Рибо психология внимания хрестоматия по вниманию. Психологические теории внимания

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы контрольной работы не вызывает сомнений. Ведь в каждый момент своего бодрствования человек что-то слышит, видит, чувствует, о чем-то думает или с кем-то говорит, что-то делает. Сознание человека не в состоянии охватить одновременно с достаточной ясностью все, что на него воздействует. Он выделяет то, что представляет для него интерес, соответствует его потребностям, жизненным планам. Любая деятельность человека требует выделения объекта и сосредоточенности на нем.

Внимание к объекту вызывает естественную потребность что-то сделать с ним. Действие же еще более сосредоточивает внимание на объекте. Внимание, сливаясь с действием и взаимно переплетаясь, создает крепкую связь с объектом.

Для самого человека, и внешнему наблюдению внимание открывается как направленность, настроенность и сосредоточенность любой психической деятельности. Оно не имеет своего отдельного, специфического продукта, но его результатом является улучшение всякой деятельности, к которой оно присоединяется.

Внимание развивается постепенно и на определенном уровне своего развития становится свойством личности, ее постоянной особенностью, которая называется внимательностью. Внимательный человек- это человек наблюдательный, он достаточно полно и точно воспринимает окружающее, и учение и трудовая деятельность у него протекает успешнее, чем у человека, не обладающего этим свойством личности.

Внимательность человека проявляется не только в познании мира и осуществлении деятельности, но и в отношениях с другими людьми. Чуткость, отзывчивость, понимание настроений и переживаний другого человека, способность уловить малейшие нюансы его чувств и желаний и умение учесть все это в своем поведении и общении с ним отличают внимательного к людям человека и свидетель.

Непроизвольное внимание вызывается неожиданностью и контрастом раздражителей, внутренним состоянием организма (человек, испытывающий чувство голода, не может не обратить внимание на вид тарелки с едой). Когда речь идет о непроизвольном внимании мы не обращаем внимание на те или иные объекты, а они сами завладевают нашим вниманием.

Произвольное (преднамеренное) внимание происходит при определенных намерениях и приложении усилий по доброй воле это намерение осуществить. Любая деятельность предъявляет высокие требования к уровню развития произвольного внимания.

Произвольное внимание иногда переходит в так называемое послепроизвольное внимание. Одним из условий такого перехода является интерес к определенной деятельности. Пока деятельность не очень интересна, от человека требуются волевые усилия, чтобы сосредоточиться на ней.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ Теории Внимания

Психологическая теория Т. Рибо

Одну из наиболее известных психологических теорий внимания предложил Т. Рибо . Он считал, что внимание, независимо от того, является оно ослабленным или усиленным, всегда связано с эмоциями и вызывается ими. Между эмоциями и произвольным вниманием Рибо усматривал особенно тесную зависимость. Он полагал, что интенсивность и продолжительность такого внимания непосредственно обусловлены интенсивностью и продолжительностью ассоциированных с объектом внимания эмоциональных состояний. Непроизвольное внимание также всецело зависит от аффективных состояний. "Случаи глубокого и устойчивого непроизвольного внимания обнаруживают все признаки неутомимой страсти, постоянно возобновляющейся и постоянно жаждущей удовлетворения" 2 .

Состояние внимания всегда сопровождается не только эмоциональными переживаниями, но также определенными изменениями физического и физиологического состояния организма. Только на основе детального и тщательного изучения подобного рода состояний можно составить ясное представление и о механизмах внимания. Для Т. Рибо было особенно характерно подчеркивание значения физиологических коррелятов психических процессов и состояний, и это обстоятельство сказалось на его трактовке интересующего нас явления.

Имея это в виду, концепцию Рибо можно назвать психофизиологической. Как чисто физиологическое состояние внимание включает комплекс сосудистых, дыхательных, двигательных и других произвольных или непроизвольных реакций. Интеллектуальное внимание, кроме того, влечет за собой усиление кровообращения в занятых мышлением органах тела. Состояния сосредоточенности внимания сопровождаются также движениями всех частей тела: лица, туловища, конечностей, которые вместе с собственно органическими реакциями выступают как необходимое условие поддержания внимания на должном уровне.

