанализу, менее эффективно. Суть в том, чтобы «изучать» каждый предыдущий раз, когда вы подвергались критике, с точки зрения ваших ощущений и реакций. И, анализируя свой прошлый опыт, научиться правильнее себя вести в будущем.
  1. Не встречайте критику «в штыки». Если вы сразу начнёте оправдываться или, что ещё хуже, проявите агрессию в адрес критика, это не только покажет вас в дурном свете, но и убедит присутствующих в справедливости обвинений. Если замечание дельное – согласитесь с ним, пообещайте со всем разобраться и больше не допускать ошибок. Если вашу позицию критикуют, вызывая на спор, вы всегда можете отстрочить ответ, представить его в шутливой или образной форме.
  2. Никогда не принимайте всё сказанное на свой счёт. Речь идёт о вашей работе, её результатах, действиях и поступках, но не о вас. Никто не вправе судить вас как человека. Критика относится лишь к определённым аспектам повседневной жизни и никогда не должна влиять на вашу общую самооценку, становиться причиной для хандры или депрессии.
  3. Работайте с критикой в прямом смысле. Никогда не оставляйте незавершённым дело, за которое вас раскритиковали. Учтите пожелания, исправьте ошибки, пообщайтесь с критиком, чтоб детально уяснить его позицию. Если не согласны – вежливо изложите свои соображения и постарайтесь решить конфликтную ситуацию сразу.

Работа с деструктивной критикой

Бывает и наоборот. Целью критики является не желание вам помочь или исправить ситуацию с заблуждениями, а нанесение вреда. Явление достаточно распространённое, даже ставшее притчей в языцех. Схожая ситуация неплохо высмеяна в сериале «Офис», где Дуайт Шрут, желая выслужиться, постоянно подставляет коллегу Джима Халперта, много и необоснованно того критикуя.

Как справляться

  1. Опять же, не стоит принимать всё лично. Попробуйте разобраться в природе критики. Она может исходить от конкурентов, тех, кто вам завидует или просто склочных людей. Позитив здесь в том, что если вас критикуют надуманно, то это не способно навредить делу, которым вы заняты. А личное отношение к происходящему вы формируете самостоятельно.
  2. Работайте не с критикой, а с её источником. Постарайтесь наладить контакт, узнать получше человека, который вас критикует, разберитесь в мотивах его поступков. Может быть, причина в банальном непонимании ваших идей и того, что вы делаете, и достаточно просто поговорить. Главное не быть безучастным и делать вид, что ничего не происходит. Так, есть хоть небольшие шансы всё исправить, в противном же случае, это будет отравлять вам жизнь постоянно.
  3. Техника согласия. Простая и эффективная техника. Её суть в том, что какими бы впечатлительными вы ни были, слова остаются лишь словами. И если не давать другому вас задеть, то, чтобы он не говорил, вреда вам сказанное не доставит. Сам приём эффективно работает против людей, которые ищут ссоры по мелким причинам или просто вас достают. Например, небрежно брошенным с утра замечанием по поводу внешнего вида. Отвечать на такие выпады стоит согласием:
  • «У тебя слишком короткое платье!»
  • «Да».
  • Или: «Какой бледный у тебя цвет лица!»
  • «Есть такое».
  • Применение такой техники буквально обескураживает критика и не даёт возможности развить тему.
  1. Никогда в порыве эмоций и обид не реагируйте даже на самую несправедливую критику. Иначе наговорите лишнего. Возьмите тайм-аут. От вас как раз и могут ждать необдуманных, совершённых из чувства мести, шагов. В таких случаях, если конфликт разыгрывается перед другими людьми, они оценят вашу сдержанность и благородство по достоинству. Если же критика банальная или глупая – просто не реагируйте на неё. Вы же не отвечаете на спам в своей почте?
  2. Продолжайте делать то, что делаете. Менять свою жизнь, то, во что веришь, ради лестных отзывов, стоит едва ли. «Apple» критикуют миллионы людей по всему миру, но им это нисколько не мешает собирать километровые очереди у своих магазинов в день выхода нового продукта. Поэтому оставайтесь мотивированными. Критика может значить и то, что вы двигаетесь в верном направлении.
Главная > Исследование

