Римо католическая церковь. Римско-католическая церковь

Содержание статьи

РИМСКО-КАТОЛИЧЕСКАЯ ЦЕРКОВЬ, религиозное сообщество, объединенное исповеданием единой христианской веры и участием в единых таинствах, руководимое священниками и церковной иерархией, во главе которой стоит папа Римский . Слово «католический» («вселенский») указывает, во-первых, на обращенную ко всему роду человеческому миссию этой церкви и, во-вторых, на тот факт, что членами церкви являются представители всего мира. Слово «римский» говорит о единстве церкви с епископом Римским и его главенстве над церковью, а также служит для отличия от других религиозных групп, использующих в своем названии понятие «католический».

История возникновения.

Католики верят, что церковь и папство были учреждены непосредственно Иисусом Христом и пребудут до конца времен и что папа есть законный преемник св. Петра (а значит, наследует его примат, первенство среди апостолов) и викарий (заместитель, наместник) Христа на земле. Они верят также, что Христос дал своим апостолам власть: 1) проповедовать его Евангелие всем людям; 2) освящать людей посредством таинств; 3) руководить и управлять всеми теми, кто принял Евангелие и крестился. И наконец, они верят, что этой властью наделены католические епископы (как преемники апостолов), возглавляемые папой, который обладает верховной властью. Папа, будучи учителем и защитником богооткровенной истины церкви, непогрешим, т.е. безошибочен в своих суждениях по вопросам веры и морали; Христос гарантировал эту непогрешимость, когда обещал, что истина всегда будет с церковью.

Признаки церкви.

В соответствии с традиционным учением, эту церковь отличают четыре характеристики, или четыре существенных признака (notae ecclesiae): 1) единство, о котором св. Павел говорит: «одно тело и один Дух», «один Господь, одна вера, одно крещение» (Еф 4:4-5); 2) святость, которую усматривают в церковном учении, богослужении и святой жизни верующих; 3) католичность (определенная выше); 4) апостоличность, или происхождение установлений и юрисдикции от апостолов.

Учение.

Главные моменты учения Римско-католической церкви изложены в Апостольском , Никейско-Константинопольском и Афанасьевском символах веры, в более полном виде они содержатся в исповедании веры, используемом при посвящении епископов и священников, а также при крещении взрослых. В своем учении Католическая церковь опирается также на постановления вселенских соборов, и прежде всего Тридентского и Ватиканских, особенно в отношении первенства и непогрешимой учительной власти папы Римского.

К главным моментам вероучения Римско-католической церкви относятся следующие. Вера в единого Бога в трех божественных Лицах, различных между собой и равных друг другу (Отец, Сын и Святой Дух). Учение о воплощении, страданиях, смерти и воскресении Иисуса Христа, и соединение в его личности двух природ, божественной и человеческой; божественное материнство Пресвятой Марии, девственной до рождения Иисуса, при рождении и после него. Вера в подлинное, реальное и субстанциальное присутствие Тела и Крови с душой и божественностью Иисуса Христа в таинстве евхаристии. Семь таинств, установленных Иисусом Христом для спасения человечества: крещение, миропомазание (конфирмация), евхаристия, покаяние, елеосвящение, священство, брак. Вера чистилище, воскресении мертвых и вечной жизнь. Учение о первенстве, не только чести, но и юрисдикции, епископа Римского. Почитание святых и их образов. Авторитет апостольского и церковного Предания и Священного Писания, которые могут быть истолкованы и поняты только в том смысле, которого придерживалась и придерживается католическая церковь.

Организационная структура.

В Римско-католической церкви высшая власть и юрисдикция над духовенством и мирянами принадлежит папе, который (начиная со Средних веков) избирается коллегией кардиналов на конклаве и сохраняет свои полномочия до конца жизни или законного отречения. Согласно католическому учению (зафиксированному в римско-католическом каноническом праве), вселенский собор не может состояться без участия папы, за которым закреплено право созывать собор, председательствовать на нем, определять повестку дня, переносить, временно приостанавливать работу вселенского собора и утверждать его решения. Кардиналы образуют коллегию при папе и являются его главным советниками и помощниками в управлении церковью. Папа не зависит от принятых законов и назначенных им или его предшественниками должностных лиц и обычно свою административную власть осуществляет в соответствии с Кодексом канонического права через посредство конгрегаций, судов и канцелярий Римской курии. На своих канонических территориях (называемых обычно диоцезами, или епархиями) и в отношении своих подчиненных патриархи, митрополиты, или архиепископы, и епископы действуют в рамках ординарной юрисдикции (т.е. связанной по закону с должностью, в отличие от делегированной юрисдикции, связанной с конкретным лицом). Своей юрисдикцией обладают также некоторые аббаты и прелаты, а также главные иерархи привилегированных церковных орденов, но последние только по отношению к собственным подчиненным. И наконец, священники обладают ординарной юрисдикцией в пределах своего прихода и по отношению к своим прихожанам.

Членом церкви верующий становится, исповедав христианскую веру (в случае младенцев за них это делают крестные родители), приняв крещение и подчинившись авторитету церкви. Членство дает право участия в остальных церковных таинствах и литургии (мессе). После достижения разумного возраста каждый католик обязан подчиняться предписаниям церкви: участвовать в мессе по воскресным и праздничным дням; поститься и воздерживаться от мясной пищи по определенным дням; исповедоваться по крайней мере один раз в год; причащаться во время празднования Пасхи; вносить пожертвования на содержание своего приходского священника; соблюдать церковные законы касательно брака.

Различные обряды.

