Народы россии - нивхи. Коренные народы севера на сахалине Территория расселения и численность

НИВХИ. Са-мо-на-зва-ния - нивх, нивх-гу, ни-вух, ни-вах, ни-бах - че-ло-век; ус-таревшее рус-ское - ги-ля-ки, на-род в Рос-сии.

Жи-вут в ни-зовь-ях р. Амур и на о. Са-ха-лин (в основном на се-ве-ре - в сё-лах Не-кра-сов-ка и Рыб-новск Охин-ско-го р-на, а так-же в с. Чир-Унвд Ты-мов-ско-го р-на и в поселке городского ти-па Ног-ли-ки на восточном по-бе-ре-жье). Де-лят-ся на груп-пы: восточно-са-ха-лин-ская, западно-са-ха-лин-ская, ты-мов-ско-алек-сан-д-ров-ская, амур-ская, ле-во-бе-реж-но-ли-ман-ская и пра-во-бе-реж-но-ли-ман-ская. Чис-лен-ность 4,7 тыс. человек (2010 год, пе-ре-пись), из них 2,1 тыс. человек в Ха-ба-ров-ском крае (в осн. в Ни-ко-ла-ев-ском и в Ульч-ском райо-нах) и 2,3 тыс. человек в Са-ха-лин-ской обл. Го-во-рят в основном по-рус-ски; 0,2 тыс. человек со-хра-ня-ют нивх-ский язык. Ве-рую-щие - пра-во-слав-ные.

Тра-ди-ци-он-но нивхи рас-смат-ри-ва-ли как ав-то-хтон-ное на-се-ле-ние ниж-не-го Аму-ра и Са-ха-ли-на (российские ис-сле-до-ва-те-ли Л.И. Шренк, А.М. Зо-ло-та-рёв, М.Г. Ле-вин, А.П. Ок-лад-ни-ков , Ч.М. Так-са-ми); бы-ли рас-про-стра-не-ны так-же ги-по-те-зы об их род-ст-ве с северо-американскими ин-дей-ца-ми (Л.Я. Штерн-берг, В.И. Ио-хель-сон) и о про-ис-хо-ж-де-нии нивхи с юга и их свя-зях с ко-рей-ца-ми и тун-гу-со-маньчжурскими на-ро-да-ми (Е.А. Крей-но-вич, Б. Лау-фер). До по-яв-ле-ния на Охот-ском по-бе-ре-жье пер-вой вол-ны тун-гу-сов (XV-XVI века) нивхи за-ни-ма-ли тер-ри-то-рию до р. Уда на се-ве-ре, где кон-так-ти-ро-ва-ли с ко-ря-ка-ми (Ок-лад-ни-ков); на Са-ха-ли-не до XX века жи-ли в основном на восточном и западном по-бе-ре-жье Северного Са-ха-ли-на и в ни-зовь-ях р. По-ро-най. Многие нивх-ские ро-ды име-ли айн-ское, на-най-ское, не-ги-даль-ское, орок-ское и ульч-ское про-ис-хо-ж-де-ние. Кон-так-ты с рус-ски-ми с XVII века. С середины XIX века сре-ди нивхи дей-ст-вовали русские мис-сио-не-ры. В 1897 году на-счи-ты-ва-ли 4,6 тыс. человек. С 1950-х годов рез-ко па-да-ет чис-ло вла-дею-щих нивх-ским языкаом (с 76,3% в 1959 году до 23,2% в 1989 году). В 1990-е годы по-яв-ля-ют-ся нивх-ские ро-до-вые хо-зяй-ст-ва. Нивхи вклю-че-ны в спи-сок ко-рен-ных ма-ло-чис-лен-ных на-ро-дов Се-ве-ра, Си-би-ри и Даль-не-го Вос-то-ка.

Тра-диционная куль-ту-ра ти-пич-на для на-ро-дов При-аму-рья, При-мо-рья и Са-ха-ли-на (см. статью На-ро-ды в то-ме Рос-сия). До XX века име-ли лет-ние и зим-ние по-се-ле-ния. С мая по ок-тябрь за-ни-ма-лись в основном ры-бо-лов-ст-вом (главным образом ло-со-сё-вые), с ок-тяб-ря по март - пуш-ным про-мыс-лом, вес-ной по на-сту охо-ти-лись на оле-ня и ло-ся (до середины XIX века не зна-ли ог-не-стрель-но-го ору-жия), круг-лый год до-бы-ва-ли мор-ско-го зве-ря (в т. ч. с по-мо-щью плав-но-го гар-пу-на тла дли-ной до 35 м). Ле-том пе-ре-дви-га-лись на лод-ках - долб-лё-ных с ло-па-то-об-раз-ны-ми кор-мой и но-сом (мла му) и до-ща-тых плос-ко-дон-ных, ти-па кит. сам-па-на (калмр му, тыркр му), зи-мой - на лы-жах (го-ли-цы - лак, об-ши-тые - энь) и пря-мо-ко-пыль-ных нар-тах амур-ско-го ти-па (ту) в со-бачь-ей уп-ряж-ке «ёлоч-кой». Зим-нее жи-ли-ще - зем-лян-ка пи-ра-ми-даль-ной или усе-чён-но-пи-ра-ми-даль-ной фор-мы (то-рыв, то-рыф) с зим-ним вхо-дом че-рез по-лу-под-зем-ный ко-ри-дор и лет-ним - че-рез све-то-ды-мо-вое от-вер-стие в кров-ле. Бы-ли из-вест-ны по-лу-под-зем-ные (мив-тыв) и на-зем-ные (ло-чур-ла-тыв, чад-рыв) кар-кас-ные и сруб-ные де-ревянные по-строй-ки. По-лу-зем-лян-ки ота-п-ли-ва-лись дву-мя оча-га-ми (по-свя-щён-ны-ми мор-ско-му и лес-но-му хо-зяе-вам), чад-рыв - ка-ном. Со второй половины XIX века рас-про-стра-ня-ет-ся русская из-ба (ло-ча-рыф). Ле-том жи-ли в сруб-ных свай-ных по-строй-ках (кэ-рыф, ке-рыв); сваи и фрон-тон-ные дос-ки по-кры-ва-лись рез-ным ор-на-мен-том.

