Система вокализации речи. Система вокализма русских говоров

Вокализация

Вокализа́ция I ж.

Пение на одних гласных звуках.


II ж.

Процесс постепенного замещения согласного звука близким по артикуляции гласным, проходящий в каком-либо языке в определённый исторический период (в сербском: [л] -> [о], в украинском: [в] -> [у] ) (в лингвистике ) .


Толковый словарь Ефремовой . Т. Ф. Ефремова. 2000 .


Синонимы :

Смотреть что такое "Вокализация" в других словарях:

    - (франц. vocalisation, от лат. vox, vocis голос). Упражнение в пении для обработки голоса, состоящее в вытягивании голосом гласной буквы. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ВОКАЛИЗАЦИЯ особый способ… … Словарь иностранных слов русского языка

    вокализация - и, ж. vocalisation f. 1. Упражнения в пении по нотам, без текста, для обработки и развития голоса. Уш. 1935. Пение на одних гласных звуках. БАС 2. Ни чудный голос Патти, ни небывалая вокализация, ни блестящее исполнение последней арии, ни весь… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    ВОКАЛИЗАЦИЯ, вокализации, мн. нет, жен. (от лат. vocalis голосовой). 1. Упражнения в пении по нотам без текста, для обработки и развития голоса (муз.). 2. Переход согласного звука в гласный (линг.). Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935… … Толковый словарь Ушакова

    Сущ., кол во синонимов: 1 пение (42) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

    - (от лат. vox голос) первоначальная обработка голосадля пений. При вокализации поют целые упражнения не на слова, а на одиниз гласных звуков (а или е). Благодаря этому упражнению, голосприобретает ровность, подвижность и вообще развивается.… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

    Пение на гласных звуках. Простейший вид В. распевание какой либо гласной или слога поэтического текста двумя или более звуками, вплоть до колоратурных пассажей. Встречаются целые произведения или их части, где от начала до конца… … Большая советская энциклопедия

    - (от лат. vox голос) первоначальная обработка голоса для пения. При вокализации поют целые упражнения не на слова, а на один из гласных звуков (а или е). Благодаря этому упражнению голос приобретает ровность, подвижность и вообще развивается.… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    - (франц. vocalisation, итал. vocalizzazione) пение на гласных звуках. Простейшим видом В. является распевание к. л. гласной или слога поэтич. текста двумя и более звуками, вплоть до колоратурных пассажей. Такая В. очень распространена в… … Музыкальная энциклопедия

    Вокализация, вокализации, вокализации, вокализаций, вокализации, вокализациям, вокализацию, вокализации, вокализацией, вокализациею, вокализациями, вокализации, вокализациях (