Если Римско-католическая церковь едина в вопросах веры и морали, в послушании папе, то в области литургических форм богослужения и просто дисциплинарных вопросов допускается и все больше поощряется разнообразие. На Западе доминирует Латинский обряд, хотя сохраняются еще Лионский, Амвросианский и Мосарабский обряды; среди восточных членов Римско-католической церкви встречаются представители всех существующих ныне восточных обрядов.

Религиозные ордена.

Историки отмечают важный вклад в развитие культуры и христианской культуры, сделанный орденами, конгрегациями и другими религиозными институтами. И сегодня они играют заметную роль, как в собственно религиозной сфере, так и в области образования и социальной деятельности. .

Образование.

Католики считают, что право на образование детей принадлежит их родителям, которые могут пользоваться помощью других организаций, и что подлинное образование включает образование религиозное. Для этой цели католическая церковь содержит школы всех уровней, прежде всего в тех странах, где в программы государственных школ не включены религиозные дисциплины. Католические школы бывают понтификальными (папскими), епархиальными, приходскими или частными; часто преподавание поручается членам религиозных орденов.

Церковь и государство.

Папа Лев XIII подтвердил традиционное католическое учение, заявив о церкви и государстве, что каждая из этих властей «имеет определенные границы, в которых она и пребывает; эти границы определяются природой и непосредственным источником каждой. Вот почему их можно рассматривать как определенные, четко очерченные сферы деятельности, причем каждая власть в рамках своей сферы действует в соответствии с собственным правом» (энциклика Immortale Dei, 1 ноября 1885). Естественное право возлагает на государство ответственность только за вещи, имеющие отношение к земному благу людей; позитивное божественное право возлагает на церковь ответственность только за вещи, относящиеся к вечному уделу человека. Поскольку человек является одновременно и гражданином государства и членом церкви, возникает необходимость регулирования правовых отношений между обоими властями.

Статистические данные.

По оценкам статистиков в 1993 в мире насчитывалось 1040 млн. католиков (ок. 19% населения земного шара); в Латинской Америке – 412 млн.; в Европе – 260 млн.; в Азии – 130 млн.; в Африке – 128 млн.; в Океании – 8 млн.; в странах бывшего Советского Союза – 6 млн.

К 2005 количество католиков составило 1086 млн. (ок. 17% населения земного шара)

За время понтификата Иоанна Павла II (1978–2005) количество католиков в мире выросло на 250 млн. чел. (44%).

Половина всех католиков проживает в странах Северной и Южной Америки (49,8%) проживает в Южной или Северной Америке. В Европе католики составляют одну четвертую (25,8%) от общего количества. Наибольшее увеличение количества католиков произошло в Африке: в 2003 их количество выросло на 4,5 % по сравнению с предыдущим годом. Самой большой католической страной мира является Бразилия (149 млн. чел.), второй – Филиппины (65 млн. чел.). В Европе наибольшее количество католиков живет в Италии (56 млн.).


Римская церковь

Основание и первоначальная история. Христианство проникло в Рим очень рано. Христианские апокрифы и легенды II и III веков утверждают, что уже император Тиберий († в 37 г.) слышал о Христе и даже, будто бы, хотел сопричислить его к римским богам (см. "Акты Пилата"; Тертуллиан, "Апология", гл. 5; Евсевий, "Церковная история", кн. 2-я, гл. 2-я); сюда же относятся легенды о проповеди в Риме святых Вероники и Марии Магдалины и рассказ Клементин ("Recognitiones", кн. 1, гл. 6). При императоре Клавдии (41-54 гг.) в Риме произошли бурные столкновения между христианами из евреев и евреями, вследствие чего все de jure евреи были высланы из столицы. При Нероне (54-68 гг.) христиане стали в Риме очень заметной величиной, вероятно - благодаря апостолу Павлу, "невозбранно" проповедовавшему здесь целых два года, с 61 по 63, или (по Гарнаку - с 57 по 59 гг.; см. "Деяния апостолов", гл. 28, ст. 31). Когда Нерон обвинил христиан в поджоге Рима (летом 64 года), их оказалось здесь, по словам Тацита, "несметное множество" (ingens multitudo). Кем впервые принесено было христианство в Рим - неизвестно. Тацит говорит, что "подавленное на время (Пилатом) гибельное суеверие прорывалось вновь наружу, не только в Иудее, но и в самом Риме", и объясняет это тем, что "в Рим стекается все, что есть в мире ужасного и порочного". Верно тут то, что на Риме, как на центре империи, бывшем в постоянных и оживленных сношениях с самыми отдаленными ее окраинами, отражались весьма скоро и сильно вообще все значительные явления духовной жизни провинции, не только "ужасные и порочные", но и высокие и спасительные. Мнение, что основателем римской кафедры, занимавшим ее с 42 по 67 гг., был апостол Петр, - мнение, на котором уже с конца II века и до настоящей минуты римская кафедра основывает свои притязания на исключительно высокое положение во вселенской церкви - ошибочно. Из Деяний апостольских (гл. 15) и послания к Галатам (гл. 2) известно, что еще около 50 года апостол Петр был не в Риме, а в Сирии и Палестине; в посланиях апостола Павла к Римлянам (писанном в 58 г., или в 53 г., по Гарнаку), к Филиппийцам, к Тимофею и др., писанных из Рима в 57-63 или 61-63 годах, нет намека не только на епископство Петра в Риме, но даже вообще на его присутствие здесь. Следовательно, апостол Петр мог прибыть в Рим лишь очень незадолго до гонения 64 года. Наконец, древнейшие списки римских епископов утверждают, что первым епископом Рима был Линн, а первым епископом-мучеником - Телесфор (при императоре Адриане). Между тем, самый факт мученичества апостола Петра удостоверен хорошо (евангелие от Иоанна, гл. 21), равно как и то, что местом мученичества был Рим (послание Климента к коринфянам). Отсюда следует, что в I-II веках даже в самом Риме апостола Петра не считали первым епископом Рима. Зверские казни 64 года не истребили совершенно христианства в Риме; при императоре Домициане оно проникло даже в род императора, в чем убеждает как факт казни двоюродного брата императора, Флавия Климента, за "безбожие и уклонение в иудейские обычаи", так и надписи катакомбы Домитиллы, ставящие вне сомнений принадлежность к христианской церкви женщины из дома Флавиев в 90-100 гг. Однако, Нероново гонение показало, что попытка сделать Рим центром вселенской церкви была бы в I веке преждевременна. До середины, даже до конца II века таким центром была Малая Азия, с Ефесом, Смирной и Иераполем во главе. Только с середины II века, благодаря мягкому отношению к христианской проповеди императора Антонина Пия, Р. церковь оправляется и расцветает. К концу II века она опять занимает одно из виднейших мест, а в III веке, в гонение Деция и Валериана, принимает на себя главные удары. Впрочем, не следует представлять ее себе слишком грандиозной и в это время. В 252 г. в ней считалось 46 пресвитеров, 7 диаконов, 7 иподиаконов, 42 аколуфа, 52 чтеца, остиария и заклинателя; она прокармливала 1 1 / 2 тысячи беспомощных людей. Без своего чтеца и остиария не мог обойтись ни один молитвенный дом; следовательно, таких домов в Риме было никак не более 25 (если заклинателей было всего 2); полагая на каждый молитвенный дом даже 3000 человек, что, вероятно, гораздо выше действительности, получаем 75000 христиан на 750-850 тысяч всего населения города, т. е. менее 10%. Об истории территории римского диоцеза и о современной статистике Р. церкви - см. Католичество, Патриархия и Папство; о дальнейшей истории Р. церкви - Папство и папы Лев, Григорий, Николай, Иннокентий, а также Реформация, Иезуиты, Янсенизм, Старокатоличество; о догме Р. церкви - см. Католичество; об управлении ее Кардинал, Конгрегация, Конклав, Курия; об отношениях ее к восточным церквам - Разделение церквей и Уния. Сочинения о Р. церкви, кроме указанных в вышеназванных статьях: Gregorovius, "Geschichte d. Stadt Rom im Mittelalter"; J. Langen, "Geschichte der röm. Kirche"; Döllinger, "Die Papstfabeln d. Mittelalters"; Ranke,"Die römischen Päpste des XVI-XVIII Jahrh."; Nippold, "Handbuch der neuesten Kirchengeschichte"; Вязигин, "Очерки из истории папства".

