Хореографическая лексика. Общие признаки, танцевальная лексика, составные части, этапы освоения русских народных танцев

Терминология танца

Руководитель:

г. Усть-Илимск

ВВЕДЕНИЕ. 3

& 1. История бального танца. 5

& 2. Лексика ограниченной сферы употребления. 6

& 3. Лексика бального танца. 7

& 4. Знаете ли вы танцевальную терминологию?. 11

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 14

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 15

ПРИЛОЖЕНИЕ 1. 16

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

ВВЕДЕНИЕ

Отличительной особенностью организации образовательного процесса в «Экспериментальном лицее «Научно-образовательном комплексе» является недельное погружение по предмету с соответствующим расписанием, где предусмотрены дисциплины эмоционально-двигательного и художественно-эстетического циклов. Один из них – курс «Хореография», где мы изучаем историю и теорию танца, танцевальную терминологию, учимся исполнять различные спортивные, бальные, историко-бытовые, народные танцы.

С течением времени эти танцы очень сильно видоизменялись: любая эпоха европейской истории порождала своеобразный танцевальный комплекс, на бальный танец влияли самые разнообразные этнические источники, а также профессиональный танец.

Бальные танцы XX века сложились на основе европейского танца, в который на рубеже XIX-XX веков вдохнула новую жизнь африканская и латиноамериканская музыкальная и танцевальная культура.

В 1920-е годы в Англии при Императорском обществе учителей танцев возник специальный Совет по бальным танцам. Английские специалисты стандартизировали все известные к тому времени танцы – вальс, быстрый и медленный фокстроты, танго. Так возникли конкурсные танцы, и с тех пор бальный танец подразделился на два направления – спортивный и socialdance.

&2. Лексика ограниченной сферы употребления

Под лексикой понимают совокупность всех слов, имеющихся в каком-либо языке. Лексика русского языка в зависимости от сферы употребления слова делится на две группы: общенародную, общеупотребительную лексику и лексику ограниченного употребления.

К общеупотребительной лексике относятся слова, которые употребляют и понимают все носители языка, независимо от их территориальной и социальной принадлежности: платье, здание, береза, думать, красивый, три, я, рано и др.

К лексике ограниченного употребления относятся слова, употребление которых ограничено территорией, профессиональными особенностями и социальными интересами людей. Эти слова делятся на три группы: диалектную лексику (диалектизмы), профессиональную и терминологическую лексику (профессионализмы и термины), жаргонную лексику (жаргонизмы) .

Профессионализмы и термины составляют специальную лексику. Специальную лексику представляют прежде всего термины. Термин – точное название какого-либо определенного понятия из области науки, техники, искусства и т. д. Термины, как правило, однозначны. Например, танцевальные термины: балансе (покачивание), пассе (проходящее, скользящее движение).

Кроме терминов к специальной лексике относятся еще профессионализмы - слова, употребляемые в основном в разговорной речи людьми определенной профессии: шапка (в издательско-полиграфическом деле) - заголовок крупным шрифтом; голубец (в хореографии) - легкий подскок; ёлочки (« ») или лапки (" ") - у полиграфистов разновидности кавычек.

Наиболее употребительные термины (как общепонятные, так и узкоспециальные) и профессионализмы даны в толковых словарях с пометкой «спец.» - специальное. Значение же нескольких узкоспециальных терминов и профессионализмов можно найти только в специальных энциклопедических словарях и словарях-справочниках.

Каким образом пополняется словарный состав языка? Одним из главных путей пополнения является заимствование лексики из других языков. В различные эпохи в русскую лексику проникали заимствования из других языков. Например, такие привычные сегодня слова, как компьютер, сайт, блог, менеджер не так давно были заимствованы русским языком из английского; почтамт, рынок, маршрут пришли из немецкого, библиотека, физика, психология - из греческого . Заимствования используются для называния новых реалий и для переименования.

Для заимствования необходимо условие - наличие языковых контактов народов вследствие торговли, войн, культурного взаимодействия.

В XVIII-XIX века заимствовано большое количество слов из французского, итальянского, испанского, польского языков , которые связаны, в первую очередь, со светскими характером культуры, в том числе и хореографии, этого времени: балет, партнер, вуаль (из французского), модерато (из итальянского), болеро, чакона (из испанского), вензель , мазурка (из польского).

&3. Лексика бального танца

Под хореографической терминологией принято понимать систему специальных наименований, предназначенных для обозначения упражнений или понятий, которые кратко объяснить или описать сложно .

В XVII веке была создана система записи элементов классического танца, которые признаны специалистами в области хореографии и в настоящее время.

«Иностранные» названия самих танцев и отдельных танцевальных элементов объясняются тем, что в XIX веке французская терминология в танцевальной культуре была столь же традиционной и общепринятой, как латынь в медицине и итальянский язык в музыке .

В нынешнем учебном году на занятиях по хореографии нами были разучены такие историко-бытовые танцы, как вальс (медленный, фигурный, миньон), мазурка, полонез.

Таблица 1. Структура танца.

Название элемента

Графический облик

Описание

Вальс (от нем. walzen «вертеться, поворачиваться») – бальный танец с плавным вращательным движением пар в такт размера 3/4. Вальс имел множество разновидностей: венский, английский, венгерский, фигурный, вальс-мазурка, вальс-миньон и др.

Закрытая перемена с правой стопы (от натурального поворота к обратному)

Закрытая перемена с левой стопы (от обратного поворота в естественный поворот)

Натуральный поворот

Обратный поворот

Обратное корте

Перемена хезитейшн

Открытый импетус

Кросс-хезитейшн

Дрэг-хезитейшн

Прогрессивное шассе вправо/влево

Шаг-глиссад

Левый поворот

Плетение

Правый поворот

Правый спин-поворот

Телемарк

Шассе из променадной позиции

Natural Spin Turn

ChangeHesitation

Cross Hesitation

Shasse to Right

Pas Glissad

Natural spin turn

Перенос во время поворота веса тела танцора с одной ноги на другую. При этом поворот может исполняться как на месте, так и с перемещением вперёд, вбок, назад или по диагонали. По направлению вращения различают Правый Поворот (Натуральный Поворот) и Левый Поворот (Обратный Поворот).

Спин – вращение, то есть спин-поворот можно перевести как поворот с вращением.

Анкетирование показало, что в течение года повысился уровень понимания учащимися терминологии танца, их отношение к занятиям хореографией изменилось в лучшую сторону. Во втором полугодии они могут назвать большее количество танцевальных элементов, поз, фигур, осознать необходимость владения хореографической терминологией. Таким образом, гипотеза нашего исследования подтверждается. Практическую значимость работы мы видим в том, что использование подобного рода таблицы, иллюстраций к танцевальным элементам дают возможность упорядочить знания учеников в области хореографической подготовки, свободно владеть терминами хореографии и легко понимать речь педагога.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Ваганова классического танца. - СПб.: Искусство, 19с.

