Хотин (еврейская община). Крепость Хотинская: описание, история, легенды Легенды о происхождение

Нравятся ли вам, крепости и замки? Честно сказать раньше, меня не очень привлекали такие экскурсии, но время меняет предпочтения и взгляды на окружающий мир. После маршрута по Западной Украине мы решили, пополнить наш блог, новой рубрикой, которая называется Замки и крепости Украины .

А откроет ее, вошедшая в Семь чудес Украины - впечатляющая крепость Хотин . Ее и сторическое прошлое привлекает огромное количество туристов в Хотин. Ведь это место сто процентов поразить каждого, и останется в памяти на всю жизнь.

Содержание статьи:

Город Хотин

После двух насыщенных дней в Каменец-Подольском мы отправились к знаменитой крепости в городе Хотин, Черновицкой области. Не так давно город отпраздновал свое 1000-летие. Первые воспоминания о нем датируются VI столетием. Становление и наибольшее расширение Хотина было запечатлено во времена Киевской Руси. Но после того как монголо-татары завоевали Русь, роль Хотина, как одного из важнейших форпостов Галицко-Волынского княжества на юго-западе значимо возросла.

Хотинские земли, в связи со своим расположением издавна считались лакомым кусочком для многих, он был центром торговли, поэтому все хотели его отжать. От этого и пошло название Хотин , от слова «хотеть» или «желать». За свое существование его земли входили в десяток княжеств и империй.

Город славится своим историческим прошлым, о котором знаменует Хотинская крепость. На ее территории не редко проводят грандиозные рыцарские турниры, реконструкции самых запоминающихся битв, средневековые фестивали, самым популярным из которых является «Средневековый Хотин».

В Хотинской крепости были сняты множество фильмов таких как: «Тарас Бульба», «Гадюка» «Русалочка», «Захар Беркут», Баллада о доблестном рыцаре Айвенго» и другие.

Становление крепости

Мы подъехали к вратам крепости в 8 утра. Никого почти не было. Огромные зеленые холмы открылись перед нами, вдали виднелись фрагменты окружающих ранее ворот. Всего крепость в Хотине ограждало пять ворот: Бендерские, Ясские, Русские, Подольские и Каменецкие. Это было мощнейшее оборонительное сооружение. Даже удивительно, что все начиналось с невзрачной деревянной постройки, защищавшей от набегов Хотинские земли. Вначале ее окружал земляной вал и глубокий ров, со временем, их заменили высокими мощными стенами, а еще позднее артиллерийскими бастионами.


С годами крепость отстраивалась, крепла и росла. И сейчас стоя возле ее стен, чувствуется необыкновенная мощь и масштабы. Высоченные стены с бойницами и башнями. Стоя рядом, я чувствовала себя маленькой беззащитной букашкой. И если слева крепость защищает пять мощных ворот, то справа ее омывает река Днестр, служащая еще одним щитом, пройти который было не так уж просто.

Много исторических событий связанных с Хотинской крепостью, но самой запоминающейся и исторически значимой была битва польского войска с турками. Это была попытка султана Османа II поставить Польщу на колени, завоевать Украину и ликвидировать казачество. Не смотря на огромную привилегию турецкого войска 300 тыс. воинов против 30 тыс. В течении 40 дней боев Осман II не одержал ни одной победы.

А вы заметили меня на фото?)

В польскую армию, кроме поляков вошли украинцы, литовцы, белорусы, которых объединяла Речь Посполитая, не обошлось и без наемников венгров и немцев. Не смотря на многочисленные потери с обеих сторон, турки, в конце концов, сдались и подписали мирный договор с польскими и казацкими войсками.


По ходу времени владельцы крепости часто менялись. Сооружение реконструировалось и расширялось, ее разрушали и снова отстраивали. Находясь в составе Молдавского княжества, замковый двор расширялся и разделился на две части: для командования и гарнизона. Между ними находится дворец коменданта, который отличается особым оформлением стен и окон, который, мы можем видеть и сейчас. Также на территории крепости есть церковь, колодец и казарма.

Неиссякаемые слезы

Гуляя протоптанными тропинками, спускаясь и поднимаясь по зеленым холмам нельзя не заметить влажное пятно на стене Хотинской крепости . Реалисты могут объяснить это сыростью и впоследствии этого образовавшемуся грибку, а для тех, кто верит в легенды, есть другое объяснение.