Занятие 16. Умение принимать критику

Цель: Задачи: 1. Поговорить с подростками об условиях эффективного общения. 2. Способствовать формированию навыков: «принятие критики», «преодоление обвинения». 1. Упражнение «11утаница». Участники игры стоят в кругу. Инструкция. «С закрытыми глазами подними правую руку перед со-бой и рукой найди руку партнера. Затем протяни вперед левую руку и най-ди левую руку другого человека. (Таким образом, участники держат и ру-ки тех, кто находится не рядом с ними.) Нашли?.. Теперь откройте глаза... Теперь попытайтесь распутаться, не отпуская рук, так, чтобы снова полу-чился круг. Кто-то при этом окажется обращенным лицом в круг, а кто-то лицом из круга». 2. Дискуссия: - Часто ли Вас критикуют? - Какие чувства испытывает человек, когда его критикуют? - Всегда ли в критике есть доля правды? - Что такое конструктивная критика?! - Что такое критиканство? - Как принимать критику? - Как справляться с такой ситуацией? - Можно ли согласиться с частью информации? - Легко ли признать, что мы неидеальны? - Обязательно ли храниться всем? Возможно ли это?» Как Вы понимаете следующее выражение: «Человек, не умеющий принимать критику, похож на человека с длинными пальцами на ногах, на которые легко наступить»? Шаги принятия критики: 1. Пойми, что тебе говорят, и оставайся спокойным. 2. Попроси разъяснения. Скажи, с чем ты согласен и с чем не согласен и почему? 3. Отметь реакцию партнера. Для 2-го шага - скажите: «Что вы имеете в виду?» При этом можно повторить фразу, по поводу которой требуются разъяснения. Для 3-го шага - предполагается, что вы получили разъяснения. Ска-жи re: «Я согласен с тем, что вы говорили то-то, и не согласен с тем, что вы к торили то-то». При этом чувствовать себя надо свободно. 4. Упражнение «Критика» Группа делится на две команды, участники становятся друг против друга. Каждая получившаяся пара говорит по очереди. Члены одной команды критикуют членов другой команды. Глав-ное правило: говорить ровно, выдержано, вежливо. 5. Обсуждение упражнения: -Легко ли было принимать критику? - В каких ситуациях трудно принять критику? 6. Упражнение «Водопад». Инструкция: «Сядьте поудобнее и закройте глаза. 2-3 раза глубоко вдохните и выдохните. Представьте себе, что вы стоите возле водопада. Но это не совсем обычный водопад. Вместо воды в нем падает вниз мягкий белый свет. Теперь представьте себя под этим водопадом и почувствуйте, как этот прекрасный белый свет струится по вашей голове... Вы чувствуете, как расслабляется ваш лоб, затем рот, как расслабляются мышцы шеи... Белый свет течет по вашим плечам, за-тылку и помогает им стать мягкими и расслабленными. Белый свет стекает с вашей спины, и вы замечаете, как и в спине исчезает напряжение, и она тоже становится мягкой и расслабленной. А свет течет по вашей груди, по животу. Вы чувствуете, как они рас-слабляются и вы сами собой, без всякого усилия, можете глубже вдыхать и выдыхать. Это позволяет вам ощущать себя очень расслабленно и приятно. Пусть свет течет также по вашим рукам, по ладоням, по пальцам. Вы замечаете, как руки и ладони становятся все мягче и расслабленнее. Свет течет и по ногам, спускается к вашим ступням. Вы чувствуете, что и они расслабляются и становятся мягкими. Этот удивительный водопад из белого света обтекает все ваше тело. Вы чувствуете себя совершенно спокойно и безмятежно, и с каждым вдо-хом и выдохом вы все глубже расслабляетесь и наполняетесь свежими си-лами... (30 секунд). Теперь поблагодарите этот водопад света за то, что он вас так чудес-но расслабил... Немного потянитесь, выпрямитесь и откройте глаза». 7. Дискуссия: - Встречаются ли нам ситуации, когда нас кто-нибудь обвиняет? - Всегда ли мы умеем преодолевать обвинения? - Нужно ли этому учиться? Навык «преодоление обвинения» Шаги: 1). Подумайте о том, в чем вас обвиняет другой человек. (Является ли это обвинение правильным или несправедливым, было ли это сказано неконструктивным способом или конструктивным?) 2). Подумайте о том, почему человек мог обвинить вас. (Нарушили ли вы его права или испортили имущество, распростра-няются ли слухи кем-то другим?) 3). Подумайте о способах, как можно ответить на обвинение (Откажитесь от этого, объясните ваше поведение, исправьте понима-ние проблемы другим человеком, защищайте себя. Извинитесь, предложи-те возместить то, что случилось.) 4). Выберите наилучший способ и сделайте это. 8. Ролевое моделирование. Участники делятся на пары. Каждой паре дается задание - карточка с ситуацией, которую нужно разыграть (обви-нение в том, что ученик разбил стекло, обвинение во лжи, обвинение в на-говоре и т. д.). 9. Обсуждение ролевой игры: - Трудно ли преодолевать обвинение? - Можно ли этому научиться? 10. Заключительная дискуссия: - Что было важным в сегодняшнем занятии? Что запомнилось? -- Какие мысли и чувства? Какие выводы из занятия можно сделать для себя?