2. Васильева танца. – СПб.: Диамант, 1997.

3. Захаров о танце. - М.: Молодая гвардия, 19с.

4. Касаткина – это жизнь. – СПб.: «Лань», 2006

5. Краснов танцы. – М.: Просвещение, 1999

6. Мессерер А. Уроки классического танца. - СПб.: «Лань», 2004.- 93с.

7. Ожегов русского языка. - М.: «Русский язык», 1989

8. , Теленкова лингвистических терминов // Режим доступа: www. *****

9. Соболева школьника. 5-11 классы. Русский язык. - М.: АСТ, 2003.

10. , Васильева терминология: Вопросы теории. - М.: Наука, 19с.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

СЛОВАРЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ТАНЦЕВАЛЬНЫХ ТЕРМИНОВ

Aттитюд (аttitude) - поза, положение тела; поднятая вверх нога полусогнута.

А ля сгон (а laseconde) - положение enface, а рабочая нога открыта в сторону на 90*.

Адажио (аdagio) - медленная часть урока.

Аллегро (аllegro) - быстрая часть урока, прыжки.

Алянже (аllongee) - удлинить, вытянуть. Взмах кисти.

Ан дедан (endedans) - внутрь, в круг.

Ан деор (endehors) - наружу, из круга.

Ан фас (enface) - прямо, прямое положение корпуса, головы и ног.

Антрашакат (entrechat) - прыжок с заноской.

Апломб - устойчивое положение занимающегося.

Апломб (аplomb) - устойчивость.

Арабеск (аrabesque) - поза, в классическом танце существует четыре вида позы "арабеск".

Арч - (аrch) - арка, прогиб торса назад.

Ассамбле (аssemble) - соединять, собирать; прыжок с собиранием вытянутых ног в воздухе; прыжок с двух ног на две

Балансуа (balancoire) - качели; применяется в grandbattementjene.

Балянсе (balance) - покачивание.

Батман девлоппе (battementdeveloppe) - медленное поднимание ноги на 90* и више в нужное направление.

Батман дубль фраппе (battementdoublefrappe) - движение с двойным ударом.

Батман мягкий (battementfondu) - мягкий батман (тающий).

Батман ретире - (battementretire) - перенос через скольжение рабочей ноги, через pass? из 5 поз. Вперед в 5 поз. Назад.

Батман сутеню (battementsoutenu)- движение в повороте с подтягивание ног в пятую позицию.

Батман тандю (battementtendu) - вынос ноги на носок.

Батман фраппе (battementfrappe) - удар ноги о щиколотку опорной ноги.

Баунс (bounce) - трамплинное покачивание торса, вверх-вниз.

Боди ролл (bodyroll) - группа наклонов корпуса, волна.

Бризе (brize) - прыжок с заноской.

В позиция (v - position)- положение рук (заниженная 2 и 3 поз.)

Веер (eventail) - фигура, когда кавалеры идут по полукругу в конец зала слева (если смотреть в начало зала), их дамы идут параллельно им по полукругу справа (партнеры идут не вместе). Когда кавалер встречает свою даму, он предлагает ей руку, и пары расходятся следующим образом: нечётные пары идут в правый угол начала зала, а чётные - в левый угол начала зала. Дойдя до соответствующего угла зала, пары поворачивают и возвращаются в конец зала по своему полукругу.

Виск (whisk) - быстрый переход из закрытой позиции в положение променада, по рисунку шагов напоминает левую перемену, завершающуюся изящным вензелем в движении ног.

Выворотное положение ног - необходимое и обязательное условие техники выполнения элементов классического танца.

Глиссад (glissade) - прыжок, исполняемый без отрыва носков ног от пола.

Голубец (holubiec, coup de talon) - "удар пяткой", "высекание искр".

Гран батман (grandbattement) - бросок ноги на 90* и выше вперед, назед или сторону.

Гран жете (grandjete) - прыжок с одной ноги на другую с продвижением вперед, назад или в сторону. Ноги раскрываются максимально и принимают в воздухе положение.

Гранд плие (grand-plie) - большое приседание.

Дегаже (degage) - переход с ноги на ногу.

Демиплие (demi-plie) - маленькое приседание.

Демиронд (demirond) - полукруг носком ноги по полу вперед и в сторону, или назад и в сторону.

Диипбодибенд (deepbodybend) - наклон торсом вперед ниже 90*, сохраняя прямую линию торса и рук.

Диипконтракш (deepcontraction) - сильное сжатие в центре тела, в котором участвуют все части тела, руки, ноги и головы.

Дроп (drop) - падение расслабленного торса вперед или в сторону.

Дрэг-хезитейшн (drag hesitation) - переход от обратной (левой) фигуры к натуральному (правому) продолжению или, наоборот, от натуральной (правой) фигуры к обратному (левому) продолжению.

Жете (jete) - бросок ноги на месте или в прыжке.

Жете антрелясе (jeteentrelase) - перекидной прыжок.

Жете ферме (jeteferme) - закрытый прыжок.

Керф - (curve) - изгиб верхней части позвоночника (до солнечного сплетения) вперед или в сторону.

Контракшн (contraction) - сжатие, уменьшение обьема корпуса и округление позвоночника, начинается в центре таза, постепенно захватывая весь позвоночник, исполняется на выдохе.

Корпус - умение зафиксировать позу в прыжке.

Корскру повороты (corkscrewturn) - повороты, при которых повышается или понижается уровень вращения.

Крест - выполнение элементов в следующих направлениях: вперед, в сторону, назад, в сторону или в обратном направлении.

Кросс-хезитейшн (crosshesitation) - пересекающий шаг с задержкой.

Круазе (croisee) - поза, при которой ноги скрещены, одна нога закрывает другую.

Купе (coupe) - положение ноги на щиколотке.

Левый поворот (reverse turn) - последовательность шагов, в ходе которых танцевальная пара совершает поворот на три четверти в левую сторону. Другое название: обратный поворот.

Легкий бег(pas couru) - стилизованная форма обычного бегового шага. Выполняется в мягкой манере, с носочка, часто в полувыворотной позиции ног.

Лок назад (backwardlock) - плотное закрещивание (перекрёстное соединение) ступней в ходе выполнения шагов вперёд, назад или по диагонали.

Натуральный поворот (natural spin turn) перенос весa тела танцора с одной ноги на другую.

Обратное корте (Сorte) - cвоеобразная пауза в движениях.

Открытый импетус (impetus) - импульсный поворот.

Па (pas) - шаг, движение, комбинация.

Па амбуате (pasemboite) - прыжок, во время которого происходит смена полусогнутых ног в воздухе.

Па балене (pasballonee) - сильно вытянуты в воздухе ноги до момента приземления и сгиба одной ноги на surlecou-de-pied.