По приданию, в том месте замуровали молодую девушку и ее неиссякаемые слезы видно до сих пор. Это жертва духам была принесена для того, чтобы крепость была непобедимой, а воины не имели страха перед врагом.

Памятки на территории Хотинской крепости

На территории Хотинской крепости действует церковь Александра Невского, построена 1835 году Михаилом Кутузовым, для русского гарнизона, охранявшего свои границы поблизости Румынии. А также установлен памятник запорожскому гетману Петру Конашевичу-Сагайдачному, который знаменует о победе над турецким войском в сражении под Хотином в 1621 году. Он сыграл о громное значение в победе над турками.

Многие утверждают, что после насыщенного маршрута завершающие события будут не такими яркими и запоминающимися, я с этим не соглашусь. Не смотря на то, что крепость Хотин была предпоследним местом нашего путешествия, впечатлений после увиденного осталось очень много.

Хотин - маленький городок (11 тыс. жителей) на Днестре, в двух часах пути от Черновцов и всего в получасе от Каменца-Подольского. За Днестром уже начинается Подолье, Хотин виден из села . Более того, расположенный в Черновицкой области Хотин - это не Буковина, а Бессарабия. От турок он был освобожден не в 1775 году Австро-Венгрией, а в 1812 Российской империей, и вплоть до ее распада входил в Бессарабскую губернию. Правда, в 1918-1940 годах Хотин все-таки возвращался в состав Румынии.
Главная достопримечательность Хотина - крепость, с которой по масштабу и зрелищности во всей Западной Украине может сравниться только крепость в Каменце-Подольском. Однако помимо Старой крепости здесь есть еще и обширная Новая крепость (18 век) и неплохой исторический центр румынских времен. Их в первой части и осмотрим.

Стоит иметь в виду, что Хотинская крепость находится почти за городом, в предместьях со стороны Каменца, в то время как автовокзал расположен на въезде со стороны Черновцов. Пешком от автовокзала до крепости идти 30-40 минут, но советую не пренебрегать этой прогулкой.
На улице, ведущей от автовокзала к центру, уже попадаются, вперемежку с хрущовками, дома румынской постройки:

А может быть и не румынской - ведь и советская архитектура не однородна, в каждой ССР было много своих архитектурных нюансов. В любом случае, для россиянина застройка этой улицы непривычна. Стили те же - но "почерк" чужой, и потому колоритный:

В одном месте ВНЕЗАПНО на дороге появился баркас. Точнее, пол-баркаса на фасада какого-то кабака. Причем из настоящего дерева, а не пластика. Опять не ясно - то ли в Буковине вообще не котируется "крутой" дизайн, то ли просто нет на него денег. Как бы то ни было, у меня подобные штуковины вызывают уважение.

Вот опять непонятно - Дом народного творчества. Посмотришь с одной стороны - вроде румынский, с другой - вроде и 1970-е.

Никаких сведений о возрасте этого дома я не нашел, но учитывая, что в Хотине есть и не найденный мной дом Дом культуры (1934) в "брынковянском" стиле, этот видимо всё же советский. Во дворе - симпатичный колодец:

Дальше расположен парк, который можно обойти как слева, так и справа. Улица вдоль центра проходит слева, но я пошел справа, увидел за дереьвьями церковь и повернул к ней. Облик Покровской церкви (1868) сразу выдает, какой державе принадлежал этот город. Причем и в России, и в бывшей Речи Посполитой церкви этого стиля выглядят немного иначе:

Напротив церкви - памятник красноармейцам, а если пройти еще метров 200 - будет и тот самый "брынковянский" ДК. А еще в Хотине есть не сфотографированный мной памятник Хотинскому восстанию (1918) украинцев против Румынии.

Центр уездного Хотина небольшой, но колоритный.