Занятие 17. Учусь отстаивать собственное мнение

Цель: развивать конкретные навыки общения. Задачи: 1. Поговорить с подростками об условиях эффективного общения. 2. Способствовать формированию навыков: «отстаивание своего мнения», «как сказать «нет», «выражение благодарности». 1. Упражнение «Пожелания». Инструкция: «Начнем работу с высказывания пожеланий друг другу на сегодняшний день. Пожелание должно быть коротким, желательно в одно слово. Вы бросаете мяч кому-то и одновременно говорите свое пожелание. Тот, кому бросили мяч, в свою оче-редь, бросает его следующему, высказывая ему пожелание на сегодняшний день. Будем внимательны, чтобы мяч побывал у всех, и постараемся никого не пропустить». 2. Дискуссия: - Как вы думаете надо ли отстаивать собственное мнение? - Как отстаивать собственное мнение? - Всегда ли это у нас получается? Навык «отстаивание своего мнения» Шаги: 1. Обратите внимание на то, что происходит с вами в вашем теле, чтобы помочь себе узнать, чем вы недовольны и что хотели бы изменить (являются напряженные мускулы, боли в желудке и т. п.) 2. Подумайте, что случилось, из-за чего вы почувствовали себя недовольным (вы подавлены преимуществом, вас не замечают, с вами плохо обращаются, вас дразнят?) 3. Подумайте о способах, которыми вы можете отстоять свои права, и выберите один (попросите помощь, скажите о своем мнении, выслушайте ответное мнение, выберите правильное время и место) 4. Последовательно отстаивайте свое мнение разумным способом. 5. Дискуссия: - Как сказать «нет»? - Всегда ли это просто сделать? - К каким проблемам приводит неумение отказывать? - Сложно ли бывает отказать другому человеку, особенно если другой человек настойчив? - Надо ли думать о последствиях к которым приведет отказ или со-гласие? - Чувствуем ли мы себя виноватыми и одинокими, говоря «нет»? Почему? - Как не оттолкнуть человека, говоря «нет»? Шаги: 1). Выслушать просьбу спокойно, доброжелательно. 2). Попросить разъяснения, если что-то неясно. 3). Оставаться спокойным и сказать «нет». 4). Объяснить, почему вы говорите «нет». 5). Если собеседник настаивает, повторить «нет» без объяснений. Для 2-го шага - если что-то неясно, спросите: «Что вы имеете в виду?» 5. Упражнение «Просьба - отказ». Выбираются по желанию два участника. Один должен просить о чем-либо, а другой - отказывать, но при этом не говорить «нет» и не гру-бить столько, сколько может продержаться (в японском языке слова «нет» не существует). Предварительно ведущий выясняет у пары, в чем будет за-ключаться просьба. Если участники затрудняются, можно предложить свои варианты, например, попросить брошку на вечер, денег взаймы, ре-шить задачу, пойти вместе погулять и т. п. Во второй части этого упражнения меняется задание. Нужно пред-ложить или попросить что-то такое, в чем будет трудно отказать (напри-мер, предложить свою помощь, внимание), второй участник должен отка-зать словами: «Нет, нет, нет». 6. Обсуждение упражнения: - «Что понравилось, что было трудно?» - «Что, ты чувствовали, когда просили, отказывали?» - «Что ты чувствовал, когда тебе отказывали?» - «Когда говорил «нет, нет, нет»?» - «Бывает ли в жизни трудно отказать?» 