Так называемая "порча Р. церкви", вызывавшая с XIV века в Западной Европе громкое требование "реформы церкви во главе и членах" и разрешившаяся реформацией, есть комплекс явлений, коренившихся отчасти в самом строе средневекового католичества, как оно было создано папами Николаем I, Григорием VII и Иннокентием III. Недаром католическая реакция, поставившая себе целью борьбу с реформацией, между прочим, путем излечения "порчи", нередко носит у историков название контрреформации. "Порча церкви" есть общее название для явлений омирщения и нравственного разложения католического духовенства, от папы до причетников и нищенствующих орденов. В его среде сильно развились неверие, лицемерие, симония, разврат, невежество, суеверие, роскошь, сластолюбие и сребролюбие. "Порча церкви" обнаружилась с особенной силой как раз с тех пор, как внешнее могущество папства достигло своего апогея, после полной победы над Гогенштауфенами. Несомненно, что именно явления "порчи", одинаково понятной и возмутительной для всех классов общества, сообщили реформационному движению в некоторых странах тот характер стихийности и потому непреодолимости, которого не могли бы сами по себе вызвать ни культурная и научная оппозиция гуманистов, ни стремление светской власти сбросить опеку папства. Идеал средневекового католичества был строго-аскетический. Отдельные личности, как святые Франциск Ассизский, Бернард Клервосский, Бонавентура и др., осуществили его в своей жизни и останутся навсегда образцами личной святости. Но средневековый католицизм стремился всем своим учреждениям и учениям давать значение общественное, а не индивидуальное; свой аскетический идеал он выставлял как желательный для всех христиан; а так как осуществление его во всем обществе было, очевидно, невозможно, то идеал этот был выставлен, как жизненная норма, по крайней мере для духовного сословия - для церкви в папистическом, более узком смысле слова. Между тем, и для целого сословия он был непосилен; его требования, возведенные во внешний закон, привели, как всякое насилие над природой, к следствиям противоположным цели. Не будучи в силах осуществить свой идеал, церковь не смогла вести за собой общество; напротив, общество мало-помалу внесло свои нравы в духовную среду, и церковь омирщилась. "Порча" началась давно, уже в X-XI вв. она достигла ужасающих размеров; но сначала реформы Григория VII, затем в XIII в. францисканский и доминиканский ордена на время исцелили церковь. Реформы Григория - введение избрания пап конклавом кардиналов, обязательное безбрачие духовенства, инвеститура - были направлены против трех главных зол: схизм на папском престоле и возведения на него недостойных лиц, превращения клира в наследственную касту и симонии. Мало-помалу порча церкви снова возникла из этих самых реформ. Схизмы перешли в самые конклавы (см. Раскол великий); недостойные лица избирались в папы и кардиналы. Авиньонский двор прославился таким развратом, что его называли публичным домом; на констанцском соборе против папы Иоанна XXIII был предъявлен обвинительный акт (70 пунктов), который разбирать пришлось отчасти при закрытых дверях. Безбрачие привело к почти поголовному конкубинату в среде духовенства; нередко случалось, что паства сама навязывала наложниц своим пастырям, чтобы обезопасить от них своих жен и дочерей. Вместо симонии светской явилась духовная; епископские места продавались людям, заведомо неспособным исполнять епископские обязанности и только получавшим доходы со своих бенефиций. XIV и XV вв. - время глубочайшего упадка папской церкви. Во время великого раскола обе курии почти только и делали, что разоблачали скандалы при враждебном папском дворе и вымогали с паствы деньги для умножения придворной роскоши и для ведения войн за папское достояние в Италии, где папские легаты выступали в роли кондотьеров. Избрание епископов и их утверждение папой было обставлено множеством формальностей, несоблюдение которых могло вести к кассации выборов, также как и просрочка. Папские письма по делам этих выборов (litterae monitoriae и exsecutoriae), как и заменившие их потом буллы, оплачивались по таксе. Введены были правила, что доходы с вакантной епископии идут в пользу папы (fructus veniae temporis) и что казну умерших епископов наследует папство (jus spolii); первый свой годовой доход новопоставленный епископ отдавал папе. Чтобы участить поступления по всем этим статьям, папы назначали епископами стариков или как можно чаще переводили епископов с одной кафедры на другую. Новые источники доходов были найдены в продаже монастырских привилегий; по таксе продавались позволения на брак с близкими родственницами; производились денежные сборы на "крестовые походы", под которыми разумелись войны самих пап за их итальянские земли, и на построение собора св. Петра (так называемый Peterspfennig). Обильнейшим источником доходов стала торговля отпущением грехов. Так называемые "юбилейные года", когда эти отпущения производились суммарно, сначала были установлены (в 1300 г., папой Бонифацием VIII) раз в 100 лет; Климент VI сократил срок до 50 лет, Урбан V - до 33 (по числу лет Иисуса Христа), а Сикст IV - до 25 лет, "ввиду краткости человеческой жизни". Для получения отпущения достаточно было сделать денежный взнос в размере путевых расходов в Рим и обратно. Индульгенции частные сначала требовали за отпущение греха "дела, достойного покаяния", например пилигримства, молитвы, поста и т. п.; потом самые эти дела, внешним образом выполненные, стали считаться достаточными для искупления греха; еще позже нашли возможным заменять и их денежными взносами в пользу духовенства; грехи были в точности расписаны по таксе, так что стало возможным откупаться от них деньгами и даже покупать себе право вперед на любой грех. "Сверхдолжных заслуг" церковь считала так много, что, утверждала она, на них можно было бы выкупить весь ад и чистилище. Кто из этой кассы получит дополнение своих добродетелей, от того для спасения не требуется ни веры, ни покаяния, и его собственные добродетели, как излишние, поступают сами в кассу сверхдолжных заслуг. Наконец, индульгенции стали продаваться с молотка и ходить в банкирских домах, как обыкновенные денежные бумаги. К этому страшному подрыву авторитета исповеди и духовных отцов присоединилась еще деятельность нищенствующих монахов, получивших от папы право неограниченного пастырства душ. По словам св. Бонавентуры, от нищих монахов все бегут, как от грабителей; слова "мое" и "твое" раздаются в монастырях чаще, чем имя Иисуса. Монахи занимались торговлей, адвокатурой; ордена чернили и осмеивали друг друга на глазах у паствы. Эту страшную разницу между идеалом церкви и ее действительностью богословы XIV-XV вв. как будто нарочно делали еще резче, все более поднимая в теории святость папского сана и его могущество. Папа зовется у них владыкой мира; император - не более, как посредник между папой и королями; он может быть назначен и свергнут папой по произволу и при коронации обязан приносить папе присягу. Папа - vice-deus или просто deus imperatoris, non homo simpliciter; его суд - все равно, что суд Христа, власть его - sine pondere et mensura (без веса и меры). Григорий VII писался еще наместником Петра, но его преемники пишутся уже памятниками Христа, в то самое время, когда авиньонский двор получил в обществе кличку дома терпимости.