Па де бурре (pasdebourree)- танцевальный шаг, переступание с небольшим продвижением.

Па де ша (pasdechat) - кошачий шаг.

Па курю (pascoure) - пробежка по шестой позиции.

Па марше (pas march?) - мягкий, но решительный танцевальный шаг, при котором нога ставится полувыворотно на вытянутый носок. При этом сохраняется подтянуто "высокое" положение всего тела.

Па сизо (pasciseaux) - ножницы, движение ног, выбрасываемых вперед по очереди и вытянутых в воздух.

Па файи (pasfaille) - это движение имеет мимолетный характер и часто служит для подготовки к следующему прыжку, одна нога как бы подсекает другую.

Па шассе (paschasse) - партерный прыжок с продвижением, во время которого одна нога подбивает другую.

Парадное па (pas gala) - oрдинарный шаг".

Пассе (passe) - проходящее, скользящее движение.

Перемена хезитейшн (changehesitation) - последовательность шагов, выполняемых с целью перемены свободной ноги, либо с целью перемены направления движения.

Пируэт (pirouette) - быстрое вращение на полу.

Плетение (weave) - поворот пары, построенный на длинных наружных проходящих шагах.

Плие (plie) - приседание.

Поворот на месте (Pas boiteux en tournant / tour sur place) - перенос веса тела танцора с одной ноги на другую.

Поинт (pointe) - пуант, носок, пальцы.

Поперечина, траверсе (la traverse) - построение пар в две колонны параллельно друг другу по двум сторонам круга. Колонны идут навстречу друг другу по кругу. Когда пары встречаются, то кавалеры "левой линии" пропускают между своими дамами и собой дам другой "линии", а кавалеры "правой линии" пропускают между собой и своими дамами дам " левой линии". Получается своеобразная "расчёска" или "решётка". В конце фигуры пары соединяются, продолжая идти по кругу.

Пор де бра (portdebras) - упражнение для рук, корпуса, головы; наклоны корпуса, головы.

Правый поворот (natural turn) - последовательность шагов, в ходе которых танцевальная пара совершает поворот на три четверти в правую сторону. Другое название: натуральный поворот.

Правый спин-поворот(nNatural spin turn) - последовательность шагов, в ходе которых танцевальная пара совершает, полный или на три четверти, поворот в правую сторону.

Препарасион (preparation) - подготовка к движению.

Припорасьон - подготовительные упражнения рукой или ногой перед началом выполнения элемента.

Прогрессивное шассе вправо (shasse to right) - последовательность простых шагов и шагов с приставкой, в ходе выполнения которых пара принимает характерные позы.

Променад (promenade) - движение основным шагом по кругу против часовой стрелки вслед за ведущей парой.

Пти батман (petitbattement) - маленький батман, на щиколотке опорной ноги.

Ранверсе (renverse) - опрокидывание корпуса назад в сильном перегибе и в повороте.

Релеве (peleve) - поднимание на носки или полупальцы.

Релеве лян (relevelent) - медленное поднимание ноги на 90*.

Рон де жамб пар тер (ronddejambeparterre) - круг ногой в воздухе.

Рон же жамб ан лер (ronddejambeenlair) - круг ногой в воздуху.

Сисон семпл (sissonnesimple) - простой прыжок с двух ног на одну.

Сисон ферме (sissonnefermee) - закрытый прыжок.

Сисонтомбе (sissonnetombee) - прыжок с падением.

Сисонуверт (sissonneouverte) - прыжок с открыванием ноги.

Со де баск (sautdebasque) - прыжок с одной ноги на другую с поворотом корпуса в воздухе.

Соте (saute) - прыжок на месте по позициям.

Спин (spin) - поворот с вращением.

Сюрле ку де пье (surlecou-de-pied) - положение ноги на щиколотке другой, опорной ноги.

Там лие (tempslie) - связуещее, плавное, слитное движение рук, ног, головы и корпуса.

Телемарк (telemark) - быстрый поворот в левую сторону, в конце которого партнёр и партнёрша на мгновение зависают в "падающем" шаге. Другое название: закрытый телемарк.

Тир бушон (tire-bouchon) - движение при котором нога находится в полусогнутом положение впереди.

Тур ан лер (tourenlair) - поворот в воздухе.

Тур шене (tourchaine) - быстрые повороты, следующие один за одним.

Флекс (flex) - сокращенная стопа, кисть или колени.

Флет бек (flatback) - наклон торса вперед, в сторону (на 90*), назад с прямой спиной, без изгиба торса.

Флет степ (flatstep) - шаг, при котором вся стопа одновременно ставится на пол.

Флик (flik) - мазок стопой по полу к опорной ноге.

Фонтан (la fontaine) - построение пар в колонну в начале зала. Кавалер первой пары поворачивается налево и идёт по полукругу в конец зала. Дама первой пары идёт направо по полукругу в конец зала. Остальные пары доходят до места, где разошлась первая пара и только после этого расходятся - в том же порядке, что и первая пара.

Форс - необходимое подготовительное движение руками для выполнения пируэтов.

Фрогпозишн (frog - position) - позиция сидя, при которой согнутые в коленях ноги касаются друг друга стопами, колени должны быть максимально раскрыты в стороны.

Фуэте (fouette) - вид танцевального поворота, быстрого, резкого; открытая нога во время поворота сгибается к опорной ноге и резким движением снова открывается.

Фуэтте (fouette) - прием поворота, при котором тело исполнителя поворачивается к зафиксированной в определенном положении ноги (на полу или в воздухе).

Хромой шаг (pas boiteux) - слегка приседающий танцевальный шаг, при котором нога проскальзывает вперед, слегка ударяя подошвой или каблуком по полу.

Шажман де пье (changementdepieds) - прыжок с переменой ног в воздухе.

Шассе (chaser) - "шаг - приставка - шаг" - как бы одна нога преследует другую.

Шассе из променадной позиции (chasse from pp) - шассе в ритме медленного вальса, которое можно исполнить после любой фигуры, законченной в положении променада.

Экарте (ecartee) - поза классического танца, развернутая по диагонале вперед или назад, корпус отклонен от ноги.

Элевация - способность спортсмена показать максимальную фазу полета в прыжке.

Эпольман (epaulment) - положение исполнителя, повернутого в 3)4 в 8 точку или 2; различается закрытый (epaulementcroise) и открытый (epaulementefface).

Эфасе (effacee) - развернутое положение ног и корпуса.

Эшаппе (echappe) - прыжок с раскрыванием ног во вторую позицию и собирание из второй в пятую.

Адажио (от ит. adagio «спокойно, медленно») - медленный балетный танец, сольный или дуэтный, лирического характера.

Айлюли (от возгласа в припеве русских народных песен) - русский бальный танец семидесятых годов двадцатого века, двудольного размера, энергичного характера.