7. Упражнение «Картина» Инструкция: «Давайте все вместе нарисуем картину. Я возьму холст и нарисую на нем что-то, потом передам этот холст Тане (это участница группы, сидящая слева от тренера). Она возьмет ее и нарисует на ней то, что ей захочется, и скажет нам, что она нарисовала, затем передаст карти-ну дальше». После того, как психолог убедится, что все участники группы поня-ли, как они будут «рисовать» картину, он «берет» воображаемый холст в раме и говорит: «Я беру холст и рисую на нем линию горизонта», и пере-дает будущую картину участнице, сидящей слева. Психолог внимательно слушает и запоминает, что нарисовал на картине каждый участник. Побы-вав у каждого, картина возвращается к психологу, который «берет» картину и говорит: «И вот теперь я держу в руках эту картину и вижу на ней ли-нию горизонта, которую нарисовала я...» И дальше психолог проговарива-ет то, что нарисовал каждый участник группы, называя его имя и обраща-ясь к нему в этот момент, например, «...вижу на ней линию горизонта, которую нарисовала я, и море, которое нарисовала ты, Таня, и песчаный бе-рег, который нарисовал ты, Игорь, и костер на берегу, который нарисовал, Андрей, и...». 8. Дискуссия: - Как выразить благодарность? - Были в вашей жизни ситуации, когда хотелось, выразить благо-дарность? Всегда ли это получалось? Навык «выражение благодарности» Шаги: 1). Решите, что сделал или сказал другой человек, за что вы хотите его поблагодарить (это может быть комплимент, помощь, или подарок). 2). Выберите правильное время и место, чтобы поблагодарить другого человека. 3). Поблагодарите другого человека по-дружески (выразите благодарность словами, подарком или сделайте ответный подарок) 4). Скажите другому человеку, почему вы благодарите его. 9.Упражнение «Подарок». Участники встают в круг. Инструкция: «Сейчас мы будем делать подарки друг другу. Начиная с ведущего, каждый по очереди средствами пантомимы изображает какой-то предмет и передает его своему соседу справа (мороженое, ежика, гирю, и шток и т. п.)». 10.Упражнение «спасибо за приятное занятие». Инструкция: «Пожалуйста, встаньте в общий круг. Я хочу предло-жить вам поучаствовать в небольшой церемонии, которая поможет нам выразить дружеские чувства и благодарность друг другу. Игра проходит следующим образом: один из вас становится в центр, другой подходит к нему, пожимает руку и произносит: «Спасибо за приятное занятие!» Оба остаются в центре, по-прежнему держась за руки. Затем подходит третий участник, берет за свободную руку либо первого, либо второго, пожимает ее и говорит: «Спасибо за приятное занятие!» Таким образом, группа в центре круга постоянно увеличивается. Все держат друг друга за руки. Когда к вашей группе присоединится последний участник, замкните круг и завершите церемонию безмолвным крепким троекратным пожатием рук». 11. Заключительная дискуссия: - Что было важным на занятии? - Что запомнилось? - Какие мысли и чувства вы испытывали? - Какие выводы из занятия можно сделать для себя? Что вы будете использовать? Раздел 5. Сопротивление насилию