Оде-ж-да пер-во-на-чаль-но ши-лась из тю-лень-ей и рыбь-ей ко-жи, с XIX века - из тка-ни китайского и русского про-изводства, вклю-ча-ла ко-рот-кие шта-ны с но-го-ви-ца-ми и ту-ни-ко-об-раз-ный пра-во-за-паш-ной ха-лат восточно-азиатского ти-па с над-став-лен-ны-ми ру-ка-ва-ми и пра-вой по-лой, кай-мой по ле-вой по-ле и ша-ро-об-раз-ны-ми пу-го-ви-ца-ми на пра-вом бо-ку. Го-лов-ной убор - ко-ническая шля-па: у муж-чин - из бе-ре-сты (хиб хак), у жен-щин - из тка-ни (чиск хак). Муж-чи-ны за-пле-та-ли од-ну, жен-щи-ны - две ко-сы.

В XIX веке су-ще-ст-во-ва-ли пат-ри-ли-ней-ные ро-ды (хар, хал - буквально «ствол»), вла-дев-шие про-мы-сло-вой тер-ри-то-ри-ей, об-ря-до-вым до-мом и клад-би-щем, с об-щим ро-до-вым име-нем и сво-дом лич-ных имён, ко-то-ры-ми не мог поль-зо-вать-ся другой род. Род воз-глав-ля-ли со-вет ста-рей-шин и его ли-дер (хой-мар, пи-лан); с XIX века ад-ми-ни-ст-ра-ци-ей на-зна-ча-лись ста-рос-ты («княз-цы»). Су-ще-ст-во-ва-ли меж-ро-до-вые эк-зо-гам-ные объ-е-ди-не-ния (до-ха), пат-ри-ар-халь-ная се-мья (до 40 человек) и до-маш-нее раб-ст-во. Прак-ти-ко-вал-ся ма-три-ла-те-раль-ный кросс-ку-зен-ный брак с трёх-ро-до-вым сою-зом (ка-ж-дый род от-да-вал де-ву-шек в «род зять-ёв» и брал жён в «ро-де тес-тей»). Бы-ли рас-про-стра-не-ны авун-ку-лат, ле-ви-рат, груп-по-вой брак (муж-чи-на имел пра-во на сес-тёр сво-ей же-ны, жён сво-их стар-ших брать-ев и на их сес-тёр, млад-ших сес-тёр сво-ей ма-те-ри и жён сво-его дя-ди по ма-те-ри; при этом бра-ки с жё-на-ми дя-дей по от-цу и с пле-мян-ни-ца-ми бы-ли стро-го за-пре-ще-ны), ко-лы-бель-ный сго-вор, брач-ный вы-куп (с середины XIX века) и от-ра-бот-ка за не-вес-ту, вре-мен-ная мат-ри-ло-каль-ность бра-ка, кров-ная месть и вы-куп за убий-ст-во (тху-синд). Сис-те-ма тер-ми-нов род-ст-ва би-фур-ка-тив-но-го ти-па в по-ко-ле-нии эго и сре-ди млад-ших сиб-лин-гов ро-ди-те-лей и би-фур-ка-тив-но-ли-ней-но-го ти-па сре-ди стар-ших сиб-лин-гов ро-ди-те-лей; за-фик-си-ро-ван ге-не-рац. скос ти-па «ома-ха». Сиб-лин-ги де-лят-ся по от-но-сительному воз-ра-сту без раз-гра-ни-че-ния по по-лу. Ха-рак-те-рен культ ро-до-во-го ог-ня, ко-то-рый за-жи-гал-ся от хра-нив-ше-го-ся у ро-до-во-го ста-рей-ши-ны ог-ни-ва на но-во-се-лье, мед-ве-жий празд-ник и т. п.

Со-хра-ня-лись куль-ты жи-вот-ных (мед-ве-дя, ка-сат-ки и др.), свя-щен-ных де-ревь-ев, де-ми-ур-га Тайр-нан-да (Тайх-на-да), мор-ско-го хо-зяи-на Тол-ыза (То-лызн-га), лес-но-го хо-зяи-на Пал-ыза (Па-лызн-га), хо-зяи-на гро-ма Тыын-та в ви-де пти-цы, хо-зя-ев до-ма (тыв-ыз; их фи-гур-ки хра-ни-лись в по-чёт-ном мес-те до-ма), оча-га (тугр-ыз) и ро-до-во-го ог-ни-ва (ко-то-рое ло-ма-лось при раз-де-ле се-мьи) и др. Из-вест-ны ми-фо-ло-гич. сю-же-ты о со-тво-ре-нии су-ши во-до-пла-ваю-щей пти-цей или си-ни-цей, о не-сколь-ких солн-цах, о со-жи-тель-ст-ве че-ло-ве-ка с ры-бой, мед-ве-дем и др., о близ-не-цах как по-ро-ж-де-нии жен-щи-ны и мед-ве-дя и др. Основные ри-туа-лы - зим-ние или зим-не-лет-ние жерт-во-при-но-ше-ния Не-бу (тлы-рох чыу-нид), спуск и подъ-ём ло-док, мед-ве-жий празд-ник, осен-няя ри-ту-аль-ная охо-та на мед-ве-дя (стро-го в пре-де-лах сво-ей ро-до-вой про-мы-сло-вой тер-ри-то-рии). Бы-ли рас-про-стра-не-ны тру-по-сож-же-ние (выкс, выкз тоф), на-зем-ное, для де-тей - воз-душ-ное (на де-ревь-ях, в ду-п-лах) по-гре-бе-ние. Ша-ман-ст-во бы-ло ме-нее раз-ви-то, чем у других на-ро-дов При-аму-рья.