Основную роль движений в акте внимания Т.Рибо обозначил следующим образом. Движение физиологически поддерживает и усиливает данное состояние сознания. Для органов чувств - зрения и слуха - внимание означает сосредоточение и задержку движений, связанных с их настройкой и управлением. Усилие, которое мы прилагаем, сосредоточивая и удерживая внимание на чем-то, всегда имеет под собой физическую основу. Ему соответствует чувство мышечного напряжения, а наступающие впоследствии отвлечения внимания связаны, как правило, с мышечным переутомлением в соответствующих моторных частях реципирующих систем.

Двигательный эффект внимания, по мнению Рибо, состоит в том, что некоторые ощущения, мысли, воспоминания получают особую интенсивность и ясность по сравнению с прочими вследствие того, что вся двигательная активность оказывается сосредоточенной на них. В умении управлять движениями заключается и секрет произвольного внимания. Произвольно восстанавливая движения, связанные с чем-то, мы тем самым обращаем на это наше внимание. Таковы характерные черты моторной теории внимания, предложенной Т. Рибо.

Понятие преперцепции в работах В.Джеймса

Джемс выдвинул идею селективности внимания. Для Джеймса сознание представляло из себя приспособительный акт, созданный природой для выживания в меняющихся условиях. Сознание представляло из себя изменчивый, непрерывный поток функциональных актов. Поток обладает ограниченностью и выбором объектов, на который направляется, т.е. селективное свойство.

Механизмы внимания зависят от степени произвольности: непроизвольное - настройка органов чувств и т.д. – то есть то, что имеет приспособительное к раздражителю значение для достижения его большей отчетливости. Произвольное внимание – состояние преперцепции, готовность по отношению к среде. Далее см выше.

Рибо ориентировался при построении своей теории на принципы и методы естествознания, на представления о рефлекторных механизмах и моторных началах психики, ее социальной природе. Рибо в своей двигательной теории предпринял попытку устранить внимание, сводя его к рефлекторным установкам.

Рибо считает, что внимание существует в двух основных, существенно различных формах: одна из них – внимание непроизвольное, естественное; другая – внимание произвольное, искусственное.

Первая есть форма внимания настоящая, первоначальная, основная. Вторая представляет собой лишь подражание, результат внимания, дрессировки, увлечения чем-либо. Будучи подвержено колебаниям и влиянию случайностей, произвольное внимание опирается исключительно на внимание непроизвольное, из которого оно вырабатывается всецело. Произвольное внимание Рибо считает усовершенствованным аппаратом внимания непроизвольного, продуктом цивилизации.

Рассматривая непроизвольное внимание, Рибо отмечал, что внимание сопровождается физическими и физиологическими состояниями организма. Рибо особо подчеркивал значение физиологического сопровождения психических процессов, поэтому его концепцию можно назвать психо-физиологической (моторной). Как чисто физиологическое состояние внимание включает комплекс дыхательных, двигательных и других произвольных и непроизвольных реакций. Состояние сосредоточенности сопровождается также движениями всех частей тела: лица, туловища. Основную роль движений объяснял так: движение поддерживает и усиливает состояние сознания. Для органов чувств – зрения и слуха – внимание означает сосредоточение и задержку движений. Усилие, которое мы прилагаем, сосредотачивая внимание, всегда имеет физическую основу. Ему соответствует чувство мышечного напряжения, а отвлечение связано с мышечным переутомлением.

Н.Н .Ланге выдвинул моторную теорию внимания, движение рассматривалось им как условие, не только сопровождающее, но и улучшающее восприятия. Воля – это импульс, предшествующий любому сознательному движению. Этот импульс не осознается человеком, осознается лишь само движение в виде сопровождающих его суммы «обратных ощущений».