Алегриас (исп. alegrias «радости, веселья») - старинный испанский цыганский танец радостного характера, утонченный и полный достоинства. Разновидность фламенко. Обычно исполняет женщина-солистка. Движения боя с быком.

Аллегро (ит. «веселый, радостный») - классический танец, значительная часть которого основана на прыжковой и пальцевой технике.

Английская цепочка (фр. chaine anglaise) - фигура кадрили.

Английский вальс - английский национальный вид вальса.

Бал - большой танцевальный вечер.

«Сверкает ратуша в огнях... Сегодня бал! Великолепно все: вельможи, принц и зал (В. Гюго. «Бал в ратуше»). «Похолодели лепестки / Раскрытых губ, по-детски влажных - / И зал плывет в протяжных / Напевах счастья и тоски. / Сиянье люстр и зыбь зеркал / Слились в один мираж хрустальный - И веет, веет ветер бальный / Теплом душистых опахал» (И. Бунин. «Вальс»).

Балет - театральное представление, состоящее из танцев под музыку.

«Театр уж полон, ложи блещут... / В райке нетерпеливо плещут... / Блистательна, полувоздушна, Смычку волшебному послушна, / Толпою нимф окружена, стоит Истомина; она, / Одной ногой касаясь пола, / Другою медленно кружит. И вдруг прыжок, и вдруг летит, Летит, как пух от уст Эола; / То стан совьет, то разовьет / И быстрой ножкой ножку бьет». (А. Пушкин, «Евгений Онегин»).

Барыня (название от слова из песни) - русская народная пляска, сольная или парная, живая, задорная. Кружение, присядка и другие фигуры. Музыкальный размер 2/4.

«Бешено звенела гитара, дробно стучали каблуки, на столе и в шкафу дребезжала посуда, а среди кухни огнем пылал Цыганок, реял коршуном, размахнув руки, точно крылья, незаметно передвигая ноги; гикнув, приседая на пол и метался золотым стрижом, освещая все блеском шелка...» (М. Горький. «Детство»).

Бас-данс - разного рода старинные беспрыжковые придворные танцы XVI века (во Франции, Италии), основанные на хождении, скольжении по полу без рывков ноги вверх. Ритм был смешанный. Рисунок строился в виде хороводов или цепочки. Имели характер ритуального происхождения или прогулки под музыку.

Белорусская полька - белорусский парно-массовый танец веселого, задорного и легкого характера, с частым и быстрым изменением положений танцующих. Музыкальный размер 2/4, темп умеренно-быстрый.

Биг-бит (бит) - синоним музыки рок, поп-музыки; в узком смысле - танец в таком стиле (современный молодежный).

«Это бит ночного метро... / Этот бит улиц и площадей... / Над страною звучит / Московский бит... Этот новый танец - словно динамит! / Пусть танцуют с нами / Все, кто любит бит» (из песни).

Блюз (англ. blues, сокр. от blues devils «меланхолия, уныние») - первоначально сольная лирическая песня американских негров, позже парный бальный танец свободной композиции типа медленного фокстрота. Образец блюза - песня И. Дунаевского из фильма «Моя любовь» («Знать любовь не надо - явится нежданно...»); в опере Дж. Гершвина «Порга и Бесс», во французском кинофильме «Бал».

Болеро (во французской огласовке с ударением на последнем слоге; в испанской - на втором слоге) (по имени испанского танцовщика) - испанский парный танец с XVIII века. Умеренно быстрый, ритмичный, изящный, с характерными позами испанского танца, с использованием кастаньет, тамбурина и с прищелкиванием пальцами. Музыкальный размер 3/4. Образец болеро - «Испанская песня» Л. Делиба, песня из оперетты Лекока «Рука и сердце». Использован в опере С. Прокофьева «Дуэнья», в опере Дж. Верди «Бал-маскарад» (ариозо Ренато «Облеченный свыше властью»).

«В Севилье существует особое место, куда сходятся по вечерам танцоры и любители национальных танцев. Там только с полной непринужденностью во всем великолепии исполняется настоящий типический болеро» (Д.Григорович. «Ретвизан»).

Бостон (вальс-бостон) (от названия американского города) - американский бальный парный танец лирического, сентиментального характера; разновидность медленного вальса. Музыкальный размер 3/4. Характерна пауза на третьей доле аккомпанемента. Ритм прихотливый. Мелодическое начало преобладает над ритмическим. Скользящие движения танцоров без вращения. Темп то ускоряется, то замедляется. Образец - в балете Р. Глиэра «Красный мак».

Буги-вуги (англ. boogie-woogie, из американского жаргона) - современный бальный и бытовой танец, с афро-американскими танцевальными чертами, блюз, исполняемый музыкантами в быстром темпе, под который танцуют. Танцующий сближает колени, продвижение вперед с покачиванием бедрами из стороны в сторону.

«На улице стоит ужасная жара, / Но я буду танцевать буги-вуги до утра... / Я люблю буги-вуги каждый день» (Песня).

Вальс в обратную сторону - вальс с изменением направления вальсирования.

Вальс-гавот - танец начала XX века, представляет собой соединение различных танцев. Медленный гавот сменяет быстрый вальс. Мягкие плавные переходы. Первая, меньшая часть - гавот с размером 4/4, вторая часть, большая по длительности и более быстрая, - вальс.

Вальс-галоп - двушаговый вальс, который в конце XIX века вытеснил в европейских странах традиционный трехшаговый венский вальс. Образец - во французском кинофильме «Бал».

Вальс-мазурка - вальсообразный круговой бальный танец в темпе и размере мазурки (3/4) с характерным для нее пунктирным ритмом. Среди разновидностей популярен русский вариант: каждые четыре такта танцуются поочередно - то движениями вальса, то мазурки. Правой рукой кавалер держит даму за талию, она кладет левую руку на его плечо; ее левая и его правая руки соединены и отведены в сторону. При выполнении некоторых фигур (повороты и др.) это положение меняется. Образец - во французском кинофильме «Бал».

Вальс-миньон - разновидность вальса. По движениям упрощенный венский вальс, замедленный темп.

Вальс прыжковый - вальс начала XIX века, исполнявшийся в фуэте под веселый мотив. Музыкальный размер 2/4.

Вальс русский - разновидность вальса, исполнявшегося в русских салонах в конце XIX - начале XX века.

Венгерка (слово польского происхождения) - народный и бальный быстрый танец конца XIX века, вариант краквяка. В основу которого положены движения и мелодия, характерные для венгерских народных танцев; восходит к чардашу.

Венский вальс (нем. Wiener Walzer) - австрийский вид вальса, быстрого темпа. Боле утонченный, с более короткими шагами и более гладкими поворотами. Образец - «Дикие розы» Ф. Легара.

Веснянки - русский и украинский весенний женский хоровод, песни в таком хороводе. Древнего обрядового происхождения. Движения девушек медленные и плавные.

