Что такое роман? Роман (литературный жанр) Первый роман в истории литературы.

Обратимся к одному из основоположников русской литературной критики - В.Г.Белинскому, писавшему еще в первой половине XIX века: "… теперь наша литература превратилась в роман и повесть (…) Какие книги больше всего читаются и раскупаются? Романы и повести. (…) Какие книги пишут все наши литераторы, призванные и непризванные (…)? Романы и повести. (…) в каких книгах излагается и жизнь человеческая, и правила нравственности, и философические системы, и, словом, все науки? В романах и повестях".

XIX век называют "золотым веком русского романа": А.Пушкин и Ф.Достоевский, Н.Гоголь и И.Тургенев, Л.Толстой и Н.Лесков, А.Герцен и М.Салтыков-Щедрин, Н.Чернышевский и А.К.Толстой плодотворно работали в этом крупном виде эпики. Даже А.Чехов мечтал написать роман о любви…

Роман, в отличие от рассказа и повести, можно назвать "экстенсивным" видом литературы, так как он требует широкого охвата художественного материала.

Для романа характерны следующие признаки:

  • разветвленность сюжета, множественность сюжетных линий; нередко центральные герои романа имеют "свои" сюжетные линии, автор подробно рассказывает их историю (история Обломова, история Штольца, история Ольги Ильинской, история Агафьи Матвеены в романе Гончарова "Обломов");
  • многообразие персонажей (по возрасту, социальным группам, характерам, типам, взглядам и т.д.);
  • глобальность тематики и проблематики;
  • большой охват художественного времени (действие "Войны и мира" Л.Толстого укладывается в полтора десятилетия);
  • проработанный исторический фон, соотнесенность судеб героев с особенностями эпохи и т.д.

Конец XIX века несколько ослабил интерес писателей к крупным эпическим формам, на первый план выдвинулись малые жанры - рассказ и повесть. Но с 20-х годов ХХ века роман снова стал актуален: А.Толстой пишет "Хождение по мукам" и "Петра I", А.Фадеев - "Разгром", И.Бабель - "Конармию", М.Шолохов - "Тихий Дон" и "Поднятую целину", Н.Островский - "Рожденные революцией" и "Как закалялась сталь", М.Булгаков - "Белую гвардию" и "Мастера и Маргариту"…

Различают множество разновидностей (жанров) романа : исторический, фантастический, готический (или роман ужасов), психологический, философский, социальный, роман нравов (или бытописательный роман), роман-утопию или -антиутопию, роман-притчу, роман-анекдот, авантюрный (или приключенческий) роман, детективный роман и т.д. К особому жанру можно отнести идеологический роман, в котором главной задачей автора является донести до читателя определенную идеологию, систему взглядов на то, каким должно быть общество. Идеологическими можно считать романы Н.Чернышевского "Что делать?", М.Горького "Мать", Н.Островского "Как закалялась сталь", М.Шолохова "Поднятая целина" и т.п.

  • Исторический роман интересуется крупными, переломными историческими событиями и обусловливает судьбу человека в ту или иную эпоху особенностями изображаемого времени;
  • фантастический роман рассказывает о фантастических событиях, выходящих за рамки привычного материального, научно познанного человеком мира;
  • психологический роман рассказывает об особенностях и мотивах поведения человека в определенных обстоятельствах, о проявлении внутренних свойств и качеств человеческой натуры, о личностных, индивидуальных особенностях человека, нередко рассматривая при этом различные психологические типы людей;
  • философский роман раскрывает систему философских представлений писателя о мире и человеке;
  • социальный роман постигает законы организации общества, изучает влияние этих законов на человеческие судьбы; изображает состояние отдельных социальных групп и художественно его объясняет;
  • роман нравов или бытописательный роман изображает бытовую сторону существования человека, особенности его повседневной жизни, отражает его привычки, моральные нормы, возможно, какие-то этнографические подробности;
  • в центре авантюрного романа, естественно, приключения героя; при этом особенности характеров персонажей, историческая правда и исторические подробности не всегда интересны автору и зачастую находятся на втором, а то и на третьем плане;
  • роман-утопия изображает прекрасное будущее человека или идеальное устройство государства, с точки зрения автора; роман-антиутопия же, наоборот, рисует мир и общество такими, какими, по мнению автора, они не должны быть, но могут стать по вине человека.
  • Крупнейшим эпическим жанром является роман-эпопея , в котором каждый из перечисленных выше признаков глобально развит и разработан писателем; эпопея создает широкое полотно человеческого бытия. Эпопее обычно недостаточно одной человеческой судьбы, она интересуется историями целых семей, династий в длительном временном контексте, на широком историческом фоне, делая человека важной частью огромного и вечного мира.

