Типы сказуемого. Тире между подлежащим и сказуемым

Упражнение 1. Запишите предложения, определите их грамматическую основу: 1) Состав, загнанный по ветке в тупик, начали разгружать. 2) Диктор закончил читать постановление. 3) Не может судьба одни щедрости сыпать. (Н Горбачев.) 4) Я буду скакать по холмам задремавшей Отчизны. (Н. Рубцов.) 5) Мать была огорчена звонком сына. Упражнение 2. Найдите сказуемые и определите, чем они выражены; сформулируйте правило о сказуемом как главном члене предложения. 1) Этот край очень скромен. 2) Птицы – наши друзья. 3) Первые листики зелёные.4) Люблю я пышное природы увяданье. 5) Скинуло кафтан зелёный лето. 6) Утро свежо.Упражнение 3. Из данных предложений вы сначала выпишите предложения с простым глагольным сказуемым, затем - с составным глагольным сказуемым. Мартышка вздумала трудиться. (И.А. Крылов.) Танцующие теснились и толкали друг друга. (А.И. Куприн.) Пускай они оставят Годунова. (А.С. Пушкин.) Этак всякий может петь. (А.П. Чехов) В одиночестве способен жить не всякий. Червонец был запачкан и в пыли. Шли два приятеля вечернею порой. Герои по правам решили разобраться. (И.А. Крылов.) Мы расстались большими приятелям. (А.С. Пушкин.)Упражнение 4. Найдите простые и составные глагольные сказуемые. Они увидели молодого дворянина, колотившего чем попало слугу. Весь облик незнакомца был примечателен, но первое, что бросалось в глаза, – это его огромный нос. «Что вы себе позволяете?» – строго спросил философ и услышал в ответ: «Я хочу слушать лекции великого Гассенди, а этот хлюст растопырился на моем пути. Но, клянусь своим носом, я буду слушать этого умнейшего человека, даже если мне придется проткнуть шпагой вот этого дурака или кого-нибудь еще!». Голос Гассенди заметно потеплел: «Что ж, возможно, я в состоянии вам помочь. А как вас зовут, молодой человек?» – «Савиньен де Сирано де Бержерак, поэт», – гордо ответил гость. (А.Л. Цуканов)Упражнение 7. Найдите составные глагольные сказуемые. Как я хочу вдохнуть в стихотворенье Весь этот мир, меняющий обличье…Я боюсь, что слишком поздно Стало сниться счастье мне.Я не буду спать ночью новогодней, Новую тетрадь я начну сегодня.Записал я длинный адрес на бумажном лоскутке,Все никак не мог проститься и листок держал в руке.Свет растекся по брусчатке. На ресницы, и на мех,И на серые перчатки начал падать мокрый снег.(А.А. Тарковский)Упражнение 8.Найдите в данных предложениях составные глагольные сказуемые. 1. Я хочу к кому-нибудь ласкаться, как ко мне ласкался кенгуру. (Н.Гумилев) 2. Клич тот услышал с реки рыболов, вздумал старик подшутить. (С.Есенин) 3. Он жить не хотел без улыбки и розы - с улыбкой и розой хотел умереть. (Д.Самойлов) 4. Вот некто не в силах противиться инерции3. (Л.Рубинштейн) 5. Надо бы встать, чтобы опохмелиться, надо бы встать, но подниматься лень. (А. Башлачев)Упражнение 10. Определите, сколько основ в каждом предложении, выделите основы, определите типы сказуемых. 1. Мурка, не ходи, там сыч на подушке вышит, Мурка серый, не мурлычь, дедушка услышит. (А.Ахматова) 2. Надо вечно петь и плакать этим струнам, звонким струнам, вечно должен биться, виться обезумевший смычок. (Н.Гумилев) 3. Я не буду тебя проклинать, я печален печалью разлуки, но хочу и теперь целовать я твои уводящие руки. (Н.Гумилев) 4. Я уже лет пятнадцать не думаю. А будешь думать - жить не захочется. (С. Довлатов 5. Взгляни, взгляни туда, куда смотреть не стоит. (И. Бродский) 6. Я думала спросить насчет здоровья, но понял бестактность этих слов. (И.Бродский) 7. Мы легли у разбитой ели, ждем, когда же начнет светлеть. (Ю. Друнина) 8. Прошу садиться, выпить чаю. (Н.Заболоцкий) 9. И ты можешь идти и вперед и назад, взойти, упасть и снов взойти звездой; но только пепел твоих сигарет - это пепел империй, и это может случиться с тобой. (Б. Гребенщиков)

УПРАЖНЕНИЕ 1. Подчеркните грамматическую основу предложений, укажите типы сказуемых.