Здесь можно встретить осколки русского уездного города:

Необычные конструктивистские дома румынской эпохи - здесь они почему-то оригинальнее, чем в Черновцах:

Да и не только функционализм:

Советских построек тоже немало:

А такие в уездном Хотине дворы:

Вообще же, старый Хотин был очень многонациональным городом. Например, здешняя еврейская община, будучи одной из крупнейших в Бессарабии, славилась литературными традициями - выходцами из Хотина и соседних Липкан были многие писатели и поэты на языке идиш (Лэйзер-Давид Розенталь, Эйнэх Аккерман, Шопсэ Лернер и другие), признание нашедшие, впрочем, в Киеве, Кишинёве, Черновцах, Нью-Йорке... Помимо традиционных для Западной Украины православных, католиков и иудеев, тут была и крупная старообрядческая община. С виду неприметные дома оказывается на поверку бывшими храмами (как минимум не найденные мной костел и синагога). Вот например явно общественный домик я Троицей на фасаде - видимо, церковь какой-нибудь малочисленной конфессии типа баптистов..

В общем, центр Хотина заслуживает как минимум нескольких отклонений от маршрута, а то и отдельной прогулки. Я проглядел очень много - но в основном потому, что не знал заранее ни о чем, кроме румынского ДК, и ходил практически вслепую.

Однако путь от автовокзала до центра короче, чем от центра до крепости. В какой-то момент домики расступаются, и открывается крутой спуск:

Здесь стоит домик, который я сначала принял за очень удачную румынскую стилизацию - и уже дома узнал, что всё еще круче: это аутентичная турецкая таможня рубежа 17-18 веков! В те времена здесь проходила граница Османской империи и Речи Посполитой. Правда, когда именно эта палата была построена - до 1672 или после 1712 года - судить не берусь. Но османских зданий в Подолии и Буковине уцелели буквально единицы:

Чуть ниже - рынок, окруженный весьма симпатичными павильонами:

За этими домиками - спуск к крепости. Не узнать его трудно - асфальтированная улица, в конце которой хорошо виден флаг. И по пути самое время вспомнить историю Хотина, которая была на удивление бурной даже для этих краев.
Когда Хотин был основан, точно не известно - есть упоминания об основании крепости на этом месте князем Владимиром в 1002 году, но вообще даты отличаются на 200 лет в обе стороны. До 1240 года Хотин принадлежал Галицко-Волынскому княжеству, затем еще около ста лет Золотой Орде (при которой здесь располагалась генуэзская фактория, "филиал" Белгорода-Днестровско го), а с конца 14 века - Молдавии. Впрочем, город регулярно штурмовали поляки и турки, и иногда даже ненадолго его захватывали. Только польско-турецких сражений под Хотином было не менее четырех: в 1621 году Ходкевич и Сагайдачный разбили здесь турецкого султана, не дав его войску пройти дальше (оба легендарных гетмана погибли - Ходкевич в бою, Сагайдачный от ран спустя год), а в 1673 году крепость взял Ян Собесский - это не привело к возвращению захваченного турками годом ранее Подолья, но ознаменовало последний взлет Речи Посполитой, а "Хотинский лев" Собесский через несколько лет разбил турок под Веной.
В 18 веке Хотин несколько раз был занят русскими войсками, в 1812 году - окончательно. И с этого времени началась история Хотина Уездного, который я показал выше, и закончилась история Хотина-крепости, о котором пойдет речь далее.

На площади перед памятником - парковка, музейная касса в отдельном домике (если мимо пройти - могут и не заметить!), несколько кафешек, действующий колодец (оказался единственным местом, где можно помыть руки):

А также вот такая замечательная схема - найдите подвох!

Впереди - бастионы Новой крепости и Днестр далеко-далеко внизу:

А за Днестром - Подолия:

Вход в Новую крепость - через Бенденрские ворота (близ которых был снят и вот этот кадр):

А сразу за воротами вот такой вид - Старая крепость отсюда кажется игрушечной:

Новая крепость построена в 1712-15 годах, когда турки последний раз заняли Буковину и Бессарабию, по проекту французских инженеров, а как известно именно Франция была мировым лидером в строительстве бастионных крепостей. Новая крепость огромна, и ее валы, тянущиеся по холмам, образуют полукруг со Старой крепостью в центре. Самый мощный и хорошо сохранившийся вал у Бендерских ворот:

С него отличные виды - на Старую крепость и гарнизонный собор Александра Невского (1830-32):

С каждой точки крепость и храм образуют неповторимый ракурс:

Перед церковью - бесформенные руины. На самом деле это бывшая гарнизонная мечеть:

Странно осознавать, что этим краям чуждо и то, и другое.