Все эти жанры романа - кроме, пожалуй, готического, или романа ужасов, не прижившегося в России, - широко представлены в русской литературе XIX - ХХ веков.

Каждая эпоха предпочитает определенные жанры романа. Так русская литература 2-й половины XIХ века отдавала предпочтение реалистическому роману социально-философского и бытописательного содержания. ХХ век требовал разнообразия романного содержания, и все жанры романа получили в это время мощное развитие.

Слово "роман", пришедшее к нам из французского языка, имеет несколько значений. Наверняка каждый из нас когда-либо покупал роман в книжном магазине или слышал, что у кого-то завязался роман.

Рассмотрим подробнее значения этого слова.

Роман как литературный жанр

Роман - это литературоведческий термин, означающий один из эпических жанров (наряду с рассказом, повестью, новеллой).

Изначально под романом подразумевались только те произведения, которые были написаны на живом романском языке, в отличие от духовных канонических или научных произведений, написанных по-латински. Романские повести и рассказы с "легкими" сюжетами распространялись в кругах простых людей, не знающих латыни. Позже прилагательное "романский" приобрело самостоятельное значение. Так возник этот жанр повествовательных произведений на любом языке.

В современном значении под романом понимается вымышленная (или основанная на реальных событиях, но с долей вымысла) история с цельным сюжетом, развернуто описывающая картину жизни и охватывающая судьбы, как правило, нескольких действующих лиц.

Роман может быть психологическим, бытоописательным, приключенческим. Написан он может быть как в прозе, так и в стихах (вспомним роман в стихах Пушкина "Евгений Онегин").

Если вы заинтересовались этим литературным жанром всерьез и подумываете над тем, как создать собственное произведение в этом жанре, обратитесь к статье .

А о литературном течении, имеющем созвучное название, вы узнаете в статье .

Роман в значении любовных отношений

Если вы услышали, что у мужчины и женщины завязался роман, то это значит, что они влюблены друг в друга и вступили в любовные отношения. Иногда слово в этом значении имеет ироническую окраску и предполагает, что такая любовная интрижка продлится недолго.

"Роман - литературный жанр, как правило, прозаический, который предполагает развернутое повествование о жизни и развитии личности главного героя (героев) в кризисный, нестандартный период его жизни https:// ru.m.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%BE%D0%BC% D0%B0%D0%BD ".

Название термина возникло в середине XII века вместе с жанром рыцарского романа в противопоставление латинским произведениям. Изначально термин "роман" использовался только для стихотворных произведений. Свое название этот жанр сохраняет и в XIII веке, но уже для прозаического рыцарского романа.

Бытует точка зрения, что роман Нового времени как жанр возникает вследствие соединения различных эпизодов, которые ранее было принято считать новеллами. Например, "Декамерон" Бокаччо, известный как сборник новелл, постепенно развивал сюжетную линию и композиционную структуру, тем самым увеличивая повествование в объеме и усложняя в фабуле. "При более тесном сближении новелл цикл может превратиться в единое художественное произведение - роман. На пороге между циклом и единым романом находится "Герой нашего времени" Лермонтова, где все новеллы объединены общностью героя, но в то же время не теряют своего самостоятельного интереса Томашевский Б.В. Жанры повествовательные. Прозаическое повествование // Теория литературы. Поэтика. -1931. - С 41. ". Плутовской роман возникает как трансформация от рыцарского, однако нет никаких реальных оснований полагать, что сборник новелл является переходной к ним формой. Тем не менее, выдержав множество изменений как в своей структуре, так и в смысловой нагрузке, роман как жанр художественной литературы дошел до наших дней, но все еще продолжает развиваться.