1) Дом строят каменщики. Дом будут строить каменщики. Дом продолжают строить каменщики. 2) Сирень отцветает. Сирень скоро будет отцветать. Сирень начинает отцветать. 3) Неприятель отступает. Неприятель перестал отступать. Неприятель будет отступать. 4) Ребята купаются в реке. Ребята будут купаться в реке. Ребята стали купаться ежедневно.

УПРАЖНЕНИЕ 2. Укажите, в каких предложениях простое глагольное сказуемое, а в каких – составное глагольное (выпишите номера предложений).

1) Я спою. – Еще я долго буду петь. (С.Есенин) 2) Мальчик стал на цыпочки и с трудом дотянулся до книжной полки. – Приближаясь к станции, поезд стал замедлять ход. 3) Ребята успешно начали новый учебный год. – От сильного ветра начали гнуться ветки деревьев. 4) Он хотел новую спортивную форму. – В соревнованиях он хотел непременно добиться высоких результатов. 5) На летние каникулы класс собирается в поход. – Он собирается заниматься в спортивной школе. 6) Он, например, не мог солгать. (М.Ромм) 7) Тогда мы решили по ночам дежурить по очереди у костра. (К.Паустовский) 8) Я не имею намерения вредить вам. (А.Пушкин) 9) Он изъявил согласие принять меня завтра. (А.Куприн) 10) Грустно смотреть на падающие листья. 11) Я готов с вами поспорить. 12) Надо спешить жить, надо наполнять жизнь смыслом.

УПРАЖНЕНИЕ 3. Подчеркните грамматическую основу предложений.

1) Зачем бы я стала лгать? (А.Н. Толстой) 2) Алексей продолжал играть роль рассеянного и задумчивого. (А.Пушкин) 3) Рад послушать я песню былую. (С.Есенин) 4) Лука раздумал тотчас лезть в воду. (Л.Толстой) 5) Но колен моих пред вами преклонить я не посмел и влюбленными мольбами вас тревожить не хотел. (А.Пушкин) 6) Народ гуляет, а я принужден маяться. (А.Н. Толстой) 7) Она любила на балконе предупреждать зари восход. (А.Пушкин) 8) Я привык смотреть на таких людей как на заурядных и обыденных. (М.Горький) 9) Виктор Николаевич не хотел вмешиваться в дела своей жены. (Д.Мамин-Сибиряк) 10) Главный кассир начал ходить по комнате. (И.Тургенев)

УПРАЖНЕНИЕ 4. Определите тип сказуемого в предложениях. Выделите вспомогательные глаголы в сказуемом.

А. 1) Мы слушаем радио. – Сегодня будем слушать интересную передачу. – Мы начнем слушать эту передачу после ужина. – Он будет слушателем школьного лектория. 2) Будь ты в этом доме хозяйкой. – Ты будь сегодня дома. 3) Я гордился бы тобой. – Я был бы горд тобой. – Я горжусь тобой. 4) Сестра скоро будет экономистом. – Она стала экономистом. 5) Лекция обещает быть интересной. – Он обещает быть у нас завтра. – Мы будем у вас завтра. 6) Ваня быстро привык к пароходной жизни. (К.Паустовский) – Так с детства Кипренский привык мечтать. (К.Паустовский)

Тест по теме «Сказуемое и его виды». 8 класс. Ф.И.____________________________, 1 вариант.

неправильно ?

1) Пусть сильнее грянет буря!

2) Он дал обещание брату.

3) Отчего вы перестали говорить со мной серьезно?

4) Осень в этом году пришла холодная, ветреная.

2. В каком предложении есть простое глагольное сказуемое?

1) Я сильно беспокоился за друзей.

2) Дни становились все длиннее и длиннее.

3) Вскоре я бросил писать стихи.

4) Садовник был человек суетливый и разговорчивый.

3. В каком предложении есть составное глагольное сказуемое?

1) Сама судьба велит тебе спасать меня.

3) Изменники точно в воду канули.

2) Осенью я начал серьезно заниматься плаванием.

4) Она будет всю жизнь благоговеть перед ним.

4. В каком предложении есть составное глагольное сказуемое?

3) Он уже целый город воздвигнуть готов.

4) У каждого будет немало заветных дорог.

5. В каком предложении есть составное именное сказуемое?