При этом во внимании он выделял три основные его формы: рефлекс, инстинкт и волевую форму внимания.

Рефлективным вниманием он называл все те движения, служащие для лучшего восприятия раздражений, которые возникают как рефлексы от ощущения этих раздражений.

Инстинктивные движения отличаются тем, что между ощущением и движением вставляется особое психическое состояние, которое называется инстинктивными эмоциями или влечениями.

Волевое внимание отличается тем, что при нем цель процесса уже заранее известна субъекту. При этом необходимо отметить три особенности волевого внимания: это его иллюзорный характер, то, что почти всякий акт внимания состоит из ряда последующих друг за другом стадий, волевое внимание сопровождается чувством усилия.

Т. Рибо – французский психолог и философ, родоначальник опытного направления в французской психологии.

Внимание определяется им как умственный моноидеизм - господство одной идеи в сознании, сопровождаемый непроизвольным (естественным) или произвольным (искусственным) приспособлением . Т. Рибо впервые в истории психологии внимания высказывает мысль о социальном, культурном происхождении высших форм внимания – произвольного (культурного, искусственного) внимания. Он пишет: «Как только возникла необходимость в труде, произвольное внимание стало в свою очередь фактором первостепенной важности в этой новой форме борьбы за жизнь. Как только у человека явилась способность отдаваться труду, по существу своему не привлекательному, но необходимому как средство к жизни, явилось на свет и произвольное внимание. Легко доказать, что до возникновения цивилизации произвольное внимание не существовало или появлялось на мгновение, как мимолетное сверкание молнии. Труд составляет наиболее резкую конкретную форму внимания». Рибо заключает: «Произвольное внимание – явление социологическое. Рассматривая его как таковое, мы лучше поймем его генезис и непрочность… Произвольное внимание есть приспособление к условиям высшей социальной жизни».

Эта идея была «подхвачена» Л.С. Выготским и разработана в рамках его культурно-исторической теории.

В описании сущности внимания Т. Рибо подчёркивает исключительность, ограниченность во времени этого состояния, имея в виду то, что оно противоречит основному свойству психической жизни – её изменяемости. Внимание же – есть состояние неподвижное; оно – временная задержка бесконечной смены состояний сознания. Это состояние, в котором одна мысль как бы «стягивает» вокруг себя массу других мыслей; она и является объектом внимания.

Необходимые условия, являющиеся составными элементами внимания (не причина его и не его следствие) – движения. В качестве эпиграфа к своему исследованию Т. Рибо приводит высказывание: «Кто не способен управлять своими мускулами, не способен и ко вниманию». «Без движений - нет внимания!», - восклицает он в другом месте своей статьи. Движения составляют объективную сторону внимания , его субъективная сторона – это отражение в сознании количества и качества мышечных сокращений, органических изменений. Внимание не является чисто духовной деятельностью; оно связано с вполне определёнными физическими условиями, действует через них, от них зависит.

Составные элементы внимания как состояния физического сводятся Т. Рибо к следующим группам:

Явления сосудодвигательные,

Явления дыхательные,

Явления двигательные, служащие для внешнего выражения – т.е. телодвижения.

Основная роль движений в акте внимания состоит в поддержании и усилении данного состояния сознания. Во всех актах внимания участвуют мускульные элементы – «действительные движения или движения в зародышевом состоянии» – «акт двигательный и акт задерживательный».

Произвольное внимание состоит главным образом в задерживании движения. Усилие, которое прилага­ется для сосредоточения и удержания внимания на чем-то, всегда имеет физио­логическую основу. Этому состоянию соответствует, по мнению Рибо, мышечное напряжение. В то же время отвлечение внимания Рибо связывал с мышечной уста­лостью. Следовательно, секрет произвольного внимания, заключается в способности управлять движениями. Поэтому не слу­чайно данная теория получила название моторной теории внимания.