Перейдем к основным видам романа. "Предлагаемая классификация не претендует на полноту, которой трудно достигнуть, имея дело с таким жанром… Она позволяет объединить при сравнении некоторые романы, чтобы привлечь внимание к чертам сходства. В отличие от античного эпоса, средневекового рыцарского романа или, скажем, элегии, роман всегда был в постоянном конфликте с существующими литературными условностями. Все время меняя способы повествования, роман заимствовал элементы стиля у драмы, журналистики, массовой культуры и кино, никогда, однако, не утрачивая традицию репортажа, идущую из XVII века http:// litkniga.ru/ viewpage. php?page_id=30".

1) Повествование социального романа иллюстрирует варианты поведения, принятого в различных слоях общества. Как правило, описывается конфликт между представителями различных социальных классов, их убеждений и мировоззрений.

2) Нравописательный роман сосредоточен на мельчайших деталях и стандартах человеческого поведения (напр. Джейн Остин "Гордость и предубеждение"). Это, своего рода, тщательное расследование причин возникновения людских пороков с целью их искоренить, высмеять. В романах данного вида может быть изображено общество наркоманов, алкоголиков и людей из низких слоев. Нравописательный роман имеет непосредственное отношение к сатире.

3) В психологическом романе (напр. Стендаль "Красное и черное") акцент делается на внутреннем мире героя. Обилие монологов, символизм, поток сознания являются основными чертами данного вида. Существуют две формы психологического романа данного вида - детализированный портрет (изучению подлежит романный герой, находящийся в переломном, кризисном моменте жизни) и роман воспитания (протагонист Гланый герой, главное действующее лицо. изучает окружающий мир, страдает от его несовершенства, но под конец разрешает проблемы или начинает на них по-другому смотреть; в романах данной формы ощутим позитивный настрой ибо преследуемая героем цель является духовным ростом).

4) Культурно-исторический роман проявляется в интересе к нескольким поколениям, социуму, главный мотив - раскрытие принципов и характеристик поведения людей. Герой романа данного вида познает механизм социального продвижения и свое место в общем устройстве мира. Для исследования общества часто используется повествование истории из жизни одной или нескольких семей, подверженных изменению и пересмотру своих принципов и находящихся в конфликтной ситуации (Л.Н. Толстой "Война и мир").

5) В романе идей главное место занимают теории, мнения, умозаключения по отношению к обществу и окружающему миру. Основным отличием данного вида романа от психологического является то, что его герои изображены как носители интеллектуальных теорий (Ф.М. Достоевский "Братья Карамазовы"). Роман идей также называют "философским" романом.

6) Приключенческий роман, роман с интригой, роман поисков предусматривает осложненную сюжетную линию. События, описанные в романе, сменяются быстро, каждый эпизод - яркая картинка, интриги и приключения. На пути главного героя к поставленной цели ждут испытания, унижения, результатом которых будет либо достижение цели и исполнение желаний, либо неудача и разочарование (Ф.С. Фитцжералд "Великий Гэтсби").

7) Экспериментальный роман зачастую с трудом поддается чтению, ибо его основной чертой является осознанное использование автором различных литературных техник - разрушение сюжетного повествования, необычность фабулы, которую можно счесть как полное ее отсутствие, недосказанность, фрагментарность, неясность (Ф.М. Достоевский "Записки из подполья"). Игра слов также приветствуется - с ее использованием автор забавляет читателя, а иногда и заставляет додумывать смысл написанного.

Роман будет популярен во все времена ввиду своей масштабности и актуальности проблем. И не важно, в каком году или веке он создан, описанные в нем темы будут интересовать и волновать читателей. Через роман мы познаем окружающий мир, общество и его механизмы, мотивы и причины тех или иных поступков и зачастую находим ответы на собственные вопросы, тем самым познавая и развивая себя.

Переходя к вопросу о классификации романов, отмечу, как и по отношению ко всем жанрам, что реальная классификация их есть результат скрещивающихся исторических факторов и производится сразу по нескольким признакам. Так, если взять за основной признак систему рассказывания, то мы можем получить такие классы: 1) отвлеченное рассказывание, 2) роман-дневник, 3) роман - найденная рукопись (см. романы Райдера Хаггардта), 4) роман - рассказ героя («Манон Леско» аббата Прево), 5) роман эпистолярный (запись в письмах героев - излюбленная форма конца XIX и начала XX вв. - романы Руссо, Ричардсона, у нас - «Бедные люди» Достоевского).