1) Один и тот же сон мне повторяться стал.

2) Все ему прощалось.

3) А все же давайте разберемся сперва.

4) Теперь рассеяны сомненья.

6. В каком предложении есть составное именное сказуемое?

7. В каком случае дан главных членов предложения?

8. В каком случае дан правильный вариант характеристики главных членов предложения?

После чаю мы с братом предложили гостям пройтись по саду.

1) подлежащее выражено местоимением в именительном падеже, сказуемое - простое глагольное

2) подлежащее выражено синтаксически неделимым словосочетанием, сказуемое - простое глагольное

3) подлежащее выражено местоимением в именительном падеже, сказуемое - составное глагольное

4) подлежащее выражено синтаксически неделимым словосочетанием, сказуемое - составное глагольное

Тест по теме «Сказуемое и его виды». 8 класс. Ф.И.___________________________, 2 вариант.

1. В каком предложении сказуемое выделено неправильно ?

1) Он тебя будет учить всему ремесленному искусству.

2) Завтра вечером у вас будет репетиция.

3) Работа должна быть выполнена к указанному сроку.

4) Рассеянный человек может быть талантлив.

2. В каком предложении есть простое глагольное сказуемое?

1) Окно вымыто до блеска.

2) Небо было в тучах.

3) Папенька, прикажи ему отдать кольцо.

4) Они способны мыслить и рассуждать.

3. В каком предложении есть составное глагольное сказуемое?

1) Первыми подходят к воде овцы.

3) У каждого есть или будет немало заветных дорог.

4) Он уже целый город воздвигнуть готов.

4. В каком предложении есть составное глагольное сказуемое?

1) Первые недели плавания принесли разочарование.

2) Но был ли счастлив мой Евгений?

3) Ее загаданный час, по-видимому, должен был наступить позже.

4) Зимы ждала, ждала природа.

5. В каком предложении есть составное именное сказуемое?

1) Эта грусть была смутная, как сон.

2) Я часто не в силах был скрывать свое отношение к вам.

3) Как будто перестало биться сердце.

4) О, я как брат обняться с бурей был бы рад!

6. В каком предложении есть составное именное сказуемое?

1) От волнения она долго не могла начать говорить.

2) Последним ушел майор Барабанов.

3) Я пойду посмотрю новый кинофильм.

4) Я отдаю предпочтение зрелищному кино.

7. В каком случае дан правильный вариант характеристики главных членов предложения?

Ты должен быть нашим первым драматургом.

1) подлежащее выражено существительным в именительном падеже, сказуемое - составное глагольное

2) подлежащее выражено местоимением в именительном падеже, сказуемое - составное глагольное

3) подлежащее выражено местоимением в именительном падеже, сказуемое - составное именное

4) подлежащее выражено существительным в именительном падеже, сказуемое - простое глагольное

8. В каком случае дан правильный вариант характеристики главных членов предложения?

После окончания института Федор должен был вернуться в родной город.

1) подлежащее выражено существительным в именительном падеже, сказуемое - простое глагольное

2) подлежащее выражено местоимением в именительном падеже, сказуемое - простое глагольное

3) подлежащее выражено существительным в именительном падеже, сказуемое - составное именное

4) подлежащее выражено существительным в именительном падеже, сказуемое - составное глагольное

Ключ к тесту.

1 вариант.

Электронный тренажёр по русскому языку предназначен для обучения русскому языку при помощи выполнения упражнений.Тренажер по теме "Типы сказуемого" предназначен для учащихся 8 класса. С помощью тренажёра учащиеся смогут отработать навык определения типов сказуемого, проверить свои знания по теме.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

ТРЕНАЖЕР ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ «Типы сказуемого" А.М.Овчинникова с.Каргалы 2016 год начать

Определите тип сказуемого в предложении Я ПОЙДУ В БИБЛИОТЕКУ. СОСТАВНОЕ ГЛАГОЛЬНОЕ СОСТАВНОЕ ИМЕННОЕ ПРОСТОЕ ГЛАГОЛЬНОЕ СЛЕДУЮЩЕЕ ЗАДАНИЕ

Определите тип сказуемого в предложении Он будет долго вспоминать о былом. СОСТАВНОЕ ГЛАГОЛЬНОЕ СОСТАВНОЕ ИМЕННОЕ ПРОСТОЕ ГЛАГОЛЬНОЕ СЛЕДУЮЩЕЕ ЗАДАНИЕ