Б. Мелиоранский.


Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. - С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон . 1890-1907 .

Смотреть что такое "Римская церковь" в других словарях:

    См. КАТОЛИЦИЗМ. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Павленков Ф., 1907 … Словарь иностранных слов русского языка

    Христианство Портал:Христианство · ‎ Библия Ветхий Завет · Новый Завет Апокрифы Евангелие Десять заповедей Нагорная проповедь Троица Бог Отец … Википедия

    Муж. церква, южн., зап., новг. место, здание для христианского богослужения, храм, Божий храм. У нас церковь отличается от молитвенного дома освященьем престола, заменяемого в походной, переносной церкви антиминсом. Церковь не в бревнах, а в… … Толковый словарь Даля

    Итал. La Basilica di San Francesco d Assisi … Википедия

    Церковь Сан Франческо в Ассизи итал. La Basilica di San Francesco d Assisi Вид с восточного фасада … Википедия

    Римская католическая церковь - (Roman Catholic Church), часть христ. церкви (христианство), возглавляемая рим. епископом (папство). В раннехрист. церкви епископ Рима как преемник св. Петра имел ограниченную власть над умами всех верующих христиан. Однако после разделения христ … Всемирная история

    Церковь Сан Франческо в Ассизи, базилика Святого Франциска в монастыре Сакро Конвенто (итал. La Basilica di San Francesco d Assisi) главный храм ордена францисканцев, расположенный в городе Ассизи (Италия, административный регион Умбрия). Храм… … Католическая энциклопедия

    Территория Священной Римской империи в 962 1806 гг. Священная Римская империя германской нации (лат. Sacrum Imperium Romanum Nationis Teutonicae, нем. Heiliges Römisches Reich Deutscher Nation) государственное образование, существовавшее с 962 г … Википедия

    Ц’ерковь (Мат.18:17 ; Деян.12:5 ; Рим.16:4 ,5; 1Кор.7:17 ; 1Кор.14:34 ; 1Кор.16:19) под этим словом в настоящее время понимается: а) всемирно распространенная религиозная организация или отдельно каждая из более чем 200 различных современных… … Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