Строение верхних дыхательных путей обеспечивает не только проведение воздуха в легкие и обратно, но и выполнение одной из важнейших для человека функций - создание голоса. Это обеспечивается: а) особенностями строения гортани б) наличием резонаторов в) способностью управлять скоростью движения воздуха г) способностью контролировать положение и натяжение голосовых связок положением губ, мягкого неба.
Вокализация включает два взаимосвязанных процесса: фонации и артикуляции.
Фонация. Звук образуется при вибрации голосовых связок, когда воздух при выдохе проходит между ними. Голосовые связки расположены вдоль латеральных стенок гортани. их положение и натяжение обеспечиваются группой соответствующих мышц. Так, при сокращении заднего перстневидноклеточный черпакуватого мышцы, которая двигает назад черпакуватого хрящи, голосовые связки натягиваются. Поперечный черпакуватого мышца при сокращении сближает голосовые связки. Латеральные перстневидноклеточный черпакуватого мышцы, сближая черпакуватого хрящи, расширяют голосовые связки.
Особая роль принадлежит щитовидной-черпакуватого мышцам, которые содержатся в складках вместе с голосовыми связками. Эти мышцы состоят из изолированных волокон, каждое из которых иннервируется отдельной веточкой соответствующего нерва. Благодаря этому они могут сокращаться отдельными частями и регулировать тонкие голосовые связки и щель, которая создается между ними.
Вибрация голосовых связок происходит при относительно быстром прохождении воздуха на выдохе через суженную голосовую щель. Считают, что вибрация происходит благодаря такому механизму. При узких голосовых связках воздуха, которое проходит, их раздувает. При этом относительная узость щели способствует току повитря.в этом отделе, в свою очередь создает частичное разрежение в пространстве между голосовыми связками. Благодаря этому, согласно закону Бернулли, голосовые связки перекрывают друг друга. Вследствие этого поток воздуха на некоторое время прекращается, но под его давлением, при этом повышается, они снова расходятся. Указанный эффект повторяется, что и обусловливает вибрацию голосовых связок и возникновение звука.
Частота вибрации изменяется за счет ослабления или увеличения напряжения голосовых связок и изменения конфигурации голосовой щели. Первый механизм обеспечивается сокращением собственно мышц гортани. Мышцы, окружающие гортань, тоже могут участвовать в изменении положения хрящей. При увеличении напряжения голосовых связок формируется высокий звук высокого тона, а при их снижении создаются условия для формирования низкого тона. Высота звука зависит также от угла между связями. Острый угол обеспечивает высокочастотный звук, а при его увеличении тон понижается.
Артикуляция. Основными органами артикуляции являются губы, язык и мягкое небо. их положение во время прохождения воздуха позволяет воспроизводить отдельные звуки. Состояние каждого из них, конфигурация контролируемых сознательно корой больших полушарий.
Индивидуальные особенности губ, языка, мягкого неба придают звукам индивидуального окраску. Большое значение при Дема имеют резонаторы - полости рта, носа, пазух лицевого черепа, гортани и грудной клетки.
Межцентральных связи в обеспечении формирования речи. В процессе формирования языка возникает взаимодействие между отдельными ее центрами. Она осуществляется двумя связками: прямым кортикокортикальним и опосредованным через таламус. Различные структуры скооперируются по такой схеме. Сначала акустическая информация, которая содержится в слове, обрабатывается в слуховой сенсорной системе мозга. Затем она передается в расположенный рядом с корковым краю слухового анализатора центр Вернике, где расшифровывается смысл слова. При прочтении слова импульсы, поступающие в зрительную сенсорную систему, заносятся в угловую борозду, через какую зрительное нейронные возбуждения сочетается с его акустическим аналогом, расположенным в зоне Вернике. Для произнесения слова нужно, чтобы представление о его изображение поступило в зону Брока. Связываются названы центры с помощью дугообразного жгута волокон. В области Брока импульсы, поступающие способствуют формированию программы артикуляции. Эта программа реализуется благодаря передаче импульсов в обе половины моторной зоны мозга (прецентральной борозду). Но для произнесения звуков требуется согласование движений соответствующих органов с прохождением воздуха.
Кроме этого, речевая функция имеет еще одну особенность - ее эмоциональную окраску. Аффективность языка обеспечивают связи лобастый и теменно-височной долей со структурами лимбической системы,
а именно передней лимбической корой, крышкой и центральным серым веществом среднего мозга. Процессы, которые обеспечивают эмоциональную окраску и понимание слова, е врожденными.

1. Система древнегерманских гласных в связи с индоевропейским вокализмом.

2. Комбинаторные изменения гласных.

3. Умлаут.

4. Аблаут.

5. Германское ударение. Фонетические процессы конца слов.

1. Древнегерманский вокализм унаследован от индоевропейского вокализма, который является гипотетическим феноменом, как и понятие индоевропейского языка-основы. Индоевропейская система гласных (2 тысячелетие – конец І тысячелетия до н. э.) восстанавливается методом лингвистических реконструкций, раскрывающим не конкретные фонемы, а некие абстрагированные представления о них.

Индоевропейский вокализм представлен пятью парами долгих и кратких монофтонгов: Ї:i, u:uд ё:е, о:о, а":а, шестью парами долгих и кратких дифтонгов: al:ai, eT. ei, цl:oi, au:au, шІ:оо, ei:eu и двумя неслоговыми і, u. В слогообразовании участвовали и сонанты (Ср. слав, сердце, гот. bindan, – bnd) m, n, r, l.

Фонетические изменения в индоевропейском вокализме носили количественный и качественный характер. Количественные чередования характеризовались позиционной долготой и краткость: nаnа, nаnа, nаnа, т. е. количество главного зависело от позиции в слове. Долгие в ударном положении, они же в безударном – полудолгие, они же в конечном – краткие; Видимо, количество не было еще релевантным, чтобы стать основанием фонологической оппозиции.