А домик чуть ниже по склону, ныне занятой кафе - бывшая гарнизонная школа:

За оврагом видны валы Новой крепости и Ясские ворота:

За которыми просматривается Никольская церковь, построенная в конце 19 века, вероятно на фундаменте древнерусской базилики. Характерная трехконховая планировка в наличии:

Дорога ведет к Старой крепости, которую и осмотрим в следующей части:

ПОДОЛИЯ и БУКОВИНА-2010

Сегодня Хотин – это небольшой провинциальный город с населением чуть более 10 тысяч человек, а царящие здесь тишина и спокойствие могут произвести впечатление, что так тут было всегда. Однако такое впечатление будет ложным. Хотин – древнейший украинский город, в котором на протяжении тысячелетней истории вершились важнейшие события, навсегда оставившие свой след не только в судьбе города, но и в судьбе всей страны.

Хотин называют иллюстрацией свободолюбия украинцев, колыбелью национальных героев. Расположенный на важном торговом пути пограничный город, судьбоносно получивший название, означающее «желанный», не раз пытались завоевать и неоднократно подчиняли чужеземцы, но всякий раз жители города и окрестных деревень присоединялись к встававшим на его защиту войскам и бились за свою свободу не на жизнь, а на смерть.

Когда началась история Хотина, точно не известно. Скалистую возвышенность на правом берегу Днестра люди облюбовали еще в медном веке, во II веке нашей эры здесь поселились древние славяне, но прародителем современного города считается поселение, возникшее в VII веке. Среди свидетельств докиевского периода развития Хотина - найденные печи-каменки и полуземлянки, в которых жили первые хотинчане.

Как город Хотин впервые упоминается в X веке, когда князь Владимир Великий подчинил земли от Карпат до Днестра Киевскому княжеству и на юге и западе своего государства стал создавать систему пограничных укреплений. Датой основания города считается 22 сентября 1002 года, таким образом, в 2002 году Хотин отметил свое тысячелетие! Тогда же – в начале XI века была возведена и первая Хотинская крепость из дерева.

Основанный на важном торговом пути у удобной переправы через Днестр Хотин быстро расцвел, здесь развивались ремесло и торговля. После Киевского город входил в состав Галицкого, затем Галицко-Волынского княжеств, и это время было самым спокойным в его истории. Будто чувствовавший грядущие испытания князь Данила Галицкий в середине XIII века возводит на месте деревянной крепости замок и укрепления из камня. Также в это время была построена первая городская церковь – Николаевская или Красная, сохранившаяся до нашего времени в периметре крепости.

С XIV века ставший крупным торгово-ремесленным центром Хотин превращается в объект пристального внимания всех пограничных государств, каждое из которых стремится его захватить. С середины XIV до начала XIX века город по нескольку раз побывал в составе многих королевств, княжеств и империй: Венгрии, Молдавии, Турции, Польши, России. Не раз он переходил из одних рук в другие, с Хотином связаны несколько масштабных военных столкновений.

Так, поворотным событием в истории северной, южной и восточной Европы, долгое время бывшей под гнетом турецких завоевателей, стала Хотинская битва 1621 года, когда украино-польская армия победила превосходящую ее в несколько раз по количеству воинов 120-тысячную турецкую армию. Тогда планы турок на Хотин как на опору для дальнейшего завоевания страны были разрушены, как и надежды насадить турецкое иго в других европейских государствах. На месте битвы вблизи Хотинской крепости в 1991 году был возведен памятник гетману Петру Сайдагачному – одна из самых необычных достопримечательностей города работы скульптора В. Гамаля.

Хотинская битва – лишь одна из многих, случившихся под стенами крепости. Многовековой период, когда город и его окрестности становились местом последнего проявления храбрости для тысяч воинов, завершился только в 1812 году, когда Хотин вошел в состав Российской Империи.

С присоединением к России торговое значение города увеличилось, он стал важным речным портом, а крепость в 1856 году была упразднена. XIX век стал временем строительства современного Хотина на западе от Старого города. Хотя тогда же новое сооружение появилось и в Старом Хотине – церковь Александра Невского 1832 года архитектора Штауберта. И сегодня однокупольная каменная церковь, красивейший образец архитектурного стиля русского классицизма вместе с возведенной в 1868 году Свято-Покровской церковью – главные культовые достопримечательности города. Привлекают внимание туристов и старообрядческая церковь и каменное здание таможни XVII века.