Раз-ви-ты ап-пли-ка-ция по рыбь-ей ко-же, ме-хо-вая мо-заи-ка (у жен-щин), резь-ба по де-ре-ву и кос-ти, об-ра-бот-ка ме-тал-ла (у муж-чин); боль-шой цен-но-стью счи-та-лись ко-пья с ин-кру-ста-ци-ей из ме-ди и се-реб-ра. Ха-рак-те-рен кри-во-ли-ней-ный ор-на-мент аму-ро-са-ха-лин-ско-го ти-па. «До-сто-вер-ные» по-ве-ст-во-ват. рас-ска-зы (тул-гур) - ми-фы , бы-лич-ки, ле-ген-ды о меж-ро-до-вых кон-флик-тах, о не-сча-ст-ной люб-ви и т. п. - ис-пол-ня-ли ве-че-ром или но-чью, не-ко-то-рые сю-же-ты бы-ли за-прет-ны для жен-щин и не-же-на-тых муж-чин. Сказ-ки (ны-зит) - о жи-вот-ных, о юно-ше-си-ро-те, бы-то-вые - вклю-ча-ют по-ющие-ся мо-но-ло-ги дей-ст-вую-щих лиц. У са-ха-лин-ских Нивхи су-ще-ст-во-вал эпический жанр (на-стунд/на-стурш), ко-то-рый пол-но-стью пел-ся ли-бо ис-пол-нял-ся с че-ре-до-ва-ни-ем ре-чи и пе-ния. Ри-туа-лы мед-вежь-е-го празд-ни-ка со-про-во-ж-да-ют-ся ми-фо-ло-гическими тек-ста-ми, жен-ской иг-рой на идио-фо-не в ви-де од-но-го или двух брё-вен (зас тяс / тя-тят-хас / тя-тян чхар), жен-ски-ми тан-ца-ми (тихдь/тьи-гынд) с по-гре-муш-ка-ми раз-ных ви-дов. Ша-ман-ские пес-но-пе-ния (чам / чамн лудь, чам-лунд) со-про-вож-да-ют-ся иг-рой на буб-не (кас) с по-мо-шью ко-ло-туш-ки (кас-тяс / кас-тярш) и зво-ном под-ве-сок ша-ман-ско-го поя-са (ян-пан / ян пу), ино-гда - уда-ра-ми двух жер-дей. Из-вест-ны по-гре-баль-ные пес-ни-пла-чи (кер-ёдь / че-ри-онд), «пси-хо-де-ли-че-ское» жен-ское пе-ние (хан-дудь / хау-дант).

Ли-рический фольк-лор: лю-бов-ные пес-ни-ино-ска-за-ния (вал-х-лу / ал-хтунд / ал-хтурш), пес-ни-им-про-ви-за-ции (лу / лунд / лудь), бы-то-вые пес-ни (на-на-кэ, кал-по), драз-нил-ки (чалф-лылф), ко-лы-бель-ные и др. пес-ни. Для тра-диционных пе-сен ха-рак-тер-ны фор-муль-ные на-пе-вы, в современных пес-нях про-ис-хо-дит за-кре-п-ле-ние тек-стов за оп-ре-де-лён-ны-ми на-пе-ва-ми. Ран-не-фольк-лор-ный тип во-каль-ной му-зы-ки Нивхи ха-рак-те-ри-зу-ет-ся спе-ци-фическими приё-ма-ми тем-бро-ар-ти-ку-ля-ции (кыхь-юдь - тре-мо-ли-ро-ван-ное пе-ние, кен-ген - фаль-цет-ное пе-ние с вы-ра-жен-ной на-за-ли-за-ци-ей). Музыкальные ин-ст-ру-мен-ты: од-но-струн-ный смыч-ко-вый тынр / тын-грын (ре-пер-ту-ар - пе-сен-ные ме-ло-дии и про-грамм-ные наи-гры-ши); вар-га-ны 2 ви-дов - ду-го-вой и пла-стин-ча-тый (кан-га / кон-гон); аэ-ро-фо-ны - сви-ст-ки из тро-ст-ни-ка, таль-ни-ка, птичь-ей кос-ти, длин-ная тру-ба (каль-ни) из по-ло-го стеб-ля зон-тич-но-го рас-те-ния (ис-поль-зо-ва-лись в ка-че-ст-ве охот-ничь-их ман-ков, об-ря-до-вых и раз-вле-ка-тель-ных ин-ст-ру-мен-тов); вих-ре-вой аэ-ро-фон пувс / хи-рэн (в про-шлом об-ря-до-вый, ны-не дет-ский).

Дополнительная литература

Шренк Л.И. Об ино-род-цах Амур-ско-го края. СПб., 1883-1903. Т. 1-3;

Штерн-берг Л.Я. Са-ха-лин-ские ги-ля-ки // Эт-но-гра-фи-че-ское обо-зре-ние. 1893. № 2;

Штерн-берг Л.Я. Ма-те-риа-лы по изу-че-нию ги-ляц-ко-го язы-ка и фольк-ло-ра. СПб., 1908. Т. 1;

Так-са-ми Ч.М. Нив-хи. (Со-вре-мен-ное хо-зяй-ст-во, куль-ту-ра и быт). Л., 1967;

Так-са-ми Ч.М. Ос-нов-ные про-бле-мы эт-но-гра-фии и ис-то-рии нив-хов: се-ре-ди-на XIX - на-ча-ло XX в. Л., 1976;

Крей-но-вич Е.А. Нивх-гу. За-га-доч-ные оби-та-те-ли Са-ха-ли-на и Аму-ра. М., 1973;

Пропп В.Я. Чу-кот-ский миф и ги-ляц-кий эпос // Пропп В. Я. Фольк-лор и дей-ст-ви-тель-ность. М., 1976;

Ка-ра-ба-но-ва С.Ф. Тан-цы ма-лых на-ро-дов юга Даль-не-го Вос-то-ка СССР как ис-то-ри-ко-эт-но-гра-фи-че-ский ис-точ-ник. М., 1979;

Сись-ко-ва А.В. Жан-ры тра-дици-он-но-го фольк-ло-ра са-ха-лин-ских нив-хов на со-вре-мен-ном эта-пе // Тра-ди-ции и со-вре-мен-ность в куль-ту-ре на-ро-дов Даль-не-го Вос-то-ка. Вла-ди-во-сток, 1983;

Сись-ко-ва А.В. Тра-ди-ци-онные му-зы-каль-ные ин-ст-ру-мен-ты нив-хов Са-ха-ли-на // Куль-ту-ра на-ро-дов Даль-не-го Вос-то-ка: Тра-ди-ции и со-вре-мен-ность. Вла-ди-во-сток, 1984.

Иллюстрации:

Фото А.В. Смоляк. Нивх-ская жен-щи-на в тра-ди-ци-он-ном зим-нем ха-ла-те. 1960.