Из этих форм, пожалуй, только эпистолярная форма мотивирует выделение в особый класс романов этого рода, так как условия эпистолярной формы создают совершенно особые приемы в развитии сюжета и обработке тематики (стесненные формы для развития фабулы, так как переписка происходит между людьми, не живущими вместе, или же живущими в исключительных условиях, допускающих возможность переписки, свободная форма для внедрения внелитературного материала, так как форма письма позволяет вводить в роман целые трактаты).

Постараюсь наметить лишь некоторые формы романа.

1) Роман авантюрный - типично для него сгущение приключений героя и постоянные его переходы от опасностей, грозящих гибелью, к спасению. (См. романы Дюма-отца, Гюстава Эмара, Майи-Рида, особенно «Рокамболь» Понсон дю Терайля).

2) Роман исторический, представленный романами Вальтера Скотта, а у нас в России - романами Загоскина, Лажечникова, Алексея Толстого и др. Исторический роман отличается от авантюрного признаками иного порядка (в одном - признак развития фабулы, в другом - признак тематической обстановки), и поэтому оба рода не исключают друг друга. Роман Дюма-отца можно одновременно назвать и историческим, и авантюрным.

3) Психологический роман, обычно из современного быта (во Франции - Бальзак, Стендаль). К этому жанру примыкает обычный роман XIX в. с любовной интригой, обилием общественно-описательного материала и т.п., который группируется по школам: английский роман (Диккенса), французский роман (Флобера - «Мадам Бовари», романы Мопассана); особо следует выделить натуралистический роман школы Золя и т.д. Для подобных романов характерна адюльтерная интрига (тема супружеской неверности). К этому же типу тяготеют коренящийся в моралистическом романе XVIII в. семейный роман, обычный «роман-фельетон», печатающийся в немецких и английских «Магазинах» - ежемесячных журналах для «семейного чтения» (так называемый «мещанский роман»), «бытовой роман», «бульварный роман» и т.д.

4) Пародический и сатирический роман, приобретавший в разные эпохи разные формы. К этому типу принадлежит «Комический роман» Скаррона (XVII в.), «Жизнь и приключения Тристрама Шенди» Стерна, создавший в прозаической форме особое течение «стернианство» (начало XIX в.), к такому же типу можно отнести некоторые романы Лескова («Соборяне») и т.п.

5) Роман фантастический (например, «Упырь» Ал. Толстого, «Огненный ангел» Брюсова), к которому примыкает форма утопического и популярно-научного романа (Уэллс, Жюль Берн, Рони-старший, современные романы-утопии). Романы эти отличаются остротой фабулы и обилием внелитературного тематизма; часто развиваются по типу авантюрного романа (см. «Мы» Евг. Замятина). Сюда же можно отнести романы, описывающие первобытную культуру человека (например, «Вамирэх», «Ксипехюзы» Рони-старшего).

6) Роман публицистический (Чернышевского).

7) В качестве особого класса следует выдвинуть бессюжетный роман, признаком которого является крайняя ослаблен-ность (а иногда и отсутствие) фабулы, легкая перестановка частей без ощутимого сюжетного изменения и т.п. К этому жанру можно было бы отнести вообще всякую большую художественно-описательную форму связных «очерков», например «путевые записки» (Карамзина, Гончарова, Станюковича). В современной литературе к этой форме приближаются «романы-автобиографии», «романы-дневники» и т.д. (ср. Аксаковские «Детские годы Багрова-внука») - через Андрея Белого и Б. Пильняка такая «беспланная» (в смысле фабульного оформления) форма за последнее время получила некоторое распространение.

Этот весьма неполный и несовершенный перечень частных романических форм может быть развернут только в плоскости историко-литературной. Признаки жанра возникают в эволюции формы, скрещиваются, борются между собой, отмирают и т.д. Только в пределах одной эпохи можно дать точную классификацию произведений по школам, жанрам и направлениям.