Определите тип сказуемого в предложении Ты должен учиться. СОСТАВНОЕ ГЛАГОЛЬНОЕ ПРОСТОЕ ГЛАГОЛЬНОЕ СОСТАВНОЕ ИМЕННОЕ СЛЕДУЮЩЕЕ ЗАДАНИЕ

Определите тип сказуемого в предложении Весны ждала, ждала природа. СОСТАВНОЕ ГЛАГОЛЬНОЕ ПРОСТОЕ ГЛАГОЛЬНОЕ СОСТАВНОЕ ИМЕННОЕ СЛЕДУЮЩЕЕ ЗАДАНИЕ

Определите тип сказуемого в предложении Трава скошена. СОСТАВНОЕ ГЛАГОЛЬНОЕ ПРОСТОЕ ГЛАГОЛЬНОЕ СОСТАВНОЕ ИМЕННОЕ СЛЕДУЮЩЕЕ ЗАДАНИЕ

Определите тип сказуемого в предложении Дважды два – четыре. СОСТАВНОЕ ГЛАГОЛЬНОЕ ПРОСТОЕ ГЛАГОЛЬНОЕ СОСТАВНОЕ ИМЕННОЕ СЛЕДУЮЩЕЕ ЗАДАНИЕ

Определите тип сказуемого в предложении Он вышел из себя. СОСТАВНОЕ ГЛАГОЛЬНОЕ ПРОСТОЕ ГЛАГОЛЬНОЕ СОСТАВНОЕ ИМЕННОЕ СЛЕДУЮЩЕЕ ЗАДАНИЕ

Определите тип сказуемого в предложении Он хочет поступить в институт. СОСТАВНОЕ ГЛАГОЛЬНОЕ ПРОСТОЕ ГЛАГОЛЬНОЕ СОСТАВНОЕ ИМЕННОЕ СЛЕДУЮЩЕЕ ЗАДАНИЕ

Определите тип сказуемого в предложении Книга – верный друг. СОСТАВНОЕ ГЛАГОЛЬНОЕ ПРОСТОЕ ГЛАГОЛЬНОЕ СОСТАВНОЕ ИМЕННОЕ СЛЕДУЮЩЕЕ ЗАДАНИЕ

Определите тип сказуемого в предложении Ошибка была налицо. СОСТАВНОЕ ГЛАГОЛЬНОЕ ПРОСТОЕ ГЛАГОЛЬНОЕ СОСТАВНОЕ ИМЕННОЕ НАЧАТЬ СНАЧАЛА


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тренажер по русскому языку (on-line подготовка к ЕГЭ)

Тренажер (НЕ ПРЕЗЕНТАЦИЯ!!!) для подготовки к ЕГЭ по русскому языку в тестовой форме. Задания основаны на демоверсии 2012 года. Возможно использование с 5 класса для отработки некоторых тем по орфогра...

Тест по теме "Деепричастие" относится к тренировочно-контролирующим материалам. Эта проверочная работа, составленная мною по данной теме, позволит учителям русского языка и литературы использовать ЦОР...

Класс: 8

Цель.

  • Закрепление особенностей составных именных сказуемых.
  • Вырабатывать умение видеть в предложении и тексте составные сказуемые и простое глагольное сказуемое.
  • Воспитывать любовь к природе.

Тип урока: практикум.

Ход урока

I. Оргмомент.

II. Словарная работа.

1. Диктант.

Рябина, удивительное дерево, рябиновый, красные как кровь плоды, зимостойкое растение, ароматные цветы, ценная древесина, плакучая форма рябины, ажурная развесистая крона, поэтический символ России.

(Проверка правильности написания - слайд 2, приложение 1)

  1. Назовите словосочетания, встречающиеся в диктанте. Какой способ образования этих словосочетаний (удивительное дерево, зимостойкое растение, ароматные цветы, ценная древесина - согласование)
  2. Какие средства изобразительности использованы в диктанте? (сравнение – красные, как кровь; эпитеты – удивительное (дерево); ароматные (цветы); метафора – поэтический символ России)
  3. Составьте предложение с последним сочетанием слов.
    (Еслиучащиеся затрудняются записать предложение - слайд 3, приложение 1)
    Являясь наряду с берёзой поэтическим символом России, рябина - ещё и знак счастья и мира в семье.
    (Утвердительное, повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространённое, полное, осложнено обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом.)
  4. Назовите вид сказуемого, употреблённого в предложении для синтаксического разбора. (Составное именное сказуемое)

2. Новое слово.