Качественные чередования имели место в грамматических формах. Ср., например, индоевропейский аблаут (грамматическое чередование) в системе сильных глаголов:

Русск. несу – нес; греч, leipo – leloipa – elipon.

В середине 1 тысячелетия до н. э. из индоевропейского языка выделяется группа германских диалектов – это эпоха общегерманской языковой общности.

Гласные верхнего подъема ї/i ü/u

Гласные среднего подъема ё/е ö/u

Гласные нижнего подъема ä/а.

Основными были а, о, е в ударных слогах; i, u в начале использовались

Только в безударных слогах. Возможно, они были результатом редукции дифтонгов, или, возможно, i/e, u/o выступали как широкий и узкий аллофоны одной фонемы.

ие. а перешло в герм. а: лат. аго, гот. arjan пахать,

ие. о перешло в герм, а: лат. hortus сад, гот. gards дом

ие. а перешло в герм, о: лат. mater, гот. modor.

ие. о перешло в герм. о: лат. flоs цветок, гот. blоma.

ие, ei перешло в герм. i (в готском написании ei).

гот. steigan, да. stiзаn подниматься, русск. достигать.

Индоевропейским а, о перед n, m; o, u перед г;

u перед l соответствует в германских u.

лат. centum гот. hund сто

лат. porcus свинья, да. furh борозда.

Германские дифтонги представлены парами долгих и кратких со вторым элементом u, і: аі или ei, au, eu, iu. Дифтонги ai, ei, iu, eu в последующей истории германских языков подвергались монофонемизации, превратившись, как правило, в долгие гласные: в древнеанглийском а, i, u, e.

Дифтонги со вторым элементом і были дифтонгами с тембровым скольжением в направлении переднего ряда. Дифтонги на u имели тембровое скольжение в направлении заднего ряда.

По признаку раствора германские дифтонги характеризовались следующим образом: их первые компоненты а, о, е (а, о, Е, i) располагались на всех трех ступенях раствора, представленных в германском вокализме (широкий, средний, узкий). Скольжение от широкого к узкому раствору характерно для всех дифтонгов, но наиболее ярко выражено у ai, и практически отсутствует у iu. Таким образом, германские дифтонги определяются корреляцией по тембровому скольжению и корреляцией по раствору.

Система германских гласных отмечена также корреляцией по долготе. Система не была застывшей, она постоянно и активно изменялась – корреляция, т. е. симметрия не была чем-то неизменным. При активном (асимметричном) состоянии фонетической системы в языке происходят процессы, направленные на восстановление системного равновесия – «симметризация», когда исчезновение одного типа корреляции ведет за собой появление другого. Частный случай этой закономерности – «процесс заполнения пустой клетки». Например, рефлексами долгих германских дифтонгов на u явились древнеанглийские ео, еа. Их появление нарушило симметрию между долгим и кратким вокализмом, т. к. соответствующих кратких дифтонгов не было. Они появились в результате преломления и заняли соответствующие «пустые клетки».

В древнеанглийском появляется гласный О «шва», который всегда стоял в безударной конечной позиции. Его появление вызвано закреплением ударения на корневом слоге.

2. Древнегерманские гласные перенесли целый ряд изменений, которые наблюдаются от одного германского языка к другому.

Комбинаторные изменения гласных

1. Носовой согласный влияет на качество предшествующего гласного в древнеанглийском, древнефризском и др.:

Е + носовой – і, о + носовой – u.

Например:

Двн. neman брать да. niman

Двн. coman приходить да. cuman

Двн. goma человек да. guma

2. Компенсаторные изменения гласного за счет выпадения последующего носового прошли в древнеанглийском, древнефризском и др., и не зафиксированы в готском и немецком. При выпадении носового сохраняется абсолютная длина слова, поскольку удлиняется гласный, компенсирующий в слове количество выпавшего согласного.

Гот. fimf пять да. fif

Gons гусь gos

Ср. современные английские и немецкие: five – fünf, tooth – Zahn, goose – Gans.