«Веснянки петь, кругами / Ходить всю ночь с зари и до зари - / Одна у них забота» (А. Островский. «Снегурочка»).

Галоп (фр. Galop, от франкск. wahl hlaup - «кельтская рысь») - парный батьный танец XIX века, стремительный и динамичный, с прыгающим ритмом. Музыкальный размер 2/4. Скачкообразные движения танцующих вперед и назад. Образцы - галоп комедиантов в опере Б. Сметаны «Проданная невеста»; дуэт Солохи и Беса «Оседлаю помело» в опере П. Чайковского «Черевички»; в оперетте К. Миллекера «Нищий студент», в опереттах Ж. Оффенбаха, произведения И. Штрауса, во французском кинофильме «Бал».

Гопак (от восклицания гоп, из польского hop) - украинский народный танец, парно-массовый. Стремительный, с высокими прыжками мужчин, которых подзадоривают своей пляской их партнерши. Движение пар по кругу, позже - танцуют отдельные пары; также есть и другие варианты танца.

Двудольный размер . Первоначально - воинский танец. Образцы - в операх Н. А. Римского-Корса-кова «Майская ночь», П. И. Чайковского «Черевички», М. Мусоргского «Сорочинская ярмарка».

Греческий танец - греческий танец по мотивам мифа о Тезее и Ариадне. Юноши и девушки танцуют отдельно, выполняя схожие движения и позы, затем, соединившись, танцуют вместе. Первая пара танцующих держится за концы ленты или шарфа, а остальные пары пробегают под этой лентой или шарфом, делают круг и возвращаются на свое место.

Казачок - русский и украинский (кубанский и терский) народный танец, веселый и живой. Музыкальный размер 2/4. Танец импровизированного характера. Теми вначале умеренный, затем ускоряется. Юноша, танцующий в паре с девушкой, повторяет ее движения. Образец - «Малороссийский казачок» А. Даргомыжского; пляска запорожцев в опере П. Чайковского «Черевички».

Камаринская - русский народный танец-песня задорного характера, исполняемый в довольно быстром темпе. Образец в произведении М. И. Глинки «Вариации на две русские народные темы».

Креольское танго (танго портеньо) - аргентинский парный танец, возникший в конце XIX века от смешения андалусийского танго и кубинской хабанеры, а также милонги; похож на контрданс.

Кукарача (ucn. cucaracha «таракан») - вид народной песни и танца в Латинской Америке (Мексика, Колумбия). Темп умеренный. Движения-имитация раздавливания тараканов. Образец - одноименная латиноамериканская танцевальная пьеса.

Лезгинка (хкадардай макъам - «прыгающий танец») - лезгинский народный быстрый танец, распространенный по всему Кавказу. Представляет собой соревнование танцующих, показывающих ловкость, виртуозность. Может исполняться как сольный мужской танец и как парный. Музыкальный размер 6/8, реже 2/4. Темп быстрый, мелодия четкая и динамичная. Образец - в опере М. Глинки «Руслан и Людмила».

Макарена - современный латиноамериканский танец. Помимо движений ног и корпуса, большое место занимают движения рук: их подъем, вытягивание перед собой, охватывание себя за плечи и др. Иногда исполняется сидя.

Метелица - русский и украинский народный парный танец. Обрядового происхождения, исполнялся зимой. Стремительного характера, с четким ритмом. Похож на русскую кадриль. Музыкальный размер 2/4. Танцующие парами идут за ведущей парой по кругу, по восьмерке и др.

Одисси - старинный индийский классический танец, религиозного назначения. Изображается любовь к Богу и преданность Ему. Плавные, мягкие движения и изящные позы. Исполняется танцовщицей под лирическую музыку. Совмещает многие черты других индийских танцев. Характерны притоптывание пятками, прыжки разных видов, подбрасывания ног, вращение на одной ноге, сложные сгибания тела. Танцовщица иногда замирает на несколько секунд в какой-то позе и становится похожей на статуэтку. Исполнялся в храмах и дворцах раджей.

Оле - испанский андалусийский танец чувственного характера. Сочетание быстрых движений руками и всем телом. Похож на фанданго.

Олень - русская хороводная и святочная игра; девушки ходят с песнями вокруг парня, который собирает с них по платочку и после берет выкуп.

Павана (от ucn. pavon - «павлин») - испанский торжественный бальный танец. Размер двудольный (реже трехдольный). Этим танцем открывали балы. Исполняется парой или большим числом участников. Исполняли с факелами или канделябрами в руках. Движения рук танцоров напоминают движения павлиньего хвоста, реверансы. Образцы - одноименная пьеса М. Равеля, в творчестве К. Сен-Санса, Р. Штрауса, А. Прокофьева (балет «Золушка»). Использован в «Балете цыганок» Франчески Каччини.

Падекатр (фр. pas de guatre «танец четырех») - бальный парный танец первой половины XX века, простой по исполнению. Партнеры по паре танцуют лицом к лицу, соединив обе руки и разведя их в стороны. Короткий скользящий шаг сочетается с вальсовым движением. Музыкальный размер 12/8,4/4.

Па-де-труа (фр. pas de trios «шаг, танец троих») - русский бальный парный танец конца XIX - начала XX века, состоящий из элементов менуэта, мазурки и вальса. Музыкальный размер 3/4.

Палоташ (венг. palotas, от palota «дворец») - венгерский бальный парный умеренно медленный танец XIX века, возникший на основе народной танцевальной музыки. Предшественник чардаша. Музыкальный размер 4/4 и далее 2/4. Образец в Венгерских рапсодиях Ф. Листа, в балете А. Глазунова «Раймонда».

Перепляс - русская народная парная или групповая пляска.

Пляска - танец, особенно народный; в узком смысле - русский хоровод (диалектное).

Регтайм (рэгтайм) (англ. ragtime, от rag «отрывок» и time «время, темп, такт», буквально «рваный такт») - американский салонный и бальный танец, возникший на основе танцевальной формы негритянского регтайма. Мелодия остро синкопирован -на, темп стремительный, аккомпанемент выдерживается в ритме стремительного шага. Послужил основой для танцев тустеп, уанстеп, фокстрот.

Рэп (от англ. to rap «говорить резко, выкрикивать») - современный жанр поп-музыки с танцем и ритмическим рифмованным речитативом под музыку. Танцоры виртуозно двигают руками и ногами.

Свинг (англ. swing «качание, ритм») - современный бытовой и бальный танец, берущий начало от стиля джазовой музыки. В хореографии и музыке сочетаются несколько афро-американских и других танцевальных традиций - рэгтайм, блюз и др.

Сударушка -- русский народный танец, очень плавный, живой. Музыкальный размер 2/4. Темп умеренный. Создан на основе русских народных хороводных танцев. Движение парами по кругу.