Нивх-ский рез-чик по де-ре-ву В.С. Лам-пан. Фото 2002. ИИАЭ ДВО РАН.

Народ в Российской Федерации. Коренное население низовий реки Амур (Хабаровский край) и о. Сахалин. Язык нивхский, относящийся к палеоазиатским языкам. Численность - 4631 человек.

Нивхи - народ в Российской Федерации. Расселены в северной части острова Сахалин и в бассейны реки Тымь (более 2 тыс. чел.), а также на Нижнем Амуре (2386 чел.).

Общая численность - 4631 человек. Относятся к центрально-азиатскому типу североазиатской расы большой монголоидной расы. Вместе с чукчами, коряками и другими народами Северо-востока входят в группу палеоазиатов. Самоназвание - нивхгу (человек). Старое название - гиляки. Этот этноним широко употреблялся до 30-х годов 20 века. Часть старых нивхов называют себя гиляками и в настоящее время. Русские гиляками кроме нивхов называли также ульчей, негидальцев и часть эвенков.

Говорят на нивхском языке, имеющим два диалекта: амурский и восточно-сахалинский. Нивхский язык вместе с кетским относится к изолированным языкам. Широко распространен русский язык. В 1989 г. нивхский язык назвали родным лишь 23.3 % нивхов. Письменность создана в 1932 г. на основе латинского алфавита, в 1953 г. переведена на русскую графику.

Нивхи - прямые потомки древнейшего населения Сахалина и низовьев Амура. В прошлом расселялись на значительно более обширной территории. Ареал расселения нивхов простирался до бассейна Уды, о чем свидетельствуют данные топонимики, археологические материалы и исторические документы. Существует точка зрения, что предки современных нивхов, северо-восточных палеоазиатов, эскимосов и индейцев Америки - звенья одной этнической цепи, охватывавшей в далеком прошлом северо-западные берега Тихого океана. На современный этнический облик нивхов большое влияние оказали их этнокультурные контакты с тунгусо-манчжурскими народами, айнами и японцами.

Первые русские землепроходцы (И. Москвитин и др.) впервые познакомились с нивхами в первой половине 17 века. В. Поярков во время своего амурского плавания обложил амурских нивхов ясаком. Численность нивхов в 17 в. русские оценивали в 5700 человек. Во второй половине 17 в. непосредственные контакты русских с нивхами прервались и были возобновлены лишь в середине 19 века, когда Амурская экспедиция Г. Невельского присоединила Сахалин к России. В середине 19 века нивхи сохраняли пережитки первобытнообщинного строя и родовое деление. У них существовала система родства ирокезского типа. Члены каждого рода имели общее родовое название. Род выполнял функции самоуправления и состоял из большесемейных общин и отдельных семей. Род был экзогамным. Классическая форма брака - женитьба на дочери брата матери. Каждый род имел свою территорию. И в настоящее время все нивхские семьи хорошо помнят свои родовые названия и территории, которые принадлежали их родам. Русская колонизация Сахалина и низовьев Амура оказала серьезное влияние на социально-экономическую и культурную жизнь нивхов. Начинается интенсивный распад родовой организации. Часть нивхов втягивается в товарно-денежные отношения, появляются новые виды хозяйственных занятий - домашнее скотоводство, земледелие, товарный промысел рыбы, отхожие промыслы. Широкое распространение получили многие элементы русской материальной культуры. Активную деятельность вели миссионеры русской православной церкви. К концу 19 в. все амурские нивхи были крещены, однако идеи христианства не оказали существенного влияния на их сознание.

Основные отрасли хозяйства нивхов - рыболовство и морской промысел. Сухопутная охота и собирательство имели подсобное значение. Особенно важную роль в жизни нивхов имел промысел проходных лососей - горбуши и кеты, которых ловили в больших количествах и из которых готовили на зиму юколу. Ловили рыбу неводами, сетями, крючковыми снастями и различными ловушками.

Морского зверя (нерпа, тюлени, белуха) добывали сетями из кожаных ремней, ловушками и специальным орудием - длинным плавным гарпуном. Промыслом рыбы и морского зверя занимались круглый год. Зимой рыбу добывали подо льдом ставными сетями и удочками-махалками в лунках. Вблизи селений на морского зверя охотились индивидуально, коллективная охота была связана с выходом в море, выездом на дальние острова и лежбища. Известно, что с этой целью нивхи совершали длительные экспедиции на Шантарские острова. Охота на пушного и мясного таежного зверя была индивидуальной. В отдельных случаях, особенно при охоте на медведя в берлоге, выезжало несколько охотников. Лесных зверей добывали различными ловушками, петлями. На выдр, лисиц, копытных и медведя устанавливали самострелы. Медведя добывали и с копьем.

Соболя ловили сетью. Распространенной была охота на птицу - уток, гусей, боровую дичь. В период линьки птиц ловили сетью в небольших заливах и бухтах. На морском побережье с помощью специального крючка эпы добывали чаек. Собирательством занимались женщины, дети и подростки. Кроме ягод, орехов, съедобных растений собирали морские водоросли, особенно морскую капусту, и моллюсков. На зиму обычно заготавливали черемшу, желуди, корни сараны, орехи, а также некоторые виды ягод. Моллюсков и раковидных не только собирали на приливной полосе, но и со дна. Для этого использовали длинный шест с пучком остроконечных палочек на конце.

Широкое развитие получило у нивхов занятие собаководством, практиковалось содержание животных в клетках, на семейных участках выращивались ценные растения - сарана и др. В настоящее время в традиционных отраслях хозяйства занята лишь часть нивхов. Большинство, особенно молодежь, работает в промышленности, различных организациях и учреждениях. Все нивхские семьи в сельской местности занимаются домашним животноводством и огородничеством.