Занятие 18. Конструктивные способы сопротивления насилию (часть I)

Цель: Задачи: 1. Рассмотреть виды насилия. 2. Отработать навыки уверенного поведения в ситуации насилия. 1. Упражнение «Встреча». Подросткам предлагается разделиться на две равные группы и встать в два круга затылками друг к другу. По хлопку все начинают двигаться: внутренний круг по часовой стрелке, внешний - против часовой стрелки. По сигналу все останавливаются. Стоящие во внутреннем и внешнем кругах поворачиваются друг к другу, разбиваясь на пары. Участникам дается задание: «Используя ситуации на карточках, поддержать человека, находящегося в трудной ситуации». Ситуации: 1). Человеку предстоит трудный и чрезвычайно важный разговор. 2). Подростка при всем классе незаслуженно отругала учительница. 3). Подросток оказался к компании, где никого не знает. 4). В Ваш класс пришел новенький. 5). Одноклассник получил двойку за диктант. 6). Подруга поссорилась с родителями. 2. Обсуждение: - Как помочь человеку, находящемуся в трудной ситуации 9 3. Дискуссия: - Что такое насилие? - В каких формах оно проявляется? - С какими ситуациями насилия приходится сталкиваться чаще всего? -Что делает человека уязвимым к насилию? - Какие чувства испытывает человек по отношению, к которому применяется насилие? - Как вести себя в ситуациях насилия? - К каким стратегиям поведения прибегают в ситуациях насилия? Внимание подростков обращается на четыре способа поведения в ситуации психологического насилия: нападение (агрессия), приспособле-ние (защита), сотрудничество (компромисс, переговоры), бегство - избе-гание (пассивность). 4. Дискуссионные качели. Участникам предлагается разделиться на две группы, одна группа рассматривает «плюсы» каждого из видов пове-дения, другая «минусы». 5. Упражнение «Острые коммуникации». Подросткам предлагается разбиться на тройки. Каждой тройке дается карточка с конфликтным со-бытием. Двое участников разыгрывают ситуацию, третий играет роль на-блюдателя. Задача наблюдателя оценить поведение конфликтующих сто-рон. Затем участники меняются ролями. Ситуации: 1). Лена пригласила свою близкую подругу Машу на день рождения после небольшой ссоры. Лена передумала и вместо Маши пригласила Юлию, сказав: «Маша, ты такая вредная! Ты всегда делаешь так, чтобы мне было плохо! Не хочу тебя видеть!» 2). Андрей при одноклассниках посмеялся над Никитой: «Ты ма-менькин сынок и размазня, тебе только с девчонками водиться!» 3). Олег пригрозил Сереже: «Бели ты сейчас же не принесешь мне 50 рублей, я тебя изобью». 4). Одноклассники смеются над Сашей: «Ну, ты и нарядился! Ну и вид! А ботинки просто супер!» 5). Мама обещала Свете, купить к новому году платье, но перед са-мым праздником изменила свое решение: «Света, эти деньги мне нужны на другое». 6). Учитель на повышенных гонах отчитывает Витю, за то, что тот опоздал на урок: «Бессовестный! Ты врешь! Это тебе так не пройдет! Иди к завучу и не отвлекай класс от работы!» 6. Обсуждение: - Что чувствовали участники, исполняющие роли подростков, ока-завшихся в трудной ситуации? - Какие модели поведения они использовали? - В чем недостатки каждой модели? - Какие из них оказались наиболее эффективными? 7. Упражнение «Стратегия». Подростки делятся на пары. Каждая па-ра выбирает конфликтную ситуацию. Задача: продемонстрировать уверенное поведение в трудной ситуации. 8. Обсуждение: - Что было сложно? - Что чувствовали? Что не удалось? Внимание подростков обращается на основное правило уверенного поведения - не увиливать, не придумывать «уважительных» причин сво-его поведения, говорить с оппонентом уважительно. 9. Упражнение «Коллекция». Подростки по кругу называют слова и словосочетания, характеризующие уверенное поведение. 10. Релаксация «Поплавок в океане». Вообразите, что вы маленький поплавок в огромном океане... У вас нет цели, компаса, карты, руля, весел... Вы двигаетесь туда, куда несут вас ветер и океанские волны... Большая волна может на некоторое время на-крыть вас, но вы вновь выныриваете на поверхность... Попытайтесь ощу-тить эти толчки и выныривания... Ощутите движение волны, тепла солнца, капли дождя и подушку моря под вами, поддерживающую вас... Посмотрите, какие еще ощущения возникают у вас, когда представляете себя маленьким поплавком в большом океане. Упражнение используется, когда вы почувствуете какое-то напряжение или когда вам необходимо контролировать себя, а вы боитесь, что «выйдите из-под контроля. 11. Заключительная дискуссия: - Что узнали нового? Что понравилось? Что чувствовали?