Тамбурин (фр. tambourin, um. Tamburino, от названия музыкального инструмента - небольшого барабанчика) - старинный французский провансальский танец; веселый, оживленный. Музыкальный размер 2/2, 2/4. Темп быстрый. Множество скачков. Исполнялся в сопровождении флейты с тамбурином в руках.

Танец-прогулка - танец-игра в правление Петра Первого. Танцующие держались за носовые платки и пара за парой переходили из комнаты в комнату. Идущие в первой паре задавали то или иное танцевальное движение, и его повторяли все остальные пары.

Танец с мечами - древний вид танца, исполнявшийся у многих народов, как вид воинского танца. Исполнители имеют в руках холодное оружие (меч, саблю, кинжал и др.) и машут им.

Танец с шалью (перевод фр. pas de chale) - бальный женский танец в XIX веке. Две или три дамы изящно танцевали в середине зала, выполняя различные манипуляции с легкими шалями. В XIX веке танец с шалью обязательно изучался в институтах благородных девиц и исполнялся на выпускных балах лучшими воспитанницами.

Танбк, танки (вероятно от слова «танец») - хоровод, игровые пляски у русских и других славян. Также понимается как священная девичья пляска, призванная увеличивать плодородие земли, при которой первоначально мужчины не могли присутствовать. Позже и народная пляска в помещении. Темп от медленного к быстрому.

Тарантелла (um. Tarantella, от Taranto - город на юге Италии; также предполагают связь названия со словом «тарантул») - итальянский танец в быстром темпе, живой и страстный, сладострастный, обычно импровизационного характера. Музыка длительно развертывается, танцовщицы бьют в тамбурин, другие стучат кастаньетами. Аккомпанемент мандолины. Хореографическое изображение любовных чувств мужчины и женщины по отношению друг к другу: попытки обольщения, приближения, удаления друг от друга, объятия, поза на коленях одного и танец вокруг него партнера. Образцы - одноименные вокальные произведения Дж. Россини, ария Фигаро в опере «Свадьба Фигаро»; в произведении Ф. Листа «Венеция и Неаполь»; в опере Дж. Верди «Сицилийская вечерня»; в опере С. Прокофьева «Любовь к трем апельсинам».


Лексика – это словарный состав произведения. Общение в хореографическом искусстве происходит по средствам музыкального языка и состоит из слов и фраз, т.е. хореографической лексики.

Хореографическая лексика – это набор многообразных хореографических движений, которые балетмейстер использует для выражения своей идеи, создания хореографического образа.

К хореографической лексики относятся: движения, позы, ракурсы, мимика.

Хореографическая лексика отражает индивидуальность автора, её качество зависит от профессионального уровня и интеллекта автора. Хореографическая лексика всегда находится в развитии. Всякая новая лексика на протяжении времени, либо забывается, либо остаётся, утверждается и переходит в традиционную – новую.

Диапазон лексики широк. Это классический танец, народно-сценический танец, историко-бытовой танец, бальный танец, джаз танец, танец модерн, свободная пластика, акробатика (трюки), пантомима (бытовые жесты, мимика).

Балетмейстер может использовать отдельные виды лексики, или их взаимообагощать. Каждый из видов лексики имеет собственную поэтику, т.е. определённую сферу применения, собственную способность, отличительную от других передавать содержание танца. Например: классический танец отражает поэтическо-духовное начало, народный танец особенности национального мироощущения, историко-бытовой и бальный танец предметы эпохи, стиль истории периода, джаз, модерн, свободная пластика передают чувственное проявление человека, приземлённый характер движений, пантомима передаёт конкретную информацию.

Разновидности лексики:

1. Имитационно - подражательная (изобразительная) – трудовым процессом, повадкам животных, птиц.

2. Образно-выразительная.

3. Национальная.

4. Техническая (трюковая) – это наиболее сложные элементы, которые демонстрируют ловкость и индивидуальность исполнителя (доступно не всем).

5. Детская лексика (характерна только детям, для её создания нужно наблюдать за поведением и играми детей).

16. Хореографический текст

Хореографический текст - это сочетание в определённой последовательности всех танцевальных движений хореографического номера. Именно в хореографическом тексте замысел балетмейстера получает конкретное воплощение. Изменение строения этой последовательности включения в неё других движений и смысловое содержание номера.

Таким образом, создание хореографического текста это сложный творческий процесс, который требует от балетмейстера:

    Понимание смысла каждого движения, умение сочетать и соединять движения в нужной последовательности, чтобы стали ясны: тема, идея, образ произведения.

    Музыкальная грамотность.

    Умение осмыслять увиденное, услышанное, прочувственное в хореографии, и создавать хореографический образ пластикой тела и выразительностью.

Создание образной лексики

Балетмейстера ждёт неудача, если он пытается соединить в номере большое количество разных движений. В основе создания хореографического образа лежит отбор необходимых, ограниченных в количественном отношении движений, но обладающих ярко выраженной индивидуальностью, неповторимостью сути образа. Они соответствуют образу на протяжении номера, появляются неоднократно, развиваются (комбинируются) и видоизменяются (варьируются) вместе с развитием образа. Необходимо искать какой-то яркий жест, позу, т.е. лейт-движение (ведущее движение), которое повторяется на протяжении всего номера в различных сочетаниях с другими движениями и напоминающее зрителю основную характеристику героя, более яркую черту того или иного образа.

У зрителя оно остаётся в памяти, а их особенности характера, свойство персонажа подчёркиваются, делают образ отличительным от других. На протяжении номера образ сопутствуют небольшие хореографические пластические мотивы - это небольшая, слитная группа движений, которая имеет значимость для сути образа, становится его характеристикой.

Например, миниатюра лебедь в постановке Фокина она построена на скользящих «pas de bouree», «arabesque», и движений рук плюс образ лебедя, у которого есть желание жить, и эмоциональное состояние у него тоска, грусть, печаль.

Общие признаки, танцевальная лексика, составные части, этапы освоения русских народных танцев

Составитель:

Паненко Татьяна Дмитриевна,

педагог дополнительного образования МБОУ ДОД «Дом детского творчества»

Беловского муниципального района

Введение

Русский танец это важная составляющая часть народной хореографии. В своей художественной целостности он поражает разнообразием ритмического рисунка и мелодического звучания. Приобщение детей к самобытному искусству позволяет развивать у них не только красоту движений и осанки, но и развивать социально значимые качества личности.

Ролевая функция девочек в танце выражается в плавных, спокойных движениях, выразительности позиций рук и ног, благородной сдержанности с долей игривости наряду с грацией и горделивостью. Для мальчиков характерной чертой является достоинство и благородство даже в более резких, чем у девочек, быстрых и ритмически четких движениях.