Терпкий – 1. Не дающий услады, требующий терпения. 2. Кислый и вяжущий, вызывающий оскомину (вяжущее ощущение во рту).

Придумайте предложение с этим словом.

(У рябины очень терпкие и горькие плоды.)

(Если ученики не затрудняются придумать предложение, то поможет слайд 5, приложение 1)

III . Практикум.

1. Ответьте на вопросы:

  1. Какой член предложения называется сказуемым? (Сказуемое – это главный член предложения, обозначающий признак подлежащего (действие, состояние, свойство) и отвечающий на вопросы: что делает предмет речи? каков он? кто он такой? что он такое? )
  2. Назовите виды сказуемых. (Простое глагольное, составное глагольное, составное именное .)
  3. Чем отличается простое глагольное сказуемое от составного глагольного?
  4. В чём состоит особенность составного глагольного и составного именного сказуемого?

2. Выполните орфографический разбор предложения.

Осенью ажурные, с зубчатыми кра ями листья ря бины не ред ко становятся малиново -к расными.

  1. Отметьте грамматическую основу предложения.
  2. Определите вид сказуемого (составное именное сказуемое)

3. Выполните упражнение 65 (5 предложений) - ученик у доски выполняет первые три предложения. Последние два – самостоятельная работа с последующей проверкой.

Солнце зашло . Запад пылал, как лицо запыхавшегося от беготни ребёнка. Восточная половина неба была залита нежно-алыми, лиловыми и палевыми оттенками. Воздух был тих и звучен . Грустная задумчивость разлита была в его светлом колыхании.

(Ф. Сологуб )

  1. Укажите вид сказуемого в каждом случае.
  2. Какого вида сказуемых не встретилось в тексте?
  3. Объясните лексическое значение слова «палевыми»

(палевый – бледно-жёлтый, тускло-жёлтый)

4. Решите тестовые задания . (На столе у каждого ученика - тесты)

  1. Укажите номер предложения, в котором все сказуемые составные глагольные.
    1) Что стоишь, качаясь, тонкая рябина?
    2) Рябина в красных бусинах так грустно гроздья свесила.
    3) Я б тогда не стала гнуться и качаться.
    4) Рябина – одно из любимых растений Руси.
  2. Укажите номер предложения, в котором сказуемые составные именные.
    1) С вечера мою рябину дождичком мочило.
    2) Ты, рябинушка моя, кудревата, листовата.
    3) В поле красная рябина начала качаться.
    4) Поставь рябиновую ветвь на стол в стакане.
  3. Укажите номер предложения, в котором все сказуемые простые глагольные.
    1) И в темноте дрожащий свет не перестанет струиться от её плодов.
    2) А рябина всё краше от купели студёной.
    3) Средь обезлиственных дерев ты вся обвешана кораллом.
    4) На холмах и на равнинах рдеют кисти на рябинах.
  4. Укажите номер предложения, в котором все сказуемые составные именные.
    1) Нет ничего волшебнее рябины. Красавиц нет нарядней, чем она.
    2) Вот трепещет усталое сердце веткой рябины на белом снегу.
    3) Солдат надолго из дома уходил и у калитки рябину посадил.
    4) Стоит рябина одиноко и красной кистию кричит.
  5. Укажите номер предложения, в котором все сказуемые не простые глагольные.
    1) Ой, рябина, рябинушка, что взгрустнула ты?
    2) Мы любим, покуда поют на рябинах свирели.
    3) Рябина! Воспета ты в песнях!
    4) Раскраснелась рябина, светит гроздьями ало – это осень рубины ей в наследство прислала.

5. Напишите изложение по данному тексту.

Рябина - любимый персонаж русского фольклора. В народном календаре славян есть день «Петр-Павел рябинник», приходящийся на конец сентября. Это то время, когда созревают рябиновые ягоды. В этот день ветки с плодами связывали в пучки и развешивали под крышами домов. Такой обычай связан с представлениями о рябине как дереве, способном защитить человека от всяких бед. Рябиновыми ветками украшали не только жилые помещения, но и сараи, ворота, даже на краю каждого поля втыкали рябиновые ветки.

Рябина воспета в песнях, о ней сложены стихи, пословицы, загадки. Чаще всего в народном представлении рябина - это тонкая и нежная девушка, страдающая, плачущая.

  1. Озаглавьте своё сочинение.
  2. Используйте в своей работе разные виды сказуемых.

I V . Итог урока.

Домашнее задание.

  1. §§ 9, 10.
  2. Упражнение 58.
Loading...Loading...