Нивхи вели оседлый образ жизни. Их селения располагались на высоких лесистых берегах Амура, в устьях нерестовых рек, на морском побережье, вблизи от промысловых угодий. В апреле переселялись в летние селения, где жили до глубокой осени. Селения были небольшими - от 2 до 10 домов. К началу ХХ в. отдельно стоящие летние селения исчезли, их стали ставить вместе с зимними жилищами. Традиционное жилище - полуземлянка торыв в форме простой или усеченной пирамиды. Очаг-костер был в центре, вдоль стен - нары. Другой вид углубленного в землю жилища (земляной дом) был срубным или каркасно-столбовым скатной формы. Наземная постройка такой же конструкции (лочурладыв) отапливалась железной печкой. С середины 19 в. стали строить зимние дома чадрыв. Это прямоугольный наземный дом каркасно-столбовой конструкции, сооруженный пазовой техникой, с пологой двускатной крышей. Летнее жилище - постройка на сваях с двускатной крышей, покрытой берестой. На промысле в качестве временного жилья строили двускатные и сферические каркасные постройки.

Традиционная верхняя мужская и женская одежда шилась из рыбьей кожи, шкур морских животных, оленя и лося и состояла из штанов и халата. В холодное время надевали утепленные халаты, которые повязывались кушаками. Зимней одеждой служила шуба из собачьего меха и нерпичьей шкуры без воротника и капюшона. Поверх шубы надевали юбку из нерпичьей шкуры. Головной убор - меховая шапка, наушники, летом - берестяная или матерчатая шляпа. Обувь шилась из тюленьей кожи и камусов. Непременный атрибут одежды - нарукавники и наколенники. В настоящее время большинство нивхов носит европейскую одежду, которую отдельные мастерицы украшают национальным орнаментом.

Нивхи - классические ихтиофаги. Их основная пища - сырая, вареная и вяленая рыба.

Не менее важную роль играло в питании и мясо морских животных, которое в последние десятилетия стало деликатесом. Лакомыми блюдами считали строганину и мось (студень из рыбьей кожи с ягодой и нерпичьим жиром). Они и сегодня остаются любимой едой. Чай заваривали из чаги, листьев брусники, побегов багульника и ягод.

Средством передвижения в зимнее время служили лыжи - голицы и обшитые камусом или тюленьей шкурой, а также собачьи упряжки. По воде передвигались на лодках. Существовало два типа лодок - дощатые и долбленки. Большая дощатая лодка в прошлом вмещала до 40 человек. Упряжное собаководство нивхов гиляцко-амурского типа. Характерные особенности нивхской нарты - прямые копылья, загнутые с обеих сторон полозья и две горизонтальные дуги - спереди и сзади. Собачью упряжку нивхи использовали и для буксировки лодок по воде.

По своему мировоззрению нивхи были анимистами. В каждом предмете они видели живое начало и человеческие черты. Широкое распространение имел культ природы - воды, тайги, земли. Чтобы сохранить хорошие отношения с их "хозяевами"-духами, нивхи устраивали жертвоприношения - "кормления". Строго соблюдались все ритуалы, связанные с огнем, существовали сложные обряды связанные с поеданием мяса белухи, с охотой на медведя и других животных. Важная роль в духовной жизни нивхов, в их мировоззрении принадлежала собаке. Любимую собаку после смерти хозяина убивали. Существовал особый вид табуированных собак, которых приносили в жертву. С религиозными воззрениями нивхов связаны два больших народных праздника - "кормления воды" и медвежий, связанный с убоем выращенного в клетке медведя. Он сопровождался спортивными соревнованиями, играми, игрой на музыкальных инструментах. Главная идея праздника - почитание природы и ее обитателей. В настоящее время предпринимаются попытки возродить медвежий праздник как основу национального художественного творчества. В фольклоре нивхов выделяют 12 самостоятельных жанров: сказки, предания, лирические песни и т.п. Фольклорный герой нивхов - безымянный, он борется со злыми духами, выступает на защиты обиженных как поборник добра и справедливости. Декоративное искусство представлено орнаментом, скульптурными изображениями, резными предметами. Особое место занимает скульптура, изображающая близнецов, изображение медведя на ковшах и других предметах. Сложный сюжет имеют ложки с резным орнаментом, блюда и ковши для медвежьих праздников.

Достойное место в скульптурном искусстве занимают деревянные изображения птиц, фигурки "хозяев" воды, огня и других охранителей. Орнаментом нивхи украшали одежду, головные уборы, обувь, деревянную и берестяную утварь. Наиболее древний способ украшения берестяных изделий - тиснение.

Среди мотивов в орнаменте часто встречаются листья деревьев, стилизованное изображение птиц, парные спирали и листовидные узоры с симметрично расположенными завитками. В настоящее время предпринимаются большие усилия для возрождения всего комплекса традиционной духовной культуры. Регулярно проводятся народные праздники, созданы фольклорные ансамбли,

в которых участвует молодежь.

Общая информация

Нивхи — коренной народ Российской Федерации. Самоназвание - нивхгу (человек). Соседние народы называли их гиляха, гильями. Это название заимствовали русские, придав ему форму гиляки. Этот этноним широко употреблялся до 30-х годов XX века. Часть старых нивхов называют себя гиляками и в настоящее время. Говорят на нивхском языке, имеющем два диалекта: амурский и восточно-сахалинский. Нивхский язык вместе с кетским относится к изолированным языкам. Широко распространен русский язык. В 1989 г. нивхский язык назвали родным лишь 23.3 % нивхов. Письменность создана в 1932 г. на основе латинского алфавита, позднее переведена на русскую графику.

Нивхи - прямые потомки древнейшего населения Сахалина и низовьев Амура. Существует точка зрения, что предки современных нивхов, северо-восточных палеоазиатов, эскимосов и индейцев Америки - звенья одной этнической цепи, охватывавшей в далеком прошлом северозападные берега Тихого океана. Относятся к центрально-азиатскому типу большой монголоидной расы. Вместе с чукчами, коряками и другими народами Северо-Востока входят в группу палеоазиатов. На современный этнический облик нивхов большое влияние оказали их этнокультурные контакты с тунгусо-манчжурскими народами, айнами и японцами.