Книги

  • История христианской церкви Том VII Современное христианство Реформация в Германии , Шафф Ф. , Реформация - величайшее событие в истории после учреждения христианства. Она знаменует конец средних веков и начало современного периода. По происхождению это явление было религиозным, но оно… Категория:

В 1894 г. было получено разрешение на строительство третьего католического храма в Москве, при условии, что костел будет возведен вдалеке от центра города и особо почитаемых православных храмов, без башен и наружных изваяний. Неоготический проект Ф. О. Богдановича-Дворжецкого был утверждён, несмотря на отклонение от последнего условия. Храм возводился в основном с 1901 по 1911 гг. Вид храма отличался от проектного. Собор представляет собой неоготическую трехнефную крестовидную псевдобазилику. Возможно, прообразом для фасада послужил готический собор в Вестминстерском аббатстве, для купола - купол кафедрального собора в Милане. Деньги на строительство собрала польская община и католики других национальностей по всей России. Ограда собора сооружена в 1911 г. (архитектор Л. Ф. Даукш). Храм, получивший название филиальной церкви Беспорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии, был освящен 21 декабря 1911 г. Отделочные работы продолжались до 1917 г. В 1919 г. филиальная церковь была превращена в полноценный приход.

В 1938 г. храм закрыт, имущество разграблено, внутри организовано общежитие. До закрытия собора в 1938 г. алтарь собора Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии в Москве представлял собой трехшпилевую готическую конструкцию с Престолом, возвышавшуюся до потолка апсиды, в которой располагалась дарохранительница. В пресвитерии стояли пальмы, сам он отгораживался от нефа баллюстрадой. Во время войны здание пострадало от бомбардировок, были уничтожены несколько башен и шпилей. В 1956 г. в здание был заселен НИИ «Мосспецпромпроект», проведена перепланировка, внутреннее пространство поделёно на 4 этажа. В 1976 г. разработан, но не реализован, проект реставрации здания под зал органной музыки. 8 декабря 1990 г., по случаю праздника Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии, отец Тадеуш Пикус (ныне епископ) впервые отслужил мессу на ступенях собора.

Постоянные богослужения проводятся с 7 июня 1991 г. В 1996 г., после удаления из помещений НИИ «Мосспецпромпроект», храм передан Церкви. 12 декабря 1999 г. Госсекретарь Ватикана кардинал Анджело Содано торжественно освятил отреставрированный Кафедральный собор. В нынешнем виде собор имеет отличия от вида до закрытия в 1938 г. Стрельчатые оконные проёмы украшены витражами. Под оконными проёмами, на внутренних поверхностях стен, находятся 14 барельефов - 14 «стояний» Крестного пути. Имеется пять колоколов, изготовленных на польской фабрике Фельчинских в Перемышле (подарены Тарновским епископом Виктором Скворцом). Самый большой весит 900 кг и носит название «Фатимская Божья Матерь». Остальные: «Иоанн Павел II», «Святой Фаддей», «Юбилей-2000», «Святой Виктор». Колокола приводятся в движение при помощи специальной электронной автоматики.

Имеется орган (th. Kuhn, ag. Mannedorf, 1955), являющийся одним из самых больших органов в России (73 регистра, 4 мануала, 5563 трубы), что позволяет исполнять органную музыку различных эпох. Орган фирмы «Kuhn» получен в дар от Евангелическо-реформатского кафедрального собора «Basel Münster» г. Базеля. Был построен в 1955 г., в январе 2002 г. начались работы по демонтажу органа и все части, кроме регистра № 65 Principal bass 32", были перевезены в Москву. Работы вела органостроительная фирма «Orgelbau Schmid Kaufbeuren e.K.» (Кауфбойрен, Германия - Герхард Шмид, Гуннар Шмид). Орган собора теперь является одним из самых больших в России (74 регистра, 4 мануала, 5563 трубы) и позволяет стилистически безупречно исполнять органную музыку любых эпох. С 2009 года с использованием органа проводится образовательный курс «Западноевропейская духовная музыка», дающий российским музыкантам навыки григорианского хорала и органной импровизации.

Ри́мско-католи́ческая Це́рковь (лат. Ecclesia Catholica) — принятый с начала XVII века неофициальный термин для обозначения той части Западной Церкви, которая осталась в общении с Римским епископом после Реформации XVI века. В русском языке термин обычно используется как синоним понятия «Католическая церковь», хотя во многих странах соответствующие термины на иных языках различаются. Во внутренних документах РКЦ использует для самообозначения либо термин «Церковь» (с определённым артиклем в языках, имеющих его), либо «Католическая церковь» (Ecclesia Catholica). РКЦ полагает лишь себя Церковью в подлинном смысле слова. Сама РКЦ использует данное самообозначение в своих совместных документах с иными христианскими институтами, многие из которых рассматривают себя также как часть «католической» церкви.

Восточные католические церкви используют термин в более узком смысле, подразумевая институт католической Церкви латинского обряда (включая, наряду с Римским, амвросианский, брагский, лионский и мосарабский).

С 1929 года центр — государство-город во главе с Папой Римским. Состоит из Латинской Церкви (Латинского обряда) и 22 восточно-католических автономных Церквей (лат. Ecclesia ritualis sui iuris или Ecclesia sui iuris), признающих верховную власть Римского епископа.

Крупнейшая ветвь христианства, отличающаяся организационной централизованностью и наибольшим числом приверженцев (около четверти населения мира в 2004 г.).

Определяет себя четырьмя существенным свойствами (notae ecclesiae): единством, кафоличностью, определённую святым Павлом (Еф 4.4-5), святостью и апостоличностью.