Монофтонгизация и дифтонгизация

1. Под влиянием силового ударения первый элемент дифтонга поглощал второй: ai – а, ei – i, iu – u. Напр.:

Гот. rais встал да. ras

stains камень stan

haims дом hаm

Можно предположить, что уже в готском языке это были диграфы, а не дифтонги, что свидетельствует о более древнем состоянии.

2. Дифтонгизация также под влиянием силового ударения имела место в древневерхненемецком с 8 в.:

Гот. biugan гнуть – двн. biogan, лат. speculum – двн. spiagal зеркало, гот. her – двн. hear – hiar здесь.

В отличие от нисходящих древнегерманских дифтонгов эти дифтонги восходящие, т. е. раствор второго элемента шире растворе первого.
да. deоp глубокий двн. tiof

Аналогичное, но более позднее явление в английском языке – Великий сдвиг гласных: а – еi, ї – аі, o – ou, u – au.

3. Умлаут

Палатальный умлаут (или і – умлаут, термин Я. Гримма) – изменение гласных, имевшее место во всех древнегерманских языках, кроме готского. В древнеанглийском он прошел в 6 – 7 вв. Основным его результатом было продвижение ударных гласных заднего ряда, за которыми следовал полугласный j, в направлении переднего ряда. Сущность умлаута – регрессивная ассимиляция, сужение корневого гласного – объясняется предвосхищением артикуляции последующего j в суффиксе. При этом полугласный j исчезает, неударный либо также исчезает, либо превращается в е; e/j сохраняется только в некоторых суффиксах (-е, - ja, - en).

Например

Гот; harjis войско да. here

Гот. satjan сажать дисл. setja

Гот. gulрeins золотой да. 3ylden

С фонологической точки зрения палатальный умлаут представлял собой отделение от материнских фонем заднего ряда тех аллофонов, артикуляция которых была продвинута вперед. Отделившиеся аллофоны либо перешли к существовавшим фонемам либо образовали новые а – е, о – e, u – у, еа – ie.

По своему механизму палатальный умлаут схож с велярным или u-умлаутом. Краткие гласные переднего ряда превращаются в дифтонги, если в последующем слоге этого же слова гласный принадлежит к заднему ряду: а – еа, е – ео, і - іо, і – ео.

Аlup эль да: eaulu. .

Гот. herts сердце да: heorte

Гот. silubr серебро да. seolfor, siolfor

В ходе велярного умлаута к кратким передне-задним дифтонгам перешли скользящие назад аллофоны гласных фонем переднего ряда, обусловленные ассимилятивным воздействием гласных заднего ряда.

Немецкий умлаут имел место уже в письменную эпоху, после 8 в. н. э. Механизм его действия также носит ассимилятивный характер

Тема 11. Становление системы гласных немецкого языка

Для выявления исторических изменений в системе исходного (индоевропейского) вокализма в немецком языке нам необходимо

а) ознакомиться с общей системой реконструированных индоевропейских фонем (фонетических архетипов);

б) рассмотреть характер изменений артикуляции конкретных звуков в общегерманском языке и на последовательных синхронных срезах истории немецкого языка (двн., свн., рнвн., нвн.);

в) установить на основании сопоставления направления развития вокализма на каждом этапе эволюции (утрата старых и появление новых фонем, процессы восстановления ряда фонем в более поздние исторические периоды);

г) выявить базовые фонемы, общие для индоевропейского, общегерманского, двн., свн., рнвн. и нвн. состояний системы вокализма.

Однако для этого необходимо остановиться на основных параметрах гласных фонем, согласно которым осуществляется классификация типов фонем и основных характеристик реализиющих их звуков.

Основные характеристики индоевропейских и германских гласных

Гласные звуки, реализующие ту или иную фонему, обычно классифицируются на основании следующих параметров:

1. По подъему спинки языка различают гласные верхнего, среднего и нижнего подъема, что обычно отражается в так называемом «фонетическом треугольнике»:


i u верхний

e o средний

2. По положению кончика языка («по артикуляторному ряду») различают переднеязычные i, e и заднеязычные u, o. Однако нередко в исторической фонетике гласные группируются по обоим признакам одновременно, на основании учета образуемого органами речи артикуляционного пространства: узкие (высокие) i, u, широкие (низкие) a, o, e.