Территория расселения и численность

В прошлом нивхи занимали весьма обширную территорию. Ареал их расселения на материке простирался от Амура до бассейна Уды, на Сахалине - по всему западному и восточному побережью и в устье реки Поронай. В настоящее время нивхи Сахалина расселены в северной части острова и в бассейне реки Тымь (2008 чел.). На материке они концентрируются в двух районах Хабаровского края - Николаевском (1235 чел) и Ульчском - 631. Общая численность нивхов в СССР по переписи 1989 г. - 4673 человек, при этом, если численность материковых нивхов в 1979-1989 гг. выросла на 218 чел. (10 %), то на Сахалине она сократилась на 128 человек (6 %). В 1926 г. нивхи жили в небольших по числу жителей селениях, состоявших нередко из 2-3-х жилых построек. Известно более 100 таких селений, в т.ч. на Сахалине - 60. Колхозное строительство и последующее укрупнение коллективных хозяйств привели к ликвидации большинства этих поселений. Сегодня на Сахалине почти две трети нивхов сосредоточены в двух населенных пунктах - селе Некрасовка Охинского района и райцентре Ноглики. На материке они живут преимущественно в небольших поселениях (см. таблицу). Все поселки нивхов многонациональны. Кроме русских вместе с ними на Сахалине живут ороки и эвенки, в Хабаровском крае - ульчи и негидальцы. Нивхские поселения в Николаевском районе Хабаровского края в этническом отношении более однородны. Представительные этнические общины нивхов сформировались в последние годы в городах Хабаровске, Комсомольске-на-Амуре, Южно-Сахалинске.

Численность нивхов на 2002 г. составила 5162 человека.

Образ жизни и система обеспечения

Основные традиционные отрасли хозяйства нивхов - рыболовство и морской зверобойный промысел. Сухопутная охота и собирательство имели подсобное значение. Особенно важную роль имел промысел проходных лососей. Промыслом рыбы и морского зверя (нерпа, тюлени, белуха) занимались круглый год. Широкое развитие получило занятие собаководством.

В начале 30-х гг. у нивхов были созданы колхозы, в которых развивался лишь один вид традиционного промысла - рыболовство. Укрупнение хозяйств, их переход на промышленное рыболовство привели, в конечном счете, к тому, что и эта сфера традиционного труда оказалась недоступной для большинства коренного населения. В конце 80-х гг. в колхозах работало менее трети трудоспособных нивхов. Считалось, что все они заняты в традиционном хозяйстве, на самом деле традиционным трудом занималась незначительная часть. Так, например, в колхозе «Восток» (Ногликский район Сахалина) из 110 нивхов-колхозников на рыбном промысле работало всего 17 человек, остальные - в сфере обслуживания основного производства.

Вытеснение из сферы традиционного труда воспринималось нивхами весьма болезненно и с началом рыночных реформ стало главным фактором их общественного движения за новые экономические отношения. С начала 90-х гг. повсеместно создаются родовые хозяйства. К настоящему времени на Сахалине их насчитывается более 80, в Николаевском районе Хабаровского края - 19 различных производственных объединений. Основные направления их хозяйственной деятельности - рыболовство, добыча морского зверя и охота. За ними закреплены территории традиционного природопользования, им выдаются лимиты на добычу рыбы, бесплатные лицензии на отстрел зверя.

Наряду с традиционными промыслами в хозяйствах развивается сельскохозяйственное производство. Подавляющее большинство хозяйств ориентировано не на внутреннее потребление, а на рынок. Этому способствуют и размеры квот, выделяемых им на добычу рыбы. Однако далеко не все они действительно работают. Из 19 хозяйств амурских нивхов в 1998 г. 6, например, вообще не работали, а остальные сработали в убыток. Несовершенство рыночных отношений ведет к тому, что часть ценной продукции (лососевые, икра, мех) хозяйства вынуждены уступать по заниженной цене перекупщикам. В целом можно констатировать, что создание новой хозяйственной структуры не смогло пока решить проблему занятости нивхов. Она продолжает существовать наряду с другими социальными проблемами.

Этно-социальная обстановка

В 1989 г. около половины всех нивхов были городскими жителями. На Сахалине городское население составляло у них 55,6 %, в Хабаровском крае - 44,2 %.

Разумеется, большинство нивхов живет не в крупных городах, а в поселках городского типа, но и они - достаточно крупные многонациональные поселения. Доля нивхов в них, как правило, не превышает 1 %, соответственно и отношение к -ним со стороны местных властей. За исключением немногочисленной национальной интеллигенции нивхи заняты здесь преимущественно неквалифицированным низкооплачиваемым трудом. В условиях рыночных реформ, роста безработицы коренное население оказывается самой незащищенной частью. В 1994-1999 гг. занятость нивхов сократилась на 39 %. Многие семьи ведут нищенское существование.

Ухудшилось медицинское обслуживание. В медицинских учреждениях не хватает специалистов, лекарств, финансирование осуществляется нерегулярно. Ухудшаются демографические показатели. Естественный прирост в 1998 г. сократился в сравнении с 1990 г. в 8,6 раза, рост численности нивхов практически прекратился.

Заметное осложнение этно-социальной обстановки у нивхов Сахалина в последние годы связано также с новыми планами разработки нефти на шельфе Охотского моря. Понимая, что остановить очередное наступление нефтяников на их земли вряд ли удастся, нивхи поставили вопрос о выплате компенсаций за разработку нефтяных месторождений на их традиционных территориях, проведения этнологической экспертизы проектов. Игнорирование требований коренных народов привело к проведению несколько акций протеста в Ногликском районе, где уже велись строительные работы, связанные с прокладкой трубопровода. В конце концов, летом 2005 года представители компании «Сахалин Энерджи» и коренные народы Сахалина, в лице Регионального совета уполномоченных коренных малочисленных народов Сахалина, сели за стол переговоров, началась совместная разработка Плана содействия КМНС. Администрация области, в лице Департамента по делам КМНС, также приняла участие в его разработке, предоставляя необходимую информацию по социально-экономическому развитию КМНС Сахалинской области. Ключевыми задачами Плана содействия являются: предотвращение или снижение потенциальных негативных воздействий, связанных с реализацией проекта «Сахалин-2»; вклад в улучшение качества жизни коренных народов через программы социального развития с учетом культурных особенностей и требований устойчивого развития; развитие потенциала коренных народов Севера. План содействия будет работать до 2010 г., всего по области планируется освоить 1,5 млн. руб.