Главные положения вероучения изложены в Апостольском, Никейскoм и Афанасьевском символах веры, а также в декретах и канонах Ферраро-Флорентийского, Тридентского и I Ватиканского соборов. Популярная обобщённая доктрина изложена в «Катехизисe».

История

Современная Римско-католическая Церковь рассматривает всю историю Церкви до Великого Раскола 1054 года как свою историю.

Согласно доктрине католической Церкви, Католическая (Вселенская Церковь) была «прообразно возвещена уже от начала мира, дивно предуготовленная в истории народа Изральского и Ветхом Завет, наконец, в эти времена последние основана, явилась через излияние Духа Святого и будет завершена во славе в конце времён». Так же, как Ева была сотворена из ребра уснувшего Адама, Церковь родилась из пронзённого сердца Христа, умершего на Кресте.

Вероучение Церкви, по убеждению её приверженцев, восходит к апостольским временам (I век). Вероучение формировалось определениями Вселенских и поместных соборов. В III—VI веках Церковь противостояла распространению ересей (гностицизм, несторианство, арианство, монофизитство и др.).

В VI веке был создан старейший Запада — бенедиктинцы, деятельность которого связана с именем св. Бенедикта Нурсийского. Устав бенедиктинского ордена послужил основой для уставов более поздних монашеских орденов и конгрегаций, например, камальдулов или цистерцианцев.

В середине VIII века было создано Папское государство (одним из оснований был подложный документ — Константинов дар). Перед лицом угрозы нападения лангобардов Папа Стефан II, не надеясь на помощь Византии, обратился за помощью к франкскому королю, который в 756 году передал захваченный им Равеннский экзархат Папе. Последовавшие позже нападения норманнов, сарацинов и венгров породили хаос в Западной Европе, мешавший упрочению светской власти папства: короли и сеньоры провели секуляризацию церковного имущества и стали претендовать на собственное назначение епископов. Короновав императором Священной Римской империи Оттона I в 962 году, Папа Иоанн XII стремился обрести надёжного покровителя; однако, его расчёты не оправдались.

Первым французским папой стал учёный монах Герберт из Орийака, принявший имя Сильвестра II. Народное восстание 1001 года заставило его бежать из Рима в Равенну.

В XI веке папство вело борьбу за обладанием правом инвеституры; успех борьбы был во многом обусловлен тем, что она велась под популярным среди церковных низов (См. Патария) лозунгом искоренения симонии. Реформы были начаты в 1049 году Львом IX и продолжены были его преемниками, среди которых выделился Григорий VII, при котором светское могущество папства достигло зенита. В 1059 году Николай II, воспользовавшись малолетством Генриха IV, учредил Священную Коллегию кардиналов, которой отныне принадлежит право избрания нового Папы. В 1074—1075 император был лишён права епископской инвеституры, что в условиях, когда многие епископства были крупными феодальными владениями, подрывало целостность Империи и власть императора. Противоборство папства и Генриха IV вступило в решающую фазу в январе 1076 года, когда организованное императором в Вормсе собрание епископов объявило Григория VII низложенным. 22 февраля 1076 года Григорий VII отлучил Генриха IV от Церкви, что принудило его к акту, известному как хождение в Каноссу.

В 1054 году произошёл раскол с восточной Церковью. В 1123 году состоялся первый после раскола собор без участия восточных патриархатов — Первый Латеранский собор (IX Вселенский) и с тех пор соборы стали проводиться регулярно. После нападения турок-сельджуков за помощью в Рим обратился византийский император и Церковь была вынуждена силой расширить своё влияние, создав форпост в виде Иерусалимского королевства с центром в священном городе. Во время первых крестовых походов стали возникать духовно-рыцарские ордена, призванные помогать паломникам и защищать святые места.

В начале XIII века папа Иннокентием III выступил организатором 4-го крестового похода. Инспирируемые венецианцами крестоносцы захватили и разграбили в 1202 году западнохристианский город Зара (совр. Задар), а в 1204 году — Константинополь, где папством была учреждена Латинская империя (1204—1261). Насильственное насаждение латинства на Востоке сделало раскол 1054 года окончательным и необратимым.

В XIII веке в Римско-католической церкви было основано большое количество новых монашеских орденов, получивших название нищенствующих — францисканцы, доминиканцы, августинцы и др. Доминиканский орден сыграл большую роль в борьбе Католической церкви с катарами и альбигойцами.

Серьёзный конфликт возник между Бонифацием VIII и Филиппом IV Красивым из-за стремления расширить налогооблагаемую базу за счёт духовенства. Бонифаций VIII издал ряд булл (первая в феврале 1296 года —Clericis laicos) в противодействие таким узаконениям короля, в частности одну из из знаменитейших булл в истории папства — Unam Sanctam (18 ноября 1302 года), утверждавшую, что вся полнота как духовной, так и светской власти на земле пребывает в юрисдикции Пап. В ответ Гийом де Ногарэ объявил Бонифация «преступным еретиком» и взял его в плен в сентябре 1303 года. С Климента V начался период, известный как авиньонское пленение пап, продолжавшийся до 1377.

В 1311—1312 проходил Вьеннский собор, на котором присутствовали Филипп IV и светские сеньоры. Главной задачей Собора было завладение имуществом ордена Тамплиеров, который был ликвидирован буллой Климента V Vox in excelso; последовавшая булла Ad providam передавала активы тамлиеров Мальтийскому ордену.

По смерти Григория XI в 1378 году последовал так называемый Великий западный раскол, когда сразу три претендента объявили себя истинными Папами. Созванный императором Священной Римской империи Сигизмундом I в 1414 Собор в Констанце (XVI Вселенский Собор) разрешил кризис, избрав Мартина V как преемника Григория XII . Собор также в июле 1415 года приговорил к сожжению заживо чешского проповедника Яна Гуса, а 30 мая 1416 года — Иеронима Пражского по обвинению в ереси.