Произвольное внимание есть продукт искусства, воспитания, дрессировки, увлечения чем-либо. Зарождение произвольного внимания, состоящего в способности удерживать мысль на предметах непривлекательных, может быть вызвано лишь насильственно, под влиянием воспитания – всё равно, исходит ли оно от людей или от вещей.

РИБО, ТЕОДЮЛЬ (Ribot, Théodule) (1839–1916) – французский психолог и философ. Родился 18 декабря 1839 в г.Гинган.

Окончил высшую педагогическую школу (Ecole Normale). Профессор Сорбонны (1885), затем Коллеж де Франс, где с 1888 работал на кафедре экспериментальной и сравнительной психологии. Руководил журналом «Revue philosophique de la France et de l"étranger», основанном им в 1876.

Рибо – один из создателей экспериментальной психологии. Признавая определенное значение традиционного интроспективного метода, он, однако, критиковал веру в непогрешимость самонаблюдения и ратовал за развитие экспериментальных методов исследования сознания. В его работах нашли выражение идеи физиологической психологии, противопоставленные интеллектуалистскому подходу к психическим явлениям. Так, он считал чувства не «смутным познанием», а первичным самостоятельным фактором, связанным с биологическими условиями существования человека и развивающимся в процессе его приспособления к среде. По Рибо, слепая вера в силу идей – источник иллюзий и заблуждений. Идея как простой факт сознания бессильна, она действует лишь тогда, когда прочувствована, сопровождается аффективными состояниями и вызывает стремления. Непонимание этого – «один из наиболее досадных результатов влияния интеллектуалистов на психологию чувствований» (Рибо Т. Психология чувств . СПб., 1898).

Рибо исследовал двигательные проявления аффективной жизни, разделял положения моторной теории воли и внимания. Оставаясь в целом сторонником механистического подхода к сознанию, он нередко выходил за его рамки, привлекая иные методы исследования и пытаясь примирить детерминистскую трактовку сознания с признанием его спонтанной активности, проявляющейся, например, в работе творческого воображения. Рассматривая проблемы внимания, воображения, памяти , Рибо часто обращался к эволюционно-биологическому способу объяснения, дополняя его данными психологии животных , детской психологии и психопатологии, в частности исследований сознания глухонемых. Большое место в его творчестве занимает проблема соотношения социального и биологического в детерминации поведения, а также проблема бессознательного; существование последнего Рибо признавал как факт, данный в опыте, но все предлагавшиеся в его время теоретические объяснения этого явления считал неудовлетворительными.

Влияние Рибо испытали многие психологи, в том числе П.Жане .

Сочинения: Болезни памяти . СПб, 1881; Болезни воли . СПб, 1884 (1906); Болезни личности . СПб, 1886; Психология внимания . СПб, 1892; Психология чувств . СПб, 1898; Эволюция общих идей . Киев, 1898; Опыт исследования творческого воображения . СПб 1901; Философия Шопенгауэра . СПб, 1901 (2006); О страстях . Одесса, 1912; L’Hérédité . P., 1873; La vie inconsciente et les mouvements . Р., 1914

Ирина Блауберг

Т. Рибо полагал, что непроизвольное и произвольное внимание непосредственно обусловлены интенсивностью и продолжительностью эмоциональных состояний, ассоциированных с объектом внимания.

Т. Рибо определяет внимание как «умственный моноидеизм » (господство одной идеи в сознании ), сопровождаемый естественным (при непроизвольном внимании ) или искусственным (при произвольном внимании ) приспособлением индивида.

Т. Рибо подчеркивал значение физиологических связей психических процессов и состояний, поэтому в своей теории он выделил три вида физиологических элементов внимания:

    сосудистые,

    дыхательные,

    мимические и пантомимические.

Интеллектуальное внимание также сопровождается усилением кровообращения в органах, обеспечивающих процессы мышления. Неразрывный характер физиологических и психологических сторон внимания Т. Рибо иллюстрирует устойчивыми идиоматическими выражениями: «собраться с мыслями », «ломать голову », «глаза на лоб полезли ».