Этно-культурная ситуация

Несмотря на свою малую численность, сложную социально-экономическую обстановку этно-культурную ситуацию у нивхов можно рассматривать в целом как положительную. Многие элементы традиционной духовной культуры, наполняясь новым содержанием, являются органичной частью повседневной жизни нивхов. Регулярно проводятся праздники народов Севера, соревнования по национальным видам спорта, работают фольклорные ансамбли («Эри» и др.), этнографические музеи, центры прикладного декоративного искусства. Высокой активностью отличается нивхская интеллигенция. С целью координации усилий нивхов по возрождению своего культурного наследия в поселке Ноглики создается этнокультурный центр. В с. Некрасовка активно действует Охинская местная общественная организация «Центр по сохранению и развитию традиционной культуры коренных малочисленных народов Севера «Кыхкых» («Лебедь»).

Среди этнокультурных проблем в центре общественного внимания нивхов стоит, безусловно, проблема родного языка. Насильственные переселения нивхов из небольших прибрежных поселков в более крупные многонациональные поселения разрушили языковую среду. Не менее отрицательную роль сыграла система интернатского воспитания детей. Наличие двух диалектов в нивхском языке, носители которых далеко не всегда понимают друг друга, отрицательно сказалось на преподавании языка в нивхских школах. Письменность, созданная в 30-е г. на основе амурского диалекта, не использовалась на Сахалине. Для восточно-сахалинского диалекта она была создана лишь в 1979 году, что повлекло за собой и частичную реформу письменности на амурском диалекте. В начале 80-х гг. на обоих диалектах были выпущены буквари. В последние годы на нивхском языке стала издаваться детская литература в Южно-Сахалинске. Выходит ежемесячная газета на нивхском языке "Нивх диф" (Нивхское слово). Сегодня нивхский язык преподается в начальных классах в национальных поселках, однако обучением охвачено пока только 27 % нивхских школьников. Преподавателей нивхского языка готовят в Николаевском на Амуре педагогическом училище, в РГПУ им. Герцена в Санкт-Петербурге. Все это, однако, не в состоянии кардинально изменить ситуацию. Молодежь родного языка не знает вообще, на нем говорит лишь старшее поколение.

Органы управления и самоуправления

В структуре Сахалинской областной администрации создан отдел, занимающийся проблемами малочисленных народов, в Хабаровской краевой администрации - управление по делам национальностей. При Сахалинской областной Думе учрежден институт полномочного представителя от малочисленных народов Севера, который работает на постоянной основе, входит в структуру Думы, обладает правом законодательной инициативы. Аналогичные представительства работают при законодательных собраниях в Охинском и Поронайском районах. Нивхи входят в состав районных законодательных собраний, возглавляют ряд сельских администраций. Функции органов самоуправления у нивхов выполняют районные ассоциации коренных малочисленных народов Севера. Все они являются территориальными или этническими подразделениями Сахалинской областной и Хабаровской краевой ассоциаций.

Правовые документы и законы

В Сахалинской области принято несколько нормативных актов, ориентированных на защиту экономических и культурных интересов нивхов: «Положение о представителе при Сахалинской областной Думе от малочисленных народов Севера, проживающих на территории Сахалинской области» (1994 г.); «Временное положение о родовых общинах, родовых и семейных хозяйствах коренных малочисленных народов Севера Сахалинской области» (1996 г.); Закон «Об иностранных инвестициях в Сахалинской области» (1998 г.). Ряд статей, посвященных защите исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных народов, содержится в Уставе Сахалинской области. В 1999 году между Администрацией области и областной Ассоциацией было подписано соглашение о сотрудничестве.

В Хабаровском крае приняты Законы «Об общине коренных малочисленных народов Севера», «О порядке проведения международных коммерческих конкурсов на право пользования природными ресурсами», «О выборах депутатов Законодательной Думы Хабаровского края», позволяющие в местах компактного проживания малочисленных народов создавать избирательные округа из не граничащих между собой территорий. Права коренных малочисленных народов на социальную защиту (своевременный завоз продовольствия, подготовка кадров, защита среды обитания и др.) гарантирует нивхам Устав Хабаровского края.

Современные проблемы окружающей среды

Состояние природной среды в районах расселения нивхов можно оценивать как напряженное, а на некоторых территориях как кризисное. Критический уровень экологической ситуации характерен, прежде всего, для Охинского и Ногликского районов Сахалинской области, где расположены нефтепромыслы, а также для локальных площадей Николаевского района Хабаровского края. Ситуация на Сахалине еще более обострилась с связи с начавшейся разработкой нефтяных месторождений (Сахалин 1, Сахалин 2) на шельфе Охотского моря. Созданные на Сахалине в начале 90-х гг. в целях повышения экологической безопасности и создания условий для развития традиционного хозяйства народов Севера территории традиционного природопользования (ТТП), к сожалению, не являются гарантом сохранения природной среды, поскольку право коренного населения распространяется лишь на поверхностные биологические ресурсы. Из охраняемых природных территорий в Николаевском районе Хабаровского края можно отметить лишь заказник краевого значения «Орлик» площадью 3,8 тыс. га.

Перспективы сохранения нивхов как этноса

Демографическая ситуация у нивхов в последние десятилетия отличалась нестабильностью. Периоды заметного роста численности населения сменялись не менее существенной убылью. Резкие перепады объясняются как не очень благоприятной половозрастной структурой населения, так и ассимилятивными процессами. В настоящее время нивхи переживают в целом неблагоприятный демографический цикл, осложняемый трудным социально-экономическим положением. С этих позиций нивхский этнос находится, безусловно, в «зоне риска». Вместе с тем, этническое самосознание нивхов устойчиво, имеет стабильную тенденцию к росту. Можно полагать, что в ближайшие десятилетия их численность останется примерно на сегодняшнем уровне, а дальнейшая демократизация общественной жизни в стране, рост самостоятельности и самоорганизации нивхского народа будут способствовать устойчивости этнической системы нивхов.

Суляндзига Р.В., Кудряшова Д.А., Суляндзига П.В. Коренные малочисленные народы Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации. Обзор современного положения. М, 2003. 142 с.; Материалы Альманаха «Мир коренных народов - Живая Арктика»

НИВХИ. Нивхи - небольшой народ, населяющий районы Дальнего Востока: остров Сахалин и бассейн Нижнего Амура. Вплоть до 30-х годов в литературе нивхов называли гиляками. Под этим именем они были известны и соседним народам. Слово “гиляки” на тунгусо-маньчжурских языках означает “люди, передвигающиеся при помощи парных весел на больших лодках”. Сами себя они называют нивхами, что означает “человек”.