В 1438 состоялся созванный Евгением IV Собор в Ферраре и в Флоренции, итогом которого была так называемая Флорентийская уния, объявлявшая о воссоединении Западной и Восточной Церквей, — вскоре отвергнутая на Востоке.

В 1517 году проповедью Лютера началось мощное антиклерикальное движение, известное под именем Реформации. В ходе последовавшей Контрреформации в 1540 году был учреждён орден иезуитов; 13 декабря 1545 года был созван Тридентский собор (XIX Вселенский), продлившийся с перерывами 18 лет. Собор уточнил и изложил основы вероучения о спасении, таинствах и библейском каноне; была стандартизирована латинская .

После экспедиций Колумба, Магеллана и Васко да Гамы Григорий XV в 1622 году основал в Римской Курии Конгрегацию для пропаганды веры.

В ходе Великой французской революции Католическая церковь в стране подверглась репрессиям. В 1790 была принята «Гражданская конституция духовенства», закрепившая за государством абсолютный контроль над Церковью. Некоторые священники и епископы дали клятву верности, другие отказались. В Париже в сентябре 1792 года было казнено более 300 представителей духовенства и многим священникам пришлось эмигрировать. Годом позже началась кровавая секуляризация, были закрыты и разорены практически все монастыри. В Соборе Парижской Богоматери стал насаждаться культ богини Разума, в конце государственной религией Максимилиан Робеспьер провозгласил культ некоего Верховного Существа. В 1795 году свобода вероисповедования во Франции была восстановлена, но тремя годами позже Рим заняли французские революционные войска генерала Бертье и с 1801 года епископов стало назначать правительство Наполеона.

Социальная доктрина

Социальная доктрина Католической Церкви наиболее развита по сравнению с другими христианскими конфессиями и течениями, что обусловлено наличием обширного опыта выполнения светских функций в Средневековье, а позднее и взаимодействиями с обществом и государством в условиях демократии. В XVI в. немецкий теолог Руперт Мельдений выдвинул знаменитую максиму: «in necessariis unitas, in dubiis libertas, in omnibus caritas» — «в необходимом — единство, в сомнениях — свобода, во всём — добродушие». Известный теолог, Йозеф Хеффнер определил социальное учение Католической Церкви как «совокупность социально-философских (взятых, в сущности, из социальной природы человека) и социально-теологических (взятых из христианского учения о Спасении) знаний о сущности и устройстве человеческого общества и о вытекающих отсюда и применимых к конкретным общественным отношениям нормам и задачам строя».

Социальное учение Католической Церкви опиралось сначала на августинизм, а позже — на томизм и основывается на ряде принципов, среди которых выделяются персонализм и солидаризм. Католическая церковь предложила свою трактовку теории естественного права, сочетающую религиозные и гуманистические идеи. Первичный источник достоинства и прав личности — Бог, однако, сотворив человека как существо телесное и духовное, личностное и социальное, Он наделил его неотъемлемыми достоинством и правами. Это стало результатом того, что все люди стали равны, уникальны и причастны Богу, но имеют свободную волю и свободу выбора. грехопадение повлияло на природу человека, но не лишило его естественных прав, а поскольку его природа до окончательного Спасения человечества неизменна, то даже Бог не властен отнять или ограничить свободу человека. По мнению Иоанна Павла II, «человеческая личность есть и должна оставаться принципом, субъектом и целью всех социальных обществ». Опыт СССР наглядно продемонстрировал, что настойчивое вмешательство государства может угрожать личной свободе и инициативе, поэтому католические теологи подчеркнули дуализм государства и общества. В решениях Второго Ватиканского Собора и энцикликах Иоанна Павла II отстаивалась необходимость разделения властей и правового характера государства, при котором первичны законы, а не воля уполномоченных должностных лиц. В то же время, признавая различие и самостоятельность природы и цели Церкви и государства, католические теологи подчёркивают необходимость их сотрудничества, поскольку общей целью государства и общества является «служение одним и тем же». Одновременно Католическая Церковь противостоит тенденциям закрытости государств, то есть противопоставляет «национальные традиции» общечеловеческим ценностям.

Организация и управление

В иерархическом плане клир, чётко отделяемый от мирян, различается по трём степеням священства:

* епископ;
* священник.
* диакон.

Иерархия клира подразумевает наличие многочисленных церковных степеней и должностей (см. Церковные степени и должности в Римско-католической церкви), как пример:

* кардинал;
* архиепископ;
* примас;
* митрополит;
* прелат;
* ;

Существуют также должности ординария, викария и коадъютора — последние две должности включают функцию заместителя или помощника, например епископа. Члены монашеских орденов иногда называются регулярным (от лат. «regula» — правило) клиром, но большинство, назначаемое епископом, является диоцезиальным или секулярным. Территориальными единицами могут являться:

* диоцез (епархия);
* архидиоцез (архиепархия);
* апостольская администратура;
* апостольская префектура;
* апостольский экзархат;
* апостольский викариат;
* территориальная прелатура;
* территориальное ;

Каждая территориальная единица состоит из приходов, которые иногда могут быть сгруппированы в деканаты. Объединение епархий и архиепархий называется митрополией, центр которой всегдасовпадает с центром архиепархии.

Существуют также военные ординариаты, обслуживающие воинские части. Партикулярные Церкви в мире, а также различные миссии, носят статус «sui iuris». В 2004 г. такой статус имели миссии в Киргизстане, Таджикистане, Азербайджане, Узбекистане, Туркменистане, Афганистане, на Каймановых островах и на островах Тёркс и Кайкос, святой Елены, Вознесения и Тристан-да-Кунья, а также в Токелау и Фунафути в Тувалу. В отличие от автокефальных православных церквей, все зарубежные католические церкви, в том числе sui iuris, находятся в ведомстве Ватикана.