Двигательный эффект внимания, по мнению Т. Рибо , состоит в том, что некоторые ощущения, мысли, воспоминания получают особую интенсивность и ясность вследствие того, что вся двигательная активность оказывается сосредоточенной именно на них. Так, для органов чувств – зрения и слуха – внимание означает сосредоточение и задержку движений, связанных с их настройкой и управлением ими. В умении управлять движениями как раз и заключается секрет произвольного внимания.

1.3. Концепция внимания п.Я. Гальперина

Концепцию внимания, предложенную П.Я. Гальпериным , необходимо рассматривать в контексте теории планомерного (поэтапного ) формирования умственных функций. Всякое действие, в том числе и умственное, состоит из ориентировочной (собственно психической ) и исполнительской частей. С учетом этого внимание оказывается результатом интериоризации, обобщения и сокращения действия контроля, существовавшего сначала во внешней форме.

Основные положения его концепции сводятся к следующему:

    внимание является одним из моментов ориентировочно-исследовательской деятельности и представляет собой психологическое действие, направленное на содержание образа, мысли, другого феномена, имеющегося в данный момент в психике человека;

    по своей функции внимание представляет контроль за этим содержанием. В каждом действии человека есть ориентировочная, исполнительская и контрольная части. Последняя и представлена вниманием как таковым;

    в отличие от действий, направленных на производство определенного продукта, деятельность контроля, или внимание, не имеет отдельного особого результата;

    с точки зрения внимания, как деятельности психического контроля, все конкретные акты внимания - и произвольного и непроизвольного - являются результатом формирования новых умственных действий.

1.4. Теория установки д.Н.Узнадзе

Концепция личности Узнадзе строится на понятии «установки», которую он считал гл. психологическим образованием. Установка считается основным регулятивным механизмом поведения человека, определяя его направленность и избирательную активность. Однако сущность личности не сводится к функционированию установки, а определяется наличием таких основополагающих проявлений, как сознание и способность к объективации. Характерной особенностью личности является осуществление далекой мотивации, совершение действий и поступков, цель которых в удовлетворении потребностей, предназначенных для будущей жизни. Высшие потребности – интеллект., моральные и эстетические – соответствуют Я-концепции человека Установка же проявляется в настоящем времени, хотя и является определенной формой антиципации.

Поведение личности может протекать на двух уровнях – как импульсивное и регулируемое сознанием. В первом случае направленность поведения определяется установкой, возникающей при взаимодействии потребностей человека и ситуации, в которой они актуализируются. На более высоком уровне поведения человек не подчиняется импульсу, а находит такой вид поведения, за который может взять на себя ответственность. Это происходит благодаря механизму объективации, согласно которому человек противопоставляет себя внешней среде, начинает сознавать действительность такой, какая она есть, и объективировать свое поведение.

В зависимости от способности человека к объективации Узнадзе описывает три типа личностей:

    динамический – личность, имеющая развитую способность к объективации и обладающая готовностью легко переключаться в направлении объективированных целей;

    статичный – личность, которая состоит в постоянной задержке импульсов своих установок и выборе целесообразных видов деятельности лишь на основе значит, волевых усилий;

    вариабельный – личность, обладающая достаточной легкостью объективации, но не имеющая достаточных волевых способностей для ее реализации.

Одной из важнейших характеристик личности в Теории установки является ответственность, благодаря которой человек может становиться выше своих потребностей, выступая как субъект воли. Смысл мотивации состоит в нахождении деятельности, соответствующей основной, закрепленной в процессе жизни установке личности Период подготовки цели делится на две ступени:

    выбор, который признается интеллект, актом и осуществляется на основе личностные ценности поведения для данного субъекта;

    мотивация, признаваемая волевым процессом. Волевое поведение – это способность личности подчинить свою активность не только личностные ценности, но и объективной необходимости.

Loading...Loading...