По территориальному признаку нивхи делятся на две группы - островную (сахалинскую) и материковую. На Сахалине нивхи жили на всей территории острова, теперь, главным образом, занимают северную его часть. Материковые нивхи населяют нижнее течение Амура, побережье Амурского лимана, Татарского пролива.

Хозяйство нивхов было комплексным и носило в основном промысловый характер. Видами промысла, которые определяла окружающая среда, были рыболовство, морской зверобойный промысел и охота. Наряду с этим нивхи также занимались собирательством и животноводством. Эти занятия и составляли материальную основу их жизни.


В комплексном занятии нивхов особое место занимает промысел рыбы; первостепенное хозяйственное значение имел промысел лососевых пород. Нивхские рыбаки в результате многовековой практики изучили водоемы своих районов и рыбные ресурсы этих вод, а также особенности миграции лососевых рыб. Как исконные рыболовы они достигли в этом известной степени совершенства. По течению рек, по метеорологическим условиям нивхи определяли, вдоль какого берега пойдет больше рыбы. И на основе своих предположений они строили в этих местах заездки и располагали рыболовецкие станы.

Важное место в хозяйстве нивхов занимал зверобойный промысел. Практически эта отрасль имела для нивхов такое же значение, как и рыболовство. Она давала жир и мясо, корм собакам, шкуру для одежды и обуви, кожу и так далее. Продукты охотничьего, морского зверобойного промысла были существенным подспорьем в хозяйстве.

Нивхи широко пользовались дарами природы - леса и моря. Растительные продукты: ягоды, орехи, травы, водоросли и моллюски, вносили существенное разнообразие в рацион питания.

Собаководство было древней отраслью нивхов. Собак использовали как транспорт на охоте. Собак приносили и в жертву. В результате многовековой практики нивхи выработали систему биологического отбора лучшей породы, систему дрессировки и свой тип упряжки.

Жили нивхи родами. Род являлся основной самоуправляющейся ячейкой. Высшим органом самоуправления нивхов являлся Совет старейшин.

Представляет особый интерес духовная жизнь нивхов. Сохраняя первоначальное мировоззрение на природу, создавая ее культ, нивхи в процессе длительного исторического развития сумели создать свое изобразительное искусство, представляющее довольно высокую художественную ценность. Нивхи были творцами оригинального духовного мира, различных жанров устного народного творчества, красочного орнаментального искусства, несомненных признаков культурного прогресса.

До середины XIX века нивхи оставались вне влияния какой-либо государственной власти. Поэтому все, что было написано выше, использовалось в прошлом. В результате колонизации нивхских земель Россией, все, что было создано многовековыми деяниями нивхов, уничтожено. Сегодня Россия стала демократическим государством, но положение нивхов, как и других малочисленных народов Севера, не становится лучше, потому что Россия хоть и стала на путь демократии, но до сих пор не хочет признавать, что коренные народы в соответствии с международными правами имеют право на самоопределение, на землю. В силу этого права они свободно могут определять свои взаимоотношения с властью, свободно осуществлять свое экономическое, социальное, культурное и духовное развитие, а также свободно выбирать формы самоуправления в соответствии с их историческими традициями.

Нивхи, нивх (самоназвание - "человек"), гиляки (устаревшее), народ в России.

Предполагают, что Нивхи - прямые потомки древнейшего населения Сахалина и низовьев Амура, расселённого в прошлом значительно шире, чем в настоящее время. Находились в широких этнокультурных контактах с тунгусско-маньчжурскими народами, айнами и японцами. Многие Нивхи владели языками народов сопредельных территорий.

Справочная статья из альманаха "Лица Росии" с сайта rusnations.ru/etnos/nivhi

Вайнштейн С.И. Нивхи

НИВХИ (прежнее назв. - гиляки) - народность, живущая в бассейне нижнего течения реки Амур (Хабаровский край РСФСР) и на острове Сахалин. Численность - 3,7 тысяч человек (1959). Нивхский язык занимает изолированное положение в группе палеоазиатских языков. О происхождении нивхов существуют различные точки зрения. По всей вероятности, нивхи являются прямыми потомками древнейшего неолитического населения бассейна Амура и побережья Охотского моря. До Октябрьской революции основу хозяйственной деятельности нивхов составляли: рыболовство, морской зверобойный промысел, охота.

Басилов В. Н., Соколова 3. П. Религиозные верования Народов Сибири

В Сибири проживает более 30 аборигенных народов, относящихся к 9 языковым группам: 1) самодийская (ненцы, энцы, нганасаны, селькупы); 2) угорская (ханты, манси), угры и самодийцы нередко включаются в одну, уральскую, семью языков; 3) стоящая обособленно кетская (кеты); 4) тунгусо-маньчжурская (эвенки, эвены, ульчи, нанайцы, негидальцы, удэгейцы, ороки, орочи); 5) палеоазиатская (чукчи, коряки, юкагиры, ительмены); 6) эскимосско-алеутская (эскимосы, алеуты); 7) тюркская (алтайцы, кумандинцы, телеуты, шорцы, хакасы, долганы, якуты, тувинцы, тофалары, сибирские татары); 8) монгольская (буряты)

Месштыб Н.А. Религиозные представления нивхов

Традиционные места расселения нивхов - Хабаровский край (Николаевский, Ульчский районы) и остров Сахалин. Численность их в РФ составляет 4361 человек. Религиозные представления и культы нивхов были связаны с тайгой, ее животным и растительным миром, водной стихией, отношением человека к природе в целом. По традиционным воззрениям нивхов, вселенная состоит из нескольких миров - мира земных людей - миф, подводного мира - тол, небесного мира - тлы и подземного мира - млы. В каждом мире имелось божество - таяпан, которое являлось создателем существ своего мира.

Таксами Ч. М. Нивхи.

Шаман и шаманка у гиляков.
Иллюстрированная энциклопедия народов России. СПб, 1877.

Нивхи, нивх (самоназвание - "человек"), гиляки (устаревшее), народ в России. Живут в Хабаровском крае на нижнем Амуре и на острове Сахалин (главным образом в северной части). Численность 4630 человек. Говорят на изолированном нивхском языке. Распространён также русский язык.

Loading...Loading...