Коллегиальность в управлении Церковью (extra Ecclesiam nulla salus) коренится ещё в апостольских временах. Административную власть Папа проводит в соответствии с «Кодексом канонического права» и может советоваться со Всемирным синодом епископов. Диоцезиальные клерики (архиепископы, епископы и др.) действуют в рамках ординарной юрисдикции, то есть связанной по закону с должностью. Этим правом обладает также ряд прелатов и аббатов, а священники — в пределах своего прихода и по отношению к своим прихожанам.

Н. э. Иерусалимская Церковь временно перестала существовать, и на первое место стала выдвигаться Римская община и авторитет ее епископа . Основываясь на центральном положении Рима как столицы империи и на происхождении кафедры от первоверховных апостолов , римские епископы уже с III в. начинают высказываться о своем главенствующем положении в Церкви, в чем были с ними не согласны епископы восточных провинций.

Вообще, Апостольские правила и правила древних соборов не допускают ни самовластия первенствующего епископа, ни, тем более, - абсолютизма в Церкви. Высшая инстанция для решения религиозно-канонических вопросов принадлежит Собору епископов - Поместному или, если того требуют обстоятельства, - Вселенскому .

Тем не менее, политические обстоятельства складывались так, что влияние римского епископа продолжало расти. Этому способствовало нашествие варваров в кон. в. и переселение народов Европы . Волны варваров двигались по древнеримским провинциям, смывая все следы христианства . Среди вновь образующихся гос-в Рим выступает в качестве носителя апостольской веры и предания. Возвышению авторитета римского епископа способствовали и религиозные волнения в Византийской империи с по VIII вв., когда римские епископы выступали защитниками православия . Так, постепенно, у римских епископов стало возрастать убеждение, что они призваны руководить жизнью всего христианского мира. Новым толчком к укреплению деспотических претензий римских епископов в в. явился декрет императора Грациана , признавший в лице римского папы ("папа" - отец, этот титул носили римские и александрийские епископы) "судью всех епископов." Уже в в. папа Иннокентий объявил, что "ничего нельзя решать без сношения с римской кафедрой и, особенно, в делах веры, все епископы должны обращаться к ап. Петру ", то есть к римскому епископу. В VII в. папа Агафон потребовал, чтобы все постановления Римской церкви принимались всей Церковью, как правила, утвержденные словами ап. Петра. В VIII в. папа Стефан писал: "Я - Петр апостол, по воле Божественного милосердия званный Христом , Сыном Бога живого, поставлен Его властью быть просветителем всего мира."

В пятом веке на самих Вселенских Соборах папы осмеливаются провозглашать о своей высшей церковной власти. Конечно, они здесь заявляют не лично, а через своих легатов. Легат Филипп на III Вселенском соборе говорит:

"никто не сомневается, и все века знают, что святой и блаженный Петр, глава Апостолов, столп веры, фундамент кафолической Церкви, получил ключи Царствия Небесного от Господа нашего Иисуса Христа, Спасителя и Искупителя рода человеческого, и что власть связывать и развязывать грехи передана ему. До сего дня и навечно он в своих преемниках живет и осуществляет власть судии" .

Эти все возрастающие претензии пап сначала не принимались серьезно восточными епископами и не разделяли Церковь. Всех связывало единство веры, таинств и сознание принадлежности к единой Апостольской Церкви. Но, к несчастью христианского мира, это единство было разбито римскими епископами в и последующих веках искажениями и нововведениями в области вероучительной (догматической) и канонической (церковных законов). Отчуждение Римской церкви начало углубляться введением ими новых догматов, сначала об исхождении Св. Духа "и от Сына," с внесением этих слов в Символ веры , потом - о непорочном зачатии Пресвятой Девы Марии , о чистилище , о "сверхдолжных заслугах ", о папе , как "наместнике" Христа, главе всей Церкви и светских государств, о непогрешимости римского епископа в делах веры. Одним словом, стало искажаться самое учение о природе Церкви. В качестве оправдания учения о главенстве римского епископа католические богословы ссылаются на слова Спасителя, сказанные ап. Петру: "Ты - Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою" (Мф 16.18). Святые отцы Церкви всегда понимали эти слова в том смысле, что Церковь основывается на вере во Христа , которую исповедал ап. Петр , а не на его личности. Апостолы не видели в ап. Петре своего главу, и на апостольском соборе в Иерусалиме в председательствовал ап. Иаков . Что касается преемства власти, восходящего к ап. Петру, то известно, что он рукополагал епископов во многих городах, не только в Риме , но и в Александрии , Антиохии и др. Почему же епископы тех городов лишены чрезвычайных полномочий ап. Петра? Более глубокое исследование этого вопроса приводит к одному честному заключению: учение о главенстве Петра создано римскими епископами искусственно из честолюбивых побуждений. Это учение было неиз-вестно ранней Церкви.

Все возрастающие претензии на главенство римского епископа и введение учения об исхождении Святого Духа "и от Сына" привели к отпадению Римской (католической) церкви от Церкви Христовой. Официальной датой отпадения считается , когда кардинал Гумберт положил на престол храма Святой Софии в Константинополе папское послание, предававшее проклятию всех несогласных с Римской церковью.

Для католиков характерно очень широкое толкование как божественных догматов , так и церковных канонов (правил). Это наглядно видно из существования различных монашеских орденов , уставы которых очень сильно отличаются друг от друга. Всего в настоящее время насчитывается ок. 140 католических монашеских орденов, из которых основные.

Loading...Loading...