Занимаясь с детьми хореографическим искусством уже более двадцати лет, можно отметить, что в процессе коллективного изучения многообразия русского танца, его своеобразия и красоты, освоения рисунка движений у них постепенно формируется уверенность, самостоятельность, развиваются навыки продуктивного межличностного общения. Участие в концертах становится важной жизненной школой, помогая юным танцорам преодолевать боязнь публичных выступлений.

Цель методической разработки: определение значимости русского танца как народного достояния для освоения детьми на занятиях художественного коллектива.

    Рассмотреть общие признаки и проанализировать танцевальную лексику русского танца.

    Определить значение музыки и костюма как составных частей композиции танца.

    Представить этапы освоения русского танца в рамках занятий в детском хореографическом коллективе.

    Общие признаки и танцевальная лексика

Танец как эмоционально красочное творение народа отображает всю его многообразную жизнь на протяжении многих веков, воплощая творческую фантазию людей, их надежды и чаяния, любовь, страдания и стремление к постижению гармонии.

Народный танец отличается своей содержательностью, наличием конкретных художественных образов, драматургической основой, вытекающей из сюжета и воплощаемой в разнообразных пластических движениях, складывающихся в пространственный рисунок .

Танцевальный образ зрительными и слуховыми рецепторами воспринимается, как непосредственно в том виде, в каком его передают исполнители, так и посредством вызываемых его движениями ассоциаций.

Художественная целостность танца складывается из танцевальной лексики, гармонично связанной с характером, темпом, ритмом мелодии.

Поскольку народный танец через художественные образы раскрывает и эмоционально выражает духовную жизнь народа, его идеалы и быт, то он естественным образом становится одним из важных средств воспитания подрастающего поколения.

Зарождается интерес у детей к постижению самобытного танцевального искусства, благодаря великолепию русского танца, выраженного в разнообразии его рисунка и богатом внутреннем содержании. Завораживают величавые хороводы, задорные кадрили, виртуозные пляски. Если в глубокой древности танцу придавалось мистическое религиозное звучание, то со временем он утратил ряд религиозных черт, преобразовавшись в бытовой, наполненный глубоким смыслом выразитель настроения и чувств исполнителей посредством движений.

В зависимости от региона наблюдается своеобразие лексики, манер, используемых приемов и стиля исполнения. Специалист без труда различит танцы разных краев, областей, республик по замысловатости коленей, яркости и своеобразию покроя костюмов, выразительности положений, оригинальности рисунка.

Танцевальная лексика является одной из важных составляющих танца . Она включает в себя следующие элементы:

  • интонация;

    движения головы, ног, рук, корпуса;

Именно знание танцевальной лексики позволяет легко классифицировать все многообразие русского танца в зависимости от региона, где он зародился и исполняется.

Выделяется несколько разновидностей танцевальной лексики:

    Образная или эмоционально – подражательная, предполагающая создание в танце конкретного образа животного, птицы и пр.

    Естественно – пластическая танцевальная лексика, обусловленная внутренним контекстом изображаемого танцевальными движениями действия.

    Традиционная лексика, базирующаяся на созданном ранее рисунке танца, подвергающемся постоянному усовершенствованию с приданием черт, присущих определенной эпохе.

Танец как художественное целое органично соткано из соответствующей танцевальной лексики, которая наполняет любой рисунок движений содержанием, влияет на логику построения музыкальной фразы, позволяет подобрать выразительные образы и создать неповторимое хореографическое произведение.

    Музыка и костюм – составные части композиции танца

Чтобы создать цельную композицию хореографического произведения, необходимо на подготовительном этапе пройти несколько последовательных ступеней.

    Изучение разнообразных – изобразительных, этнографических, музыкальных, исторических источников по выбранной теме.

    Определение содержания или более конкретной драматургии произведения.

    Подбор музыкального материала.

    Сочинение рисунка танца.

При построении танцевального произведения используются основные законы. Должна быть продумана цельность линии всей экспозиции, начиная с завязки, продолжая развитием сюжета, подводящим к кульминации, и заканчивая четкой развязкой.

Этот принцип органично распространяется на составление рисунка танца. При этом даже миниатюрная комбинация, которая разработана по этим правилам, обретает логическую завершенность.

Когда рождается внутренняя гармонично выстроенная форма танца, можно считать, что подготовительный этап завершился.

Чаще всего уникальные произведения народной хореографии становятся продуктом коллективного творчества, и у них нет одного конкретного автора. Впоследствии они берутся за основу, интерпретируются и оттачиваются в соответствии с требованиями времени. При этом сохраняется главное – широта, красота, необычайная эмоциональная окраска и душевная лиричность русского танца.

Музыка является душой танца. Это выразительное средство, которое отражает национальные черты, темперамент, уникальные особенности народа, его создавшего. Народная музыка отличается энергетической насыщенностью, ей присуща удаль, внутренняя сила, душевность и задор наряду с напевностью и выразительностью медленных танцев. Длительный период времени танцы в народном быту были неразрывно связаны с песнями, исполняясь в различных ситуациях под них. Со временем стали разрабатываться танцы, для которых пишется только музыка.

Музыкальное сопровождение не может оставаться статичным, оно изменяется при каждом исполнении одного танца, поскольку существует множество его вариантов. Метрическая структура народных мелодий традиционно двух- и трехдольная. Обязательным требованием к музыке является ее соответствие рисунку, танцевальной лексике, костюму, сюжету.

Костюм находится с танцем в тесной зависимости. Он не просто отражает внешнюю зримую форму танца, а связан со всем его внутренним содержанием, являясь своеобразной «визитной карточкой». В многочисленных вариациях народных костюмов, изготавливаемых в разных регионах, при глубоком анализе обнаруживается много общих черт, придающих национальный характер. Поэтому при моделировании сценического костюма учитываются не только характеристики танца, но и особенности народа. Если подбирается неудачный костюм, то ожидаемого эффекта ожидать не приходится. Необходимо отметить, что многообразная русская народная одежда отличается в любом варианте высоким художественным вкусом.

Мужской праздничный костюм (рисунок 1) является более статичным, он мало претерпел изменений на протяжении веков. Также и в разных регионах нет существенных различий. Чаще всего это белая прямая рубаха с вышивкой, характеризующей регион. Материалом служит домотканое полотно или шелк. Дополняют костюм порты синего цвета в елочку или полоску, сапоги. Сверху надевается длинный казакин, не имеющий воротника, который позднее заменил пиджак или жилетка. Довершается в некоторых районах образ шляпой, картузом .

Архангельская губерния

Тульская губерния

Воронежская губерния

Современная стилизация

Рисунок1 – Мужской русский народный костюм

Женская одежда имеет более выраженные различия. Она может иметь особенности цветового, орнаментального решения, покроя не только при делении на север и юг, но и в каждом отдельном субъекте (рисунок 2).