Удивить своих гостей Хотин может не только древней крепостью, в которой было снято более 50-ти фильмов, среди которых «Тарас Бульба» 2009 года, «Баллада о доблестном рыцаре Айвенго», «Три мушкетера». В новом Хотине, представляющем собой малоэтажную постройку, сохранилось множество зданий XIX века, о романтическом прошлом напоминают настоящие колодцы, которые можно встретить повсюду, о вершившихся здесь событиях - многочисленные памятники.

Безусловно, туристов в город привлекает слава такой знаменитой достопримечательности Украины как историко-культурный заповедник «Хотинская крепость», однако вернуться сюда вновь и вновь заставляет не только старинная крепость, но и удивительная атмосфера города, его самобытность и красота, которые, возможно, объясняются тем, что его жители, наконец, обрели столь долгожданную свободу.

Хотин, 2015

Черновицкая область

Хотын как отдельный город появился на рубеже 10-11 веков в Киевской Руси. Входил в состав Галицкого княжества, потом Галицко-Волынского, а с XIV века периодически становился территорией Молдавии, Турции, Польши и России.

Хотин был важной крепостью и торговым пунктом на пути из Польши в Турцию, поэтому еврейские купцы в городе бывали часто. Первое упоминание о евреях в Хотине встречается в письме молдавского господаря Стефана Маре князю Александру Литовскому, написанном в 1497 году.

Построенный турками замок стал самой мощной фортификацией в регионе. Сегодня это одна из главных туристических достопримечательностей Украины. Здесь снимались такие кинофильмы, как «Захар Беркут», «Баллада о доблестном рыцаре Айвенго», «Д’Артаньян и три мушкетера», «Черная стрела», «Стрелы Робин Гуда», «Тарас Бульба».

В 17 веке здесь уже существовала караимская община. Во время восстания Богдана Хмельницкого казаки захватили город, который пребывал в то время под властью Польши. Есть сведения о том, что караимы пострадали в то время от погромов.

Первые же официальные сведения о еврейской общине датируются 1741 годом. В налоговых документах вассального туркам Молдавского княжества за 1766 год содержится множество сведений о евреях-налогоплательщиках. Например, указывается, что человек по имени Дов из города Облучица (турецкое название Хотина) в качестве налога внес четыре больших пакета хлопка. В январе 1766 года еврей по прозвищу «Странник» внес шесть мешков кофе, кувшин с духами и обивочные материалы.

В 1756 году в Хотине пытался найти убежище Яков Франк, объявивший себя Мессией. Хотин в то время был пограничной османской крепостью, и связь между польскими евреями и местными была достаточно крепкой. Вскоре под влиянием «польских» раввинов гонения на сектантов начались и в Хотине. После многочисленных жалоб турецкие власти депортировали Франка обратно на территорию Польши, и в июле 1759 года он поселился во Львове.

В 1808 году численность общины уже составляла 340 семей, которым принадлежали 216 домовладений, действовала синагога. Основным занятием евреев была торговля и аренда небольших предприятий - мельниц, маслобоен и др.

После того, как Бессарабия вошла в состав Российской империи, все ее население было освобождено от рекрутской повинности, что касалось также и евреев. Естественно, это способствовало притоку еврейского населения из других областей империи. В 1847 году в Хотине уже проживало 1067 еврейских семей, к концу 1860-х общее количество евреев достигло 7 тысяч. В городе открылось казенное еврейское училище, частная еврейская женская школа, еврейская больница. В 1861 году было возведено новое здание Большой синагоги.

В Хотине было 2 района, в которых компактно проживали евреи. В нижней части у реки располагался район бедноты. Дома здесь стояли настолько тесно, что по их крышам, по рассказам, можно было обойти весь Старый город. Местные обитатели иронично называли свой район «предвкушением Стамбула».