Занятие 19. Конструктивные способы сопротивления насилию (часть II)

Цель: формировать навыки сопротивления насилию. Задачи: 1. Актуализировать представления о ситуациях насилия, с которыми приходится сталкиваться подросткам. 2. Формировать стремление к разрешению подобных ситуаций с ис-пользованием полученного опыта. 3. Отработать навык оценки эффективности поведения в ситуации насилия. 1. Игра «Перевоплощение». Участники делятся на пары. Один из партнеров изображает с помощью мимики, жестов «aгрессорa», другой «жертву». Затем меняются ролями. 2. Обсуждение: - Какую роль сложнее изображать? Что чувствовали? 3. Упражнение «Трудные ситуации». Подросткам предлагается ано-нимно написать на стандартных листах самые болезненные из пережитых сложных ситуаций. Затем листки сворачиваются и складываются в короб-ку. Психолог достает из коробки по одному листу и зачитывает ситуации. 4. Дискуссия: - Часто ли встречается такая ситуация? - Что могло привести к такой ситуации? Насколько она болезненна? - Как поступить в данной ситуации? - Каковы возможные последствия данной ситуации? - Как избавиться от переживаний по поводу данной ситуации? После разбора и анализа каждой ситуации, все листы складываются в кастрюлю и сжигаются. 5. Упражнение «Если бы я вновь оказался в ситуации...». Подрост-кам предлагается продумать шаги выхода из конфликтной ситуации и на-писать на доске. Страховка. Для того, чтобы наиболее эффективно разрешить ситуа-цию, необходимо: 1). Определить причины возникновения трудной ситуации. 2). Выяснить соответствуют Ваши представления о ситуации пред-ставлениям Вашего оппонента. 3). Определить Вашу роль в ситуации (жертва, агрессор и т. д.). 4). Выяснить возможные последствия данной ситуации для Вас. 5). Рассмотреть альтернативные модели поведения в ситуации, рас-смотреть все «за» и «против». 6). Выбрать наиболее приемлемую стратегию поведения. 6. Релаксация «Маяк». Представьте маленький скалистый остров вдали от континента. На вершине острова - высокий, крепко поставленный маяк. Вообразите себя этим маяком, стоящим на скалистом острове. Ваши стены такие толстые и прочные, что даже сильные ветры, постоянно дующие на острове, не могут покачнуть вас. Из окон вашего верхнего этажа вы днем и ночью, в хоро-шую и плохую погоду посылаете мощный пучок света, служащий ориен-тиром для судов. Помните о той энергетической системе, которая поддер-живает постоянство вашего светового луча, скользящего по океану, преду-преждающего мореплавателей о мелях и являющегося символом безопас-ности для людей на берегу. Теперь постарайтесь ощутить внутренний источник света в себе - света, который никогда не гаснет. 7. Упражнение «Новый сценарий». Участникам предлагается разделиться на пары. Каждой паре дается задание вспомнить одну из рассмот-ренных ранее ситуаций и переписан, негативный сценарий на позитивный. 8. Обсуждение: - Какие были сложности в процессе выполнения упражнения? - Что получилось, что не получилось? Какие чувства испытывали? 9. Заключительная дискуссия: - Что понравилось? - Что вызывало неприятные переживания? Что удалось, что не удалось?