Архангельская губерния

Вологодская губерния

Нижегородская губерния

Орловская губерния

Воронежская губерния

Рязанская губерния

Курская губерния

Смоленская губерния

Тульская губерния

Тверская губерния

Современная интерпретация

Рисунок 2 – Образцы женских русских костюмов

    Этапы освоения жанров русского танца в рамках занятий в детском хореографическом коллективе

Одним из направлений обучения детей искусству выполнения русского танца является процесс введения в структуру занятий новых элементов, эффективных подходов, принципов, содействующих поддержанию устойчивого интереса и сформированной мотивации к этому виду деятельности.

Для накопления учебного материала по темам программы разрабатываются тематические методические разработки. Собирается материал для проведения бесед о русском искусстве, пополняется и систематизируется банк иллюстраций, фотографий, видеофильмов.

Разрабатываются слайдовые презентации по изучаемым темам. Много полезного дети узнают во время совместных с другими танцевальными коллективами выступлений на различных мероприятиях, фестивалях, конкурсах. На занятиях дается конкретная познавательная информация по изучаемой теме, звучит музыка, демонстрируются видеофильмы.

Освоение движений и композиционного построения русских народных танцев имеет поступательный характер и делится на четыре этапа.

    Освоение до автоматизма выполнения отдельных движений.

    Углубленное разучивание в различных сочетаниях, характерных для определенного жанра, основных движений.

    Освоение полного рисунка танца под музыкальное сопровождение.

    Совершенствование и оттачивание танца сообразно замыслу.

На первом этапе формируется представление о танце. Педагог дает необходимые теоретические сведения, знакомит детей с историей его становления и развития, демонстрирует иллюстрации и видео записи, показывает отдельные движения. Идет тренировочная работа по освоению правильности исполнения каждого жеста, поворота и т. д.

Для педагога важно именно на этом этапе сформировать точность движений, поэтому в основном практикуются методы индивидуальной работы в сочетании с групповыми показами освоенного материала.

Второй этап органично вытекает из первого, поскольку освоение отдельных элементов постепенно сводится к их сочетанию в разных вариациях. Целевая установка в этом случае ориентирована на передачу полученных умений и возможность почувствовать гармонию перехода от одного вида движения к другому.

Педагогическое внимание нацелено на соблюдение ритма, соответствия музыке, сочетания всех базовых элементов – работы рук, ног, жестов, приседаний, поворотов головы и туловища. Этот становится основополагающим, поскольку именно в эти моменты дети начинают чувствовать красоту танца, понимать его базовую сущность, получать наслаждение от собственных элегантных и точных движений.

Если педагогу удается создать атмосферу настоящего творчества на втором этапе, то переход к третьему этапу становится совершенно органичным. Дети уже знают все элементы и базовые сочетания, поэтому освоить полностью композицию танца им несложно. Основной задачей становится уже не двигательное совершенство, а эмоциональная составляющая танца, которая очень важна именно для русских народных его разновидностей.

Когда рисунок танца полностью освоен, педагог и концертмейстер доводят его до совершенства. Завершающей точкой можно считать присвоение навыков свободного автоматического исполнения всей танцевальной композиции с точной эмоциональной окраской, что всегда находит отклик во время концертов у зрителей.

Существующий с незапамятных времен. Его отличительная яркость и эмоциональный посыл никого не оставляют равнодушным и вовлекают в свое действие всех желающих приобщиться к многогранному миру искусства.

Русский танец - богатство национальных традиций

Ни для кого не секрет, что русский народный танец является прародителем всех направлений отечественного танцевального искусства, которое формировалось в течение многих лет на его основе. Постоянно меняющаяся мода и стремительное течение времени никак не смогли воздействовать на него и тем более повлиять на полное исчезновение с русской земли. Этот вид творчества гордо несёт в себе всю историю нашего народа. Каждое поколение как святыню сохраняет память о своих далеких предках и трепетно бережёт всё то, что отображает их жизнь.

Что отражает русский танец

Являясь ярким и красочным творением, русский народный танец отражает эмоциональное, художественное и характерное представление о его многовековой истории. Он воплощает в себе всю творческую фантазию народа, глубину его мысли и чувства. Этот вид искусства несет в себе конкретную идею, которая очень точно отражается в постановках. В них присутствуют: драматургическая завязка, сюжет, замысловатые художественные образы, рождающиеся благодаря многообразию пластических движений и задуманных рисунков. Исполнительский образ воспринимается нами путем ассоциаций.

Танцевальная лексика

Содержание танцевальной лексики плотно связано с характером и ритмом мелодии. Она является самым ярко выраженным средством в танцевальном номере. Ее составляющие инструменты: пластические жесты, мимика, мизансцены, движения рук и ног, головы и корпуса. Русский народный танец отражает лексику в концентрированной форме и прямой совокупности с национальным колоритом. Она помогает определить, к какому месту жительства относится постановка.

Виды народной лексики

Русский народный танец объединяет в себе четыре вида танцевальной лексики:

  1. Образная . С ее помощью создается эмоционально-подражательная ассоциация с предложенным образом. Например: ель, заяц, олень, птица и так далее.
  2. Естественная . Само действие подсказывает развивающуюся в танце пластику.
  3. Традиционная . Техника, наработанная за долгое время и находящаяся в постоянном процессе развития. Современные постановочные работы стилизованных танцев отличаются от старинных своей выразительностью, техникой исполнения и многообразием танцевальных движений.
  4. Интонация . Это пример ярко выраженного сочетания характера эмоционального состояния с ритмом произведения. К примеру, одинаковое движение, которое исполняется в различных ритмах, отражает абсолютно разное настроение исполнителя: быстрый темп выражает радость, медленный - подчеркивает нотку грусти и мечтательности.

Русская народная пляска «Барыня»

Русский народный танец «Барыня» - это импровизированная пляска. В каждом регионе ее исполняют по-разному, но неизменными остаются музыкальный размер (2/4), живой темп и веселый настрой. Название танцевальной постановки произошло от слов песенного припева. Исполняется «Барыня» сольно, парами или просто всем ансамблем совместно. Для нее характерны несколько установленных танцевальных фигур, которые перекликаются с плясовыми интерпретациями.

Русский народный танец «Калинка»

Русский танец «Калинка» стал визитной карточкой наших спортсменов на соревнованиях по гимнастике, танцам на льду. Также с него начинают свое выступление прославленные фольклорные коллективы. Нашу национальную русскую пляску любят и исполняют во всем мире. В ее рисунках заложены: сочетание спокойных и быстрых движений, широта размаха родных просторов, прочная связь с народными традициями. Народный танец всегда будет нужен людям, и поэтому он существует не одно столетие. В нем ярко отражается жизнь простых людей: их трудовые будни, помыслы, чувства, переменчивость настроения, умения и созидание. Русская пляска необходима людям как вид национального искусства, поддерживающий традиции народа и создающий духовную красоту своеобразными и выразительными пластическими и музыкальными средствами.

Loading...Loading...