В Верхнем городе жили люди побогаче: купцы, владельцы крупной недвижимости и предприятий. Абрам Пейсах и Лейб Миллер владели винокуренным заводом, Шая-Сруль-Лейб Штефанеско - лесопильным, Борух Фельдман и Абрам-Мойше Шейнберг - табачными. Все 4 пивоваренных также принадлежали еврейским собственникам: Лейбу Бухарестскому, Срулю Вайнбойму, Мордко Костанчи и Суре Бронштейн. Меер Ландвигер владел единственной типографией. На всех этих предприятиях нашли работу десятки евреев.
Крупные и средние торговцы практиковали «выездную» торговлю: в базарные дни на телегах выезжали со своим товаром в близлежащие деревни. В самом городе им в 1902 году принадлежали 5 из 6 бакалейных лавок, все 5 мануфактурных, обе яичные. Хозяином единственной гостиницы был Шулим Шапельман, часовой мастерской - Файвиш-Мошко Шнайдерман.

Кроме собственно города, в Хотинском уезде также несколько предприятий имели еврейских владельцев: гипсовая и мебельная фабрики, одна из 6 мельниц, спиртоочистительный завод. В еврейских руках сосредоточилась и практически вся мелкая торговля.

В городе действовали еврейская больница, дом престарелых, благотворительное общество «Вечный свет», которое субсидировала местная Хевра Кадиша, еврейский банк. Была Талмуд-тора и школа для девочек, которую в 1872 году посещали 50 учениц. Многие еврейские дети ходили в общую государственную школу. В 1898 году власти открыли общую школу, которая изначально предназначалась только для детей-христиан. Представители еврейской общины направили в городскую администрацию письмо с просьбой разрешить посещение этой школы и еврейским детям. Просьба была удовлетворена, и в школу поступили 52 еврейских ученика (из 101 всего). Каждое лето община при поддержке Джойнта организовывала лагеря для детей из малообеспеченный семей.
В начале 20 века благотворительное общество «Вечный свет» построило новое здание в центре города. В нем разместились синагога, школа, библиотека, концертный зал. Ученикам из бедных семей одежду и учебники выдавали бесплатно.

В 1910 году в Хотине проживало 9132 еврея - 43,2% всего населения города.

В 1917 году в городе была официально образована светская еврейская община, ставшая первой такого рода в Бессарабии.

В 1918 году Хотин попадает под власть Румынии. Экономическое положение евреев ухудшилось еще сильнее, поскольку основные торговые связи были налажены с другими регионами Российской империи, в основном, с Подольем. После того, как Бессарабия и Подолье оказались разделены государственной границей Румынии и СССР, эти связи практически полностью были оборваны.
В румынский период в Хотине открылась школа Тарбут с преподаванием на иврите, и публичная библиотека имени Хаима Нахмана Бялика - одна из лучших библиотек в Бессарабии. Председателем еврейской общины стал Михаэль Шор, бывший членом румынского парламента.

В 1925 году в Хотине поселился цадик Мордехай Исраэль Тверской, представитель известной чернобыльской хасидской династии.
В 1930 году еврейское население Хотина насчитывало 5785 человек.

В 1940 году Хотин заняли советские войска. Началась конфискация частной собственности, все евреи потеряли свой бизнес.
В ночь на 13 июля началась масштабная облава на «врагов народа». В их число были включены те, кто имел отношение к румынским политическим партиям (кроме, естественно, коммунистов), правительственные чиновники, зажиточные граждане, журналисты, а также сионистские активисты. К каждой такой семье ночью приходила группа из 3 человек, в составе которой были член Коммунистической партии (часто еврей), и милиционер или солдат. «Врагам» было приказано быстро одеться, взять еду из расчета на 3 дня и сдать ключи и документы. Грузовиками их доставляли в отделение милиции, а утром вывезли на железнодорожную станцию Нова Сулица. Продержав людей сутки в товарных вагонах, их разделили на две группы. В первую вошли все сионисты, политики и бывшие правительственные чиновники. Их отправили в специальный лагерь, большинство впоследствии погибло. Оставшиеся были депортированы в Сибирь.

Постепенно все банки, магазины, общинные учреждения и синагоги были закрыты. Особым гонениям подверглись сионистские организации. Был создан специальный комитет, который потребовал вернуть все финансирование, выделенное еврейской общиной для сионистских организаций за последние несколько лет - 126 000 лей. Сумма была выплачена несколькими семьями в надежде, что это убережет их от депортации.