Занятие 20. Завершение работы группы

Цель: обсудить эффективность работы группы. Задачи: 1. Актуализировать навыки общения. 2. Интегрировать опыт, полученный в процессе тренинга. 1. Упражнение «Новогодняя елка». Все участники группы должны выстроить из группы «Новогоднюю елку»: кто-то будет стволом, кто-то ветками, кто-то - игрушками и т.д. Главное, чтобы все члены группы уча-ствовали в постройке, и чтобы каждый был удовлетворен своим местом. После того, как «елка» будет построена, ведущий на некоторое время «замо-раживает» картинку. В этот момент можно сфотографировать группу. 2. Дискуссия по упражнению: - Какие чувствами испытывали при выполнении упражнения? - Как распределялись роли? - Все ли участники были довольны доставшимися ролями? - Какие роли было сложно играть? Почему? 3. Упражнение «Чемодан». Один из участников выходит из комнаты, другие начинают собирать ему «чемодан» в дорогу, складывая положи-тельные качества, которые группа особенно ценит в этом человеке, то, что поможет данному участнику в общении с другими людьми. Но отъезжаю-щему обязательно напоминают, что будет мешать ему в дороге. Затем «отъезжающему» зачитывается весь список. Процедура повторяется до тек пор, пока все участники не получат по «чемодану». 4. Обсуждение: - Понравилось ли содержимое «чемоданов» «отъезжающим? - Что еще вам бы хотелось взять с собой в дорогу? 5. Упражнение «Пожелания». Все участники тренинга берут по аль-бомному листу бумаги, пишут на нем свое имя. Затем передают этот лист своему соседу, который пишет свое пожелание и передает лист дальше. Побывав у каждого участника лист, возвращается к владельцу. 6. Обсуждение упражнения: - Какие пожелания Вам больше всего понравились? - Какие чувства испытывали? 7. Упражнение «Мое будущее». Участникам предлагается закончить предложения: - Мое будущее видится мне... - Я жду... - Я хочу... - Я думаю... - Я планирую... - Мне хочется достичь успеха в... - Для этого мне необходимо... - Главная сложность, с которой я столкнусь... - Преодолеть препятствия мне поможет... 8. Участники в кругу обсуждают свои представления о будущем. 9. Упражнение «Коллаж». Подросткам предлагается вспомнить и на листе ватмана изобразить наиболее интересные и яркие события в группе. 10. Заключительная дискуссия: - Что понравилось? - Чему научились в ходе тренинга? - Какие из приобретенных навыков вам кажутся наиболее важными? - Что будете использовать? 11. Взаимные благодарности. Подросткам дается задание выразить свою благодарность участникам группы: «Я тебе благодарен (а) за...» Учебное пособие

Профилактика и коррекция девиантного поведения подростков в условиях общеобразовательной школы: учебное пособие / О.В. Коповая, А.С. Коповой. – Саратов: Издательский центр «Наука», 2008.

  • Программа профилактики девиантного поведения подростков. (на примере моу сош №3 г. Бугуруслан)

    Программа

    Во все времена общество пыталось подавлять нежелательные формы человеческого поведения. В качестве нежелательных, почти в равной степени оказались гении и злодеи, очень ленивые и сверхтрудолюбивые, нищие и богачи.

  • Психотипологическая изменчивость личности подростков с девиантным поведением в континууме их жизнедеятельности 19. 00. 01 Общая психология, психология личности, история психологии

    Автореферат диссертации

    Защита состоится 29 февраля 2012 г. в 14 часов на заседании объединенного совета ДМ 521.003.02 по присуждению ученых степеней доктора и кандидата психологических наук при Современной гуманитарной академии по адресу: 109029, г.

  • Loading...Loading...