3. Признак количества , т.е. долготы и краткости, также носил смыслоразличительный характер. В древних текстах и в учебниках по истории языка долгота обычно обозначается прямой чертой над соответствующей буквой, однако нередки были и другие знаки либо отсутствие знака долготы.

4. В процессе развития в германских языках появляется противопоставление лабиализованных и нелабиализованных гласных (по признаку лабиализации / «огубленности»).

Система вокализма индоевропейского праязыка

Таблица 1

краткие a o e i u ə

долгие ā ō ē ī ū

дифтонги ai / āi oi / ōi ei / ēi əi

au / āu ou / ōu eu / ēu əu

Дополнительно к уже сказанному (см. Тему 1, § 3) следует отметить следующие черты индоевропейских фонем:

а) гласные i , u представляют собой вокализованные варианты полугласных сонантов;

б) дифтонги являются бифонемными сочетаниями (оба гласных самостоятельны, между ними проходит граница слогоделения); при этом элементы i , u также являются вокализациями полугласных (первичные формы дифтонгов выглядели, вероятно, иначе: ay, aw; oy, ow и т.д.); между , , , .

в) краткий гласный «шва примум», согласно А. Мейе, произносится как открытое «э»;

г) есть мнение, что «долгие» дифтонги еще до периода распада индоевропейского сообщества утратили долготу и в германском праязыке изменялись так же, как и соответсвующие дифтонги с краткими гласными [Мейе 1952: 52-55; Вандриес 1937: 32-37; ВГФ 2003: 38-41].

Система вокализма русских говоров.

Вокализм (от лат. vocalis – гласный звук) – система какого-либо языка, диалекта или говора. В отличие от литературного языка количество фонем в говорах может быть разным: кроме /а/, /о/, /у/, /и/, /е/, встречаются также закрытые напряженные, средневерхнего образования /ô/, /ê/. Таким образом, в сильной позиции, т.е. под ударением перед твердыми согласными во многих говорах может насчитываться 5 гласных фонем, но может встречаться и шесть, и семь.

Подъем Ряд

Передний

Верхнесредний

е(закрытое)

о(закрытое)

нелабиализованные

лабиализованные

Фонема /ô/ возникла на месте исконного [о] под восходящей интонацией, а /о/ - из исконного [о] под нисходящей интонацией и из /ъ/. Следовательно, всякое исконное [о] под ударением после твердого согласного не в начале слова представляет собой один из оттенков /ô/. В говорах фонема /ô/ не может быть беглой (как мох – мха), не может быть после мягких согласных (нёс, лёд); не может быть безударной (голова).

Итак, /ô/ может быть только после твердых согласных под ударением в словах, в которых оно не чередуется с «нулем» и встречается в некоторых аффиксальных морфемах.

Звук е, обозначаемый буквой ять, в древний период истории русского являлся особой фонемой, отличной от фонемы /э/. Судя по данным современных диалектов, он имел характер закрытого [е], а может быть, дифтонга [ие]. На протяжении истории развития русского языка этот звук пережил ряд изменений. Историю звука ê Алексей Александрович Шахматов, например, считал одним из самых интересных явлений истории русского языка. в ряде современных русских говоров, в том числе и в тех, которые легли в основу литературного языка, ê совпал по звучанию с [е], в других с [и], а в ряде говоров сохранился как особый звук [ê].

Если необходимо выяснить, какого происхождения гласный, например в словах река, несу, веселье, то следует взять те словоформы, в которых «искомый» гласный находится под ударением перед твердым согласным. Следует иметь в виду, что гласный [е],

который в современном русском литературном языке сохраняется только в позиции под ударением, исторически восходит к одному из трех звуков исконному ь, сильному и древнему е.

е исконный (сельский – сёла)

е е ь сильный (пень – пня)

е древний (дело – дел, ветер- ветреный)

Если гласный [е] находится в корне слова, то часто его происхождение легко установить, не прибегая к данным исторической грамматики. Если гласный е из древнего е, то он чередуется с орфографическим ё и не выпадает: село – сёла. Исключением из этого правила составляют слова звёзды, гнёзда, вёдра, где е из е.

А в таких словах, например, как день, пень гласный [е] из ь сильного, так как в современном русском языке наблюдается беглость гласного.

Loading...Loading...