Томашевский Б.В. Теория литературы. Поэтика — М., 1999 г.

Наиболее распространенный в XVIII-XX веках, большой по объему, сложный по строению эпическое произведение, в котором широко охвачены жизненные события, глубоко раскрывается история формирования характеров многих персонажей.


1. Характерные особенности романа

Главными структурными элементами романа рассказ и творений ней воображаемый мир в пространстве и времени, населенный персонажами, наполненный событиями, заключенным в сюжет . Кроме рассказа (изложение от первого лица) или рассказы (изложение от третьего лица), романа свойственна прямая речь персонажей (в виде диалогов, монологов), описания, авторские отступления. В зависимости от разновидности романа, авторского стиля или творческой манеры писателя соотношение между ними разнообразные - от преимущества повествования (рассказы), что характерно для классического романа, в преимущества описания, диалога или монолога (внутреннего монолога в психологическом романе, описания в документальном романе).
Рассказчик в своей классической форме, сложившейся реалистическим романом, - авторитарный создатель воображаемого мира, который верховодит образами, формирует их, замыкает в крепких, окончательных рамках своей интерпретации и оценки. Роману 20 ст. присущ другой тип рассказчика: рассказчик вступает в "диалогические отношения с чужими сознаниями", другие сознания являются равноправными по нему. У такого романа есть своя традиция - от Ф. Рабле , Сервантеса , Х.-Я.-К. Гриммельсгаузена . Но особенно отчетливо она обнаружена в психологическом романе "Братья Карамазовы" Достоевского . В Украинской литературе элементы диалогичности, полифонии имеющиеся в "Пути-дороги" И. Франко .
Рассказ определяет и сюжетную схему романа: от простейшей, эпизодической, которую чаще наблюдаем в повести , рассказе , к сложной, развернутой, присущей произведению с многолинейных сюжетом. Если в романе 18 - ст. сюжет, как правило, соответствует хронологическому и логическому развертыванию событий, то в 20 в. он нарушен причинно-временной последовательностью, поскольку автор смещает хронологический и логический ход событий. Связанные идейным замыслом, сюжетом, персонажами, романы образуют дилогии, тетралогии и циклы.


2. История жанра романа

2.1. Предыстория

Роман, как повествовательный прозаическое произведение, знала и античная литература (Лонг , Харитон , Гелиодор в древнегреческой и Петроний, Апулей в древнеримской), и древние восточные литературы, однако в литературоведении принято отделять эти литературные формы от современного романа.

2.2. Зарождение романа

В своей современной форме роман начал зарождаться в середине веке на волне устремлений ознакомить европейское общество (прежде французское) с античными мифами , произведениями античных авторов. Так появляются первые романы: "Роман об Александре", "Роман о Фивы" , "Роман о Трою" , "Роман о Энея" - компиляции , перепевы античных авторов. Тогда романом называли повествовательный произведение, написанное какойнибудь из романских языков (не латинском). В Средние века также возникают рыцарские романы (куртуазные, а также цикл артуровских романов Кретьена де Труа). Эти произведения были поэтическими и все еще сильно отличались от романа в его современном виде, поэтому некоторыми исследователями принято рассматривать эти жанры вместе с античным романом, отдельно от современного.


3. Классификация романов

Роман XX века - это различные типы и разновидности романа, при формировании которых отчетливо наблюдается смешение жанров. Единой классификации разновидностей романа нет. В зависимости от литературных эпох, периодов, течений, стилей и теоретических основ различают роман просветительский, средневековый, барочный , сентиментальный, романтичный, екзистенциалистичний подобное. По содержанию - социальный, семейно-бытовой, социально-бытовой , исторический, философский , сатирический, Приключения , биографический , научно-фантастический и др..
За время развертывания сюжета - исторический (изображаются прошлые события), современный (изображаются нынешние события), роман о будущем (изображаются предусмотрены автором события, например, в научно-фанастичному романе).
По тематике или изображаемым средой - урбанистический роман, маринистический роман, время их считают подвидами романа, классифицированных по смысловым принципом (например, автобиографический роман - разновидность биографического, роман на тему села - разновидность социального, семейный роман - разновидность семейно-бытового).


Loading...Loading...