В июне 1941 года началась война между Германией и Советским Союзом. Молодежь была призвана в Красную Армию. Хотин с первых дней стал объектом немецких бомбардировок, в ходе которых еврейский квартал был полностью уничтожен. Многие евреи пытались эвакуироваться вглубь СССР, но единственный мост через Днестр охранялся красноармейцами, которые никого не пропускали. Город наполнился беженцами из Буковины и Северной Бессарабии. Часть евреев сумела перейти Днестр по временному мосту в расположенном рядом с Хотином селе Атаки. Они направились в Каменец-Подольский, но дальше продвинуться не смогли из-за противодействия советских властей. Практически все они впоследствии были убиты нацистами.

7 июля 1941 года Хотин заняли румынские войска. Около 50 евреев были убиты сразу. Остальных разместили в уцелевших домах - по 5-10 семей в каждом. Некоторые прятались в подвалах или у знакомых-христиан в разных частях города и в окружающих селах.

Вскоре все еврейское население города собрали для регистрации в помещении бывшей гимназии, где их продержали несколько дней без еды и воды. Каждую ночь солдаты забирали из помещения молодых девушек; назад они больше не возвращались. Затем было отобрано около двух тысяч человек еврейской интеллигенции - учителя, юристы, врачи, раввины, шойхеты. Многие, не относившиеся к этим категориям, также пытались попасть в отобранную группу в надежде, что им предоставят более легкую работу. Через два часа после отбора всех их вывели на еврейское кладбище и расстреляли. Среди убитых был и цадик Мордехай Тверской и его сын Аарон.

В ночь с 7 на 8 июля айнзатцкоманда вывезла за город и расстреляла 150 «евреев-коммунистов». Еще около 180 евреев из скрывавшихся в городе были найдены или выданы местными жителями, их также расстреляли.
Оставшиеся евреи были направлены на принудительные работы: уборка улиц, разбор завалов, ремонт, доставка пиломатериалов для строительства моста.
1 августа 1941 года ночью всех евреев вывели на центральную площадь, разместили на телегах и вывезли в город Сокиряны, где был устроен лагерь для евреев хотинского района. По дороге около 500 человек было убито, до места назначения добралось приблизительно 3 800 евреев. Осенью все заключенные из Сокирян были депортированы в лагеря Транснистрии.

В сентябре 1941 года в Хотине оставалось 559 евреев, которые проживали в открытом гетто. В течении месяца их также депортировали в Транснистрию. По специальному распоряжению губернатора, в городе оставили 20 семей «специалистов».
Из всех депортированных выжили только около 300 человек.

С 10 по 11 век город являлся частью Киевской Руси, в 12 веке перешёл в собственность Галицко-Волынского княжества. Начиная с 14 века поселение переходит из рук в руки вначале молдавского господаря, затем Генуи, турков и Речи Посполитой.

Поздней весной 1600 года господарь Молдовы Мовила вместе со своей семьёй вынужден был скрываться в Хотинском замке после нападения правителя Трансильвании и Валахии - Михая Храброго. В те времена Хотин был под властью Речи Посполитой. В 1621 году под Хотиным произошла грандиозная битва между турками и польским войском. В результате ожесточённых боёв армия Османской империи потерпела поражение. На этом закончилось её завоевание земель Европы на данном периоде.

В 1699 году Хотин по результатам мирного договора перешёл во владение Молдавского княжества. По итогам разразившейся северной войны в 1713 году Хотин завоёвывают турки, во власти которой город будет находится почти век. После нескольких русско-турецких войн в 1812 году Хотин переходит во владение Российского государства и становится частью Бессарабской области, в последствии губернии. Зимой 1919 года в городе разразилось восстание против румын. Летом 1940 года Хотин в результате присоединения Бессарабии к Советскому Союзу становится небольшим районным центром украинской советской республики.

Достопримечательности

К достопримечательностям города относятся княжеский дворец, возведённый в 15 веке, часовня, датируемая 15 веком и Хотинская крепость, построенная в 13-15 веках. В настоящее время крепость является музейным комплексом, в который входят: дворец коменданта, церковь, четыре оборонительные башни. В здании церкви до сих пор сохранились отдельные элементы росписи, датируемые 16 веком. Именно на территории величественной и мощной крепости снимались некоторые исторические фильмы. Среди них самыми известными являются «Баллада о доблестном рыцаре Айвенго», «Стрелы Робин Гуда», «Тарас Бульба» и другие.

Loading...Loading...